Почему программа сперанского не реализована

В вину реформаторам нередко ставится тайность подготовки конституционных проектов. Но можно ли было их обсуждать публично, когда большинство общества или в лучшем случае не понимало смысла реформ, или было настроено враждебно?

В числе основных причин неудачи реформ называется и отсутствие в конституционных проектах как М.М. Сперанского, так и Н.Н. Новосильцева пункта об отмене крепостного права. Анализ правового материала, причем не только российского, но и североамериканского, позволяет сделать иные выводы. Вопрос о крепостном праве обходился молчанием, видимо, из тактических соображений.

По указанию Александра I проекты крестьянской реформы готовились в 1817-1819 гг. сначала графом А.А. Аркачеевым, а затем министром финансов графом Д.А. Гурьевым. Можно строить различные предположения о замыслах императора, но несомненно одно — проекты конституционной и крестьянской реформ находились в определенной взаимосвязи.

Рискнем предположить, что первоначально планировалось про вести конституционную реформу, а затем крестьянскую. В соответствии с принятой в отечественной историографии точки зрения, такая мысль на первый взгляд кажется абсурдной. Но ведь действовала же Конституция США на протяжении ряда десятилетий при сохранении рабства негров и бесправия индейцев.

Либерализм в России: почему Сперанскому не удалось изменить судьбу страны // Прокудин

Таким образом, в начале XIX в. в России оформилась национальная конституционная доктрина. Представлена она была в основном идеями дуалистической монархии, заимствованными из Европы.

Заключение

Согласно изученному материалу можно сделать вывод что, конституционная традиция в России была уже достаточно развита к моменту начала работы Сперанского над Планом государственных преобразований. К разработке своего проекта Сперанский приступил, уже имея на руках документы, разработанные в России, похожие на конституции, а также и использовал различные достижения передовой западной мысли (французские конституции). Основные идеи, изложенные в Плане государственного преобразования, были всё — таки хоть и хороши, но слишком радикальные и не своевременны на почве русской действительности.

Основные принципы проекта политической реформы Сперанского:

Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.

Объективно первый шаг к ограничению самодержавной власти.

Реализация принципа разделения властей.

Три ветви власти сходятся в Государственном Совете — совещательном органе, назначаемом императором.

Исполнительная власть принадлежит министерствам.

Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.

Четырехступенчатые выборы в Государственную Думу.

Государственная Дума должна была обсуждать предложенные ей сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Судебные функции принадлежали Сенату, члены которого назначались императором пожизненно.

Читайте также:
Инвентор программа для проектирования отзывы

9.2. Реформы М. Сперанского

Избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом.

Можно выделить следующие причины отставки М.М. Сперанского:

Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.

Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.

Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. «Он все делает наполовину» (Сперанский об Александре!).

Таким образом, Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или по гласному признанию действующего закона, целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.

По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.

Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

Источник: infopedia.su

Реформы М. М. Сперанского

Либеральные реформы М. М. Сперанского при Александре I (в данном случае его деятельность при Николае I как реформаторскую можно рассматривать лишь условно) – это целый комплекс логических, связанных между собой мероприятий, которые были направлены на коренную перестройку системы управления государством. Он, как и многие другие его коллеги, считали, что государственный аппарат громоздкий, работает непродуктивно, требует больших затрат. Кроме того, он, настроенный либерально, считал, что абсолютизм как государственная система устарел и государству необходимо двигаться по пути конституционализма (при этом он не был противником самодержавия, считая, что либеральные реформы лишь укрепят власть императора и будут минимизировать риски революций).

Читайте также:
Специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы

М. М. Сперанский

Реформы М. М. Сперанского в царствование Александра Первого

Если говорить кратко, всю реформаторскую деятельность чиновника при Александре Первом принято делить на три этапа:

  • первый этап: 1802-1807 год;
  • второй этап: 1808-1810 год;
  • третий этап: 1810-1812 год.

После опалы Михаил Михайлович вернулся к политическому управлению (пензенский гражданский губернатор, генерал-губернатор Сибири, возвращение на пост главы Комиссии по составлению законов, членство в Государственном совете, работа в Комиссии по делам военных поселений), но начиная с 1816 года радикальными проектами он уже не занимался, понимая всю бессмысленность их составления и продвижения в тех условиях, которые сформировались вокруг престола (также, вероятно, он не хотел повторения сибирской ссылки и старался, хотя и безрезультатно, вернуть доверие и расположение императора).

Реформы 1802-1807 года

В самом начале Михаил Михайлович работал под началом В. П. Кочубея, анализируя общее устройство политической системы государства и ее недостатки. В этот период он написал и опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости распределения компетенций между государственными органами. Эти доклады легли в основу его дальнейших проектов и государственных преобразований.

М. М. Сперанский и Александр 1

М. М. Сперанский и Александр 1

Основные идеи плана государственного преобразования М.М. Сперанского:

  • укрепление самодержавной власти императора (конституция рассматривалась как раз как инструмент для укрепления императорской власти);
  • разделение властей (по Монтескье) на законодательную, исполнительную и судебную;
  • соблюдения принципа выборности властей на нижних и верхних уровнях;
  • учреждение некого законосовещательного органа, который будет играть главную роль в составлении законопроектов;
  • соблюдения принципа разделения гражданских и политических прав;
  • кодификация законов Империи и их модернизация под новую политическую систему;
  • движение к отмене крепостного права как явления.

Также в этот период Михаил Сперанский участвовал в разработке проектов по реорганизации исполнительной власти (созданию министерств), а также в составлении Указа о вольных хлебопашцах. Его планы предусматривали такое развитие событий, как отмену крепостного права и разделение исполнительной власти.

Реформы и проекты 1808-1810 годов

В 1809 году Михаил Сперанский написал и опубликовал один из главных своих программных документов – «Введение к уложению государственных законов».

Читайте также:
Инструкция по заполнению программы НДС налогоплательщик

Реформы и проекты 1808-1810 годов

В основу этого документа легли такие основные идеи и положения, как

  • разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную;
  • разделения общества на три основных класса (по материальному признаку);
  • внедрения так называемого «природного» (гражданского) права, согласно которому основные права были закреплены за всеми тремя классами, а политические только за первыми двумя.

Согласно первой идее, центральная власть должна была быть структурирована следующим образом (таблица ниже).

Интересно. Также М. М. Сперанским была продумана реализация принципа разделения властей и «на местах». Она должна была быть представлена аналогичными губернскими, окружными и волостными органами местной власти: Управления, Думы и Суды.

Государственная Дума должна была стать совершенно новым органам власти в данной системе, выборным законодательным органом. Выборы должны были бы проходить в четыре этапа: сначала выборы в Волостную Думу, потом выборные из нее голосовали бы за членов Уездной, уездные депутаты выбирали бы губернских, а губернские – общенациональных. Руководить Думой должен бы был канцлер, назначаемый императором. Взаимодействие Государственной Думы с остальными органами власти было бы на уровне законопроектов, окончательный вариант которых формировался бы Госсоветом, а принимался бы Думой.

Согласно второй идее социальный состав общества должен был выглядеть следующим образом (таблица ниже).

М. М. Сперанский

М. М. Сперанский, как уже было указано выше, предлагал наделить естественными правами (право на жизнь, на владение имуществом, на справедливый суд) все три класса, а вот политические права должны были сосредоточиться в руках первых двух классов. Здесь важно отметить, что социальный проект предполагал так называемую социальную мобильность, то есть при наличии определенного капитала можно было перейти в высший класс, а, следовательно, приобрести и политические права.

Почему проект Сперанского не был реализован?

Консервативные круги были настроены крайне негативно к реформам, считая, что это подорвет основы государства. Александр I понимал, что резкая критика Сперанского направлена в его собственный адрес. Александр стремился объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном, что сыграло также не последнюю роль, так как Сперанского даже обвиняли в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции. Александр помнил судьбу своего отца, поэтому выступил на стороне консерваторов.

Свежие записи

  • Нуклеиновые кислоты — функции РНК и ДНК
  • Глицерин — применение, побочные эффекты и свойства
  • Катодно-лучевой эксперимент
  • Определение и типы химических соединений
  • Закон Чарльза в общем уравнении газа

Нуклеиновые кислоты — функции РНК и ДНК

Глицерин — применение, побочные эффекты и свойства

Определение и типы химических соединений

Закон Чарльза в общем уравнении газа

Общие соединения и их химические формулы

Источник: bystudin.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru