Почему программа реформ сперанского не была реализована

Александр I благодаря своему воспитанию и заложенным от природы задаткам был человеком добрым. Воспитание при дворе его великой бабки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии (в Берне). Но одновременно император был нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между часто враждовавшими дворами своих бабки и отца.

Это серьёзно повиляло на действия Александра I на престоле. Как либерал он санкционировал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

9.2. Реформы М. Сперанского

Прежде всего, Негласный комитет разрабатывал реформы. Но кроме того, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты. И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие возможности.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

У первых реформ не было единого курса. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, озвученную ещё просветителями. Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.

Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.

Крестьянская реформа была изначально половинчатой, не предполагавшей никаких обязательных мер, а просто призванной облегчить процедуру добровольного освобождения крестьян.

Из этих реформ самой важной была образовательная. После Указа о вольных хлебопашцах мало что изменилось. Реформа системы управления не ликвидировала главного недостатка системы – крайней бюрократизированности. В то же время реформа образования создала сеть университетов и гимназий, которые были разбросаны по всей империи, потому стали доступнее талантам из провинции.

Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

Схема центральных органов власти после реформ Александра I (включая предложения Сперанского).

Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Почему проект Сперанского не был реализован?

Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило характера, решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.

Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?

Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки. О многих из его реформах она, видимо, мечтала. Особенно это касалось отмены крепостного права.

Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого практически рабства ещё во время созыва Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это могло бы со временем размыть сословную структуру, что в свою очередь было важным условием модернизации. Также важным стало бы создание системы дум. Участие в выборных органах власти начиная с нижних уровней могло бы выработать у населения политическую культуру и построить «демократию снизу».

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?

Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями). Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления. В ХХ веке введение парламентов в некоторых азиатских странах без соответствующей политической культуры населения приводило к тому, что органы народного представительства оказывались консервативнее правителей, а выборы на самом деле не были свободными – влиятельные люди на местах просто оказывали давление на избирателей. Система дум, предложенная Сперанским, как раз воспитывала политическую культуру и строила «демократию снизу» почти наверняка беря пример с Англии.

Читайте также:
Что такое программа rda

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. С помощью Интернета соберите материал длл проведения в классе дискуссии на тему «Могли ли быть осуществлены все планы М М. Сперанского в России начала XIX в.?».

Преобразования и их оценка.

— Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.

— Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.

— Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.

— Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.

— Вполне можно было разделить население на дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т. п.). Но гораздо сложнее было бы обеспечить социальные лифты, переход из одного состояния в другое лишь благодаря приобретению имущества. Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.

— Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы? Поднять восстание?

Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались. Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров. В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.

— Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты. Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.

Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными.

Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели. В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами? Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу I803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян.

Главной трудностью для такого помещика должна была стать бюрократическая волокита. Разработанные условия соглашения с крестьянами его обязывали отправить губернскому предводителю дворянства, который переправлял их министру внутренних дел, после чего они поступали на рассмотрение ещё и императору. В то время документы могли рассматриваться в инстанциях годами (что официально, конечно, объяснялось крайней загруженностью чиновников), потому такая процедура могла стать реальным препятствием на пути осуществления благого начинания. По сравнению с этим «взнос узаконенных пошлин» казался очень небольшой жертвой, какими бы эти пошлины ни были.

Источник: resheba.me

Программа М. М. Сперанского

Граф Михаил Михайлович Сперанский — это русский государственный и общественный деятель начала XIX века.

Император Александр I с первых лет правления задумывался о либеральных реформах. В 1801 году с этой целью был создан «Негласный комитет», но его деятельность не увенчалась большими успехами. Лишь после заключения Тильзитского мира в 1807 году Александр вернулся к проектам преобразований. Теперь его главным помощником стал Михаил Михайлович Сперанский.

Сын сельского священника, воспитанник духовной семинарии, Сперанский одними талантами без протекции возвысился до положения императорского секретаря. Блестяще зная иностранные языки, он ознакомился с передовыми политическими, юридическими и экономическими сочинениями своего времени. Немногие могли сравниться со Сперанским по широте образования. Однако по характеру он был слишком склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению абстрактных планов – в теории стройных, но обречённых на практике встретить крупные препятствия при внедрении среди людей, со всеми их недостатками и противоречивыми интересами.

Читайте также:
Программа это документ определяющий

Сперанский по поручению Александра I в конце 1808 – 1809 разработал проект реформ, который должен был кардинальным образом поменять систему управления страной.

Проект государственной реформы

Согласно программе Сперанского, предполагалось ввести в империи принцип разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная власти. Каждая из ветвей власти получала высший орган:

  • Государственная дума возглавляла законодательную ветвь власти;
  • Правительство, состоящее из министров, стояло во главе исполнительной власти;
  • Сенат становился главным судебным органом.

Планировалось ввести широкое местное самоуправление, состоящее из трёх ступеней:

  • Волостная;
  • Окружная (уездная);
  • губернская.

Сперанский думал устроить местные органы не на узком сословно-дворянском принципе, а допустить к выборам всех собственников земли, к которым он относил и государственных крестьян. Государственные крестьяне в общей массе крестьян страны составляли тогда 45%, а частновладельческие крестьяне – 55%.

Согласно проекту, в каждой волости все землевладельцы-дворяне и представители от государственных крестьян (один депутат от 500 душ) составляли волостную думу – общее собрание, которое должно было на три года избирать волостное правление для управления местным хозяйством. Волостная дума избирала также депутатов следующей ступени местного самоуправления: окружной думы. Окружная дума избирала окружное правление и депутатов губернской думы. Последние выбирали губернское правление и избирали депутатов в Государственную думу.

«Программа М. М. Сперанского»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Выборность Государственной думы и широкое избирательное право (хотя многоступенчатое и неравное для крестьян и дворян) были важнейшим новшеством проекта Сперанского. Высшим законодательным органом империи становилось выборное народное представительство. Реформа не давала Государственной думе широких полномочий. Думские депутаты не имели законодательной инициативы.

Законопроекты на обсуждение могли выносить члены правительства. Одобренные Государственной думой постановления в силу вступали только после санкции императора, но ни один закон без рассмотрения в Думе не мог быть введен в действие. Царь и правительство, согласно проекту, лишались права издавать законы по собственному желанию.

В число сфер, подведомственных Государственной думе, входило установление размеров и видов налогов. Министры, имея право законодательной инициативы, были ответственны перед депутатами Думы. Дума могла возбуждать представления о государственных нуждах и о мерах правительства, нарушающих законы – вплоть до требований предать суду того или иного министра.

Частью реформы было преобразование уже существовавшего высшего совещательного учреждения при императоре – Непременного совета – в Государственный совет. Новому органу полагалось рассматривать финансовые мероприятия и предположения министров до внесения в Государственную думу.

В случае принятия проект государственной реформы Сперанского сделал бы Россию конституционной монархий с определённым ограничением императорской власти. Реформа содержала немало истинно либеральных начал, но её коренным пороком было то, что глубокое преобразование планировалось осуществить прежде социального – освобождения крепостных крестьян. Сперанский собирался внедрять конституционное устройство и либеральные принципы в обществе, не менее половины которого оставалась в рабстве. В сущности, положение казенных крестьян тоже мало отличалось от положения частно-крепостных. Без предоставления большинству народа личной свободы либерализм и конституционализм не могли утвердиться, и реформа Сперанского была обречена на неуспех.

Результат государственной деятельности Сперанского

Кроме конституционной реформы в 1808-1809 Сперанский разработал проект нового Гражданского уложения. В этом деле он также проявил свойственный ему абстрактный подход. Совершенно не сообразуясь с законодательными традициями России, Сперанский составлял новые гражданские законы исходя из требований отвлечённого разума, по учениям философов Просвещения.

Между тем, несостоятельность ряда «принципов разума» показали произошедшие недавно события Французской революции. Многие статьи в проекте Уложения Сперанского оказывались буквально списанными с Гражданского Кодекса Наполеона. Это давало повод называть его франкофилом и агентом Бонапарта. Также Сперанским был издан указ о новых правилах производства в чины, выработан план борьбы с дефицитом бюджета (созданный постоянными войнами и завоеваниями тех лет). Сперанский участвовал в разработке нового таможенного тарифа 1810 года для преодоления трудностей, связанных с присоединением России к континентальной блокаде.

Замечание 1

Из всего проекта широкого реформирования государства в действие была введена лишь ее наименее важная часть – учрежден Государственный совет.

Предполагалось 1 мая 1810 года назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Однако эта часть реформы была отсрочена, а потом отменена. Причиной было противодействие консервативных сановников, которые указывали на частные недостатки реформаторского проекта и на недопустимость такого широкого и стремительного преобразования государства перед лицом назревавшей борьбы с Наполеоном. Крупный литератор Н.М. Карамзин раскритиковал реформу, доказывая в особой записке «О древней и новой России» необходимость сохранения прочного самодержавия.

Оппозиция Сперанскому и недовольство рядом его мер заставили императора в марте 1812 отставить его со всех постов и сослать в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Лишь в 1819 Сперанский получил должность, став генерал-губернатором Сибири.

Источник: spravochnick.ru

Проект реформ Сперанского: главные положения и итоги

В первые годы правления императора Александра I (1801–1825) в России были введены новые законы в разных сферах государственной и общественной жизни. Также в это время приближенные к нему государственные деятели разрабатывали проекты законов по тому или иному вопросу. В науке отмечается, что многие реформы носили очень умеренный характер, либо вообще не были в результате проведены. Тем не менее для своего времени они были таким событием, которое характеризуется как заметное и имевшее влияние. Реформы Сперанского относят к их числу.

Читайте также:
Лучшая программа для восстановления данных на андроиде

Главные положения проекта реформ Сперанского

Когда Михаил Михайлович Сперанский стал приближенным Александра I и начал активно принимать участие в разработке проектов реформ, он проявил себя как хороший знаток права, теории государства, юридических наук. В частности, он знал существовавшие в то время европейские теории на этот счет.

В науке отмечается, что на основные его предложения в сфере государственного реформирования оказали влияние эти европейские идеи. Среди них одной из ключевых считается теория разделения властей, согласно которой в политической системе страны следовало вводить три ветви правления, каждая из которых имела свои функции и должна была контролировать и сдерживать другие ветви.

Такую систему государственного устройства предложил ввести в России Сперанский, но с учетом сохранения в ней самодержавия, поэтому верховная власть оставалась у императора. Тем не менее такое предложение характеризуется как достаточно смелое и радикальное для того времени.

Например, сильным новшеством в проекте было формирование постоянного законодательного органа государственной думы.

Другим заметным положением среди предложений Сперанского было введение гражданских прав для всего населения и наделение политическими правами новых категорий. В условиях, когда в России значительная часть населения находилась в крепостной зависимости от помещиков эти предложения были тоже очень радикальны, поскольку в случае их реализации крепостные крестьяне получили бы гражданские права, что сильно стесняло власть помещиков над ними. Сильным новшеством также стало бы получение политических прав (в том числе избирательного) государственными крестьянами. В результате можно считать, что эти проекты были для своего времени осень смелыми.

Первый этап (1802-1807 гг)

Начало реформ Сперанского относится к самым первым годам правления Александра I, когда при нем работал негласный комитет, в который входили его приближенные. Среди них был Виктор Павлович Кочубей. Именно он был знаком со Сперанским, который тогда работал у генерал-прокурора.

В результате через знакомство с Кочубеем оказался тоже среди деятелей негласного комитета, который тогда разрабатывал проекты реформ. Одним из них был документ, относящийся к изменениям в сфере правительственного управления, организации его органов. Со времен императора Петра I центральными учреждениями правительства были коллегии.

Считается, что к тому времени их организация устарела и была потребность введения таких органов, которые бы более оперативно решали дела. Сперанский вместе с Кочубеем разработал проект введения министерств. Их количество было меньше, в них выстраивалась внутренняя вертикаль.

александр реформы сперанского

В результате этот проект был реализован. В целом замена коллегий на министерства прошла в 1802–1804 годах, хотя некоторые изменения вносились и впоследствии. В 1807 году Россия заключила с Францией мир. Среди членов негласного комитета некоторые были против союза в наполеоновской Францией. Поэтому Александр I прекращает его заседания и делает Сперанского основным разработчиком дальнейших законопроектов.

Второй этап (1808-1810 гг)

В эти годы он составил документ, который считается основным среди его проектов. Он называется «Введение к уложению государственных законов». Именно в нем автор подробно изложил придуманную систему государственного управления с разделением властей. Согласно ней, высшим органом становился государственный совет. Он контролировал все остальные органы власти, его члены назначались императором.

Далее в законодательной сфере учреждалась выборная государственная дума. В ней предполагалось обсуждение и утверждение законов, которые предлагались государственным советом. Дума избиралась по ступенчатой системе в четыре ступени: сначала на уровне волости, волостная дума избирала уездную, уездная губернскую, а губернская общероссийскую.

Высшим судебным органом по документу назначался Сенат. По этому документу предполагалось ввести новую социальную организацию населения. Должно было сформировать три разряда: дворянство, среднее сословие (купечество, мещанство, государственные крестьяне), рабочий народ (крепостные крестьяне). Все они получали гражданские права, а первые два политические.

начало реформ сперанского

Из всех этих предложений было реализовано только одно по учреждению государственного совета (1810). Сам автор документа был назначен его секретарем.

Третий этап (1811-1812 гг)

В эти годы он развил предложения, ранее сформулированные. Более подробно было прописано разделение Сената, в котором предполагалось судебное и правительствующее отделение (должно было находиться во главе исполнительной ветви). Также подробнее излагался порядок наделения населения гражданскими и политическими правами.

Почему Александр I не реализовал проект Сперанского?

В целом же ключевые и самые радикальные предложения проекта не были проведены. В науке это обычно объясняется сложившимися в России порядками. В принципе проекты реформ Сперанского излагались им в связи с личным покровительством Александра I, который сам был настроен на проведение преобразований в стране. Однако введение разделения властей уже входило в некоторое противоречие с неограниченной властью монарха. Также идея наделить правами крепостных крестьян в условиях преобладания крепостного права грозила, по мнению ученых, социально-политическими потрясениями.

александр 1 реформы сперанского

Причины и последствия отставки Сперанского

В марте 1812 года Сперанский был уволен с государственных должностей. С одной стороны, проекты его реформ подвергались сильной критике со стороны многих представителей дворянства, консервативно настроенных людей. С другой стороны, сам Александр I уже не выказывал намерения провести такие радиальные для того времени реформы. В результате обозначился поворот от намерения провести заметные реформы, поскольку этот курс связывался тогда со Сперанским.

Главный итог деятельности Сперанского

Основной результат разработки Сперанским своих проектов обычно сводят в литературе к опыту такого рода законодательной деятельности, который применялся впоследствии, изучался. При проведении реформы суда в 1864 году были учтены предложения Сперанского, а сформированный в 1906 году первый представительный выборный законодательный орган власти назывался по предложению Сперанского государственной думой. При Александре I были тоже реализованы некоторые предложения по реформированию системы управления: введены министерства, учрежден государственный совет.

Источник: nauka.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru