Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята? . » по предмету История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Новые вопросы по истории
Каковы главные причины голода 1921-1922 в раннем СССР?
Периоды Столетней войны, каковы были причины?
Кому была построена самая большая пирамида в мире?
Кто такой Бог Сэт? Кто его брат?
Помогите с сочинением. Если бы я жил/-а во Франции в период Великой Французской революции, на чьей стороне и почему были бы мои симпатии?»
Главная » История » Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?
Источник: iotvet.com
30-летие программы «500 дней»: неудачная попытка реформировать советскую экономику
Явлинский. 0_logik, troll, 500 дней
В эти дни исполняется 30 лет знаменитой программе «500 дней». Именно в такой срок группа советских экономистов собиралась уложить комплекс мер по переходу к рыночной экономике.
В чем была суть программы «500 дней»
Создание программы поддерживали и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. Именно по их поручению и была сформирована рабочая группа. «Лицом» группы стал Григорий Явлинский: программа «500 дней» дала старт политической карьере прежде мало кому известного молодого экономиста. С 14 июля 1990 года Явлинский занимал пост заместителя председателя Совета Министров РСФСР – неплохо для 38-летнего, на тот период, человека.
Однако, хотя молва приписывала в то время авторство программы именно будущему лидеру «Яблока», в действительности над ней работал целый коллектив, а ключевую роль, помимо Явлинского, играл академик Станислав Шаталин. Именно его заверил Горбачев в своей поддержке программы рыночных преобразований в СССР. Кроме Шаталина и Явлинского в разработке программы участвовали Евгений Ясин, Сергей Алексашенко, Борис Федоров, Андрей Вавилов, Михаил Задорнов и ряд других экономистов.
Один из авторов программы Григорий Явлинский стал видным российским политиком 1990-х — 2000-х гг.
1 сентября 1990 года программа «500 дней» была подготовлена и утверждена Верховным Советом РСФСР, после чего ее представили на рассмотрение Верховному Совету СССР. Саму программу предлагалось реализовать в четыре этапа. В течение первых 100 дней должны были быть проведены приватизация жилья, земельных участков, мелких предприятий и акционирование заводов и фабрик.
Затем, на втором этапе, в течение 150 дней, предстояло либерализовать цены, на третьем 150-дневном этапе – стабилизировать рынок и, наконец, на четвертом этапе – начать подъем отечественной экономики. На словах всё — легко. А на деле.
Как за 500 дней уничтожить сверхдержаву. Андрей Фурсов.
Главная идея программы заключалась в сохранении республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и разумной приватизации через акционирование и т. д. То есть это был очень мягкий и поступательный вариант реформ, так как еще сохранялись шансы на «мягкое» вхождение в рынок. Первые 500 дней осуществления программы должны были заложить основы рыночной экономики,
— писал в своих воспоминаниях один из авторов программы и впоследствии вице-премьер российского правительства, ныне покойный Борис Федоров.
Плюсы и минусы программы
Безусловным плюсом программы было то, что она предлагала экономические преобразования в масштабах всего Советского пространства, то есть речь о возможном распаде СССР не шла, и авторы программы рассчитывали преобразовать экономику всех союзных республик.
Шаталин и команда предлагали сначала провести приватизацию и сформировать класс собственников, а затем либерализовать цены, что, по их расчетам, привело бы к снижению цен за счет растущей конкуренции между продавцами. Но, как известно, страна пошла по другому пути: Егор Гайдар, наоборот, сначала «отпустил цены», что и привело к их колоссальному росту.
Другое дело, что к тому моменту, когда писалась программа, Советский Союз и политически, и экономически уже находился в ситуации глубочайшего кризиса. В союзных республиках возобладали центробежные тенденции, в экономике наблюдался спад – 2% в 1990 году и уже 9% — в 1991 году. Кроме того, авторы программы, будучи экономистами-теоретиками, а не практиками, верили в возможность ее реализации без учета ключевых факторов, отличавших политическую и социальную реальность позднего СССР.
Прямое противодействие реализации программы оказал Николай Рыжков – в то время председатель Совета министров РСФСР. Он потребовал реализации собственной программы, подразумевавшей сочетание элементов рыночной и плановой экономики. Свою программу Рыжков отстаивал очень активно и в результате пригрозил Горбачёву уходом в отставку.
В итоге Горбачев решил создать комиссию, которая бы совместила две программы. И это оказалось фатальным и для программы Рыжкова, и для программы «500 дней»: сначала, в октябре 1990 года, в отставку подал Григорий Явлинский, затем в декабре у Рыжкова случился инфаркт и Горбачев 14 января 1991 года снял его с поста руководителя советского правительства.
Источник: cont.ws
Программа «500дней». Почему не была принята начало перехода к рынку.
После выборов народных депутатов РСФСР(1990г.) новое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, было вынуждено предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990г.
Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие видные экономисты разработали программу « 500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Но под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.
В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997г. однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991г. Президентом России был избран Б.Н. Ельцин.
Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.
Главная цель реформы- экономических свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие народного хозяйства и достойной уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставания от других стран.
Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству, и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командно системной, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благосостояние, напряженные и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатом.
Политика « Нового мышления»
С приходом к власти в марте 1985г. М.С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре не просто наметилось коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая название « новое политическое мышление».
Основные ее положения предусматривали:
— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические (социалистическую и капиталистическую);
— признание мира целостным и неделимым;
-провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;
— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
-отказ от принципа пролетарского (социалистического)
Интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.
Смена внешнеполитического курса советского руководства началась (как это было и прежде) со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А.Громыко, возглавлявшего МИД в течение тридцати лет, министерством был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководство МИДа.
Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование конфликтов; установление тесных экономических взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странами социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.
Источник: studentopedia.ru