31 октября Верховный Совет РСФСР принял решение о начале реализации республиканской программы стабилизации экономики и перехода к рынку. Председатель Совета Министров России И. Силаев в своём выступлении упомянул об отсчете времени реализации республиканской программы с 1 ноября. Пресса подхватила это заявление, объявив о начале Программы «500 дней». Между тем депутаты, правительство России, специалисты понимают, что Программа «500 дней» уже не может быть воплощена в жизнь в том виде, в каком она была представлена Президенту СССР, Председателю Верховного Совета РСФСР и одобрена парламентом России.
ed_glezin
И почему это спасло репутацию ее разработчиков К началу 1990 г. экономическая перестройка в СССР окончательно забуксовала. Когда в 1987–1988 гг. были приняты важные решения об экономических реформах, предприятия стали более самостоятельными. Но самые важные вопросы – о свободном ценообразовании и других рыночных механизмах – все никак не решались.
Часть 7. Сегодня расскажу не про устройство Мира, а про СЧИТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ о нём.
Горбачев и его команда не шли на это, опасаясь социального взрыва из-за всплеска цен. Чтобы смягчить последствия грядущего социального недовольства, Горбачев начал политическую реформу, надеясь выпустить пар протеста в политический свисток.
Но политическая реформа привела к образованию разных центров власти, сильнейшим из которых оказался Верховный совет РСФСР во главе с его председателем Борисом Ельциным, политическим противником Горбачева. Согласовать условия перехода к рынку стало еще труднее.
Весной 1990 г. заведующий экономическим отделом Совмина СССР Григорий Явлинский вместе с экономистами Михаилом Задорновым и Алексеем Михайловым составили проект программы перехода к рыночным отношениям «400 дней». Этот документ предусматривал замораживание развернувшегося в стране хаотического роста рыночных элементов и предлагал провести целенаправленную подготовку рыночной инфраструктуры, прекратить финансирование нерентабельных предприятий, сделать возможным банкротство, начать приватизацию за деньги земли, мелких и средних предприятий розничной торговли, бытового обслуживания, общепита и строительства.
С проектом «400 дней» Явлинский пошел к своему учителю и политическому покровителю, зампреду Совмина академику Леониду Абалкину. Программа Абалкину не понравилась, он счел ее утопичной и настаивал на доработке. Явлинский не имел публичной известности и высокого статуса.
И то и другое имелось у других людей, которые один за другим стали превращаться в «отцов» новой программы реформ. Документ получил распространение, и им воспользовался (без указания авторства) депутат Михаил Бочаров, претендовавший на пост председателя правительства РСФСР.
Ельцин пришел в восторг от того, что именно Россия может стать инициатором этих рыночных реформ в СССР, и был доволен Бочаровым. Подкупали четкие сроки программы и радикальный отказ от догм коммунистической идеологии. Тут стало известно, что Бочаров не является автором программы, а Ельцин уже сделал ставку на проект, который получил название «500 дней».
Кто такой Григорий Явлинский / Максим Кац
Узнав о Явлинском, Ельцин предложил ему сотрудничество. 14 июля Явлинский стал «российским Абалкиным», заняв посты заместителя председателя Совета министров РСФСР и председателя Госкомиссии РСФСР по экономической реформе. Разработка программы стала полем для сближения союзного и российского руководства.
2 августа 1990 г. Горбачев и Ельцин образовали комиссию по подготовке совместной программы перехода к рынку во главе с академиком Станиславом Шаталиным – Явлинский казался недостаточно статусной фигурой. В основу деятельности комиссии легла программа «500 дней».
В доработке программы приняли участие такие известные в будущем экономисты, как Сергей Алексашенко, Андрей Вавилов, Леонид Григорьев, Борис Федоров и др. Но Госплан и другие ведомства не стали сотрудничать с комиссией. За этим сопротивлением стоял председатель Совета министров СССР Николай Рыжков. К концу августа программа была подготовлена.
Она включала проект экономического соглашения с разграничением полномочий центра и республик и 20 законопроектов, предусматривавших начало приватизации при сохранении существующих цен на 100–250 дней. Верховный совет РСФСР программу поддержал.
Программа вызвала критику со стороны союзного правительства и ряда экономистов и политиков, выступавших за незамедлительное введение рыночных отношений еще до приватизации. У Рыжкова и Абалкина была готова своя программа перехода к рынку – не 500-дневная, а пятилетняя.
Столкнувшись с их сопротивлением Явлинскому и Шаталину, Горбачев стал искать компромисс и предложил объединить две программы в единую программу президента СССР. Эту задачу президент поручил академику Абелу Аганбегяну. 11 сентября Горбачев заявил, что ему «больше импонирует» экономическая программа Шаталина.
16 октября 1990 г. Ельцин выступил в Верховном совете РСФСР с программной речью, в которой критиковал Горбачева за нерешительность и нарушение взаимных договоренностей по реализации программы «500 дней», и объявил, что отныне Россия будет проводить программу сама, без Союза. Это заявление было чисто политическим, так как программа была рассчитана на общесоюзные реформы.
После этого выступления Явлинский покинул посты в российском правительстве. Россия ускорила действия по достижению экономической самостоятельности от союзного руководства, а программа «500 дней» так и не стала воплощаться. Впрочем, для репутации ее составителей так было даже лучше. Любая политика либерализации в тех условиях несла бы с собой социальные издержки и проклятия пострадавших. А нереализованные программы оставляют по себе идеализированный миф. Ведомости, 23 августа 2020 года https://amp.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/08/23/837480-programma-500
Источник: ed-glezin.livejournal.com
Программа «500дней». Почему не была принята начало перехода к рынку.
После выборов народных депутатов РСФСР(1990г.) новое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, было вынуждено предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990г.
Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие видные экономисты разработали программу « 500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Но под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.
В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997г. однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991г. Президентом России был избран Б.Н. Ельцин.
Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.
Главная цель реформы- экономических свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие народного хозяйства и достойной уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставания от других стран.
Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству, и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командно системной, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благосостояние, напряженные и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатом.
Политика « Нового мышления»
С приходом к власти в марте 1985г. М.С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре не просто наметилось коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая название « новое политическое мышление».
Основные ее положения предусматривали:
— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические (социалистическую и капиталистическую);
— признание мира целостным и неделимым;
-провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;
— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
-отказ от принципа пролетарского (социалистического)
Интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.
Смена внешнеполитического курса советского руководства началась (как это было и прежде) со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А.Громыко, возглавлявшего МИД в течение тридцати лет, министерством был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководство МИДа.
Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование конфликтов; установление тесных экономических взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странами социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.
Источник: studfile.net