Почему государственные программы неэффективны

По итогам 2019 года наименьшую эффективность показали госпрограммы по научно-техническому прогрессу, внешнеэкономической деятельности, сельскому хозяйству, а также по развитию Крыма и Севастополя. Такие данные содержатся в докладе Минэкономразвития, ответственного за их реализацию («Известия» ознакомились с выдержками из документа). Кроме того, ведомство отметило неэффективность исполнителей и крайне скромный уровень софинансирования госпрограмм региональными бюджетами. Низкий КПД мероприятий связан с отсутствием привязки целевых показателей к конкретным мерам их достижения, а в кризис подобные инструменты и вовсе теряют смысл, заявили эксперты.

Регионы поскупились

Минэкономразвития подготовило годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ по итогам 2019-го. Согласно документу, совокупное кассовое исполнение мероприятий оказалось неплохим: освоение средств за счет всех источников достигло 18,5 трлн рублей или 97% от запланированного показателя. При этом объем денег федерального бюджета превысил целевую величину на 2,4% и составил 11,2 трлн рублей.

Юлия Латынина. Неэффективные армии, От Бронзового века до наших дней / 17.10.22

Уровень софинансирования за счет регионов, напротив, оказался далеким от целевого показателя — он насчитал лишь 67% от плана в 2,1 трлн. В частности, наиболее низкий уровень привлечения региональных средств показали госпрограммы «Содействие занятости населения» (на нее субъекты не потратили ни рубля), «Охрана окружающей среды» (только 2,5% от предусмотренного объема) и «Развитие транспортной системы» (13,9%). В Минфине не разъяснили причины этого по запросу «Известий».

В федеральном бюджете заложены 42 госпрограммы, на которые приходится 70% всех расходов — порядка 10 трлн рублей. Крупнейшие — программа по обеспечению обороноспособности страны (1,4 трлн рублей), социальной поддержке граждан (1,4 трлн рублей), управлению государственными финансами (1,2 трлн рублей)

Ниже среднего

При этом, по данным Минэка, эффективность выполнения мероприятий госпрограмм далека от идеала. Наименее результативными ведомство признало следующие программы:

— «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (Минэкономразвития);— «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» (Минэкономразвития);— «Социально-экономическое развитие Калининградской области» (Минэкономразвития);— «Научно-технологическое развитие РФ» (Минобрнауки);— «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (Минсельхоз);— «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (Минпромторг);— «Развитие внешнеэкономической деятельности» (Минэкономразвития).

Уровень выполнения мероприятий по ним был ниже среднего и составил менее 80%, зафиксировал Минэк. В ведомстве выразили неудовлетворенность и ответственными исполнителями: по данным министерства, эффективность их деятельности по половине госпрограмм не превышает 70%.

В пресс-службе Минэка на вопрос «Известий», с чем связана недостаточная эффективность всех госпрограмм в 2019 году, пояснили результаты только одной из них, посвященной внешнеэкономической деятельности.

Китай и Блистательная Порта: из лекции «Неэффективные армии»

— Объективно на реализацию госпрограммы «Развитие ВЭД» повлияло замедление темпов роста мировой экономики и торговли, снижение в стоимостном выражении поставок нефтепродуктов в результате падения средних контрактных цен, сокращение объемов экспорта черных металлов и удобрений, пшеницы, — сообщили там.

Читайте также:
Программы открывающие все виды файлов

В пресс-службе главы Крыма «Известиям» сообщили, что госпрограмма социально-экономического развития полуострова не находится в ведении Республики Крым, ее исполнителем выступает Министерство экономического развития.

В Минобрнауки в ответ на аналогичный запрос не объяснили причины неэффективности госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» в 2019 году, но рассказали, что кассовое исполнение в I квартале 2020-го достигло 23%.

Минпромторг и Минсельхоз не прокомментировали итоги профильных программ в 2019 году.

Ранее институт госпрограмм неоднократно подвергался критике. Например, экс-министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин называл их болотом, которое необходимо реформировать.

— Госпрограммы так и не стали реальным управленческим инструментом в отличие от национальных проектов, которые впервые в системе управления получили полномочия, в том числе и бюджетного характера, — заявлял он в сентябре 2019 года.

Тогда по поручению правительства министерство подготовило реформу системы управления, которая должна была объединить госпрограммы и нацпроекты. Ее планировалось провести в течение 2020 года.

Громоздкие и бессмысленные

Госпрограммы как инструмент развития во многом исчерпали свой потенциал: их используют в России более 10 лет, но существенного прироста экономике это не дает, полагает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Они представляют собой громоздкий комплекс мер, исполнение которых требует координации между ведомствами, компаниями, региональными и местными уровнями власти. Это порождает бюрократию и допускает коррупцию, уверен эксперт.

Кроме того, госпрограмм слишком много — по несколько штук на каждое министерство, поэтому выполнять их качественно и в срок не представляется возможным, уверен Валерий Емельянов. А в условиях кризиса существование госпрограмм и вовсе лишается смысла, категоричен он.

— Зачастую крупные государственные проекты набирают обороты по несколько лет, поэтому во время пандемии они бесполезны. Прежде чем произойдет согласование бюджетов, экономика успеет восстановиться сама, но цена этого восстановления окажется выше, чем если бы власти действовали более оперативно и целевым образом, — пояснил Валерий Емельянов.

Он добавил, что часть госпрограмм в этом году, скорее всего, переформатируют или объединят друг с другом, чтобы они меньше пересекались с антикризисными мерами правительства.

Госпрограммы могли бы стать полезным инструментом разгона экономики в условиях экономического кризиса, возразил управляющий директор группы рейтингов органов власти агентства НКР Андрей Пискунов. Однако представленный правительством план по стимулированию экономики показывает, что массированного наращивания расходов по ним ожидать не стоит.

Неэффективность госпрограмм, по мнению эксперта, связана с отсутствием привязки целевых показателей к конкретным мерам их достижения. Кроме того, есть проблемы с межведомственной координацией и квалификацией кадров. Эти факторы стали причиной невыполнения госпрограмм не только в 2019, но и в 2018 году, резюмировал эксперт.

nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >

Источник: www.banki.ru

Шесть госпрограмм признали низкоэффективными

В правительство поступил доклад Минэкономразвития о выполнении госпрограмм за первое полугодие 2021 года. В целом их эффективность министерство оценило в 80,3%, сообщили «Ведомости» со ссылкой на документ. При этом 13 из 45 программ признаны высокоэффективными, шесть — низкоэффективными. Показатель оценивали по исполнению контрольных событий программы (от этого зависело 80%) и по тому, как исполнялись требования по отчётности (ещё 20%).

Читайте также:
Как восстановить купленную программу

У 13 программ показатель эффективности превысил 92%, ещё у 13 он оказался выше среднего (82–92%), у девяти — ниже среднего (61–82%), у оставшихся шести была низкая эффективность (менее 61%). Средняя эффективность программ достигла 80,3%, что на 1,8 процентного пункта выше, чем за первые 6 месяцев 2020-го.

Низкоэффективными министерство признало следующие программы:

  • «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» Минпромторга (37,9%);
  • «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации» Минздрава (40%);
  • «Развитие транспортной системы» Минтранса (42,3%);
  • «Развитие энергетики» Минэнерго (44,3%);
  • «Развитие оборонно-промышленного комплекса» Минпромторга (48,7%);
  • «Информационное общество» Минсвязи (60,7%).

В Минэкономразвития заявили, что ведомства готовят предложения по оптимизации расходов на государственные программы. В Минпромторге предложили оценивать эффективность программ за год, а не за полугодие.

В мае правительство ввело новую систему управления госпрограммами. С 2022 года все программы кроме оборонной подчинят национальным целям развития. В этом они будут похожи на нацпроекты. Программы будут курировать вице-премьеры. Минфин определит низкоэффективные проекты.

Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.

Источник: secretmag.ru

Самые неэффективные госпрограммы

Самые неэффективные госпрограммы

В Минэкономразвития подведены итоги реализации в прошлом году госпрограмм. Самыми неэффективными оказались программы по развитию науки и технологий, а также по обеспечению граждан жильем. Но в целом неэффективной оказалась сама стратегия реализации госпрограмм, оторванных от задач территориального развития.

Правительство распределило госпрограммы по пяти направлениям. Каждая из них была нацелена на решение приоритетных задач в сфере социально-экономического развития и нацбезопасности.

При реализации направления «Инновационное развитие и модернизация экономики», включающего в себя 17 госпрограмм, исполнителям удалось достичь лишь 600 показателей из 1180. Хуже всего обстоят дела с реализацией программ «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» (69,6%) и «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (64,2%). За первую отвечало Минобрнауки, а за вторую — Минсельхоз.

На реализацию программы «Развитие науки и технологий на 2013 по 2020 годы» запланировано 1,5 трлн. рублей. В прошлом году было выделено 157 млрд. рублей, из них, по данным МЭР, было освоено почти 99%. Практически полный расход средств не привел к реализации поставленных целей. В правительственном отчете не объясняются причины этого провала, а лишь отмечается, что на слабой реализации сказалось «недостижение целевых значений большого числа показателей».

Реклама на веке

Провальной оказалась и еще одна программа, за которую отвечало Минобрнауки, — «Развитие образования». Степень ее реализации оказалась ниже среднего (77,8%). В Минобрнауки слабую реализацию программы объясняют негативным влиянием макроэкономических факторов, приведших к сокращению бюджетных расходов и недостаточному финансированию.

Читайте также:
Адаптированная программа в школе отзывы

Низкая эффективность зафиксирована у госпрограммы «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы», ответственным за которую был назначен Минкульт. Степень ее реализации оценена в 77,4%, а эффективность работы самого министерства в 50%.

Одни из самых низких показателей реализации оказались у программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», за которую отвечал Минстрой. МЭР оценил реализацию всего в 55% при освоении выделенных средств в 96,2%.

О неэффективности программ в сфере жилищного строительства ранее заявила Счетная палата. В ведомстве отмечали, что программа «Жилье для российской семьи» выполнена всего на 5,7%.

В АИЖК провал программы объяснили нехваткой финансирования. Между тем, по мнению Счетной палаты, она провалилась из-за того, что агентство и Минстрой не проработали эффективные механизмы для реализации программы. Именно поэтому им не удалось добиться запланированного снижения стоимости жилья на 20%.

В мае Минстрой предложил отказаться от проваленной программы, а ее цели и задачи перенести на другие, более успешные программы, также направленные на поддержку жилищного строительства. В качестве альтернативы предлагалось внести цели программы в проект «Ипотека и арендное жилье». В правительстве звучали предложения об объединении всех программ, направленных на поддержку жилищного строительства, в единую.

Наиболее эффективными госпрограммами оказались те, которые входят в направление «Эффективное государство»: «Управление госфинансами и регулирование финансовых рынков», реализуемая Минфином, «Управление федеральным имуществом», за которую отвечает МЭР, программа «Юстиция» Минюста, а также «Внешнеполитическая деятельность» (Министерство иностранных дел). МИД с Минюстом оказались самыми эффективными ведомствами в вопросе освоения бюджетных средств: оба перевыполнили план.

Лидером по эффективности реализации госпрограмм среди госкорпораций по итогам прошлого года стал Росатом с программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

Кроме того, атомная корпорация получила самую высокую оценку достижения плановых показателей среди существующих госпрограмм. Росатом также оказался в тройке ответственных исполнителей по освоению средств федерального бюджета.

Другая российская госкорпорация – Роскосмос все еще не может наладить эффективную работу. Хотя на амбициозные проекты корпорации выделяются немалые средства, эффективность реализации госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» была признана низкой.

В МЭР также отметили, что Минздрав ухудшил выполнение госпрограмм. В частности, показатели госпрограммы «Развитие здравоохранения» по итогам 2015 года были выше среднего уровня, а по итогам 2016 года — ниже среднего уровня.

Согласно докладу, о низкой эффективности работы первичного звена здравоохранения в ряде регионов свидетельствует высокая доля госпитализации по экстренным показаниям.

Проблема низкой эффективности госпрограмм поднимается чиновниками уже давно. Эксперты, комментируя ситуацию, отмечают, что низкая эффективность при их реализации обусловлена не в последнюю очередь тем, что госпрограммы зачастую оторваны от программ развития, которые реализуются в субъектах. Кроме того, не налажено их системное обеспечение материалами и другими ресурсами.

Источник: wek.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru