рование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность — это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами 1 , а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность-это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.
В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность выпускников, во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не регулируется правилами. На этот факт обращал внимание еще в 1940 г. академик Л.В.Щерба, который писал следующее: «Абсолютно грамотными и в орфографии и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающиеся грамотными, грамотны лишь относительно. Самого себя я никак не могу считать абсолютно грамотным, так как даже, например, при написании этой статьи два раза недоумевал, как надо писать то или иное слово» (Об идеально грамотном человеке // Учит. газ. — 1940. — 3 ноября).
Русский язык 5 класс (Урок№3 — Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.)
Стремление к достижению абсолютной орфографической грамотности привело бы к тому, что, даже затратив на работу по орфографии все учебное время, отведенное на курс русского языка в школе, мы и в этом случае вряд ли успели бы изучить орфографические правила в полном объеме, тем более обеспечить запоминание всех слов с непроверяемыми написаниями. И наконец, в практике письменной речи большинства людей многие правила оказываются необходимыми чрезвычайно редко, а многие слова с непроверяемыми написаниями вовсе не употребляются. Изучение таких правил и малоупотребляемых слов было бы слишком затруднительным и нецелесообразным.
В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относитель-
1 См.: Правила русской орфографии и пунктуации. — М, 1962; Тверь, 1995. 148
ной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
— познакомить школьников с основными орфографическими
понятиями;
— сформировать у учащихся орфографические умения на осно
ве этих понятий;
— научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
-сформировать у детей потребность и умение пользоваться
— создать необходимые условия (предпосылки) обучения школь
ников орфографии.
Орфография — самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с ней либо до изучения грамматики, либо после ее изучения. Первая возможность в школе нереальна в связи с тем, что русская орфография связана со всем языком — со всеми его уровнями, и незнание сведений о нем не позволит успешно заниматься орфографией. Компактное изучение орфографии после ознакомления с грамматикой возможно, но нецелесообразно, так как фактически для формирования орфографических умений будет потеряно три года.
Орфограмма — что это такое, как правильно ее объяснять и проверять
Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепенность и длительность работы по формированию у них относительной орфографической грамотности.
В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические пра-внла изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затрудни-тельно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще не известных учащимся. Так, в V классе затруднительно обучить детей правописанию гласных после шипящих в суффиксах разных частей речи, потому что еще не изучены причастия и наречия. Чтобы в V классе научить школьников умению употреблять букву ь после шипящих на конце
глагольных форм, надо уметь опознавать глаголы в повелительном наклонении.
Следует отметить, что рассредоточенно групповой способ размещения орфографического материала не проверялся ни в эксперименте, ни в опыте учителей, но в этом способе таятся резервы повышения эффективности работы по орфографии. Необходимо решить при этом ряд проблем, в частности выявить возможные микрогруппировки орфограмм, разработать на этой основе методику формирования у учащихся орфографических умений и навыков и др.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Орфографические знания. Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных фактов правописания. Например, понятие дефис — это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полуслитных написаний в словах между морфемами или между словами.
Орфографические понятия описывают систему правописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опирается, организуя учебный процесс.
В первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограмма, ошибка, буквенная орфограмма (или орфограмма-буква), небуквенная орфограмма, дефис (или орфограмма-дефис), слитное написание, раздельное написание (или орфограмма-пробел), черточка при переносе (или орфограмма-черточка), вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило, орфографический словарь. Центральными среди них являются: орфограмма, ошибка, орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них заключена как суть самой орфографии (орфограмма и орфографическое правило), так и основа методического подхода к обучению школьников орфографии (условия выбора орфограмм и опознавательные признаки орфограмм).
Во вторую группу входят следующие понятия: принцип орфографии, тип орфограмм, вид орфограмм, вариант орфограмм, вариантная орфограмма, безвариантная орфограмма, актуальная ор-
фограмма, неактуальная орфограмма, трудная орфограмма, легкая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями учитель не пользуется в учебном процессе; они являются для него базой построения методики обучения школьников орфографии.
Одни орфографические понятия, используемые в школе, являются лингвистическими (орфограмма, неорфограмма, орфографическое правило), другие — психологическими (актуальная и неактуальная орфограмма) и методическими (условия выбора орфограмм, опознавательные признаки орфограмм и др.).
Орфографический факт — это отдельное языковое яв-ление, правописание которого запоминается учеником «в лицо», а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с непроверяемыми орфограммами.
В отечественной методике преподавания русского языка были попытки создания словарей-минимумов таких слов для обязательного изучения их в школе (Н.А.Бублеева, П.П.Иванов, Н.Н.Китаев, О.М.Лобанова, А.В.Текучев и др.). Созданные орфографические словарики отражали субъективный подход их авторов к отбору лексического материала. Методика орфографии не определила принципов минимизации словаря слов с непроверяемыми написаниями. Это проблема настоящего и будущего. В связи с ее неразработанно-стью школа не располагает научно обоснованным минимумом слов с непроверяемыми орфограммами, которые должны были бы войти в программу.
Авторами ныне действующих школьных учебников русского языка для V, VI, VII классов составлены для каждого из этих классов словарики слов с непроверяемыми написаниями, встречающихся в упражнениях. Эти словарики даны в конце учебника в приложении под названием «Пиши правильно!». Слова, входящие в них, помещены на полях учебника против тех упражнений, в которых они использованы.
Орфографическими фактами являются также отдельные морфемы, орфограммы, которые изучаются в школе, например приставки на з и с, пре- и при-, не- и ни-; суффиксы -ек (-ик), -ок (-ек); корни -кос- (-кос-), -гор- (-zap-) и др.; отдельные служебные слова, например союзы чтобы, также, частицы -ка, -то. Учащиеся должны помнить эти орфографические факты «в лицо».
Орфографические факты этого типа включаются в программу. Они являются частью содержания обучения школьников орфографии.
Орфографические правила. Орфограммы — реальные явления письменной формы языка — имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове. Например, в словах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Называется эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после шипящих».
Названия видов орфограмм выполняют в учебном процессе две функции: помимо своего прямого назначения они одновременно являются и заглавиями орфографических правил. В школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и запоминания.
Выбор правописной нормы (т.е. орфограммы) зависит от определенных условий. Так, употребление букв ё и о в словах шёпот и шорох зависит от следующих условий: фонетических — положение гласных после шипящих и под ударением, словообразовательных — в корне слова. Эти условия входят в орфографическое правило, регулирующее выбор в корне после шипящих в одних словах буквы ё, а в других — буквы о.
Орфографическое правило — это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы 1 . Формулировки орфографических правил в зави-
1 О различении орфограммы и орфографического правила см.: Баранов М.Т. Орфограмма и орфографическое правило // Семья и школа. — 1974. — № 1.
симости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание.
Приводим примеры таких правил: «В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с»; «В сочетаниях ч, ш с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется». Большинство орфографических правил констатирующие. В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Пример такого правила: «Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое одноко-ренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная».
По структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или и того и другого вместе. Примеры таких правил: «Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не»; «Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением»; «Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а».
Орфографические умения и навыки. Умения и навыки — это ин-теллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в письменном слове.
В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:
— нахождение в словах орфограмм;
— написание слов с изученными видами орфограмм, в том чис-
ле слов с непроверяемыми написаниями;
— нахождение и исправление орфографических ошибок.
Орфографические умения впервые начали включаться в школь
ную программу по русскому языку с 1978 г.
Источник: studopedia.org
Орфограммы
Орфограмма — написание в слове, определенное орфографическим правилом или традицией письма. Орфограммы изучаются в школьной программе русского языка. Для правильного написания слов необходимо знать правила.
Список орфограмм, изучаемых в школьной программе русского языка:
- Безударные проверяемые гласные в корне слова
- Непроверяемые гласные и согласные
- Проверяемые согласные в корне в корне слова
- Непроизносимые согласные в корне слова
- Буквы и, у, а после шипящих
- Разделительные ъ и ь
- Раздельное написание предлогов с другими словами
- Употребление ь на конце существительных после шипящих
- Употребление ь для обозначения мягкости согласных
- Гласные и согласные в приставках
- Буквы з и с на конце приставок
- Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-
- Буквы о и а в корне -раст-, -рос-
- Буквы ё и о после шипящих в корне слова
- Буквы и и ы после ц
- Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
- Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных
- Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных
- Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
- Краткие прилагательные с основой на шипящую
- Не с глаголами
- Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа
- -тся и -ться в глаголах
- Буквы е и и в корнях с чередованием
- Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения
- Буквы о и а в корне -кос-, -кас-
- Буквы о и а в корне -гор-, -гар-
- Буквы ы и и после приставок
- Гласные в приставках пре- и при-
- Соединительные о и е в сложных словах
- Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
- Слитное и раздельное написание не с существительными
- Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик
- Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик
- Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных
- Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-
- Слитное и раздельное написание не с прилагательными
- Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
- Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
- Различие на письме суффиксов –к- и -ск-
- Дефис в сложных прилагательных
- Мягкий знак в середине числительных
- Буква и в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
- Не в неопределенных местоимениях
- Дефис в неопределенных местоимениях
- Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
- Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях
- Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
- Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
- Слитное и раздельное написание не с причастиями
- Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
- Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
- Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
- Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
- Раздельное написание не с деепричастиями
- Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е
- Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
- Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
- Буквы о и е после шипящих на конце наречий
- Буквы о и а на конце наречий
- Дефис между частями слова в наречиях
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий
- Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
- Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
- Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
- Дефисное написание частицы –то со словами
- Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении
- Дефис в междометиях
- Слова русского языка
- Русский язык
- Подборки слов
- Поиск слов по маске
- Составление словосочетаний
- Словосочетания из предложений
- Деление слов на слоги
- Словари
- Орфографический словарь
- Словарь устаревших слов
- Словарь новых слов
- Орфография
- Орфограммы
- Проверка ошибок в словах
- Исправление ошибок
- Лексика
- Омонимы
- – Омографы
- – Омоформы
- – Омофоны
- Устаревшие слова
- Заимствованные слова
- Новые слова
- Диалекты
- – Диалектизмы
- Слова-паразиты
- Сленговые слова
- – Молодежный сленг
- Профессиональные слова
- Интересные слова
- О сайте
wordsonline.ru — слова русского языка, поиск по словарям, разбор слов онлайн.
Просто нет слов, какая большая база слов с 2014 по 2023 год 🙂
Источник: wordsonline.ru
Цели обучения орфографии. Место орфографии в школьном курсе русского языка
Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.
По сравнению с методиками других раздел русского языка методика орфографии начала складываться ещё в 18 веке. В её становлении принимали участие такие видные русские лингвисты как И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, А.И. Томсон, Я.К. Грот, С.П. Обнорский, Д.Н. Ушаков, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздев, Л.В.
Щерба и другие.
В настоящее время методика обучения орфографии является разветвлённой научно-методической дисциплиной.
Различают основную цель обучения орфографии в школе и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников – формирование орфографической грамотности, т.е. умения применять при написании слов принятых правил правописания.
Обычно говорят о двух типах грамотности: относительной и абсолютной. Абсолютная грамотность предполагает умение пользоваться всеми действующими правилами написания и умение грамотно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная грамотность предполагает умение пользоваться правилами, изученными в школе, и правильное написание непроверяемых слов, усвоенных по определённому списку. Поэтому, конечно, когда мы говорим о формировании орфографической грамотности у школьников, мы имеем в виду относительную грамотность.
Даже Л.В. Щерба не относил себя к абсолютно грамотным людям. В статье «Об идеально грамотном человек//Учит. газета. – 1940. – 3 ноября» он писал: «Абсолютно грамотными и в орфографии и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающиеся грамотными, грамотны лишь относительно. Самого себя я никак не могу считать абсолютно грамотным, так как даже, например, при написании этой статьи два раза недоумевал, как надо писать то или иное слово».
Поэтому, конечно, речь идёт о формировании у школьников относительной грамотности. Ведь многие правила в практике письменной речи людей необходимы очень редко, как и некоторые непроверяемые слова и слова-исключения (в тестах. ).
Для формирования относительной грамотности нужно реализовать частные учебные цели. Михаил Трофимович Баранов определяет следующие частные цели:
-познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
-сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
-научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
-сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарём;
-создать необходимые предпосылки обучения школьников орфографии.
Вообще проблема даже относительной грамотности стоит очень остро. Интересна по этому поводу статья заведующего кафедрой русского языка и литературы Московского психолого-социального института А.А. Мурашова (РЯиЛ, 2003 г., №1).
Автор говорит о том, что нынешняя школьная система преподавания русского языка, несмотря на все последние совершенствования, не приносит никаких результатов. Говорить же об абсолютной грамотности вообще не приходится.
И вот если мы будем владеть знаниями о языке так, как, например, владеем стихами, которые воспроизводим в готовом виде (иногда слова «текут» сами собой, мы даже не задумываемся над ними), тогда только возможна будет абсолютная грамотность. Речь идёт о том, что знать правила – ещё не значит освоить язык.
На самом деле язык знает тот, кто грамматически правильно и целесообразно, достигая необходимого коммуникативного эффекта, пользуется письменной и устной речью. А знает он или не знает правил, не имеет значения. Т.е. главное, чтобы дети могли объяснить, какую букву они вставили так, как объясняют самим себе, разумеется, на основании правил.
Т.е. правила не нужно знать как таблицу умножения: ими надо уметь пользоваться, составляя для себя алгоритмы – «узелки на память». Детям даётся как бы только основа, а остальное они должны достраивать сами. Автор говорит о том, что сами по себе виды разбора вредят грамотности, так как являются нагромождением знаний. Разборы важны только тогда, когда они необходимы для овладения орфографическими навыками. Так морфемный анализ необходим, когда нужно выбрать гласную после шипящего (реч онк а – пшен к а) или суффикс (бал ованн ый – ков ан ый).
Мурашов говорит, что каждое правило должно формулироваться так, чтобы каждый ученик думал, что оно говорится только для него.
Правила в подсознании ученика должны складываться в определённую модель, которая понятна только ему на основе каких-то ассоциаций. Так один уверен, что слова «дач, училищ, луж» и др. пишутся без мягкого знака (потому что «Нет чего? – Училищ. – Вывод: нет и мягкого знака»), другой – мягкий знак после шипящих у существительных женского рода ассоциирует с «мягкостью, свойственной всему женскому роду, — сравни: шалаш, обруч, но: помощь, ночь». Такие узелки на память помогают в нужный момент выбрать правильное написание, когда правило вспомнить невозможно.
Орфография самостоятельный раздел науки о языке. И теоретически возможно её отдельное изучение в школе. Но незнание сведений из других разделов языка не даёт возможности отдельно заниматься орфографией. Да и по времени на это понадобился бы не один год.
В связи с этим издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении различных разделов русского языка. В современном школьном курсе русского языка орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются одно за другим.
В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы блоками или группами, объединёнными на основе какой-либо общности: н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи. Осуществить такой подход не всегда возможно, так в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависит от знаний, не известных ученикам. Поэтому пока во всех учебниках принят рассредоточенно групповой способ размещения орфографического материала. Сказать о новом учебнике 8 класса, в котором есть раздел «Морфология и правописание частей речи (обобщение и систематизация)». В нём как раз орфограммы объединены в группы: правописание суффиксов имён существительных и имён прилагательных, не с разными частями речи и т.д. Как отдельный раздел «Орфография» изучается в школах Беларуси в 5 классе, где впервые вводятся три основных принципа русской орфографии: фонемный, фонетический и традиционный. § 14 посвящён фонемным (проверяемым) написаниям: гласные в корне, в окончании, в суффиксах и приставках, согласные в корнях и приставках. § 15 посвящён фонетическим написаниям: приставкам ан з-/с-, гласной после приставок на согласный. § посвящён традиционным (историческим) написаниям: словарные слова, корни с чередующимися гласными, написаниям жи, ши, написанию разделительных ъ и ь.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru