В начальном курсе математики под нумерацией будем понимать совокупность приемов обозначения и наименование натуральных чисел.
Натуральные числа изучаются по концентрам. Концентр – это объединенная по общим признакам область рассматриваемых чисел. В начальном курсе выделяют следующие концентры: десяток, сотня (2 этапа — от 11 до 20; от 21 до 100); тысяча, многозначные числа.
Конечная цель изучения нумерации – усвоение ряда общих принципов, лежащих в основе десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации, подведение учащихся к систематическим обобщениям, умение выделять и подчеркивать то общее что обнаруживается в новой области чисел и рассмотрение нового на основе и в сравнении с ранее изученным.
Основными образовательными задачами изучения нумерации можно назвать:
1.Сформировать систему знаний:
— о натуральной последовательности;
— об устной и письменной нумерации;
2.Ознакомить с вычислительными приемами, основанными на знании нумерации.
Последовательности как найти закономерность.
При изучении данной темы у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
1. читать любое число;
2. обозначать число письменно;
3. сравнивать любые числа разными способами;
4. заменять число суммой разрядных слагаемых;
5. дать характеристику любого числа.
Преемственность между концентрами увеличивает долю самостоятельности учащихся при изучении нумерации чисел в каждом новом концентре.
Число тесно связано с измерением величин.
Понятие числа, разряда, класса формируется в процессе действий с различными множествами предметов. В качестве наглядных пособий используются предметы, модели геометрических фигур, палочки, счеты, таблицы, абак.
Рассмотрим методику ознакомления с основными математическими понятиями, изучаемыми в данной теме.
Понятие натурального числа дается на эмпирическом уровне.
Число обозначается в порядке установления взаимно однозначного соответствия между предметами данной совокупности и словами – числительными.
В начальной школе:
1. Число – это количественная характеристика класса эквивалентных множеств.
2. Число – это элемент упорядоченного множества, член натуральной последовательности
3. При изучении действий число выступает как объект, над которым выполняется арифметическое действие.
У учащихся необходимо сформировать следующие знания и умения:
1.Выделить число из других понятий.
2.Правильно назвать число.
3.Знать способы образования числа (в результате счета; в результате измерения; в результате выполнения арифметических действий).
4.Знать способы обозначения чисел с помощью цифр.
Цифра – это знак для обозначения числа.
5.Знать различные функции числа. (Количественная функция, функция порядка, измерительная функция.)
Число и цифра 0.
1. Нуль рассматриваем как количественную характеристику класса пустых множеств (2-2, 4-4), т.е. множества, не содержащего ни одного элемента.
Порядок выполнения действий в выражениях. Числовые выражения
2. Нуль рассматриваем как цифру, обозначающую на линейке начало измерения (отмеривания).
3. Нуль рассматриваем как компонент действий I и II ступени (5+0, 0 ∙ 5).
4. Число нуль используется в том случае, если отсутствуют единицы какого-либо разряда (но не отсутствует разряд).
Например, в числе 300 отсутствуют единицы I и II разряда, т.е. единицы и десятки, обозначим число единиц и десятков нулями.
По традиционной программе натуральная последовательность вводится как ряд чисел, по которому ведется счет.
Свойства отрезка натурального ряда:
1. Натуральный ряд чисел начинается с единицы.
2. Каждое число имеет свое место. Каждое следующее число на единицу больше предыдущего; каждое предыдущее на единицу меньше последующего.
3. Все числа, стоящие до выделенного числа меньше его; все стоящие после – больше изученного числа.
4. Бесконечность натурального ряда чисел.
В натуральном ряду чисел учащиеся должны уметь выделить конечные последовательности: однозначных, двузначных, n-значных чисел.
9, 99, 999, 9999… — наибольшие однозначное, двузначное, трехзначное, четырехзначное, n-значное числа.
Почему? Если прибавим к каждому из них 1, то получим наименьшее число следующей последовательности.
10, 100, 1000, 10000 … — наименьшее двузначное, трехзначное, n – значное число, т. к. при вычитании из каждого единицы получим наибольшее число предыдущей последовательности.
Различают устную и письменную нумерацию.
Устная нумерация – совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих слов составлять названия для многих чисел.
В ходе изучения устной нумерации необходимо раскрыть правила счета, чтения, образования чисел; знать цифры от 0 до 9, слова – числительные – сорок, девяносто, сто, тысяча, миллион, миллиард.
1. Считать надо все предметы, не пропуская ни одного и не повторяя один дважды.
2. Конечное число при счете относить ко всему множеству.
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.
В концентре «Сотня» изучаются следующие вопросы: нумерация чисел, сложение и вычитание, умножение и деление. Эти вопросы выделяются в особый концентр по следующим причинам:
— учащиеся знакомятся с новой счетной единицей — десятком и новым понятием — понятием разряда;
— учащиеся овладевают приемами устных и письменных вычислений на основе свойства арифметических действий, связи между их компонентами и результатом;
— учащиеся усваивают таблицы сложения и умножения и соответствующие случаи обратных действий — вычитания и деления;
— вводятся составные задачи и продолжается работа над простыми задачами;
— изучаются математические выражения, продолжается изучение геометрического материала.
В результате изучения нумерации в пределах 100, учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
— научиться считать предметы десятками и усвоить образование, название двузначных чисел;
— усвоить порядок следования чисел при счете, используя предшествующее и последующее число;
— уметь сравнивать числа, опираясь на их место в натуральной последовательности, а также на десятичный состав чисел;
— уметь читать и записывать числа в пределах 100.
Нумерация в концентра «Сотня» изучается в два этапа: 1) устная нумерация; 2) письменная нумерация.
Подготовительной работой к изучению нумерации в пределах 10 является повторение нумерации в пределах 10: образование числа (присчитывание и отсчитывание по 1), последовательность чисел от 1 до 10, прямой и обратный счет. Каждый раз учитель говорит: эти же приемы мы будем использовать при изучении нумерации чисел больше 10, но там вместо единиц мы будем употреблять десятки.
Изучение устной нумерации в пределах 100 начинается с формирования у учащихся понятия о десятке. Предлагается отсчитать десять палочек и завязать их в пучок. Можно сказать «десять», «десяток» — т.е. десять единиц образуют десяток. Отсчитав по 10 палочек, мы получим еще 1 десяток и будет 2 десятка и т.д. Практически выясняем, что эти десятки можно сложить и вычитать как простые единицы.
После ознакомления с понятием «десяток», повторяем основные упражнения по образованию чисел в пределах 10 и то же самое проделываем используя термин «десяток»: считаем 1 десяток, 2 десятка, . и наоборот, выясняем: к 1 десятку прибавим 3 десятка, получим 4 десятка; из 7 десятков вычитаем 2 десятка, получим 5 десятков и т.д. Учащиеся должны понять, что при изучении
нумерации принципы и приемы работы с числами переходят из одного концентра в другое.
При изучении образования чисел от 11 до 20 из десятков и единиц может быть проведена такая практическая работа с дидактическим материалом: отсчитайте10 палочек, как сказать иначе, сколько у вас палочек? (1 десяток.) Завяжите палочки в пучок. Положите 1 палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (Один – на — дцать.) Сколько здесь десятков палочек?
Возьмите десяток в левую руку и покажите. Покажите, сколько еще есть отдельных палочек. Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? Положите на десяток еще 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (Две.) Сколько всего палочек? Сколько десятков и сколько от дельных палочек?
Сколько единиц и сколько десятков в числе «две – на — дцать»?
ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность программы бакалавриата/магистратуры
Форма обучения заочная
В концентре «Сотня» изучаются следующие вопросы: нумерация чисел, сложение и вычитание, умножение и деление. Эти вопросы выделяются в особый концентр по следующим причинам:
— учащиеся знакомятся с новой счетной единицей — десятком и новым понятием — понятием разряда;
— учащиеся овладевают приемами устных и письменных вычислений на основе свойства арифметических действий, связи между их компонентами и результатом;
— учащиеся усваивают таблицы сложения и умножения и соответствующие случаи обратных действий — вычитания и деления;
— вводятся составные задачи и продолжается работа над простыми задачами;
— изучаются математические выражения, продолжается изучение геометрического материала.
В результате изучения нумерации в пределах 100, учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
— научиться считать предметы десятками и усвоить образование, название двузначных чисел;
— усвоить порядок следования чисел при счете, используя предшествующее и последующее число;
— уметь сравнивать числа, опираясь на их место в натуральной последовательности, а также на десятичный состав чисел;
— уметь читать и записывать числа в пределах 100.
Нумерация в концентра «Сотня» изучается в два этапа: 1) устная нумерация; 2) письменная нумерация.
Подготовительной работой к изучению нумерации в пределах 10 является повторение нумерации в пределах 10: образование числа (присчитывание и отсчитывание по 1), последовательность чисел от 1 до 10, прямой и обратный счет. Каждый раз учитель говорит: эти же приемы мы будем использовать при изучении нумерации чисел больше 10, но там вместо единиц мы будем употреблять десятки.
Изучение устной нумерации в пределах 100 начинается с формирования у учащихся понятия о десятке. Предлагается отсчитать десять палочек и завязать их в пучок. Можно сказать «десять», «десяток» — т.е. десять единиц образуют десяток. Отсчитав по 10 палочек, мы получим еще 1 десяток и будет 2 десятка и т.д. Практически выясняем, что эти десятки можно сложить и вычитать как простые единицы.
После ознакомления с понятием «десяток», повторяем основные упражнения по образованию чисел в пределах 10 и то же самое проделываем используя термин «десяток»: считаем 1 десяток, 2 десятка, . и наоборот, выясняем: к 1 десятку прибавим 3 десятка, получим 4 десятка; из 7 десятков вычитаем 2 десятка, получим 5 десятков и т.д. Учащиеся должны понять, что при изучении
нумерации принципы и приемы работы с числами переходят из одного концентра в другое.
При изучении образования чисел от 11 до 20 из десятков и единиц может быть проведена такая практическая работа с дидактическим материалом: отсчитайте10 палочек, как сказать иначе, сколько у вас палочек? (1 десяток.) Завяжите палочки в пучок. Положите 1 палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (Один – на — дцать.) Сколько здесь десятков палочек?
Возьмите десяток в левую руку и покажите. Покажите, сколько еще есть отдельных палочек. Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? Положите на десяток еще 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (Две.) Сколько всего палочек?
Сколько десятков и сколько от дельных палочек? Сколько единиц и сколько десятков в числе «две – на — дцать»?
1. Подготовительный период к изучению нумерации чисел (вводные уроки математики).
2. Методика изучения нумерации чисел первого десятка.
3. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100:
а) числа от 11 до 20;
б) числа от 21 до 100.
4. Методика изучения нумерации чисел в пределах 1000.
5. Методика изучения нумерации многозначных чисел.
Из курса математики известно, что системой счисления называют язык для наименования чисел, их записи и выполнения действий над ними. Различают позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных системах один и тот же знак (из принятых в данной системе) может обозначать различные числа в зависимости от места (позиции), занимаемого этим знаком в записи числа.
Например, в числе 29 цифра 9 обозначает количество единиц, а в числе 97 – количество десятков.
В непозиционных системах каждый знак обозначает одно и то же число, независимо от позиции (например, римские цифры: I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000).
Умения, а затем и навыки, читать и записывать числа в десятичной системе счисления формируется у младших школьников поэтапно и тесно связано с такими понятиями, как число, цифра, разряд, класс, разрядные единицы, разрядные десятки, разрядные сотни и т.д., разрядные слагаемые.
После разложения предметов на две группы устанавливается количество элементов в каждом подмножестве путем пересчета. Количество элементов в каждой группе обозначается цифрой и обобщается: как можно получить число 4? Действия математизируются.
После изучения чисел от 1 до 10 вводится число 0. Число 0 является характеристикой пустого множества, т.е. множества, не содержащего ни одного элемента. Для того чтобы учащиеся могли представить себе такое множество, предлагаются упражнения в отсчитывании предметов по одному до тех пор, пока не останется ни одного предмета (облетают листья с ветки, улетают птицы из гнезда, ученик отдает тетради и т.д.).
— На веточке 3 листочка. Подул ветер и один листочек улетел. Сколько осталось? (3-1=2).
— Увеличилось или уменьшилось количество листочков? (уменьшилось).
— Сколько листочков останется, если упадет еще один? (число листочков уменьшится еще на один. 2-1=1).
— Сколько листочков останется, если и последний улетит? (нисколько, 0, 1-1=0).
— Число, которое записывают при помощи цифры 0, показывает, что ни одного листочка не осталось.
Таким образом, 0 вводится как результат вычитания.
Другой методический прием связан с установлением соответствия между числовой фигурой (или рисунком) и цифрой, обозначающей количество предметов.
Этим подходом можно воспользоваться до изучения сложения и вычитания, на этапе формирования представлений о количественном числе.
Возможен и такой подход, при котором 0 является не только результатом вычитания, но выступает компонентом действия сложения. Для этой цели предлагается задание:
Что изменилось?
Дети обычно отвечают: ничего не изменилось.
— Может, кто-нибудь догадается, какую математическую запись можно использовать для этого случая? (5+0=5, 5-0=5).
После знакомства с числом 0 переходят к его сравнению с другими числами. Например, опираясь на решение задачи про листья, выясняют, сколько листьев было, сколько упало, больше или меньше листьев стало после того, как один упал. Результат сравнения записывают:
2 99). Этим самым сравнение чисел в пределах 1000 сводится к сравнению трехзначных чисел.
На примерах выясняется, что из двух трехзначных чисел то больше, у которого цифра сотен больше (321 > 285, 505 > 396 и т. п.). Если же цифры сотен двух сравниваемых чисел равны, то сравниваются цифры десятков, и то число больше, у которого цифра десятков больше (485 > 478, 315 > 308 и т. п.). Если же и цифры десятков равны, то сравниваются цифры единиц, и то число больше, у которого цифра единиц больше (576 > 572, 105 > 101 и т. п.).
Два трехзначных числа равны тогда и только тогда, когда цифры их одноименных разрядов (сотен, десятков, единиц) равны (одинаковы).
Описанный алгоритм можно представить (для учителя, конечно) в виде схемы.
Пусть необходимо сравнить два трёхзначных числа:
цифры сотен, десятков и единиц числа А2
Однако эта схема алгоритма построена нерационально, хотя по дидактическим соображениям более понятна. Циклический характер процесса сравнения отражается в более простой схеме
Введем следующие обозначения: А и В — сравниваемые числа
Этот алгоритм легко обобщается для сравнения двух многозначных чисел: А = апап-1. а0, B = bmbm-1. b1b0
Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел
1. Подготовительный период к изучению нумерации чисел (вводные уроки математики).
2. Методика изучения нумерации чисел первого десятка.
3. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100:
а) числа от 11 до 20;
б) числа от 21 до 100.
4. Методика изучения нумерации чисел в пределах 1000.
5. Методика изучения нумерации многозначных чисел.
Из курса математики известно, что системой счисления называют язык для наименования чисел, их записи и выполнения действий над ними. Различают позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных системах один и тот же знак (из принятых в данной системе) может обозначать различные числа в зависимости от места (позиции), занимаемого этим знаком в записи числа.
Например, в числе 29 цифра 9 обозначает количество единиц, а в числе 97 – количество десятков.
В непозиционных системах каждый знак обозначает одно и то же число, независимо от позиции (например, римские цифры: I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000).
Умения, а затем и навыки, читать и записывать числа в десятичной системе счисления формируется у младших школьников поэтапно и тесно связано с такими понятиями, как число, цифра, разряд, класс, разрядные единицы, разрядные десятки, разрядные сотни и т.д., разрядные слагаемые.
Подходы к построению урока математики. Количественная характеристика натуральных чисел. Изучение десятичной системы счисления. Формирование представлений о смысле сложения и вычитания целых неотрицательных чисел. Изучение действий умножения и деления.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.05.2009 |
Размер файла | 27,1 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
- Система трансцендентального идеализма шеллинга кратко
- Требования к мебели зала микробиология кратко
- Справка о работе школьного музея боевой славы
- Сценарий юбилея детского сада 55 лет интересный
- Религия древней месопотамии кратко презентация
Источник: obrazovanie-gid.ru
Вопрос 3
В начальном курсе математики под нумерацией будем понимать совокупность приемов обозначения и наименования натуральных чисел.
Натуральные числа изучаются по концентрам. Концентр — это объединенная по общим признакам область рассматриваемых чисел. В начальном курсе выделяют следующие концентры: десяток, сотня (2 этапа — от 11 до 20; от 21 до 100); тысяча, многозначные числа.
Конечная цель изучения нумерации — усвоение ряда общих принципов, лежащих в основе десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации, подведение учащихся к систематическим обобщениям, умение выделять и подчеркивать то общее, что обнаруживается в новой области чисел, и рассмотрение нового на основе и в сравнении с ранее изученным.
Основными образовательными задачами изучения нумерации можно назвать:
1. Сформировать систему знаний:
— о натуральном числе и числе «0»;
— о натуральной последовательности;
— об устной и письменной нумерации.
2. Ознакомить с вычислительными приемами, основанными на знании нумерации.
При изучении данной темы у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
— читать любое число;
— обозначать число письменно;
— сравнивать любые числа разными способами;
— заменять число суммой разрядных слагаемых;
— дать характеристику любого числа.
Рассмотрим методику ознакомления с основными математическими понятиями, изучаемыми в данной теме.
Понятие натурального числа дается на эмпирическом уровне.
Число обозначается в порядке установления взаимно-однозначного соответствия между предметами данной совокупности и словами — числительными.
В начальной школе:
- Число — это количественная характеристика класса эквивалентных множеств.
- Число — это элемент упорядоченного множества, член натуральной последовательности.
- При изучении действий число выступает как объект, над которым выполняется арифметическое действие.
- Натуральный ряд чисел начинается с единицы.
- Каждое число имеет свое место. Каждое следующее число на единицу больше предыдущего; каждое предыдущее на единицу меньше последующего.
- Все числа, стоящие до выделенного числа, меньше его; стоящие после — больше изученного числа.
- Бесконечность натурального ряда чисел.
- Считать надо все предметы, не пропуская ни одного и не повторяя один дважды.
- Конечное число при счете относить ко всему множеству.
- Непозиционная система, которая характеризуется тем, что каждому знаку независимо от формы записи числа приписывается одно вполне определенное значение (например, римская нумерация).
- Позиционная система (например, десятичная система счисления), которая характеризуется следующими свойствами:
- Каждая цифра принимает различные значения в зависимости от ее положения в записи числа (позиционный принцип записи).
- Каждая цифра в зависимости от ее положения называется разрядной единицей; разрядные единицы следующие: единицы, десятки, сотни и т.д.
- 10 единиц одного разряда составляют одну единицу следующего разряда, т.е. соотношение разрядных единиц равно десяти (10 ед. = 1 дес.; 10 дес. = 1 сот. и т.д.).
- Начиная справа налево и подряд, каждые 3 разрядные единицы образуют разрядные классы (единиц, тысяч, миллионов и др.).
- Прибавление к девяти единицам еще одной единицы данного разряда дает единицу следующего, более высшего (старшего) разряда.
- Счетная единица — то, что берем за основу счета. Каждая следующая счетная единица больше предшествующей в 10 раз.
- Разряд — место цифры в записи числа.
- сначала рассматривается образование счетной единицы, ведется счет предметов с помощью этой счетной единицы;
- на основе счета вводятся новые разрядные числа, раскрывается их образование и названия;
- на основе счета с помощью всех известных счетных единиц показывается образование и устное обозначение неразрядных чисел; их состав из разрядных;
- включаются упражнения в счете предметов с использованием новых чисел; усваивается натуральная последовательность чисел;
- на основе знания десятичного состава и поместного значения цифр раскрывается письменная нумерация чисел;
- во всех концентрах наряду со счетом рассматривается измерение таких величин, как длина, масса, стоимость; единицы измерения этих величин и их соотношение изучаются в сопоставлении с соответствующими счетными единицами и помогают их усвоению, (например, 1 дм = 10 см; 1 р. = 100 к.; 1 кг = 1000 г и т.д.);
- вводятся способы сравнения чисел на основе:
- принципа образования натуральной последовательности;
- установления взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств;
- знания разрядного состава чисел;
- знания классового состава;
- в каждом концентре вводятся вычислительные приемы, основанные на знании нумерации:
- Чтение числа.
- Место числа при счете.
- Десятичный состав.
- Запись числа с помощью цифр.
Источник: studfile.net
Тема: Изучение целых неотрицательных чисел.
В начальном курсе математики под нумерацией будем понимать совокупность приемов обозначения и наименование натуральных чисел.
Натуральные числа изучаются по концентрам. Концентр – это объединенная по общим признакам область рассматриваемых чисел. В начальном курсе выделяют следующие концентры: десяток, сотня (2 этапа — от 11 до 20; от 21 до 100); тысяча, многозначные числа.
Конечная цель изучения нумерации – усвоение ряда общих принципов, лежащих в основе десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации, подведение учащихся к систематическим обобщениям, умение выделять и подчеркивать то общее что обнаруживается в новой области чисел и рассмотрение нового на основе и в сравнении с ранее изученным.
Основными образовательными задачами изучения нумерации можно назвать:
1.Сформировать систему знаний:
— о натуральном числе и числе «0»;
— о натуральной последовательности;
— об устной и письменной нумерации;
2.Ознакомить с вычислительными приемами, основанными на знании нумерации.
При изучении данной темы у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
1. читать любое число;
2. обозначать число письменно;
3. сравнивать любые числа разными способами;
4. заменять число суммой разрядных слагаемых;
5. дать характеристику любого числа.
Изучение нумерации чисел в курсе математики начальных классов строится по концентрам: «Десяток», «Сотня», «Тысяча», «Многозначные числа». Это позволяет неоднократно возвращаться к основным вопросам темы, совершенствуя тем самым знания и умения учащихся.
Преемственность между концентрами увеличивает долю самостоятельности учащихся при изучении нумерации чисел в каждом новом концентре.
В основе чтения и записи чисел лежит усвоение таких понятий, как «число», «цифра», «разряд», «класс».
В основе формирования понятия числа в школе лежит счет предметов. Счет служит для определения количества. Число выступает как результат счета, т. е. число, названное последним при счете, характеризует количество предметов данной совокупности (количественное число).
В основе операции счета лежит установление взаимно однозначного соответствия между предметами данной совокупности и словами-числительными, которые называются в определенном порядке. Поэтому каждое число, названное при счете, характеризует не только количество предметов данной совокупности, но и порядок их при счете (порядковое число). Поэтому число как общая характеристика класса эквивалентных множеств осознается ребенком в процессе установления взаимно однозначного соответствия между элементами различных множеств. Ответы на вопросы: «Больше?», «Меньше?», «Столько же?» — могут быть получены с помощью счета и при помощи установления взаимно однозначного соответствия между предметами.
Число тесно связано с измерением величин.
Центральным вопросом темы «Нумерация» является усвоение принципа образования чисел в натуральном ряду, суть которого разъясняется учащимся на наглядном материале в тесной взаимосвязи с операцией счета.
Понятие цифры как знака для записи чисел вводится в концентре «Десяток» и используется для записи чисел в последующих концентрах.
Понятие разряд разъясняется детям в концентре «Сотня» и используется в последующих концентрах. При изучении нумерации многозначных чисел учащиеся знакомятся с понятием класс.
Понятие числа, разряда, класса формируется в процессе действий с различными множествами предметов. В качестве наглядных пособий используются предметы, модели геометрических фигур, палочки, счеты, таблицы, абак.
Рассмотрим методику ознакомления с основными математическими понятиями, изучаемыми в данной теме.
Понятие натурального числа дается на эмпирическом уровне.
Число обозначается в порядке установления взаимно однозначного соответствия между предметами данной совокупности и словами – числительными.
В начальной школе:
1. Число – это количественная характеристика класса эквивалентных множеств.
2. Число – это элемент упорядоченного множества, член натуральной последовательности
3. При изучении действий число выступает как объект, над которым выполняется арифметическое действие.
У учащихся необходимо сформировать следующие знания и умения:
1.Выделить число из других понятий.
2.Правильно назвать число.
3.Знать способы образования числа (в результате счета; в результате измерения; в результате выполнения арифметических действий).
4.Знать способы обозначения чисел с помощью цифр.
Цифра – это знак для обозначения числа.
5.Знать различные функции числа. (Количественная функция, функция порядка, измерительная функция.)
Число и цифра 0.
1. Нуль рассматриваем как количественную характеристику класса пустых множеств (2-2, 4-4), т.е. множества, не содержащего ни одного элемента.
2. Нуль рассматриваем как цифру, обозначающую на линейке начало измерения (отмеривания).
3. Нуль рассматриваем как компонент действий I и II ступени (5+0, 0 ∙ 5).
4. Число нуль используется в том случае, если отсутствуют единицы какого-либо разряда (но не отсутствует разряд).
Например, в числе 300 отсутствуют единицы I и II разряда, т.е. единицы и десятки, обозначим число единиц и десятков нулями.
По традиционной программе натуральная последовательность вводится как ряд чисел, по которому ведется счет.
Свойства отрезка натурального ряда:
1. Натуральный ряд чисел начинается с единицы.
2. Каждое число имеет свое место. Каждое следующее число на единицу больше предыдущего; каждое предыдущее на единицу меньше последующего.
3. Все числа, стоящие до выделенного числа меньше его; все стоящие после – больше изученного числа.
4. Бесконечность натурального ряда чисел.
В натуральном ряду чисел учащиеся должны уметь выделить конечные последовательности: однозначных, двузначных, n-значных чисел.
9, 99, 999, 9999… — наибольшие однозначное, двузначное, трехзначное, четырехзначное, n-значное числа.
Почему? Если прибавим к каждому из них 1, то получим наименьшее число следующей последовательности.
10, 100, 1000, 10000 … — наименьшее двузначное, трехзначное, n – значное число, т. к. при вычитании из каждого единицы получим наибольшее число предыдущей последовательности.
Различают устную и письменную нумерацию.
Устная нумерация – совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих слов составлять названия для многих чисел.
В ходе изучения устной нумерации необходимо раскрыть правила счета, чтения, образования чисел; знать цифры от 0 до 9, слова – числительные – сорок, девяносто, сто, тысяча, миллион, миллиард.
1. Считать надо все предметы, не пропуская ни одного и не повторяя один дважды.
2. Конечное число при счете относить ко всему множеству.
Источник: poisk-ru.ru