Обучение рабочих, специалистов и служащих на производстве
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Порядок обучения определен приказом МЧС России 806 от 18.11.2021 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».
Новый порядок обучения по пожарной безопасности с 01 03 2022
Удостоверение о прохождении ПТМ
Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее – пожарно-технический минимум).
Дополнительная статья: Обучение пожарно-техническому минимуму
Противопожарные инструктажи
Титульный лист журнала противопожарных инструктажей
Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее – специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее – руководитель организации).
Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:
- Правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
- требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
- мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
- правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
- обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Вводный
Проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.
Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.
Первичный
Проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.
Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.
Повторный
В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.
Внеплановый
Целевой
Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.
Обзорный и полный материал: Инструктажи по пожарной безопасности
Изучение минимума пожарно-технических знаний
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение ПТМ руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Обязанности по организации обучения ПТМ в организации возлагаются на ее руководителя.
Обучение ПТМ организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:
- Руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
- работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
- руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;
- руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;
- работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;
- водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;
- иные категории работников (граждан) по решению руководителя.
Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства, рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам ПТМ непосредственно в организации обучаются:
Занятия по обучении мерам пожарной безопасности
- руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
- работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
- педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
- работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;
- граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
- работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Проверка знаний
Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации осуществляется по окончании обучения ПТМ с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации, состоящей не менее чем из трех человек.
Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.
Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников организации, независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
- при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);
- при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
- по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;
- после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;
- при перерыве в работе в данной должности более одного года;
- при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.
Зачеты и опрос по обучению пожарной безопасности
Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяются стороной, инициирующей ее проведение.
Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти с учетом специфики производственной деятельности и включает в обязательном порядке практическую часть (действия при пожаре, применение первичных средств пожаротушения).
Для иных организаций перечень контрольных вопросов разрабатывается руководителями (собственниками) организаций или работниками, ответственными за пожарную безопасность.
Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется руководителем организации.
Специальные программы
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.
Утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласование специальных программ иных организаций осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.
Примерные специальные программы обучения ПТМ для некоторых категорий обучаемых приведены в приложении 3
При подготовке специальных программ особое внимание уделяется практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации, помощи пострадавшим.
Источник: fireman.club
Обучение мерам пожарной безопасности
Организация обучения мерам пожарной безопасности должна проводиться на каждом предприятии. Все работники проходят специальный инструктаж, а руководители и лица ответственные за пожарную безопасность проходят полный курс занятий. Это позволяет соблюдать требования действующего законодательства, а также избежать жертв и травматизма.
Виды обучения мерам пожарной безопасности
Среди распространенных видов получения специальных знаний стоит выделить очное и дистанционное. Очная форма подразумевает посещение всех занятий, слушание лекций, составление конспектов и прохождение аттестации. Дистанционные занятия также обладают высокой эффективностью, но позволяют сочетать учебу с работой.
Позаботиться о повышении профессиональной квалификации своих работников должно руководство предприятия. Невыполнение требований законодательства влечет за собой наложение штрафа или приостановление деятельности компании. Чтобы избежать негативных последствий, специалисты должны пройти подготовку, используя основные виды обучения работников мерам пожарной безопасности.
Кому требуется обучение
- руководители организаций;
- лица, ответственные за ПБ;
- газоэлектросварщики;
- председатели аттестационных комиссий по проверке знаний ПБ.
Порядок обучения мерам пожарной безопасности работников организаций регламентирован действующим законодательством. Прохождение курсов специалистами, не связанными с взрывопожароопасной деятельностью должно осуществляться в течение первого месяца, после оформления на работу. В дальнейшем требуется проходить переподготовку один раз в год. Для этого подходят любые формы обучения мерам пожарной безопасности, как очные, так и дистанционные.
Если деятельность работника связана с взрывопожароопасным производством, тогда интервал переаттестации сокращается до одного года. Работники, имеющие специальную квалификацию, а также преподаватели дисциплины «Пожарная безопасность», имеющие стаж в должности не менее пяти лет, имеют право не проходить подготовку в течение одного года с момента поступления на работу.
Каким образом проводится обучение
Курс занятий по ПТМ проводится на базе учебного пункта, имеющего аккредитацию. Для эффективного усвоения информации разрабатывается программа, включающая все основные вопросы. Она составляется на основании приложения, которое входит в приказ МЧС №645. Список рассматриваемых вопросов может выглядеть следующим образом:
- правовая основа;
- основные меры ПБ при осуществлении работ;
- требования ПБ к зданиям и сооружениям;
- системы противопожарной защиты;
- организация ПБ на предприятии;
- первые действия при возникновении пожара;
- практические занятия.
Полный курс занятий завершается проверкой знаний. Этого требуют правила обучения мерам пожарной безопасности. В состав аттестационной комиссии может входить руководство учебного заведения, преподаватели, а также сотрудники ГПН. После ответов на заданные вопросы, работник получает удостоверение установленного образца.
Сроки обучения мерам пожарной безопасности
Курс занятий можно пройти как с отрывом от производства, так и без. Общее время занятий составляет от 14 до 40 часов. Сроки обучения мерам пожарной безопасности зависят от вида деятельности организации и занимаемой должности работника. Наиболее длительная программа предусмотрена для председателей комиссий, осуществляющих проверку знаний у работников.
Программы обучения:
Требования пожарной безопасности для руководителей и лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности — повышение квалификации
24 часа 3500 ₽
Требования пожарной безопасности для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций и лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности — повышение квалификации
24 часа 3500 ₽
Требования пожарной безопасности для главных специалистов технического и производственного профиля, лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты с повышенным пожарным риском — повышение квалификации
Источник: guic.ru
Типовые программы – новый формат обучения пожарной безопасности
Предпосылки: почему потребовались Типовые программы?
До 01.03.2022 действует Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645, утверждающий Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». Указанные нормы устанавливают требования к обучению мерам пожарной безопасности работников организаций, в том числе с отрывом от производства. А когда в силу вступит Приказ № 596, утверждающий Типовые программы, как это отразится на работе учреждения?
Нет единых требований к программам обучения
- для киномехаников;
- для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану организаций, и руководителей подразделений организаций;
- для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ;
- для воспитателей дошкольных учреждений;
- для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность лечебных учреждений;
- для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений;
- для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность жилых домов;
- для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах).
Содержание дополнительной профпрограммы определяется образовательной программой. И зачастую образовательная организация самостоятельно определяет требования к профпрограмме обучения – не факт, что правильно и в полном объеме.
Итак, предпосылками для разработки Типовых программ стало, с одной стороны, отсутствие единообразия подходов к составлению профпрограмм образовательными организациями, с другой – недостаток информации для разработки структуры и содержания дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности этими организациями. Иными словами, разработчикам требовались единый алгоритм составления дополнительных профпрограмм и единая их структура.
Изменения текущей ситуации
Существовала и третья предпосылка для создания и утверждения Типовых программ – законодательные изменения.
В 2009 году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Техрегламент). Цель принятия данного закона – защита от пожаров жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. Техрегламент определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
За период с 2009 года также были отредактированы своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, национальные стандарты, иные профильные документы.
Все корректировки требовались для снятия избыточной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, а также для приведения положений нормативных правовых актов в соответствие с достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.
Не «пылился на полках» и Приказ № 645 – с 2015 в него вносились изменения, в том числе для переработки примерных программ обучения мерам пожарной безопасности. Но все равно указанные программы по содержанию не отвечали современному уровню знаний в области пожарной безопасности. Это сказывалось на качестве профобразования и, как следствие, на уровне пожарной безопасности в организациях.
Как создавались Типовые программы
Количество внесенных поправок в законодательство и изменение текущей ситуации привели к качественному повороту – в рамках обсуждения вопросов обучения мерам пожарной безопасности МЧС, Минобрнауки, Минпросвещения и Минтруд выработали общую позицию о необходимости внесения изменений в законодательство об образовании и законодательство о пожарной безопасности.
Для начала требовалось закрепить полномочия разработчика Типовых программ, являющихся основами для обучения пожарной безопасности. Поэтому в п. 7 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Федеральным Законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ был введен пп. 8, устанавливающий право утверждения типовых программ в области пожарной безопасности за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в этой области (за МЧС).
Также Закон № 170-ФЗ закрепил основополагающие положения, в соответствии с которыми обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам, а дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности, в свою очередь, осуществляется в соответствии с законодательством РФ об образовании по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации.
Как нововведение повлияет на процесс получения знаний?
Целью программы обучения является подготовка слушателей и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты (п. 7 Приказа № 596).
Образовательные организации скорректируют программы
Нововведение в первую очередь потребует дополнительных действий от разработчиков и реализаторов дополнительных профпрограмм. Они должны будут «настроить» свои продукты под Типовые программы, которые устанавливают требования исключительно к программам обучения, разрабатываемым образовательными организациями.
Применение Типовых программ будет гарантировать получение полного объема необходимых знаний независимо от того, какая организация выбрана в качестве обучающей.
Итак, в соответствии с законодательством об образовании лица, осуществляющие трудовую деятельность, будут обучаться мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам, подготовленным образовательными организациями, на основе утверждаемых Приказом № 596 Типовых программ.
Дополнительные профпрограммы также будут разрабатываться индивидуально для каждого лица или каждой организации в зависимости от вида предпринимательской деятельности, структуры и численности работников, с учетом потребностей заказчика (п. 6 ст. 76 Закона об образовании).
Приказ № 596 не изменяет обозначенные условия.
Что изменится для обучающихся?
Пожарно-техническому минимуму должны обучаться руководители, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность (п. 31 Приказа № 645 (Письмом МЧС РФ от 13.02.2020 № 19-16-260 сообщается, что данный документ действует в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности)). Форма обучения – с отрывом от производства или без отрыва – зависит от должности обучаемого (п. 35 Приказа № 645).
Согласно п. 36 Приказа № 645 с отрывом от производства обучение по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам проходят:
- руководители и главные специалисты, а также лица, исполняющие их обязанности;
- работники, ответственные за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа;
- руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;
- специалисты, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;
- руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;
- водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;
- по решению руководителя – иные категории работников.
В пункте 39 Приказа № 645 перечислены категории работников, которых можно обучать непосредственно в учреждении, без отрыва от производства:
- руководители подразделений;
- руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
- ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
- охранники (при круглосуточной охране);
- лица, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ;
- педагоги дошкольных образовательных учреждений;
- добровольцы, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Организовать обучение пожарно-техническому минимуму работников без отрыва от производства должен руководитель учреждения (п. 34 Приказа № 645). Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводит руководитель организации или ответственный за пожарную безопасность, имеющий соответствующую подготовку (п. 40 Приказа № 645). Такое обучение не требует лицензирования, в отличие от обучения с отрывом от производства (Письмо МЧС РФ от 20.10.2016 № 19-2-4-4259, Письмо Рособрнадзора от 25.04.2014 № 01-52-716/06-1730).
С введением Типовых программ новые обязанности, запреты для обучаемых – физических и юридических лиц не появятся, увеличения трудозатрат и (или) затрат иных ресурсов не потребуется.
Повысится качество получения образования, поскольку программы образовательных организаций будут «подтянуты» под стандарты.
Чему будут обучать?
В результате освоения дополнительной профпрограммы слушатели должны получить определенные знания, умения и навыки, которые перечислены в Приказе № 596.
Какие получат знания?
Согласно п. 9 Приказа № 596 обучающиеся должны знать:
- требования пожарной безопасности – законодательства РФ для объектов защиты организации;
- порядок обучения работников мерам пожарной безопасности;
- перечень нарушений, которые заведомо создают угрозу возникновения пожаров и загораний;
- нарушения технологического процесса производства, которые могут создать условия возникновения пожара;
- организационные основы обеспечения пожарной безопасности на своем объекте;
- требования к разработке приказов, инструкций и положений, устанавливающих противопожарный режим на объекте, регламентирующих обучение работников мерам пожарной безопасности;
- особенности обеспечения противопожарной защиты объекта.
Какие получат умения?
Согласно п. 10 Приказа № 596 слушатели должны уметь:
- пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- анализировать состояние пожарной безопасности организации, разрабатывать документы, устанавливающие должный противопожарный режим на объекте, обучать работников мерам пожарной безопасности;
- разрабатывать противопожарные мероприятия, программы противопожарных инструктажей;
- организовывать и проводить обучение мерам пожарной безопасности, учения и тренировки по эвакуации людей и материальных ценностей;
- правильно действовать в случае возникновения пожара.
Какие получат навыки?
Согласно п. 11 Приказа № 596 слушатели должны владеть:
- практическими навыками применения первичных средств пожаротушения и осмотра до и после их использования;
- навыками профессионального и эффективного применения приобретенных знаний и умений.
Какова структура дополнительной профпрограммы?
В основу программы ляжет модульный принцип представления содержания обучения и построения учебных планов. Это позволит дифференцированно подойти к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта. Программа может быть дополнена модулем обучения, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации-заказчика.
Из чего строить структуру?
Приказ № 596 включает пять модулей – это «кирпичики», из которых будет состоять разрабатываемая образовательной организацией дополнительная профпрограмма. В каждом модуле – несколько тем.
Например, модуль 4 «Система предотвращения пожаров» состоит всего из двух тем: «Способы исключения условий образования горючей среды» и «Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания». А модуль «Системы противопожарной защиты» включает целых тринадцать тем.
Пять профпрограмм – готовые решения
В приложениях к приказу – пять типовых дополнительных профессиональных программ:
1. Для руководителей организаций, лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации (повышение квалификации).
2. Для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа (повышение квалификации).
3. Для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
4. Для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно.
5. Для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике» (профессиональная переподготовка).
Как будет проходить обучение?
Дополнительные профпрограммы предусматривают минимально допустимые сроки их освоения (в том числе практической части), цель и планируемые результаты обучения, учебные планы, оценку качества освоения программ.
Условия обучения
Минимально допустимый срок освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области пожарной безопасности будет менее 16 часов, в том числе практической части – не менее 4 часов.
Слушателями могут быть только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Для руководителей организаций, для ответственных за обеспечение пожарной безопасности (в том числе в обособленных структурных подразделениях организации), Типовой программой предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучения – итоговая аттестация.
Форм обучения три: очная, очно-заочная, заочная – в зависимости от возможностей образовательной организации.
При повышении квалификации допустимо применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также использование сетевой формы реализации дополнительной профпрограммы (п. 6 Приказа № 596).
Завершение обучения
Качество освоения дополнительной профпрограммы будет оцениваться по трем направлениям:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация по каждому разделу;
- итоговая аттестация.
Формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно.
Слушатели, у которых итоги промежуточной аттестации неудовлетворительны, не получат допуск к итоговой аттестации.
Если итоговая аттестация пройдена, слушателям выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации).
В случае, когда итоговая аттестация не пройдена, или дополнительная профпрограмма освоена не до конца, лицам полагается справка об обучении или о периоде обучения.
Бланк удостоверения и справки образовательная организация разрабатывает самостоятельно.
Занесение информации в реестр
В рамках приведения специальной нормативной базы в сфере обучения мерам пожарной безопасности в соответствие с общими нормами законодательства об образовании сведения о документах об образовании и (или) квалификации, об обучении, выданных образовательными организациями, будут вноситься в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФРДО ДПО) (Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 825).
Регистрация документов об образовании и (или) квалификации в ФРДО ДПО поможет контролировать качество обучения работников (сотрудников) в организациях.
Итог
Таким образом, Приказ № 596, вступающий в действие с 01.03.2022, определяет единые требования к дополнительным профпрограммам, которые подготавливаются образовательными организациями.
Единый подход к разработке дополнительных профпрограмм и последующему обучению мерам пожарной безопасности будет гарантировать получение знаний надлежащего качества всеми слушателями независимо от выбора образовательной организации. Повышение качества профильного образования, в свою очередь, положительно отразится на уровне пожарной безопасности в организациях.
Источник: www.audit-it.ru