Моей дочери 12 лет, ей оформлена инвалидность. Диагноз РДА поставлен, когда ей было 4 года. И почти сразу же мы стали заниматься в реабилитационном центре, где дали нам многочисленные рекомендации, благодаря которым удалось преодолеть многие трудности в воспитании дочери.
Когда ей исполнилось 7 лет, мы, пройдя медико-педагогическую комиссию, отдали ребенка в общеобразовательную школу, оформив надомное обучение (эта же форма обучения была рекомендована в индивидуальной программе реабилитации инвалида). Специальной программы обучения у наших учителей нет. Все основано на их энтузиазме.
Администрация школы сначала отнеслась к нам настороженно: кому нужен такой ребенок? В школе дочь проучилась 6 лет. Сейчас читает бегло, пишет прописью. Проблемы с математикой, а точнее ее знания на уровне 2 класса обычной школы. В этом году ее перевели в 5 класс.
И тут начались проблемы, правда почему-то в конце сентября. Администрация говорит, что они не знают, по какой программе надо обучать ребенка, есть ли она вообще, и если есть, где ее взять. Администрация школы уверяет, что они понятия не имеют ни о каких дополнительных программах, по которым можно в начальной школе учиться больше 4 лет, предлагают нам забрать ребенка и отдать его в интернат! С администрацией школы хочется сохранить хорошие отношения, но иметь при этом твердую позицию.
ПЛАН ПЕРВОГО УРОКА | дети 5-7 лет с нуля
Во-первых, при беседе с директором школы необходимо осознавать, что Вы как родитель не только можете, но и обязаны добиться для своего ребенка получения образования с учетом его особенностей.
Во-вторых, вывести из школы ребенка «в никуда» тоже нельзя, и директор это прекрасно понимает сам. При отсутствии поблизости адекватной коррекционно-образовательной помощи для особого ребенка необходимо добиваться от местных властей выполнения их обязанности — создания такого учреждения, либо такого класса в составе обычной школы. До тех пор, пока такой класс не создан, ребенок, в соответствии с законом, имеет право посещать обычный класс общеобразовательной школы.
Основное общее образование является обязательным, и это требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет!.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому (ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Образование в Российской Федерации осуществляется в рамках образовательных программ. Т.к. ребенок учится в общеобразовательной школе, то и программа должна быть общеобразовательная (основная и дополнительная). Сроков освоения вспомогательной образовательной программы мы не обнаружили в законодательстве. Ребенок сейчас находится внутри государственного образовательного пространства, и то , что истекли сроки вспомогательной программы, и педагоги не знают как работать с ребенком, не может являться причиной для исключения (вывода) в никуда.
Подготовка к школе ребенка 5-7 лет. Как научить ребёнка читать. 0+
В период между началом работы по новым образовательным и профессиональным программам и утверждением соответствующих федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, а также специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии действуют временные требования, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации.
Эти временные требования, утвержденные ПРИКАЗОМ Минобразования РФ от 19.05.1998 N 1236, действуют в настоящее время и распространяются на всех обучающихся, берутся за основу при разработке программ для обучения. Директору необходимо опираться на эти требования при разработке индивидуального учебного плана для девочки с учетом ее образовательных возможностей.
В соответствии с Законом РФ № 3266-1 «Об образовании» «неусвоение» ребенком общеобразовательной программы и непрохождение им промежуточной аттестации не влечет за собой никаких «оргвыводов» по отношение к нему (примеч. при неусвоении образовательной программы ребенка могут оставить на второй год). Непрохождение итоговой аттестации (по окончании 9 или 11 классов) не дает ему права на получение документа о получении образования в форме аттестата; в этом случае ему выдается лишь справка установленного образца. Закрытие же для него доступа к образованию в любой выбранной родителями форме означают дискриминацию ребенка и отказ в реализации его права на обучение (Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999г. № 1075).
Таким образом, если соответствующей образовательной программы у школы нет, то следует разработать ребенку индивидуальную программу для обучения на дому с учетом существующей в школе образовательной программы и образовательных возможностей ребенка (например, срок освоения образовательной программы может быть увеличен, гибкость учебного плана как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения количества часов и т.д.). Помощь в разработке такого учебного плана могут оказать педагоги, которые будут заниматься с ребенком и знать его особенности, возможно некоторые рекомендации сможет дать учительница начальных классов.
Важно объяснить директору, что интернат это учреждение социальной защиты, где дети живут, а Вы хотите решить вопрос об образовании ребенка, никакой другой альтернативы здесь просто нет. Если директор будет и дальше продолжать сомневаться, попытайтесь «вежливо» выяснить от кого необходимо получить разрешение на то чтобы ребенок остался в школе, может следует обратиться в органы управления образования для помощи в разрешении подобной ситуации, для разработки индивидуального учебного плана и т.д.
Заверьте директора, что Вы не претендуете на получение ребенком аттестата об образовании, готовы даже написать заявление-отказ об этом. Старайтесь всячески хвалить работу педагогов этой школы. Обязательно скажите, что процессы интеграции в образовании сейчас активно развиваются повсеместно и данная школа в этом случае – образец интеграции. При дальнейшем развитии этих процессов возможно будет дополнительное финансирование образовательных учреждений, включающих в образовательный процесс и детей с особенностями и нарушениями развития наряду с детьми не имеющими таких нарушений и особенностей.
Наши рекомендации обусловлены Вашим нежеланием ссориться с директором. Однако, и пожаловаться можно в любом случае, т.к. закон на Вашей стороне, у ребенка есть индивидуальная программа реабилитации, где есть соответствующие рекомендации по получению образования и они являются обязательными для исполнения всеми учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Категория:
Источник: www.osoboepravo.ru
По каким программам обучают детей начальных классов в челнинских школах
Практически во всех семьях, где подрастают первоклассники, определились с выбором школы. Но встает вопрос: по какой методике будут учить детей в той или иной школе? «Челнинские известия» предлагают вашему вниманию все программы обучения начальных классов, используемые в наших школах.
В начальных классах общеобразовательных организаций Набережных Челнов, как нам сообщили в управлении образования и по делам молодежи города, реализуется восемь программ: «Перспектива», «Школа России», «Планета знаний», «Школа 2100», «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», «Системы Л. В. Занкова», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века».Отбор в начальные классы общеобразовательных организаций города не производится, детей принимают по месту жительства.
Большинство средних общеобразовательных школ работают по программе «Школа России». Это классическая методика, которая рассчитана на детей, не умеющих читать-считать до школы. Азбуку берутся учить с нуля, на уроках математики начинают с простого счета. Согласно этой методике учитель на уроке объясняет новый материал, дети заучивают программу дома, у доски проверяется подготовка учеников, проводятся самостоятельные и контрольные работы.
Похожая программа – «Школа 2100». Она считается сложнее «Школы России». Первоклассникам при поступлении уже важно уметь хорошо читать и считать, потому что обучение сразу начинается с больших текстов. В этой методике множество задач на логику, обучение имеет несколько уровней – для слабых и сильных учеников.
Еще одной из самых востребованных среди родителей программ является учебно-методический комплекс «Перспектива». В числе учреждений, которые занимаются по этому комплексу, популярная гимназия № 26. Дети получают много внеклассной работы, особый упор делается на развитие творческого и логического мышления.
Особое место в методике «Перспектива» уделяется знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов. В учебниках много заданий для самостоятельной, парной и групповой работы.
Не менее популярна программа «Планета знаний», в числе учреждений, которые занимаются по этой программе, – гимназия № 57. Как объясняют в этой школе, учебные пособия этой методики отличаются от стандартных тем, что разделены на инвариантную и вариативную части. Первая представляет собой обязательный минимум, а вторая дает дополнительные знания.
По системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова занимаются лишь несколько учреждений Челнов, одна из них – гимназия им. В. В. Давыдова.
Эта методика направлена на развитие теоретического мышления. В самой гимназии заявляют, что главной целью обучения у них является создание условий для свободной личности, обладающей прочными знаниями и готовой к продолжению образования в вузах страны и за рубежом, способной ставить собственные задачи и успешно решать их в современном обществе.
– Мы учим детей тому, как находить знания, а не зазубривать их. Тот материал, который человек находит сам, усваивается лучше. Мы много работаем со знаковой системой: формулы, модели, чертежи, – говорит директор гимназии Татьяна Сунгатуллина.
Для обучения по системе Л. В. Занкова ученики должны иметь отличную подготовку. Материалы подаются в быстром темпе, уроки построены в форме диалога. Акцент делается на математические предметы. По этой системе обучали в СОШ № 45, но в этом году дети выпустились из начальной школы, и в новом учебном году первоклассников будут обучать уже по программе «Перспектива». По этой же системе закончили начальную школу выпускники школы № 53, в новом учебном году детей будут обучать по программам «Школа России» и «Перспектива».
«Перспективная начальная школа» и «Начальная школа XXI века» были только в СОШ № 19, но в этом году ученики, которые занимались по этим программам, окончили начальную школу, и в новом учебном году с первоклассниками будут заниматься по стандартным программам.
Источник: chelny-izvest.ru
Обучающая программа для детей. Программа дошкольного образования
Период обучения и воспитания дошкольника – это фундамент, с которого начинает формироваться личность ребенка, основа для построения его успешного будущего. Обучающая программа для детей дошкольного возраста должна охватывать три направления: умственное развитие, нравственное и физическое воспитание.
Умственное развитие дошкольника
- владения карандашом и кистью;
- умения писать и читать;
- умения делать короткий пересказ и запоминать небольшие стихи;
- знания цифр (в прямом и обратном порядке), умения производить простые арифметические операции;
- знания основных геометрических фигур;
- умения определять время;
- владения начальными представлениями об окружающем мире.
Нравственное воспитание
От того, как умеет вести себя ребенок в коллективе сверстников и взрослых, насколько он готов учиться, во многом зависит его будущая школьная жизнь. Поэтому программа дошкольного образования должна строиться таким образом, чтобы не упускать из виду этот аспект.
Физическая подготовка
Как сказал доктор Комаровский: «Счастливый ребенок – это прежде всего здоровый ребенок. И только потом – умеющий читать и играть на скрипке». Поэтому детские обучающие программы немыслимы без элементов физической культуры.
Обучение детей 2-3 лет
Этот возраст характеризуется интенсивным знакомством ребенка с окружающим миром, цветами и формами предметов, их размерами и текстурой. Малыш способен ярко выражать эмоции, реагировать на свои успехи и неудачи, коммуницировать с другими детьми и взрослыми. В течение этого возрастного периода не стоит усердствовать в обучении ребенка буквам и цифрам, поскольку все это для него является непонятными иероглифами, которые не вызывают никакого интереса. Также эффективность изучения иностранных языков будет гораздо выше в более позднем возрасте.
Обучающая программа для детей должна быть направлена на познание окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания. Учеными доказано, что успех в освоении навыков чтения напрямую зависит от умения чувствовать мир. Программа дошкольного образования детей 2 и 3 лет базируется на развитии мелкой моторики. Дело в том, что пальчики ребенка содержат большое количество рецепторов, отправляющих импульсы в участки мозга, которые одновременно отвечают за согласованность движений пальцев рук и за развитие речи. Для этих целей прекрасно подойдет пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов (безопасных, конечно же), игра с кубиками и мячиками различной величины, занятия с лоскутами тканей различных текстур, игры в «ладушки», «сороку-ворону», лепка из пластилина и так далее.
Стоит уделить должное внимание физическим упражнениям, сопровождаемым потешками и прибаутками. Вообще, любая деятельность малыша в таком возрасте должна проходить в игровой форме – это наиболее эффективная для него методика познания мира и обучения на данном этапе развития.
Обучение детей 4-5 лет
Этот возраст прекрасно подходит для того, чтоб аккуратно начать обучение ребенка буквам и цифрам. Теперь малыш уже способен анализировать свойства предметов, целенаправленно воздействовать на них, он более спокоен, усидчив и лучше организован. Если ребенок в течение 10-15 минут может увлеченно играть в развивающие игры – вперед! Возраст 4-5 лет идеально подходит и для того, чтобы отдать свое чадо в какой-то кружок или спортивную секцию. К этому времени физическое развитие опорно-двигательного аппарата ребенка позволяет ему успешно осваивать азы плавания, хореографии, боевых искусств и так далее.
Если вы заметили у ребенка склонность к лингвистике, изучение иностранного языка или посещение театрального кружка будут отличным решением для развития этих способностей. Творческим детишкам отлично подойдут лепка, изобразительное искусство, вокал. Однако если ребенок еще не умеет сосредотачивать внимание, осознанно выполнять развивающие задания, нетерпелив и бурно реагирует на собственные неудачи, следует немного повременить с чтением и посещением кружков.
Научиться концентрироваться ребенку поможет совместное изготовление поделок. Начинать следует с простых деталей, чтобы результат был скорым, постепенно усложняя задачу. В ходе работы важно показывать малышу, что любую неудачу можно исправить. В этот процесс легко можно вписать изучение алфавита, цифр и животных. Проявив немного фантазии, можно сразу убить нескольких зайцев.
Для развития мелкой моторики целесообразно использовать такие упражнения, как прохождение ручкой по лабиринту, обводка и раскраска картинок, плетение, лепка и многое другое.
Обучение детей 6-7 лет
Современные физиологи, психологи, педагоги и логопеды сходятся во мнении, что этот период наиболее благоприятен для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка. Физиологически малыш уже готов к развивающему обучению, и у него появляется желание учиться.
Именно поэтому шестилетний ребенок порой способен довести родителей до белого каления своими многочисленными «почему». Отмахиваться от своего любознательного чада или ограничиваться поверхностными ответами – это все равно что лишить дерево живительной влаги. Поэтому наберитесь терпения и найдите полную информацию, чтобы удовлетворить любопытство своего малыша. В этом возрасте самое время научить ребенка счету, письму, умению определять время по часам, объяснить ему основы географии и астрономии. Обучающая программа для детей 6 лет уже предусматривает переход к организованным формам занятий.
Правильные действия родителей
Итак, программа дошкольного образования каждого ребенка должна включать в себя игры-упражнения на развитие сенсорного восприятия (развитие органов чувств), речи, мыслительной деятельности, физических навыков, на воспитание любознательности, а также на формирование общих элементарных представлений об окружающем мире. Успешно решить данную задачу помогают всевозможные учреждения дошкольного образования. Детские сады, группы дошкольной подготовки и специализированные учебные заведения не только используют в работе эффективные программы и уникальные методики по подготовке детей к школе, но и имеют в своем арсенале дополнительные курсы, например обучающие программы по английскому языку.
Несомненно, обучение ребенка в коллективе имеет ряд преимуществ перед индивидуальными занятиями: здесь нарабатываются навыки правильного взаимодействия со сверстниками, вырабатывается дисциплина, понятие ответственности, умение разрешать сложные ситуации. Интерактивные обучающие программы, а также работа психологов, бесспорно, помогут ребенку в будущем легче адаптироваться в новых школьных условиях и быстрее перейти к позиции «я – школьник».
Конечно же, каждый малыш индивидуален, и добиться желаемых результатов без посторонней помощи также вполне возможно. Если вы твердо решили, что ваши самостоятельные занятия с ребенком будут не хуже, чем обучающая программа для детей в дошкольных учебных заведениях, просто учитывайте возрастные особенности психологии малыша и придерживайтесь определенных правил.
Рекомендации для родителей
- Обучение проводите в игровой форме и используйте для этого любую возможность: читайте малышу, общайтесь, придумывайте совместно игры, ищите на прогулке объекты одного цвета, показывайте ему интересные природные явления, поддерживайте в ребенке любознательность, научите его оперировать временем.
- Обязательно обеспечьте своему чаду общение со сверстниками. Это должны быть систематические совместные игры на детских площадках, в парке, устроение малышам конкурсов, викторин, эстафет. Все это будет первыми навыками поведения ребенка внутри коллектива.
Источник: fb.ru