Проведите анализ 2-х программ и выявите соответствие в них содержания математического образования приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448 « Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении».
Содержимое работы — 1 файл
Содержание математического образования дошкольников в различных программах.
1. Проведите анализ 2-х программ и выявите соответствие в них содержания математического образования приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448 « Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении».
Анализ программ «Развитие» и «Истоки».
Программа «Развитие»
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
(Из программы второй младшей группы устранены занятия, по математике).
Дорога Приключений: Истоки — Обзор настольной игры
Программа по математике в средней группе детского сада ориентирована на дочисловой период развития элементарных математических представлений. Основной задачей при этом является обучение детей выделению свойств предметов, связанных с величиной и количеством. (Понятия «количество» и «величина» являются основополагающими при формировании в более старших возрастах представлений о числе — одном из основных понятий математики.) Обучение проводится с использованием различных наглядных средств. Для обучения детей выделению свойств предметов, связанных с величиной, используются значки, обозначающие длину, ширину, толщину предметов. (Это значки в виде большого и маленького дома, толстого и тонкого человечка, узкой и широкой лестницы.)
Сравнение двух предметов по величине проводится с помощью промежуточного средства — мерки. В качестве мерок используются полоски бумаги, отрезки ткани и т. п.
Эта работа позволит в дальнейшем (в старшей группе) пользоваться меркой при формировании у детей представления о числе как отношении измеряемого к мере.
Формирование представлений еще об одном свойстве предметов — количестве — происходит на основе действий замещения. В качестве заместителей используются фишки различной формы и цвета, как имеющие внешнее сходство с замещаемыми предметами, так и абстрактные. (Фишка используется вместо предмета, информация об общем количестве предметов может быть передана соответствующим количеством фишек.)
Процесс отбора требуемого количества фишек сопровождается отработкой действий соотнесения «одной к одному», т. е. установления взаимно однозначного соответствия предметов и фишек. Для формирования представлений о количественных отношениях используются наглядные модели, построенные на взаимно однозначном соответствии фишек заместителей.
Применение наглядных моделей позволяет сформировать у детей представления о количественных отношениях (больше, меньше, поровну) без использования счета.
Занятия проводятся по подгруппам, один раз в две недели.
Истоки, смысл и конечные цели проекта «цифровое образование»
Длительность занятий 15—20 минут.
Все занятия построены, в основном, так, чтобы дети усваивали материал в ходе интересных для них игровых и практических заданий.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программа развития элементарных математических представлений включает следующие основные задачи:
развитие представлений о количественных отношениях;
развитие представлений о числе как отдельности;
развитие представлений о числе как отношении;
развитие представлений о числовом ряде и закономерностях образования чисел числового ряда.
Развитие представлений о количественных отношениях, представлений о числе, а также представлений о закономерностях образования чисел числового ряда происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.
В старшей группе продолжается обучение детей построению предметных моделей, основанных на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения. Модели этого типа вводятся в обучение раньше других, так как они позволяют производить замещение предметов путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения (фишка используется вместо предмета, информация об общем количестве предметов может быть передана соответствующим количеством заместителей).
На втором этапе в качестве модели количественных отношений используются счеты. В заданиях этих типов замещение предметов косточками счетов дети должны производить на глаз.
На третьем этапе в качестве модели количественных отношений используется графическая модель в виде двух рядов значков, вычерчиваемых по принципу взаимно однозначного соответствия.
На четвертом этапе обучения в качестве модели используется ось с нулевой отметкой и стрелкой, показывающей направление увеличения. При этом на оси вычерчиваются единичные отрезки и дугами обозначаются сравниваемые количества предметов (мерок). В других случаях дугами обозначаются единицы, образующиеся в результате пересчета группами (за единицу принимается несколько предметов, а на оси — несколько отрезков).
Пятый этап обучения проводится как без применения моделей, так и с использованием предметных и графических моделей типа «кругов Эйлера».
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Программа развития элементарных математических представлений у детей подготовительной группы основывается на работе, проведенной в старшей группе.
Программа включает следующие основные задачи.
Развитие представлений о количественных отношениях, числе как отношении, числовом ряде, составе числа (от трех до десяти) из двух меньших, числах второго десятка, временных отношениях. Обучение решению арифметических задач. Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, числовом ряде, временных представлений, а также обучение детей решению арифметических задач происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.
Обучение начинается с повторения ряда заданий, предлагаемых детям старшей группы, а также наиболее трудных. Это задания по установлению количественных отношений при помощи графических моделей типа оси с нулевой точкой отсчета и стрелкой, показывающей направление увеличения.
Для совершенствования представлений детей о числовом ряде в пределах десяти используются модели в виде логического древа и «кругов Эйлера».
При развитии представлений о составе чисел используются как предметные, так и графические модели в виде различных вариантов состава числа из предметов или значков двух видов.
Обучение решению арифметических задач проводится с использованием моделей «часть-целое». (Этот тип моделей предложен Н. И. Непомнящей.)
Программа «Истоки».
В старшем дошкольном возрасте, наряду со счетом, пространственными и временными ориентировками, определением величины и формы, появляются новые моменты: деление целого на части, измерение с помощью условной мерки, понимание инвариантности, составление и решение простых и сложных арифметических задач, в ходе которых осваивается новый вид деятельности — вычислительный.
Для реализации данного содержания используются занятия, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей со специальными пособиями.
Выделены следующие психологические возрасты: раннее детство
( младенчество и ранний возраст), дошкольное детство ( младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст)
Два блока: базис и вариант его реализации.
Базисная часть:
характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка;
-базисные характеристики личности;
-общие условия реализации программы.
Вариант реализации:
Самостоятельные разделы:
-Речь и речевое общение.
Источник: www.turboreferat.ru
О программе «Истоки». Кратко
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.
Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Программа успешно реализуется во многих регионах России (г.Вологодская область, г.Екатеринбург).
Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:
— Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
— Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
— Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
— Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;
— Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;
Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:
• Младшая группа (3-4 года)
• Средняя группа (4-5 лет)
• Старшая группа (5-6 лет)
• Подготовительная группа (6-7 лет).
Воспитательно-образовательная программа «Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами ДОУ в свободное от занятий время в течение всего учебного года.
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
В младшей группе (3-4 года)формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).
В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней
В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Работа осуществляется через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и
т.д), художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер.
Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе.
Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно.
Существенной особенностью программы ««Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволит взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Деятельность с детьми и родителями в рамках программы строиться с помощью активных форм обучения:
— ресурсный круг
— работа в паре
— работа в микро группах.
Такие формы взаимодействия способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Проведение ресурсного круга в начале занятия помогает педагогу присоединится к опыту детей и в соответствии с этим начать беседу, активизировать имеющиеся у детей опыт и знания. Для успешного проведения ресурсного круга необходимы следующие условия:
-вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой темы;
-комфортная остановка;
-найти угол зрения, при котором обыденное становиться удивительным, что позволяет заинтересовать, поддерживать интерес, привлечь внимание, и стимулировать работу детей и взрослых;
-любое мнение должно быть выслушано, принято.
Например: младший возраст – «Образ света» — ресурсный круг «Позови солнышко» (с использование игрушки-солнышко), дети рассказывали потешку о солнышке передавая игрушку друг другу.
Старший возраст: тема «Радость послушания». Дети сидят полукругом, и перечисляют правила послушания, кладя свою ладонь на колено другом ребенку (можно использовать платочек).
Одной из самых сложных форм обучения считается работа в паре. В младшем возрасте работа в паре происходит между ребенком и взрослым и только со средней группы начинается обучение работе в паре между детьми.
Например: младший возраст «Образ свет» работа в паре происходит между ребенком и взрослым (т.е. мамой) – ребенок читает маме потешку о солнышке, а мама записывает её в тетрадь.
Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям по программе. Структура книг имеет определенную последовательность.
Каждая из книг серии начинается с обращения к родителям, поскольку именно родители являются первыми педагогами своего ребенка. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно — нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми.
Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Фольклорные произведения возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.
В конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком (семьей) своего альбома по рабочим книгам, то есть в создании альбома должны принять активное участие родители, а также воспитанники старшего возраста. Создание альбома является своеобразным результатом совместной работы воспитателя, ребенка и родителей.
Также, конечным результатом программы «Социокультурные истоки» в ДОУ является:
— Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;
— Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
— Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
— Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
— Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
— Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.
Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.
Источник: ped-kopilka.ru
Характеристика и анализ программы «Истоки».
Программа развития ребенка-дошкольника была разработана по заказу Московского комитета образования центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца в 1997 г. Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Изображенный символ — источник — означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.
Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии Выготского, Леонтьева,. Эльконина, Запорожца). Цель программы — разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет.
В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий — младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.
Источник: studopedia.net