С 1 сентября прошлого года в рабочую жизнь работодателей и специалистов по охране труда «вклинилось» постановление 2464. Крайне не простой для восприятия документ, по-другому и не скажешь. Тем не менее, требования есть требования, надо исполнять, несмотря на сложность их понимания.
Из всех видов обучения по охране труда самым иерархически выстроенным относительно «кого и чему обучать», конечно же, является обучение требованиям охраны труда. Обучению требованиям охраны труда подлежат 7 категорий работников по 3 разным программам.
Обучение требованиям охраны труда осуществляется по следующим программам:
• программа «А»— обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда;
• программа «Б»— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и/или опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках спецоценки и оценки профрисков;
• программа «В»— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования.
Примерная программа воспитания: «с небес на землю»
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА К ПРОГРАММЕ «В»
На фоне остальных самой интересной смотрится программа «В». Это можно легко увидеть, прочитав обязательные требования к ее применению. Обучению по этой программе подлежат работники, которые непосредственно выполняют работы повышенной опасности, а также лица, отвечающие за организацию таких работ. Другими словами исполнители и организаторы работ повышенной опасности должны пройти такое обучение.
Все профессии и должности работников, которые должны пройти обучение по программе «В» как ответственные за организацию работ повышенной опасности включаются в специальный перечень, утверждаемый работодателем.
Чтобы определиться с конкретикой материала в программе «В» работодатель должен составить перечень, проводимых на своей территории работ повышенной опасности. Это требование тоже достаточно легко выполнить, заглянув в приказ Минтруда №776н.
Приложение №2 этого приказа содержит 76 видов основных и часто проводимых работ повышенной опасности. Работодателю достаточно выбрать из этого перечня только те работы, которые проводятся в его организации и включить их в локальный перечень.
Перечень Минтруда примерный и естественно не является исчерпывающим, то есть в локальный перечень нужно включать, и те опасные работы, которых нет в приложении №2 приказа, но фактически выполняемые на предприятии.
Определить виды опасных работ «не из перечня» можно применив определение термина «работы повышенной опасности», которое изложено в тексте п. 3.16 ГОСТ 12.0.004 — 2015 — это работы, выполняющиеся в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, что требует до начала производства этих работ разработать и выполнить дополнительные мероприятия
Другими словами, работы повышенной опасности — это работы под воздействием опасных производственных факторов, которые возникают от сторонних источников, а не от выполняемой работы как таковой.
Как провести обучение работников по охране труда. Требования постановления №2464
При освоении программы «В» обучаемые должны получить практику применения теоретических знаний. Для этого программа «В» должна включать в себя не меньше 25% времени от общего количества учебных часов на проведение практических занятий, которые нужны для формирования у обучаемых умений и навыков безопасного выполнения работ.
Периодичность обучения по программе «В» зависит от конкретного виды опасной работы, а вернее предъявляемых к ней требований охраны труда. Обычно периодичность обучения указывается в соответствующем законодательном акте, утвердившим упомянутые требования охраны труда. Если же ее там не указано, то обучать по программе «В» нужно ежегодно.
ПРОГРАММА «В» ВМЕСТО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Создание и утверждение обучения требованиям охраны труда по программе «В» поставило в некий ступор не малое число специалистов по охране труда одним вопросом — заменяет ли обучение по программе «В» специальное обучение, установленное не постановлением №2464?
Ответим на этот вопрос на примере обучения безопасным методам выполнения работ на высоте. Исходные данные следующие:
• работы на высоте — работы повышенной опасности (п.5 приложения №2 приказа Минтруда №776н);
• охрана труда работ на высоте регулируется отдельным приказом Минтруда №782н;
• требования охраны труда к работам на высоте предусматривает специальное обучение для их безопасного выполнения.
Сравним периодичность обучения по программе «В» и специального обучения безопасным работам на высоте. Как уже было упомянуто обучение по программе ежегодное, при условии, что в других законодательных актах нет указаний по периодичности обучения. В случае с работами на высоте приказ 782н устанавливает периодичность обучения:
• для работников 1 и 2 группы работ на высоте — не реже 1 раза в 3 года;
• для работников 3 группы работ на высоте — не реже 1 раза в 5 лет.
В случае работ на высоте правило ежегодного обучения по программе «В» не действует, соответственно приоритет у специального обучения.
Следующим и последним аргументом в пользу специального обучения служит пресловутый и сбивающий с толку многих специалистов по охране труда п. 5 постановления № 2464, который гласит – «настоящие Правила не распространяются на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями к проведению обучения по охране труда, установленными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора)».
Другими словами, если, как в случае с работами на высоте установлено специальное обучение по охране труда, то обучение по программе «В» его не заменит.
Таким образом, работников — высотников нужно обучать в соответствии с требованиями правил охраны труда при работе на высоте.
Стоит отметить, что не для всех опасных работ данный вывод справедлив. Например, при осуществлении допуска к проведению окрасочных работ, приказом Минтруда №849н не установлено специальных требований по обучению. Соответственно, так как окрасочные работы являются работами повышенной опасности (п.14 приложения №2 приказа Минтруда №776н) и к обучению их безопасного проведения нет специальных требований, в том числе к периодичности такого обучения, то ежегодное обучение по программе «В» здесь будет однозначно обязательным.
ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «В»
Обучение требованиям охраны труда, в том числе по программе «В» можно проводить как в учебном центре, так и силами работодателя. Правда не всех работников можно обучить работодателю самостоятельно.
Как правило работников из числа руководителей и специалистов лучше направить на обучение в учебный центр, но только тех из них, кто является организаторами работ повышенной опасности. Также к числу обучаемых в учебном центре относятся и члены комиссии по проверке знания.
Чтобы обучать работников по программе «В» работодатель должен:
• соответствовать требованиям раздела IX постановления № 2464;
• зарегистрировать личный кабинет охраны труда на сайте https://lkot.mintrud.gov.ru/;
• подать сведения о намерении обучать работников своими силами в реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда;
• передавать сведения об обученных работниках в реестр обученных лиц;
• разработать программу обучения «В».
Чтобы начать обучение требованиям по охране труда по программе «В» работодатель может разработать положение об организации обучения, в котором прописываются требования и правила организации обучения, в том числе по этой программе. Также можно утвердить правила обучения в соответствующем разделе положения о СУОТ.
Далее работодатель издает приказ об организации обучения работников по программе «В». В приказе нужно указать ответственных работников за разработку программы обучения, проведения обучения и проверки знаний. Все назначенные ответственные работники в приказе, должны пройти обучение, в том числе по программе «В» строго в учебном центре. Разработанная программа «В» утверждается приказом.
Обучение по программе «В» проводится в обязательном порядке с отрывом от производства (п. 65 постановления № 2464). Это значит что работника нельзя обучать на рабочем месте во время выполнения им работы — нужно проводить обучение в специально оборудованном и оснащенном для этого месте.
Теоретическую часть программы «В» допускается изучать дистанционным способом. Для этого работодатель должен иметь информационно — программную систему, позволяющую предоставлять теорию обучения в удаленном формате.
С практической частью применение дистанционного формата недопустимо. При этом очный формат практический занятий — это решение работодателя. Можно организовать практические занятия непосредственно на рабочих местах, специально оборудованном помещении и учебном полигоне. Здесь важно еще учитывать требования отраслевой нормативки.
Например в случае с подземными работами существует запрет проведения обучения непосредственно на рабочих местах (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.05.2012 № 506). Обучение безопасным способам проведения работ должно проводится на специально оборудованных полигонах или тренажерах.
03.2023
- КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
- ВОЙТИ -> НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ
- ON-LINE ЗАЯВКА
- СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ (ЮРЛИЦО)
- СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ (ФИЗЛИЦО)
- РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- ПРОВЕРКА УДОСТОВЕРЕНИЙ
- ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ЗАКАЗЧИКА
- ГОСЗАКАЗЧИКАМ
- ЗАПРОС КОМ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- НАПИСАТЬ ПИСЬМО
- НАПИСАТЬ ДИРЕКТОРУ
- КОРЗИНА
Источник: biot.su
Российское образование радикально изменится в 2023 году: что ждет школьников и студентов
Российские власти в 2022 году всерьез взялись за систему образования. Грядущие изменения коснутся и школьников, и абитуриентов, и студентов. В основе идеи — формирование собственного стандарта образования с оглядкой на советские традиции. Что ждет начальное и высшее образование уже в 2023 году — в материале Общественной службы новостей.
Как в первый класс
Уже с 1 сентября 2023 года российские начальные школы перейдут на единую общеобразовательную программу. Соответствующий законопроект был оперативно принят Госдумой в начале осени — 8 сентября 2022 года он был внесен, а уже 14 сентября его приняли в третьем чтении. Один из авторов документа, депутат Ольга Казаковаобъясняла такую спешку тем, что «у нас нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».
С нового учебного года единые стандарты в начальной школе заработают для уроков русского языка, чтения и окружающего мира. В средней школе в список добавятся история, обществознание, география и ОБЖ. Таким образом, речь идет о гуманитарных науках и общественных дисциплинах, но не о химии, физике или математике.
«Здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред»
blockquote
«Вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — заявляла Казакова в Госдуме.
Стандарты должны быть выработаны минпросвещением до 31 января 2023 года. Нововведения предполагают и замену учебников. Однако в течение 5 лет у российских школ будет переходный период, во время которого еще можно пользоваться старыми учебниками. Ранее школы сами утверждали программы образования.
Авторы закона объясняли необходимость его принятия еще и тем, что дети при переходе в другую школу не будут отставать от одноклассников и смогут адаптироваться к незнакомым для себя стандартам.
В экспертном сообществе нововведение восприняли неоднозначно. Критики говорят о том, что нововведения ограничивают педагогов в применении разных образовательных методик по отношению к разным детям — ведь есть как отстающие по тем или иным предметам ученики, так и отстающие классы. Единые стандарты в таком случае могут не учесть индивидуальных особенностей развития ребенка и привести к снижению качества образования.
Со следующего года также возможен переход школ на новую систему финансирования. Об этом 13 декабря заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы»
blockquote
«На следующей неделе планируем принять изменения в закон об образовании. Решение предоставит право региональным органам власти переводить школы на областной бюджет. Это значит, будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы», — рассказал политик в своем telegram-канале.
Новые правила приема в вузы
Впрочем, изменения ждут и сферу высшего образования. Российские вузы приняли в этом году решение о выходе из Болонской системы. Соответствующее заявление в мае сделал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Переход будет постепенным, а новый перечень специальностей должен быть утвержден к 2024 году. Это значит, что российские вузы откажутся от бакалавриата и магистратуры и вернутся к традиционным специалитетам.
С нового учебного года уже изменится порядок приема абитуриентов. Например, уменьшится количество направлений подготовки, по которым можно одновременно участвовать в конкурсе на бакалавриат и специалитет.. Теперь их всего 5. Таким образом, абитуриенты смогут подать заявления в 5 разных вузов, выбрав по 5 направлений подготовки в каждом из них.
Поступающий также будет указывать приоритеты на различных условиям — хочет он поступать в головной вуз или филиалы, на очную или заочную форму обучения, на бюджетные места или внебюджетные. Также на государственном уровне обсуждается внедрение платформы для отправки документов на поступление на базе «Госуслуг».
Экспертное мнение заслуженного учителя РФ Евгения Ямбруга для Общественной службы новостей:
«В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет»
blockquote
«Я думаю, что все это в значительной степени политические инициативы, которые к жизни имеют весьма отдаленное отношение. Во-первых, Болонскую систему никто отменять не будет. В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет. Скажем, девочка решила стать учителем начальных классов.
И как бакалавр она эти знания получила. Но потом она решает стать администратором, и в итоге я получаю замечательного завуча по начальной школе.
С другой стороны, есть такие профессии, где никто и нигде в мире не отказывался от специалитета. Например, медики и инженеры. Кто такой бакалавр-медик? Ну это какой-то недоучившийся фельдшер. Но в медицинской сфере у нас остался специалитет. И, помимо того, что ты 5 лет учишься, ты проходишь послевузовскую подготовку, ординатуру, стажировку.
И только тогда уже можно полноценно начинать работать. В той же Америке, которую мы очень не любим, раньше 27 лет врач не становится практикующим.
Что касается школьных стандартов, то здесь нужно понимать, что они сделаны для формирования единого образовательного пространства. Ребенок, который переходит из московской школы в хабаровскую, не должен там потеряться. Но в том же законе об образовании сказано – есть 70% стандарта, а на 30% имеет право сама школа варьировать программу.
Есть разные школы, лицеи, гимназии, где, например, обучают математиков. Есть школы, где много ребят с проблемным развитием, и там нужны нестандартные подходы. Поэтому стандарт нужен, но молиться ему нельзя».
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!
Источник: www.osnmedia.ru
Утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение от 2 декабря 2021 г. № 3427-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности министерства просвещения РФ до 2030 года; документ опубликован на официальном портале правовой информации во вторник.
Минпросвещения России вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказывает государственные услуге и управляет государственным имуществом в вышеперечисленных сферах.
Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.
Как следует из документа, в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
- искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий («Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя»);
- большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных («Создание и внедрение системы управления в образовательной организации»);
- системы распределенного реестра («Цифровое портфолио ученика»);
- облачные технологии («Библиотека цифрового образовательного контента»).
Для реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год – 37,5%, 2023 год – 39,5%, 2024 год – 40,8%, 2030 год – 100%.
Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры Единого портала госуслуг (ЕПГУ).
Напомним, указом президента РФ в июле 2020 года были установлены национальные цели развития страны до 2030 года, одной из таких целей в документе указывается «Цифровая трансформация».
Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация»:
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.
Чем поможет цифровизация
Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:
- повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;
- разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки «сборки» верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;
- слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;
- проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.
Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.
Задачами цифровой трансформации являются:
- повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- предоставление равного доступа к качественному верифицированному (проверенному – ред.) цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории РФ всем категориям обучающихся;
- формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;
- стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Минпросвещения, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.
Целевые показатели в области цифровой трансформации образования на 2024 год
Наименование проекта | Описание | Показатель | Значение, % |
Создание сервиса «Библиотека цифрового образовательного контента» | Сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников | Доля обучающихся, родителей и педагогических работников, которым обеспечен равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту, создающему для всех участников образовательных отношений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равные образовательные возможности, нацеленному на реализацию образовательных программ, построение индивидуальных образовательных траекторий, а также на повышение профессиональной компетентности педагогических работников | 45 |
Создание и внедрение сервиса для обучающихся «Цифровой помощник ученика» | Сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами | Доли используемых проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента, позволяющих обучающимся, родителям и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план (программу) обучения, а также обеспечить высокое качество реализации общеобразовательных программ | 60 |
Создание и внедрение сервиса «Цифровой помощник родителя» | Проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося | Доля обучающихся и их родителей, которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса, среди прочего обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и(или) государственных итоговых аттестациях, получение документов об образовании | 80 |
Создание и внедрение сервиса «Цифровое портфолио ученика» | Сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования; формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей | Доля обучающихся, родителей и педагогических работников, которым обеспечена возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося, что будет способствовать повышению качества профессиональной ориентации обучающихся всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования | 40 |
Создание и внедрение сервиса «Цифровой помощник учителя» | Сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников | Доля педагогических работников, которым обеспечена возможность автоматизированного планирования образовательных программ, а также возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта, что снизит уровень перегрузки рутинными процедурами, создаст возможности повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников | 90 |
Создание и внедрение системы управления в образовательной организации | Построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами | Доля образовательных организаций, введение электронного документооборота в которых позволит снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности, даст возможность принимать управленческие решения на основе анализа больших данных с помощью интеллектуальных алгоритмов | 90 |
Источник: d-russia.ru