Исходными данными для планирования производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на автотранспортном предприятии служат: производственная программа по эксплуатации автомобильного парка; принятые системы и методы технического обслуживания и ремонта подвижного состава; установленные нормы пробега подвижного состава до проведения обслуживания и ремонтов отдельных видов и нормативы трудоемкости работ применительно к условиям эксплуатации автомобилей и оснащенности автотранспортных предприятий.
Разработка плана технического обслуживания и ремонта подвижного состава включает в себя определение следующих показателей производственной программы.
- 1. Пробег автомобилей до капитального ремонта (КР), а также до первого и второго технического обслуживания (ТО-1, ТО-2), с учетом корректировки.
- 2. Количество технических воздействий ТО-1, ТО-2, КР, сезонных обслуживаний (СО), ежедневных обслуживаний (ЕО).
- 3. Трудоемкость технических воздействий ЕО, ТО-1, ТО-2, текущего ремонта (ТР), общая трудоемкость работ по ТО и ТР.
Нормативные значения периодичности технических воздействий и их трудоемкости определяются согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Нормы пробега и трудоемкость корректируется с помощью ряда поправочных коэффициентов, учитывающих:
APM: Решения для задач Технического Обслуживания и Ремонта оборудования
- — условия эксплуатации — К1;
- — модификацию подвижного состава — К2;
- — природно-климатические условия — К3;
- — пробег с начала эксплуатации — К4;
- — количество обслуживаемых и ремонтируемых на предприятии автомобилей и технологически совместимых групп подвижного состава — К5.
Пробег до капитального ремонта, км, определяется по формуле
где — нормативный пробег до капитального ремонта, км;
Ктехн — коэффициент, учитывающий техническое состояние парка подвижного состава;
где У ‘ — удельный вес автомобилей с пробегом с начала эксплуатации до первого капитального ремонта;
У » — удельный вес автомобилей с пробегом с начала эксплуатации после первого капитального ремонта.
Периодичность технических обслуживаний, км, определяется по формуле
где Li — скорректированное значение пробега до ТО-1 и ТО-2, км;
— нормативное значение пробега до ТО-1 и ТО-2, км.
Количество технических воздействий рассчитывается на основе данных о межремонтных пробегах и периодичности ТО.
Количество капитальных ремонтов определяется по формуле
Система технического обслуживания и ремонта — основа формирования сервисных предприятий
Основным назначением сезонного обслуживания является подготовка автомобилей к работе в зимний и летний период и проводится два раза в год. Как правило, сезонное обслуживание совмещается с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости работ. Количество сезонных обслуживаний рассчитывают по формуле
Количество ежедневных обслуживаний определяется следующим образом:
Удельная трудоемкость ЕО, ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле
где — нормативное значение удельной трудоемкости ЕО, ТО-1 или ТО-2, чел-ч.
Удельная трудоемкость текущего ремонта определяется следующим образом:
где — нормативная трудоемкость текущего ремонта, чел-ч./1000 км.
Значение коэффициента К4 необходимо применять с учетом распределения автомобилей по интервалу пробега с начала эксплуатации:
где m — количество интервалов по пробегу;
К4j — значение коэффициента К4 для j — го интервала;
Ассj — удельный вес автомобилей в j — м интервале пробега.
Затем определяем общую трудоемкость работ по ТО и ТР.
Трудоемкость работ ЕО, чел-ч.
Трудоемкость работ по ТО-1, чел-ч.
Трудоемкость работ по ТО-2 с учетом сезонного обслуживания, чел-ч.
где Ксез — коэффициент сезонного обслуживания (для Тюменской области равен 0,3).
Трудоемкость текущего ремонта, чел-ч.
Общая трудоемкость работ по ТО и ТР определяется как сумма трудоемкости по отдельным видам технических воздействий:
В соответствии с планом ТО и ремонта рассчитывают численность ремонтных и вспомогательных рабочих и фонд их заработной платы.
Задачи с решениями
Задача 1. Определить норму пробега до капитального ремонта, периодичность и трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта.
Исходные данные: списочное количество автомобилей КамАЗ-5320 — 300 ед.; автотранспортное предприятие расположено в районе холодного климата. Автомобили работают в условиях города (с населением более 100 тыс. жителей) на дорогах с асфальтобетонным покрытием.
В соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»:
1) дорожные условия эксплуатации автомобилей относятся к III категории;
2) нормативный пробег до капитального ремонта определяется исходя из нормы пробега для I категории условий эксплуатации с учетом результирующего коэффициента корректирования К:
= 300·0,8·1,0·0,8 = 192 тыс. км;
3) периодичность технического обслуживания с учетом результирующего коэффициента корректирования К= К1К3 составит:
= 3000·0,8·0,9= 2160 км;
= 12000·0,8·0,9 = 8640 км;
4) трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта определяется исходя из трудоемкости для эталонных условий эксплуатации и результирующего коэффициента корректирования К:
для технического обслуживания
для текущего ремонта
Тогда трудоемкость технических обслуживаний и текущих ремонтов составит:
= 0,5·0,95 =0,475 чел-ч;
= 3,4·0,95 = 3,23 чел-ч;
= 14,5·0,95 = 13,8 чел-ч;
= 8,5·0,958 = 8,143 чел-ч.
Задачи для самостоятельного решения
- 1. Рассчитать производственную программу по техническому обслуживанию автомобилей-самосвалов на год при следующих исходных данных: АТП расположено в районе с умеренно холодным климатом; категория условий эксплуатации II; среднесписочное количество автомобилей — 500 ед.; среднесуточный пробег — 120 км; общий пробег — 16320 тыс. км.
- 2. Рассчитать производственную программу по техническому обслуживанию и ремонту автобусов ЛиАЗ-6212-01 на год. Исходные данные: среднесписочное количество автобусов — 250 ед.; среднесуточный пробег — 200 км; пробег с начала эксплуатации — 300 тыс. км. Автобусы работают в городе с населением 700 тыс. жителей, расположенном в районе с холодным климатом, на дорогах с асфальтобетонным покрытием.
Вопросы для контроля
- 1. Какие показатели подлежат расчету в производственной программе по ТО и ТР автомобилей, и какова последовательность выполнения этих расчетов?
- 2. Каково назначение корректирующих коэффициентов нормативов периодичности и трудоемкости технического обслуживания, текущего ремонта автомобилей?
- 3. Для чего проводится сезонное обслуживание автомобилей, и как планируется трудоемкость этого вида технического воздействия?
- 4. Как учитывается техническое состояние парка автомобилей при планировании производственной программы по ТО и ТР?
Источник: studwood.net
Планирование производственной программы по ТО и ТР
Производственная программа АТП характеризуется числом технических обслуживаний, планируемых на определенный период времени (год).
Сезонное обслуживание (СО), проводимое 2 раза в год, как правило, совмещается с ТО-2 или ТО- 1 и как отдельный вид планируемого обслуживания при определении производственной программы не учитывается.
Программа служит основой для определения годового объема работ по ТО и ТР и численности рабочих.
Цикловой метод расчета производственной программы предусматривает:
- 1. Выбор и корректирование периодичности ТО-1 , ТО- 2 и ресурсного пробега для подвижного состава проектируемого АТП.;
- 2. Расчет числа ТО на 1 автомобиль (автопоезд) за цикл;
- 3. Расчет коэффициента технической готовности;
- 4. Расчет годового пробега автомобилей;
- 5. Расчет числа ТО на группу (парк) автомобилей на планируемый год.
LЦ — пробег автомобиля за цикл;
LКР — пробег автомобиля до КР;
LТО-2 — пробег автомобиля до ТО-2;
LТО-1 — пробег автомобиля до ТО-1;
LЕО — пробег автомобиля до ЕО, т.е. в сутки.;
Крез — результирующий коэффициент корректирования периодичности;
Lсс — среднесуточный пробег автомобиля
Если LЦ = LКР , то для одного автомобиля за цикл:
Число капитальных ремонтов NКР:
LЦ — пробег автомобиля за цикл. [ОНТП-01-91]
LТО-2 — пробег автомобиля до ТО-2; [ОНТП-01-91]
К1 — коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации; [ОНТП-01-91]
К3 — коэффициент, учитывающий климатический район. [ОНТП-01-91]
LТО-1 — пробег автомобиля до ТО-1; [ОНТП-01-91]
где ДЭЦ — количество дней эксплуатации за цикл:
Результирующий коэффициент корректирования периодичности Крез определяется:
К1 — коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации; [ОНТП-01-91]
К3 — коэффициент, учитывающий климатический район. [ОНТП-01-91]
· Для расчета числа технических воздействий на автомобиль за год вводится коэффициент перехода от цикла к году, или коэффициент цикличности зц:
где LГ — годовой пробег автомобиля;
ДРАБ — число рабочих дней в году;
ДЭЦ — число дней эксплуатации в цикле.
· Годовое число технических обслуживаний и ремонтов на один списочный автомобиль рассчитывается:
ЛиАЗ — 5256 NГ.ТО-2 = 2*1=2
ЛиАЗ — 5256 NГ.ТО-1 =8*1=8
· Тогда число технических воздействий на весь парк автомобилей определенной марки в год определяется по формулам:
Асс — количество автомобилей
Паз — 3205 У NГ.ТО-1 =8*120=960
ЛиАЗ — 5256 У NГ.ТО-1 =8*110=880
У NГ.ТО-2 = NГ.ТО-2 *Асс (12)
Асс — количество автомобилей
Паз — 3205 У NГ.ТО-2 =2*120=240
ЛиАЗ — 5256 У NГ.ТО-2 =2*110=220
Асс — среднесписочное число автомобилей
В зоне ЕО сокращаем трудоемкость на 15%
Паз — 3205 У NГ.ЕО =365*120*0,15=6570
ЛиАЗ — 5256 У NГ.ЕО =365*110*0,15=6022
Источник: vuzlit.com