Планирование научного исследования рабочая программа и ее структура

Лекция 5 Планирование НИР: подготовительный этап, разработка рабочей программы исследования, разработка плана Планирование научного исследования может содержать следующие основополагающие части. 1. Программный (подготовительный) этап научного исследования Научное исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в процессе которой исследователь последовательно переходит от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем.

Для успеха и эффективности научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и осуществлять в определенной последовательности. Эта спланированная последовательность, то есть алгоритм действий, зависит от вида, объекта и целей научного исследования. Однако, какой бы ни была специфика конкретного исследования, оно всегда проходит определенные этапы.

Как правило, научно-исследовательскую работу ориентировочно подразделяют на три этапа: 1) программный (подготовительный или установочный); 2) информационно-аналитический (основной, собственно исследовательский); 3) практический (заключительный). Каждый этап исследования имеет свои характерные особенности.

Простой способ планирования

Первый (программный, подготовительный) этап состоит из выбора области сферы исследования, причем этот важный выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т.д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума и т.д.). Помимо этого первый этап заключается в разработке базовых вопросов методологии, методики и техники научного исследования.

Выбор темы исследования Выбор темы — наиболее трудный и ответственный этап исследования. Тема — это краткая и четкая формулировка сути проблемы (или ее части), которую предполагается разрешить в исследовании. Тема должна быть актуальной, отличаться новизной, направлять научный поиск в область жизненно важных, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки и практики.

Актуальность и соответствие научно практическим требованиям серьезный критерий при выборе темы исследования. 1 Искусственные, оторванные от жизни темы исследовательской работы не оправдывают себя с точки зрения современных запросов научной и профессиональной деятельности. Следует учитывать и субъективный фактор при выборе темы исследования.

Личный интерес, имеющийся положительный опыт работы в избранном тематическом направлении являются мощным стимулом, мобилизующим энергию исследователя и гарантирующим достижение им необходимых результатов. Можно сформулировать определенные требования к выбору и формулированию темы научного исследования: — актуальность (новизна, связь с жизнью общества, учет социальных потребностей в разрешении назревшего противоречия); — конкретность (реальное существование объекта исследования, его предметная определенность, ясность, четкость и точность обозначения); — проблемность (наличие в теме проблемного аспекта, заключающегося в необходимости найти способы и механизмы разрешения противоречия); — определенность понятий (недопустимость употребления двусмысленных, многозначных и нечетких дефиниций); — краткость (лаконичность формулировки темы в сочетании со смысловой емкостью).

Как написать ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?

Таким образом, суммируя вышеприведенные требования, подчеркнем: тема исследования должна отвечать следующим главным условиям: 1) в названии темы должна быть сформулирована проблема; 2) тема должна быть достаточно конкретной; 3) в названии темы должны присутствовать важнейшие категории, выражающие качественные характеристики проблемы. 2. Разработка программы научного исследования Осуществление любого научного исследования (после определения его темы) должно начинаться с разработки его программы, предусматривающей решение целого комплекса методологических, методических и организационно-технических задач.

С одной стороны, программа представляет собой основной документ научной работы, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования, а с другой — это определенная модель исследования, где фиксируются: проблема, цель и задачи исследования, способы их решения, основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов, а также плановые показатели выполнения этапов научной работы. Правильно разработанная программа четко определяет предмет поиска, помогает ограничить круг фактов, подлежащих изучению, позволяет вести 2 исследование с наименьшими затратами сил и средств и при этом достигать наилучших результатов.

Любая программа исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: — теоретико-методологической обоснованности; — структурной полноте, то есть наличию в ней всех структурных элементов; — логичности и последовательности ее частей; — гибкости (не должна сковывать творческие возможности исследователя); — ясности, четкости и конкретности. Программа научного исследования должна содержать два блока: — методологический и организационно-методический (процедурный).

Читайте также:
Где находится вес тела при исполнении европейской программы в бальных танцах

Методологический раздел программы обеспечивает теоретикометодологическую ориентацию исследователя в научной деятельности. Данный раздел включает: постановку и обоснование научной проблемы (проблемной ситуации); определение объекта, предмета, цели, основных задач и методов исследования; выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования.

Организационно-методический (процедурный) раздел программы обосновывает организацию, методику и технику проведения исследования. Данный раздел включает: разработку методов сбора информации; изложение основных процедур обработки и анализа первичной информации; определение направлений практического использования результатов; разработку стратегического и рабочего планов исследования.

Программа научного исследования должна быть гибкой и обеспечивать исследователя (исследовательскую группу) четкой стратегией деятельности. В каждом пункте указанного алгоритма разработки программы возможны многообразные варьирования. Поэтому изучение одного и того же процесса может осуществляться множеством программ.

Умение разрабатывать научно обоснованные программы исследований — важный показатель высокого уровня научной культуры и подготовки исследователя. 3. Составление плана научного исследования Выдвижением и обоснованием исходной гипотезы фактически заканчивается первоначальный — подготовительный (программный) — этап научного исследования.

Основным результатом данного этапа является собственно разработанная программа исследования. После разработки программы последним, завершающим штрихом является составление плана исследования. Он должен в соответствии с программой наметить основные этапы работы.

3 В плане рассматриваются следующие организационные вопросы: где, когда, какими силами будет проводиться исследование; распределение обязанностей и ответственности за каждый вид работы и за исследование в целом; разработка календарного графика работ. При выполнении научного исследования в виде курсовой, дипломной, диссертационной работы план составляется как структура будущего исследования.

План должен содержать перечень основных вопросов, поставленных перед исследователем при решении выбранной темы, и включать введение, основную часть и заключение. При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) тема была исследована всесторонне. План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, так как могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи. Чтобы упорядочить основные этапы научной работы в соответствии с программой исследования и календарными сроками, составляется рабочий план-график выполнения работ. 4

Источник: spravochnick.ru

Рабочая программа научного исследования

Рабочая программа — это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.

Методологический раздел включает:

  • 1) формулировку проблемы или темы;
  • 2) определение объекта и предмета исследования;
  • 3) определение цели и постановку задач исследования;
  • 4) интерпретацию основных понятий;
  • 5) формулировку рабочих гипотез.

Формулировка проблемы (темы) — это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема — это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования — это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом — основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.

Читайте также:
Очень долго включаются программы

Определение цели и задач исследования. Цель исследования — это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования — это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Например, в докторской диссертации М.П. Клейменова, посвященной уголовно-правовому прогнозированию, сформулированы следующие цели и задачи.

Научная цель — создание теоретических основ уголовно-правового прогнозирования. Прикладная цель — прогностическое обоснование концепции уголовно-правовой борьбы с преступностью, уголовного правотворчества и правоприменительной деятельности. Этим целям соответствуют задачи: 1) определение предмета уголовно-правового прогнозирования; 2) разработка методологии и характеристика методики прогнозирования; 3) раскрытие механизма прогнозирования; 4) установление роли и значения прогнозирования в уголовном правотворчестве; 5) разработка предложений по совершенствованию уголовно-правового регулирования и др.

Интерпретация основных понятий — это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями. Например, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном исследовании.

Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Процедурный раздел рабочей программы включает:

  • 1) принципиальный план исследования;
  • 2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала.

Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные. Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу.

Цель составления такого плана — уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало. Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана — проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана — определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Источник: studwood.net

Программа и план исследования

Почему необходимо планировать проведение исследований? Не противоречит ли планирование творческому содержанию исследовательской деятельности? Что должно быть предметом планирования? Можно ли предвидеть проблемы развития управления? Какой должна быть организация исследований?

Какие существуют формы организации исследований, и как их можно выбирать?

Любое исследование начинается с составления его программы. Программа исследований – это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Но чаще видят различие в их назначении и практическом использовании. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план – как организующий фактор последовательного движения к цели.

Планирование исследования систем управления

Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и т.д.), распределения используемых ресурсов в организационном и временно́м пространстве, расчета времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.

Читайте также:
Как зарегистрировать программу на компьютере

План исследования – это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и т.п.), осуществление которых приведет к полной реализации программы и разрешению проблемы.

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно. В процессе ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют его оперативно корректировать, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезным разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов.

Алгоритм – это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находят отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.

В реальной практике проведению исследования не всегда предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования и страховки его успеха.

Но возможны и совмещение этих процедур, и оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.

Основные принципы планирования исследования представлены на рис. 3.4.

Принципы планирования исследований

Рис. 3.4. Принципы планирования исследований

  • 1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере к этому следует стремиться.
  • 2. Принцип организационной значимости. План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для успешного его выполнения.
  • 3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование – это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно, только когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.
  • 4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, по возможности исключать дублирование и конфликтные ситуации.
  • 5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.
  • 6. Принцип ответственности. Как правило, план включает в себя перечень ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. В плане не должно быть заданий, не имеющих адреса и исполнителя.
  • 7. Принцип реальности. План не может содержать заданий, вероятность исполнения которых мала. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.
  • 8. Принцип временно́й определенности является необходимым правилом разработки и реализации планов. Он требует расчета и установления времени исследований, обеспечения экономии времени, своевременности проведения различных этапов исследований.

Разработка плана исследований – важный фактор успеха. Она требует особого внимания. Управление является сложной областью исследований. Здесь в большей мере, чем где-либо, действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru