О феномене финского образования активно заговорили после того, как Финляндия заняла первые места в престижном международном исследовании PISA. И хотя после 2006 года позиции страны несколько снизились, интерес к финскому образованию не ослабевает. Тем более что в этой соседней стране живет немало наших бывших соотечественников, которые щедро делятся впечатлениями в блогах.
Повсюду можно прочитать хвалебные отзывы о финских школах. Но мы с вами в статье «Мифы и правда о финских школах» уже выяснили, что минусов у финской образовательной системы тоже немало. Она далеко не так идеальна, как может показаться на фоне потока восторженных публикаций.
Остается вопрос: каким же образом Финляндия занимает первые места в PISA?
Чтобы это понять, надо выяснить, что именно исследует PISA и каким образом.
PISA (Programme for International Student Assessment, в переводе — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) оценивает знания молодых людей в возрасте 15 лет. Школы-участники выбираются случайным образом на добровольной основе, то есть школа имеет право отказаться. Из каждого учебного заведения в исследовании участвуют 42 ученика.
Что такое PISA?
Мониторинг качества образования PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математика и естественные науки. Результаты исследования подводятся раз в три года.
Важно понять, что PISA не исследует глубину и академичность знаний. Ее основная цель – узнать, способны ли подростки применять свои знания на практике.
Задания составлены по следующей схеме:
- Используя текст задания или компьютерную модель, подросток должен собрать и изучить информацию, относящуюся к реальной жизни.
- На основе полученных данных он должен сделать выводы, которые и будут решением задачи.
Вот пример задания на грамотность чтения. Дан текст объявления в супермаркете. Подросток должен прочитать, понять и проанализировать его, а затем принять решение о своих действиях, основываясь на полученной информации.
То есть первое место страны по грамотности чтения в PISA вовсе не означает, что подростки в этой стране не выпускают из рук книгу и перечитали все шедевры мировой литературы. Оно означает другое: способность прочесть тест (вовсе не обязательно художественный), понять его и сделать правильные выводы.
А вот пример задания по математике. Здесь для ответа на вопрос требуется умение читать столбчатую диаграмму и интерпретировать полученную информацию. Подобного типа задания есть в ЕГЭ профильного уровня. Возможно поэтому российские школьники показали в нем высокий результат.
Во втором задании дана реальная ситуация, которую требуется интерпретировать в геометрическую модель, а затем произвести вычисления на основе знаний по геометрии. Это задание вызывает значительные затруднения не только у российских школьников, но и у подростков из других стран.
Что такое PISA и зачем она нужна
Задания по естественнонаучной грамотности в 2015 году усложнили. Теперь участники должны поработать с компьютерной симуляцией, чтобы собрать необходимые данные. Затем надо эти данные интерпретировать и дать ответ на поставленный вопрос. Свой ответ нужно обосновать данными из таблицы, что исключает возможность случайного выбора правильного ответа, либо ответа на основании жизненного опыта.
Во втором примере задание дополнительно усложняется необходимостью дать развернутый и обоснованный письменный ответ.
Последнее задание относится к максимальному (шестому) уровню сложности. Чтобы дать правильный ответ, подросток должен прочитать достаточно сложный текст, вникнуть в него, понять смысл и использовать все его элементы при ответе на задание. Средний международный результат по этому заданию очень низкий.
По словам представителя Управления образования Хельсинки Ханны Бьёркман, успехи Финляндии в PISA главным образом базируются на вариативности методов, применяемых учителями. Учителя пользуются полной свободой в выборе методов обучения и составлении программ.
Финская школа славится вариативностью учебного процесса: вместо фронтальной работы на класс применяются различные интерактивные методы, индивидуальная работа и работа в мини-группах.
Заместитель директора школы на окраине Хельсинки: «Каждый урок должен быть для детей приключением»
На самом деле объяснение материала перед классом у доски тоже присутствует. Правда, мелом уже никто не пользуется, пишут маркерами – это ярче и чище.
Работа в мини-группах по своей задумке призвана выравнивать уровень знаний, подтягивать слабых учеников в совместной работе с более сильными. На самом деле, как нетрудно догадаться, вся группа «выезжает» на сильных учениках. Финские учителя сами признают, что в мини-группах есть свои минусы.
Сильные ученики должны объяснить слабым то, что у них не получается, но это неправильно – перекладывать на детей функции учителя. На практике работают 1-2 человека из группы. И тем не менее, работа в мини-группах учит детей работать в команде, совещаться, взаимодействовать ради получения общего результата.
Помимо вариативности, слагаемым успеха Финляндии в PISA является один из постулатов финского образования – практичность.
«Мы не учим тому, что не пригодится в жизни», — сказала нам старший воспитатель в финско-русском детском саду.
В школе дети периодически работают над «феноменами», то есть глобальными темами, которые прорабатывают с разных сторон. Вся школа может работать над одним феноменом, или у каждого класса будет свой. Изучение феномена – коллективная работа. В качестве феномена может быть выбрано любое достаточно обширное понятие. Например, экология, эмиграция или Евросоюз.
Участвовать в разработке феномена могут дети любого возраста, с первого по 9 класс, но в старших классах для этого трудно найти время. Эта работа метапредметная, она может вестись на любом уроке, от математики (изучение, например, валют разных стран) до домоводства (изучение кухни разных народов). Не говоря уже про биологию, географию и литературу.
Очень приветствуется преподавание нескольких предметов одним педагогом. Часто бывают совмещенные уроки: совмещенный урок финского и математики, рисовальная математика, рисовальная история.
Учительница русского языка, переехавшая из России, рассказывала нам, что она вела в финской школе четыре предмета, помимо русского: историю, географию, биологию и обществознание. Эти уроки она преподавала русскоговорящим детям, но потом администрация школы пришла к выводу, что тем самым ущемляются права учеников, поскольку они не получают соответствующую лексику на финском. Поэтому ее сделали вспомогательным учителем, и теперь она присутствует на уроках, чтобы помочь детям перевести непонятные термины.
Сейчас идут разговоры о том, чтобы вообще отменить деление на предметы в финских школах. Но это пока лишь прожекты.
Неудивительно поэтому, что для финских школьников задания, выходящие за рамки одного предмета – дело привычное. Они на школьных уроках сталкиваются с задачами, привязанными к реальным жизненным ситуациям, и поэтому легко справляются с ними, участвуя в исследовании PISA.
А вот в российских школах задачи из жизни решают только в начальных классах. Да и то эти задачи из серии «В магазин привезли 36 метров ситца и 42 метра драпа» современным детям кажутся скучными. Свежую струю в это наследие советского прошлого вносит шуточный задачник Григория Остера, но его не используют на уроках. Хороших современных задачек в школьных учебниках крайне мало.
В старших классах ученики с головой погружаются в абстрактные математические понятия. В других школьных предметах ситуация не лучше: они преподаются насыщенными информационными блоками, очень слабо связанными с повседневной жизнью.
Галина Ковалёва, координатор PISA в России: «Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они её решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ».
В 2012 году в исследовании PISA впервые приняли участие азиатские страны, потеснившие Финляндию с лидирующих позиций. В первой десятке появились Сингапур, Гонконг, Япония, Макао, Китай, Южная Корея, Тайвань и Вьетнам. Еще болезненнее финны восприняли результаты 2015 года, когда Эстония обошла Финляндию по естественным наукам, а Канада – по грамотности чтения. В первую десятку по одной из дисциплин попали также Канада, Ирландия, Швейцария, Норвегия и Новая Зеландия. А вышеперечисленные азиатские страны заняли все остальные позиции, причем первую строчку по грамотности чтения, математике и естественным наукам занял Сингапур.
Финляндия сильнее всего «съехала» по математике, оказавшись на 13 месте. По грамотности чтения у Финляндии было 4 место, а по естественным наукам – пятое.
Россия по всем показателям занимает места в середине списка, что говорит о серьезном разрыве между нашим школьным образованием и конкретными жизненными задачами. И это при том, что российские школьники учатся по гораздо более углубленной программе и выполняют большие объемы домашних заданий.
Домашнее задание в финских школах задают. Но мало. Считается, что оно не должно занимать больше 1 часа в день, даже в старших классах.
Директор школы в Хельсинки: «Дети не должны работать больше, чем взрослые!»
Как же достигается столь высокая эффективность уроков, что не требуются даже домашние задания?
«Мы фокусируемся на навыках, а не на запоминании. Главное – сам процесс обучения, а не полученная информация», — говорит директор финской школы.
Вот где кроется секрет успеха в PISA! Вместо того чтобы пытаться впихнуть в учеников тонны информации, которую трудно удержать в голове, финская школа учит ее добывать. И этот навык гораздо более востребован в современном мире, где у каждого в руке есть смартфон. Добыть информацию сейчас не проблема, куда важнее суметь ее понять, проанализировать и правильно отреагировать. Именно эти навыки и проверяет PISA.
«Новое направление в PISA — коллективное решение проблем», — рассказывает завкафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации работников образования Александр Пентин. – «Там вам предлагают в общении с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т.д. То есть, там решается довольно сложная методическая и технологическая задача: смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать».
Вспоминаете мини-группы финских школ? Для российской школы это, увы, пока что-то отвлеченное. В наших школах «каждый сам за себя», задания индивидуальные, а попытка помочь расценивается как подсказка и влечет «двойку». Взаимодействовать, решать задачи совместно у нас учат в лучшем случае в рамках редких творческих заданий на дом.
В конце нынешнего, 2018 года мы узнаем результаты очередного исследования PISA. Можно не сомневаться, что в топе опять окажется много азиатских стран. А вот каковы будут позиции Финляндии и России?
Источник: materinstvo.ru
Международное исследование качества образования PISA в 2024 году
Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.
Чтобы оценить уровень школьного образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос «Пиза-2024». Статья расскажет, что это и в чем суть проведения.
Суть исследования и его организаторы
PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.
Объектами анализа мероприятий в рамках PISA являются подростки пятнадцати лет, которые недавно получили среднее школьное образование – уже не дети, но еще не взрослые.
Оценивается грамотность учеников, которую анализируют в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской.
Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.
Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:
- Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.
- Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
- Ориентация на политику, что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом и вещи, которые могут повлиять на усвоение школьных знаний и умений.
- Систематичность и планомерность – государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижения в сфере образования.
Организатор мероприятия – Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). В России же программу реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.
Что оценивается?
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:
- Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
- Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
- Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.
Дополнительной темой исследования Пиза-2024 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2024 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.
Особенности проведения PISA в 2024 году
Исследование PISA проводится раз в три года.
Как было сказано ранее, в рамках цикла рассматриваются три направления: чтение, математика и естественные науки; одно из них берется в качестве основного. Помимо них каждый раз добавляется четвертый предмет тестирования.
Проверка включает в себя:
- тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы дается два часа;
- анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе, отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять минут;
- анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.
Помимо всего прочего, в дополнении есть анкеты для родителей и финансовые вопросы к администрации. Решать тест и анкету школьники могут последовательно или в разные дни – как посчитают нужным.
Основное направление исследования цикла Pisa-2024 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета добавили креативное мышление. В 2024 году в рамках международного исследования PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично.
Фокус исследования PISA 2024 в первую очередь – это математические рассуждения. Под ним подразумевается правильная оценка и интерпретация, рациональное применение и грамотная формулировка полученной информации. При этом необходимо, чтобы испытуемый мог уметь использовать навыки в четырех сферах жизни: личной, научной, профессиональной и общественной.
Помимо всего прочего, добавлены наиболее важные в XXI веке навыки, в частности, информационные и коммуникативные технологии. В соответствии концепцией интеграции ИКТ в исследование PISA-2024 предполагается, что ученик должен быть креативным, инициативным, мыслил критически, умел пользоваться информацией и коммуникацией.
Предлагаемые задания и результаты выполнения
Тестовые задания бывают двух типов:
- Стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы.
- Интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.
Все эти задания могут проводиться в разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.
Посмотреть или даже порешать пробные задания всегда можно – они находятся на официальном сайте ФИОКО. Результаты проведенного тестирования любого направления становятся доступны не раньше, чем через год – а если быть точнее, то в конце года. К примеру, итоги PISA-2023 будут доступны в декабре 2024-го.
Итоги проверки, говорящей о качестве знаний подростков по всем категориям, разделяют на шесть уровней, и у каждого есть своя нижняя граница – порог. Исходя из ответов, подсчитываются баллы, и школьники, достигшие определенного уровня, должны продемонстрировать свои знания и умения, которые можно будет применить не только в теории, но и на практике.
Подготовительные мероприятия к проведению PISA-2024
Для того, чтобы сдать основной этап проверки, участники должны хорошо подготовиться – и организаторы идут к ним навстречу. Международное исследование PISA в ходе подготовки к новому этапу 2024 гг. дает много вариантов – так, весной 2020-го на официальном сайте были выложены пробные задания.
Осенью 2020-го основатели государственного проекта «Современная школа» планировали запустить предварительное российское исследование наподобие PISA, соблюдая все его стандарты, в котором должны были принять участие более 1400 школ со всех регионах страны. Пандемия помешала планам, но все впереди!
Разработчики этого мероприятия собираются работать с большим материалом анализа, что в итоге даст возможность составить список замечаний и рекомендаций, которые пригодятся не только в рамках PISA, но и в последующей работе ведомств и министерств.
Вовсю проходят и мероприятия мирового масштаба к подготовке международного тестирования. Так, по информации Роспотребнадзора, уже проводились встречи организаторов из разных государств – в том числе и из России. В анализе PISA-2024 покажут свои навыки и умения школьники 88 стран.
А в качестве самостоятельной подготовки достаточно просто посмотреть и прорешать прошлогодние тестовые задания, что даст возможность освежить свои знания и узнать, в чем суть проведения изучения на готовых примерах.
Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, ведь, проводя подобные во всем мире, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет, к чему стремиться. Исследование PISA-2024 поможет улучшить систему образования и покажет, в какую сторону сделать упор в школах.
Источник: 2022g.ru
PISA 2018: диагноз российскому образованию. И не только ему
Наконец-то опубликовали результаты сравнительного исследования качества образования в разных странах, проведенного в 2018 году, PISA-2018. Минпрос сразу же объявил, что эксперты отнесли Россию к «группе 18 стран с устойчивым прогрессом» в качестве образования». Ура! Но так ли это, и как выглядит прогресс по-минпросовски?
Фото William Iven из Unsplash
Итак, PISA — это исследование остаточных, функциональных результатов образования подростков 15 лет по трем направлениям: чтение и понимание текста, применение математических знаний для решения практических задач, понимание и применение принципов разных наук. Это то, чему у нас непосредственно не учат в школе, что не входит в ЕГЭ и ОГЭ. У нас учат тому, что, скорее всего, выпускникам никогда в жизни использовать не придется. А вот такие задачи, как в тесте PISA, решать придется постоянно, по крайней мере, работникам умственного труда. Можете почитать об этом здесь.
Так вот, когда исследование PISA в первый раз провели у нас в стране в 2000 году, наш результат оказался обескураживающе низок: в самом низу таблицы результатов, на уровне совсем отстающих арабских стран (27-29 место из 32). А ведь как мы гордились нашим замечательным советским образованием, качество которого оказалось мифом!
Сразу же раздались вопли: «это полный бред», «это совершенно неправильная методика», «это чистая русофобия и происки Запада», ну и прочая защитная реакция на очевидный провал. Потом сообразили, что это единая методика для всех стран, и надо не обвинять методику, а попытаться объяснить различие в результатах разных стран. А объяснение может быть только одно: российское образование нефункциональное, поскольку полученные знания и навыки не помогают в решении повседневных задач, характерных для сегодняшнего дня. Вместо того, чтобы запоминать сведения, учить наизусть, надо решать практические задачи. Наши школьники не готовы жить в современном обществе и заниматься актуальной производственной деятельностью.
Шли годы. Число стран, участвующих в исследовании все добавлялось (от 32 в 2000 году до 80 в 2018), Россия продолжала участвовать в этом исследовании каждые три года, и, наконец, наш Президент обратил внимание на результаты PISA.
В указе от 7 мая 2018 года Владимир Путин заявил масштабную цель: достичь до 2024 года место в 10-ке лучших по качеству образования стран.
Видимо, ему сказали в 2015 году, что результаты России в рейтинге PISA вдруг улучшились и ура! Но в 2018 году результаты снова ухудшились, и теперь ясно, что цели по указу достигнуты не будут. Если только не принять какие-то радикальные меры. Например, создать собственный международный рейтинг на основе заданий ЕГЭ. В нем мы гарантированно займем одно из первых мест, и дело в шляпе.
Давайте посмотрим и сравним наши результаты за все годы (с сайта ФИОКО — Федерального института оценки качества образования). Только будем смотреть не на общие балы за тесты (которые повышаются или колеблются, но точно так же и у других стран), а будем смотреть на место в рейтинге стран
Место РФ среди стран-участниц исследования
Направление
Естественнонаучная грамотность
26-29
20-30
33-38
38-40
34-38
30-34
30-37
Математическая грамотность
21-25
29-31
32-36
38-39
31-39
20-30
27-35
Читательская грамотность
27-29
32-34
37-40
41-43
38-42
19-30
26-36
Из этих результатов видно, что с точностью до незначительных колебаний оценки качества российского образования остаются практически неизменными, такими, какими они и были 20 лет назад. Или постепенно ухудшаются. В 2012 году был явный провал, который позже немного сгладился. И все.
Конечно, снизу таблицы добавляются новые страны в исследовании, типа Туниса и Панамы, и у них еще более скромные результаты. Действительно, есть страны с еще более удручающей картиной качества образования, однако, нас это никак радовать и успокаивать не должно.
Скажите, а почему бы улучшаться нашим результатам, если никаких масштабных изменений в российском образовании за это время не произошло? Если, как было в основе обучения запомнить или заучить, а потом воспроизвести, так и осталось? Ну, где-то добавили час на какой-то предмет, где-то отняли, заменили один учебник на другой, одни произведения для чтения добавили в курс литературы, другие убрали, поспорили о месте в школьной программе предмета «Основы религиозной культуры» и ввели его, и что? Ведь не может же это повлиять на функциональную грамотность подрастающего поколения и конкурентоспособность страны в ближайшем будущем?
А вот у развитых стран имеет место настоящая «движуха», в верхней части таблицы происходят перестановки, смена лидеров. Например, результаты США были лишь немного выше, чем у России в 2000 году (25 место), потом они совершили ряд колебаний и сейчас делят 10-20 места с другими странами. Заметно улучшились в рейтинге позиции Германии, Великобритании, Японии, Франции, Дании. Можно предположить, что это потому, что там действительно учителя и управленцы от образования болеют за результаты своей страны и безо всякого указа президента вносят коррективы в образовательную политику, которая определяется… «на уровне школы».
Вместе с тем, очевидно влияние на качество образования не только конкретно преподавания предметов в школах, но и благосостояния страны в целом, уровня производственных и социальных технологий. Так, в верхней части рейтинга сосредоточились страны с высокими экономическими показателями (на душу населения), а в нижней части — с низкими.
Такой, можно сказать, выдающийся результат показали ТОП-100 школ Москвы. Если взять их результат отдельно от всей страны, получится, что они в рейтинге стран — 2-е, после Сингапура. Образование в столице — одно из лучших в мире (при оценке по методике PISA-2018).
О чем говорит этот результат, действительно ли это сенсация? Конечно, нет. Еще раз подтверждается вывод о том, что Москва — это не Россия, это совсем другая страна… В Москве школы имеют совершенно другое обеспечение и возможности, чем по всей стране.
Здесь значительно более высокий уровень зарплат у педагогов, и, что самое главное, есть возможность отбирать школьников, отсеивать из них тех, кто не хочет или не может учиться, не имеет познавательной мотивации. Здесь и уровень развития среды и технологий существенно выше, чем в среднем по России. Здесь детей таскают на бесчисленные кружки и секции по интересам, и родители и дети к чему-то стремятся, потому что это не безнадежно, а имеет смысл. И, даже если в основе обучения все то же запоминание и заучивание, дети намного сообразительнее и живее, чем в провинции, и, тем более, сельской местности.
Поэтому главное для победы в PISA — это все-таки благосостояние общества, причем не столичного, а провинциального, уровень и качество жизни, наличие ориентиров и смыслов у молодого поколения. Появится это — и за качеством образования дело не станет.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org