Песнь о вещем олеге программа какого класса

Цель урока: создавать условия для работы над художественным образом и средствами его создания, формирования навыков исследовательской работы; способствовать развитию умения обучающимися делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу.

Познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии А. С. Пушкина, исторической основой стихотворения «Песнь о вещем Олеге»; расширить представления обучающихся о жанре баллады.

Обеспечить знание текста, композиции и системы образов пушкинской баллады;

Обеспечить знание историко-культурных сведений о времени, описанном в «Песне о вещем Олеге» — периоде средневековья конца IX – начала X века;

Обеспечить понимание особенностей мышления и ценностей людей того времени

Планируемые результаты:

Предметные: Работа с поэтическим текстом: беседа по проблемным вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Метапредметные:

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Видеоурок по литературе 7 класс

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»

Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, учатся работать в группе, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: История.

Задача этапа: помощь в структурировании знаний о тексте.

Осознают границы собственного знания и «незнания».

Сегодня мы поговорим о творчестве А.С. Пушкина, а именно о жанре баллады в творчестве А.С. Пушкина. Жанр баллады возникает в русской поэзии в связи с творчеством В.А. Жуковского.

Он становится его основоположником, его родоначальником. Жанр этот сразу утверждается в поэзии и завоёвывает права, приобретает необыкновенную популярность и естественно, что А.С. Пушкин, который считает себя учеником В.А. Жуковского, не мог не обратиться к жанру баллады. Пожалуй, первым его обращением к этому жанру стало знаменитейшее стихотворение «Песнь о вещем Олеге», написанное в 1822 году, в то время когда Пушкин, будучи в Южной ссылке, увлекался романтизмом.

Романтическими мироощущениями были пронизаны его стихи, а баллада жанр, прежде всего, связанный с романтизмом. «Песнь о вещем Олеге» стихотворение А.С. Пушкина стало переработкой известного летописного сюжета «Повесть временных лет». Первой русской летописи, в которой рассказывается о воине и князе. Этот прозаический и безыскусный летописный роман А.С. Пушкин превращает в стихотворную балладу.

Подготовка к восприятию темы. Слово учителя.

Александр Сергеевич Пушкин ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ Аудиокнига Слушать Онлайн

Анализируют запись ключевых слов темы как опорных сигналов:

Распределяют термины в две колонки.

Работа с текстом.

Извлечение необходимой информации.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

А.С.Пушкин с интересом относился к истории, прошлому своего Отечества. Как и многие поэты того времени, он находил в нём немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавал свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. В одной из них Пушкин прочёл предание о князе Олеге, умершем по предсказанию волхва.

«Песнь о вещем Олеге» основана на летописном предании, приведенным Карамзиным в «Истории государства Российского». Олег — первый киевский князь из рода Рюрика, овладевший Киевом, в который перенес столицу из Новгорода, и подчинивший своей власти ряд славянских племен. После похода в 907 году на столицу Византии, Царьград, во время которого он, по сказанию летописца, прибил в знак победы свой щит на цареградских воротах, получил прозвище Вещий — чародей.

Учащимся предлагается прочитать фрагменты из «Повести временных лет» (слайды)

Что, по-вашему, могло поразить воображение поэта? (мнения детей).

Аргументируют собственное мнение

Задача: создать условия для формирования умения

Решают проблему «Какое возникает несоответствие? в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь…»

Подводит обучающихся к выводу: в первом случае прозаическое, хроникальное повествование, во втором – поэтическое произведение.

Отвечают на вопросы учителя, определяют

«Как соотносятся реальный факт и поэтическое произведение»

Работа с текстом во время чтения.

Решают проблему в сотрудничестве с товарищами и учителем.

Читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе.

С другой стороны, «Песнь…» — это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.

Обращение к историческому прошлому:

Как ныне сбирается вещий Олег (видящий – предвидящий будущее)
Отмстить неразумным хазарам (крупное государственное образование, хазарский каганат, был основным противником Руси в борьбе за подчинение себе племён в то время. Русь только набирала силу, а хазары, наоборот, становились слабее. Словом «неразумные» Пушкин подчёркивает, что с Русью уже в то время было связываться себе дороже),
Их сёлы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;)

(в ответ на хазарский набег, совершил ответную карательную экспедицию)
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

(царьградская, или византийская броня – очень богатая броня. Склад стихотворения в данном случае былинный: хорошая броня, дружина, верный конь…)

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник (волшебник, колдун, волхв, тот, кто способен удивлять, восхищать),
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.

(не боится земных владык, знает истину)
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?

Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение:

Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

(Странно, что предвидящий будущее Олег не может увидеть собственную судьбу. Может быть, «вещий» относится к политике, к интригам? А настоящий дар прозрения есть только у волхва?)

Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Кудесник произносит практически гимн Олегу и его коню, и заканчивает его неожиданной и страшной фразой. Горькая ирония слышится в этой фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен.

Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

(Он рассказывает ему его будущее по собственной воле, а не по принуждению или за награду)

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

(Кудесник рассказывает Олегу о том, что он в будущем пойдёт в поход на Царьград и прибьёт к его воротам свой щит. Согласно «Повести временных лет» Олег покорил столицу Византии, сумев поставить ладьи с воинами на колёса (по историческим предположениям – перетащить волоком ладьи через сушу в закрытую бухту «Золотой Рог»), после чего ромеям оставалось только обсудить условия капитуляции)

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

(пока совершаются дела государственные, пока Олег, не боясь опасностей, вершит славу молодой Руси, ему нечего бояться. Незримый хранитель – прообраз ангела-хранителя)

Читайте также:
Cyberghost прекращена работа программы

Таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя:

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

(Но твой конь, послушный твоей воле, помогающий тебе во всех ратных делах, однажды погубит тебя)

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

Прощание с конем — один из самых драматичных эпизодов:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.

(Поведение Олега не похоже на поведение героев былин и скандинавских саг. Они никогда не бежали от опасности, не пытались её предотвратить. Пожимали плечами: «значит, так и суждено». Олег же пытается схитрить. И при этом, по сути, предаёт верного коня)
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

(Забыл о коне и вспомнил, спустя годы)

О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже «кудри их белы, как утренний снег». Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: «Могучий Олег головою поник…». Олег упрекает себя за то, что поверил кудеснику, называя его «лживым, безумным стариком».

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

(Теперь он презирает себя за уступку, за боязнь, когда-то проявленную)

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,

(Князь Игорь – наследник Олега)
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

(Конь, в отличие от хозяина, никого не предавал)

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

(На языческой тризне – поминках по умершему, убивали его коней, скот, а когда-то – и жён, чтобы положить с ним в могилу)

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти, а его чувства. Это то самое «сердце у героя». Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:

(Но предсказанное всё равно свершилось. Нам не дано предугадать, как это произойдёт)

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

(Не напрасно Пушкин повторяет те же строки. Он подчёркивает, что ничего не изменилось, князей ничему не научил опыт Олега, всё идёт далее по кругу)

Обращает внимание учащихся к тексту летописи и предлагает подчеркнуть слова, характеризующие киевского князя Олега (индивидуальная работа).

Работают с текстом

Работа с текстом после чтения.

Вещий Олег; в награду любого возьмёшь ты коня; победой прославлено имя твоё; дивная судьба; «прощай, мой товарищ, мой верный слуга. теперь отдыхай»; «покройте попоной, . купайте, кормите отборным зерном, водой ключевою поите»; «и хочет увидеть он кости коня,«спи, друг одинокий»

Какие слова, характеризующие князя Олега и передающие чувства автора, нужно было подчеркнуть?

Сверка с доской

Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни.

Волхвы – название языческих жрецов у славян.

Сеча – схватка, рукопашный бой.

Тризна – поминальная трапеза.

Формирование новых знаний.

Задача: О чём заставляет задуматься произведение А.С.Пушкина?

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Любое произведение имеет несколько прочтений. В данном случае это – переложение «Повести временных лет», рассказ о том, что нельзя уйти от судьбы, разговор о благородстве и «осторожности».

Проанализировав эту балладу, мы выяснили, что А.С.Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…»

Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт.

Через художественное произведение автор помогает читателю увидеть яркие образы, осознать проблемы, касающиеся каждого человека, задуматься над путями их разрешения и делать нравственный выбор в сложных ситуациях).

Совместно с учителем обобщают, структурируют знания, делают выводы.

Контроль и самооценка результатов деятельности.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха).

Выразительное чтение наизусть.

Какие умения и навыки применяли при анализе текста?

Какие вновь приобретенные знания пригодятся вам в повседневной жизни?

Анализ записей «данное» и «новое»

Актуализация полученных знаний.

-82%

Источник: videouroki.net

План урока по литературе в 5 классе на тему «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». «

План урока по литературе в 5 классе на тему

Винтер Елена

Удивительный Александр Сергеевич. Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс.

2. Сообщение целей урока.

3. Историческая справка о князе Олеге. Значение истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания “ Песни о вещем Олеге”.

Что вы знаете о жизни Древней Руси?

Кто такой вещий Олег?

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

В основу произведения положен текст древнерусских летописей.

4. Знакомство с литературоведческими понятиями.

Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Летопись – погодово?й, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.

5. Прослушивание баллады.

  • Какое чувство осталось после прослушивания баллады?
  • Какой эпизод произвел наибольшее впечатление?
Читайте также:
Как изменить голос по телефону во время разговора программа на Андроид на женский

6. Словарная работа.

  • Хазары – племя, обитавшее на юге Росси в x веке
  • Царьград – ныне Стамбул
  • Кудесник, волхв – волшебник, чародей
  • Перун – Бог грома и молнии
  • Жребий – судьба, участь (устар.)
  • Курган – могильный холм устар.)
  • Тризна – обрядовые действия и пиршество в память умершего
  • Вещий – предвидящий будущее.

7. Беседа с учащимися. Анализ баллады.

Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, “Песнь…” – это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.

Это обращение к историческому прошлому, таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет.

Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе?

1) Встреча Олега с кудесником.
2) Прощание с конем.
3) Смерть Олега.

Проведём анализ этих эпизодов.

1) Образ князя Олега вступает в “Песню…” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег?

Как назван кудесник?

Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.

– На чьей стороне автор, кому ближе по духу? Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт.

– Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?

2) Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов. Почему Олег так любил коня?

Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?

3) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник…”.

Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

8. Чтение отрывка из летописи “Повесть временных лет”. – Каким же изображается князь Олег в летописях?

9. Сопоставительный анализ баллады и летописи.

– «Песнь. » написана в жанре баллады. Вспомните, какой жанр называется балладой? Какой жанр называется летописью?

– В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина.

11. Проверочная работа.

12. Выводы по теме урока.

Кому из героев “Песни о вещем Олеге” вы бы поставили памятник? Как бы он выглядел?

Какова основная мысль произведения?

13. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из баллады.

Источник: znanio.ru

Урок литературы в 7-м классе. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге ». На уроке обучающиеся знакомятся с летописным источником произведения, развивают навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения, расширяют словарный запас.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-м классе. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Хабибуллина Фарида Салимжановна, учитель русского языка и литературы

  1. Цель урока: выработка навыков работы с разнообразными текстами и справочным и материалом учебника.
  2. Оборудование: иллюстрации к поэме, карта – Восточная Римская (Византийская) империя.
  3. Теория литературы: летопись (повторение), баллада.
  4. Словарная работа

Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни.

Волхвы – название языческих жрецов у славян.

Сеча – схватка, рукопашный бой.

Тризна – поминальная трапеза.

Вопрос классу: Какова главная мысль баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

  1. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А.С.Пушкин интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени, интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.

( Отрывок из летописи, приведенный в учебнике на древнерусском языке, лежит перед ребятами).

(Слайд №2) Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу, победителю хазар и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Цареградом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине – победителе поведал нам А.С.Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь её с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.

В «Песне…» есть вступление, говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.

-Запись в ученический литературоведческий словарь:

Баллада – стихотворение, лирическая песнь, в основе которой лежит историческое событие, предание с острым напряженным концом.

2. Комментированное чтение.

(Учитель читает, а заранее подготовленные ученики объясняют непонятные слова).

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный побег

Обрек он мечам и пожарам…

— Учитель. Кто такие хазары?

— Ученик. Это племена, которые жили к востоку от древнего Киева и часто нападали на русских.

( слова «вещий», «сбирается», «обрек мечам и пожарам» написаны на доске и объясняются учителем).

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

«Царская броня» — это особые доспехи, латы, кольчуга, сделанные в Царьграде, где были большие мастера по изготовлению воинской амуниции.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник…

— Учитель. Кто такой кудесник?

— Ученик. Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни. Обычно они уходили из мира, жили отшельниками, молились богам, в которых верили, и становились прорицателями, могли предсказывать будущее.

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший свой век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

-Учитель. Кто такой Перун?

-Ученик. Перун – это верховное языческое божество древних славян. Само слово 2перун» первоначально означало «тот, кто бьёт, разрушает», потом появилось «разящий гром».

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

-Учитель. О чем хочет узнать князь?

( О своей судьбе, о будущем).

-Учитель. Он призывает отшельника не бояться. Почему?

(Потому что правду не всегда легко сказать. Особенно если эта правда горькая. Вестника, приносившего недобрую весть, в древности могли и казнить. Зато того, кто возвещал хорошее, всегда ждала награда).

— Учитель. А как вы думаете, не возникло ли у некоторых прорицателей желания сказать то, что понравится князю или другим сильным правителям?

-Учитель. Поэтому-то Олег и ободряет старика: говори правду, я, мол, не буду гневаться ни на что. Но замечателен ответ кудесника:

«Волхвы не бояться могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык,

И с волей небесною дружен».

-Учитель. Кто такие волхвы?

-Ученик. Волхвы — это ученые мудрецы. Они пришли из персидских стран пришли поклониться Младенцу Христу после того как увидели на небе новую особую звезду. Здесь волхвом старик – кудесник называет себя.

— Учитель. В этом отрывке употреблено слово «вещий» — вещий язык. А в начале стихотворения с этим словом сочетается другое. Какое?

-Учитель. А что означает «вещий» в словосочетании «вещий язык»? Можно ли сказать «мудрый язык»?

(Нет, в данном случае «вещий» означает пророческий, открывающий тайны. Пророк говорит не от своего имени, его язык – вестник высшей правды).

«Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе».

Читайте также:
Для чего нужна защита информации почему нужно постоянно обновлять антивирусные программы

— Учитель. Все ли знают слово «чело»?

(Оно означает лоб. Обратите внимание на слово ЧЕЛО-век. Это указывает на то, что чело, то есть лоб – очень важная часть в нас. Человек отличается от животных прежде всего разумом, способностью мыслить, о чем свидетельствует наш лоб, чело.

«Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе».

-Учитель. Кудесник говорит, что князь – мужественный и удачливый воин, он не знает страха и поражений.

«И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан».

-Учитель. Прорицатель указывает на счастливую судьбу Олега. Слава сопутствует ему, он победил много врагов. А вот что значит «щит на вратах Цареграда»?

(В древности победители прибивали щит своего военачальника на врата взятого города. Стало быть, князь Олег взял Константинополь, или Царьград. Откуда это узнал кудесник? Может быть он слышал кое–какие вести от проходящих странников, а может быть, такова была сила его проведения – в точности мы не знаем).

«Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод и сеча ему ничего,

Но примешь ты смерть от коня своего».

(Это неожиданное известие не могло не поразить князя: он-то думал, что примет смерть в ратном подвиге, погибнет от стрелы или меча. И вдруг ему говорят, что причиной смерти будет верный друг – конь, который не раз выносил его из горячих схваток, спасал ему жизнь).

— А что такое «сеча»?

(это и есть схватка, рукопашный бой, где противники секут друг друга мечами, шашками, саблями – отсюда и слово «сеча»).

«Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой».

-Учитель. Обратим внимание на словосочетание прощальной рукой». О чем оно говорит?

(У князя созрело решение расстаться с конём).

(Он верит предсказаниям волхва, но воспринимает его не как окончательный приговор, а скорее как предупреждение – и хочет изменить свою судьбу. (Слайд №4)

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся – да помни меня.

Вы, отроки – други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

-Учитель. Как же князь Олег хочет расстаться с конем?

(Он не убивает его, а отпускает на покой, приказывает содержать до старости с почестями).

Что такое попона?

Попона – специальное покрывало для лошади, его кладут ей на спину, чтобы она не мерзла.

-Учитель. Кто такие отроки – други?

(Отроки – други это юные слуги, молодые конюхи, которые должны ухаживать за конем).

И тот час с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

-Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что князь – предводитель дружины, он не может быть пешим: он расстался со своим верным конем – другом – теперь придется привыкать к новому товарищу.

Дальше начинается новый эпизод:

«Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они…

-Учитель. Когда происходит это действие? На что указывают слова «кудри их белы»?

(Прошло много лет с того момента, когда Олег расстался со своим конем. Воины стали седыми).

«А где мой товарищ? – промолвил Олег,-

Скажи, где конь мой ретивый?

Здоров ли? Все так же ль лег о к его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

( «Ретивый» — сильный, быстрый, резвый).

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

(То есть княжеский конь умер).

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что за гаданье?

Кудесник, ты лживый безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне возил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

(Князь опечален, он жалеет, что расстался со своим товарищем, и хочет увидеть останки коня. Слово «презреть» в данном случае означает «не послушать бы».

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

(Раньше останки животных не зарывали в землю, а просто сваливали куда-нибудь подальше от людей, в овраг, яму, а тут, так как конь был княжеский, кости, видимо, положили на высокий холм и, может быть, забросали землей. Но ветер и дождь вымыли их – и вот они перед князем.

-Учитель. А что такое «ковыль»?

(Это тонкая шелковистая степная трава, которая колышется наподобие морских волн).

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!»

-Учитель. Что такое « тризна»?

-Ученик. «Тризна» — это поминальная трапеза.

-Учитель. Олег сожалеет, что его конь не проводит его в последний путь и не погибнет вместе с ним. У многих народов, в том числе и у славян, был обычай убивать коня и хоронить его вместе с хозяином. Но здесь конь умер раньше, теперь князь видит перед собой лишь конский череп и опять вспоминает пророчество волхва:

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

-Учитель. Как видим, роковое предсказание сбылось, хотя не так как ожидал Олег: он умер от укуса змеи, но змея жила в черепе его любимого коня. (Слайд №6)

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

(На поминках по князю Олегу присутствует его преемник князь Игорь и его жена Ольга, которая впоследствии примет крещение в Константинополе).

  1. Беседа по вопросам.
  1. О чем рассказывает «Песнь о вещем Олеге»?

(Ребята вспоминают эпизоды сами и сверяются с планом, написанным на доске).

  1. Какие лексические средства используются А.С.Пушкиным, балладе?

(Устаревшие слова ребята должны были найти в тексте дома и записать в свои словари).

— Для чего Пушкин использует устаревшие слова в балладе?

(Чтобы передать колорит эпохи)

  1. В балладе используется много средств художественной выразительности.

( Ребята зачитывают средства художественной выразительности, найденные ими в тексте).

  1. Соответствует ли данное произведение балладе?

(Поэтический текст, сюжет основан на историческом событии)

  1. В основе «Песни …»лежит летопись, прочитаем ее.

-Есть ли различие между летописью и «Песнью…»?

(В «Песне…» расставание с конем после предсказания, в летописи – да него.)

  1. Кто является главным героем баллады? Почему?

(Главным героем баллады является кудесник, он не побоялся князя Олега и поведал, что князь примет «смерть от коня своего»).

  1. На чьей стороне поэт: «мудрого старца» или «могучего владыки»?

(«Мудрого старца», который знает не только реальную жизнь, но и является пророком). Поясните свою точку зрения.

  1. Прочитайте речь кудесника. Можно ли волхва сравнить с А.С. Пушкиным и его поэзией? Почему?

(Язык А.С.Пушкина так же «правдив и свободен», как речь волхва).

Подведем итог урока.

1822 год. Южная ссылка. Почему Пушкин обращается к далекой старине?

История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение трудных проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Есть ли ответ в тексте?

В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru