Первые программы тестирования кем были реализованы

Статья Каплун О.А. «История возникновения и развития тестирова ния» посвящена проблеме становления тестирования как одного из средств контроля. В статье дается представление о предыстории тести рования, его истоках, а также выделяются и характеризуются этапы при менения тестов в мировой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплун О. А.

Из истории развития понятия «педагогический тест»
О социальной роли метода тестов в истории человечества и в современном обществе
Тестирование: вчера, сегодня, завтра
Ретроспективный и перспективный взгляд на лингводидактическое тестирование
Пути совершенствования тестового контроля сформированности компетенций студентов вуза
i Не можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF TEST APPEARANCE AND TEST DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of defining tests as one of the methods of control. The author pres ents the history of testing and its sources, points out and characterizes the stages of tests application in world practice.

Тестирование Программного Обеспечения — урок №1 — Введение

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития тестирования»

О.А. Каплун, старший преподаватель кафедры иностранных языков Орловского государственного института экономики и торговли.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Статья Каплун О.А. ”История возникновения и развития тестирования” посвящена проблеме становления тестирования как одного из средств контроля. В статье дается представление о предыстории тестирования, его истоках, а также выделяются и характеризуются этапы применения тестов в мировой практике.

История развития тестов своими корнями уходит в глубину веков, она связана с измерением различных способностей, знаний, умений и навыков. Эти измерения можно считать предысторией тестов. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах писцов на знание арифметических действий, умение измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владение искусством пения и игры на музыкальных инструментах.

В Древнем Египте жрецами становились те, кто выдерживал систему определенных испытаний. Кандидаты проходили проверку умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве и др.

В III тысячелетии до н. э. в Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников, по музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний.

Еще одним свидетельством использования испытаний тестового характера являются материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. В зависимости от того, как тестируемый отвечал на эти загадки, наставник определял, на каком уровне «просветленности» он находился.

Тестировщик с нуля / Урок 1 / Что такое тестирование по

В созданном чжурчжэнями государстве Цзинь результаты экзаменов применялись для распределения выпускников медицинского училища. Лучшие из числа выдержавших экзамены поступали на государственную службу в качестве практикующих врачей, преподавателей или исследователей, а худшие получали разрешение заниматься частной практикой.

Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнамском государ-

стве. В период с 1370 по 1372 год там была проведена переаттестация всех военных и гражданских чиновников, что позволило организовать проверку государственного аппарата по всей стране. Конкурсные испытания проводились по этапам и турам, а присвоение высших степеней на экзаменах сопровождалось большими почестями [3. С. 23 — 26].

Первым этапом применения тестов в мировой практике можно считать период с 80-х годов XIX века до 20-х годов XX века. Этот период характеризуется зарождением и становлением тестирования.

К концу XIX века практическая проблема исследования индивидуальных различий стала толчком к появлению первых тестов. Известный английский психолог Ф. Гальтон провел серию испытаний, в которых можно было проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции), физиологические возможности организма и психические свойства.

Родоначальником тестологии по праву считается Дж. Кэттелл, так как именно он увидел в тестах средство измерения свойств человеческой психики. Ученый считал, что применение тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов. Исследователь полагал, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Так было впервые сказано о необходимости стандартизации тестов, чтобы можно было сравнить результаты, полученные разными исследователями на разных испытуемых.

Дж. Кэттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших измерения чувствительности, остроты зрения и слуха, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов и количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания.

В 1904 году французский министр народного образования создал комиссию для изучения

проблемы отставания школьников в учебе и создания методики, с помощью которой можно было бы отделить детей, способных к учению, от детей, страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Для этой комиссии психологи А. Бине и Т. Симон провели серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста и разработали первую шкалу для вычисления коэффициента уровня интеллектуального развития.

Тесты Бине — Симона привлекли к себе внимание психологов всего мира, были переведены на многие языки. В Америке эти тесты претерпели изменение под руководством Л.М. Термена из Стэнфордского университета и получили известность как тест Стэнфорд — Бине.

Это была шкала, в рамках которой впервые было введено понятие коэффициента интеллектуальности (Ю), т.е. соотношение между интеллектуальным и фактическим возрастом. Кроме того, применялся новый критерий оценки тестирования — статистическая норма. Со статистической нормой стали сравнивать индивидуальные тестовые показатели, оценивали их и давали им психологическую характеристику [2. С. 20 — 24; 5. С. 24 — 25].

Коэффициент интеллекта Ю был предложен немецким психологом В. Штерном, который назвал им показатель, получаемый при делении умственного возраста на хронологический и умноженный на 100%.

Тесты очень быстро стали одним из распространенных методов психологического исследования. Их стали применять во многих странах для дефектологических целей, для профориентации, при приеме на работу, в вузы, для оценки знаний школьников и студентов, в социально-психологических исследованиях. Возникшая в США во время первой мировой войны потребность исследования полуторамиллионной армии послужила стимулом для появления и развития группового тестирования.

Вторым периодом в развитии тестирования можно считать 20 — 60-е годы XX века. В этот период тесты разрабатываются в рамках биологиза-торской концепции развития личности. В это время начинают разделяться психологические и педагогические (дидактические) тесты. Дидактические тесты разрабатываются по всем школьным дисциплинам.

Большое внимание уделяется обработке результатов тестирования. Намечается переход от единичных тестов к тестовым системам.

В 20-е годы XX века началась разработка тестов в СССР Первая работа по психологическому тестированию была написана психологом Г.И. Россолимо. Многие методисты видели в новой форме контроля средство, позволяющее индивидуализировать процесс обучения, улучшить самоконтроль обучающихся, снизить трудоемкость проверки работ учащихся. В отечественной истории тестов 30-е годы XX века характеризуют-

ся интенсивным использованием тестов в системе народного образования и промышленности.

Но разработкой тестов стали заниматься люди, не имеющие необходимой квалификации, массовые тестовые обследования не подкреплялись экспериментальной проверкой качества тестовых материалов, не уделялось внимания статистическим методам при оценке валидности и надежности теста, решения о переводе учащихся в классы для умственно отсталых принимались на основе коротких тестов, без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. В промышленности на основе тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям без учета склонностей и интересов. Это привело к тому, что критика тестов начинает приобретать более широкий размах. В печати появился ряд публикаций, в которых тесты как метод контроля отвергались. И после принятия ЦК ВКП (б) в 1936 году постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» научная и практическая работа по диагностике знаний, умений и навыков учащихся с помощью тестов была приостановлена.

Читайте также:
Программа для настройки сигнала модема

Третьим этапом в развитии тестирования является период с начала 60-х годов по конец 70-х годов XX века. В этот период тесты разрабатываются в рамках биосоциологизаторской концепции развития личности. Благодаря внедрению в образовательную практику программированного обучения начинает осуществляться машинный и без-машинный контроль знаний с помощью заданий в тестовой форме.

После долгого перерыва в 60-е годы XX века возобновилось использование тестов в советской педагогике. Появляются публикации, посвященные анализу многолетнего опыта тестирования, защищаются диссертации, создаются центры, ведущие разработку теории и практики создания и применения тестов. Но наблюдался отрыв теории от практики [1. С. 12 — 23].

С 80-х годов XX века по настоящее время начинается четвертый этап в развитии тестирования. Он характеризуется широким использованием компьютеров, математических моделей, средств программирования для обучения и контроля. Западные страны опережают Россию по масштабам использования тестов, качеству тестов и подготовке профессиональных кадров.

Наиболее развиты в этом отношении Нидерланды, США, Англия, Япония, Дания, Израиль, Канада и Австралия. В этих странах созданы службы, занимающиеся разработкой тестов, организацией массового тестирования и сбором информации для мониторинга качества образования. Тестирование становится в них практически ведущей формой контроля.

В России в последние десятилетия развитие вопросов тестового контроля получило особую актуальность в связи с тем, что идет процесс стандартизации образования, разрабатываются госу-

дарственные образовательные стандарты, проводится массовое измерение качества подготовки обучающихся по разным дисциплинам.

Педагогическое направление в развитии тес-тологии наметилось в начале XX века, когда американский ученый В.А. Макколл разделили тесты на психологические и педагогические. Основоположником педагогического тестирования считают Р. Торндайка. Задачей педагогических тестов было измерение успешности учащихся по разным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешности различных методов обучения.

Родоначальниками тестов по иностранному языку являются американские тестологи. Первый тест по иностранным языкам составил в 1925 году Б. Вуд. Этот тест включал задания по лексике, грамматике и чтению на французском и испанском языках.

В истории теории и практики использования тестов по иностранному языку можно выделить четыре этапа:

1) донаучный (1925 — 1950), для него характерен эссе-переводный подход к языковому тестированию без научно-теоретической базы. Первые языковые тесты состояли в написании эссе, переводе и грамматическом анализе;

2) психометрико-структуралистический этап (50 — 60-е годы XX века), для него характерен

структуралистический или психометрический подход к тестированию. Для составления тестов использовались структурный подход в лингвистике и достижения психометрической теории. В этот период проводилась разработка статистических методов оценки тестов, использовалась методика множественного выбора с опорой на надежность и объективность;

3) психолингвистико-социолингвистический этап (70 — 80-е годы XX века), для него характерен интегративный подход к тестированию, стремление создать универсальные тесты. Тесты проверяли употребление языка в контексте;

4) коммуникативный этап (80-е годы XX века -настоящее время), для него характерен коммуникативный подход к тестированию, в котором делается акцент на адекватности реализации коммуникации. Тесты нацелены на выявление способности и готовности испытуемых осуществлять иноязычное общение [6. С. 11; 4. С. 12 — 15].

Таким образом, история возникновения и развития тестирования показывает, что этот метод контроля стал важным методом оценки, с помощью которого можно достаточно объективно, надежно измерить, обработать, интерпретировать результаты учебного процесса, диагностировать выраженность у индивида определенных психологических качеств, свойств и состояний, а также измерить уровень их развития.

1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний [Текст] / В.С. Аванесов. — М., 1994. -136 с.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и психологические различия в поведении [Текст] / А. Анастази. — М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с.

3. Общая психодиагностика [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во Московского университета, 1987. — 304 с.

4. Поляков О.Г. Тестирование по английскому языку как иностранному (теория и практика) [Текст] / О.Г. Поляков. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Д. Державина, 1999. — 113 с.

5. Психологическая диагностика [Текст] / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2003. — 651с.

6. Шаповалова Т.Г. Методические аспекты тестирования учебных достижений учащихся в условиях дистанционного обучения [Текст] / Т.Г. Шаповалова. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2004. — 112 с.

THE HISTORY OF TEST APPEARANCE AND TEST DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of defining tests as one of the methods of control. The author presents the history of testing and its sources, points out and characterizes the stages of tests application in world practice.

Источник: cyberleninka.ru

Возникновение тестирования

1.1. Время зарождения тестологии относят ко второй половине XIX века, когда психологи стали исследовать индивидуальные различия физических, физиологических и психических особенностей человека.

В середине ХIХ века особое внимание исследователей уделялось изучению умственной отсталости, которую в этот период впервые стали рассматривать как болезнь. Французский врач Э. Сеген разработал собственную методику и основал первую школу для обучения умственно отсталых. Впоследствии многие из разработанных им приемов вошли в тесты на выявление уровня интеллекта.

Одним из первых, кто начал использовать тестовые технологии для измерения индивидуальных особенностей, стал английский биолог Френсис Гальтон. Он занимался вопросом наследственности, при этом разработал ряд методик для определения зрительной, слуховой и тактильной чувствительности, а также для определения мускульной силы, скорости реакции и др.

В ходе сбора эмпирических данных Гальтон обследовал множество учреждений в системе образования с целью получить систематические измерения антропометрических характеристик учащихся. В 1884 году он организовал антропометрическую лабораторию на Всемирной выставке в Лондоне, где каждый желающий за небольшую плату мог измерить свои физические возможности по 17 показателям: рост, вес, сила кисти, сила удара, различения цвета, острота зрения и др. Таким образом, накапливались первые систематические данные по индивидуальным особенностям простых психофизических функций. По мнению Ф.Гальтона, тесты сенсорного различения можно использовать как средство оценки интеллекта человека.

Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций.

Он сформулировал три принципа тестирования, эти выводы сохраняют актуальность до сих пор:

1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

2) необходимость накопления и обработки статистических результатов;

3) установление эталонов оценки.

Важнейшим вкладом Ф. Гальтона в развитие тестологии является разработка и использование методов математической статистики для обработки полученных данных по индивидуальным различиям. Он вводит метод сравнения двух рядов переменных, для оценки этого соотношения используется особая величина – индекс-коэффициент корреляции. Он также изучает взаимосвязь переменных, для чего впервые использует построение линий регрессии одной переменной на другую.

1.2. Особенно заметный вклад в развитие тестирования внесли работы Джеймса Кеттелла (1860 — 1944). Американский психолог разработал около пятидесяти наборов заданий, которые назывались «умственными тестами», практически же это были тесты сенсорного различения и скорости реакции, которые, по мнению Дж. Кеттелла, можно было использовать для измерения интеллекта. Дж.

Кеттелл рассматривал тестирование как научный метод и выдвигал ряд требований к проведению тестирования, чтобы результаты были приближены к объективным.

Тесты Дж. Кеттелла были типичными среди большого количества серий тестов, разработанных в последнее десятилетие ХIХ века. Такие серии применялись для школьников, студентов и взрослых людей в Америке повсеместно. В основном они были направлены на измерение простых сенсорных и моторных процессов, хотя их авторы заявляли, что тесты предназначены для измерения интеллекта. Первая проверка этих тестов показала их слабую внутреннюю согласованность и то, что их результаты не соответствовали оценке интеллекта испытуемых независимыми экспертами.

Читайте также:
Программа мэц реальные отзывы

В Европе в это время тесты, например, тесты Э. Крепелина и Г. Эббингауза, были более сложными и объективными.

Дж. Кеттелл активно пропагандировал новые методы измерения. В течение 1895 — 1896 гг. в Америке создаются два национальных комитета, с целью организации тестологов в области теоретических исследований и практики создания качественных тестов и их применения.

Новый этап в развитии тестологии связан с деятельностью французского психолога Альфреда Бине (1857 — 1911). Он разрабатывает оригинальные методики измерения интеллекта. А. Бине не устраивали попытки оценить уровень интеллекта через измерение элементарных психических процессов. Он идет по пути измерения сложных интеллектуальных функций.

Работа в Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей с 1904 года дала возможность А. Бине реализовать свои идеи на практике. Совместно с Теодором Симоном А. Бине создает тестовые задания, направленные на дифференциацию детей способных к обучению, но ленивых или отстающих, и на детей умственно отсталых.

Шкала Бине-Симона (шкала 1905 года) состояла из 30 заданий, которые были расположены по возрастанию трудности. Уровень трудности был определен по результатам обследования 50 нормальных детей в возрасте от 3 до 11 лет и небольшого числа слабоумных детей. Тесты были рассчитаны на оценку способности к суждению, пониманию и рассуждению, которые, по мнению А. Бине, и являются основными компонентами интеллекта. Вероятность успешного выполнения определялась возрастающей трудностью заданий теста и увеличивалась в зависимости от возраста испытуемого.

В 1908 году появляется новый переработанный вариант шкалы: увеличивается количество заданий, убираются неудачные задания, расширяется выборка стандартизации. Бине и Симон заявляют и новую цель шкалы: теперь это не только дифференциация детей на нормальных и умственно отсталых, но и выделение среди нормальных детей различных возрастных уровней интеллектуального развития. Группировка тестов по возрастным уровням позволила определить нормы для детей разных возрастных категорий. Дальнейшая модификация шкалы была сосредоточена на ее стандартизации и определении ее валидности.

Тесты Бине-Симона привлекли внимание психологов разных стран. Они активно переводились и адаптировались. В Америке появилось много переработанных вариантов тестов Бине-Симона. Одним из удачных вариантов признан тест, разработанный Левисом Мадисоном Терменом (Странфордская шкала интеллекта Бине). В этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности — показатель умственного развития (IQ).

Активная работа по созданию, совершенствованию и применению тестов сопровождалась разработкой статистических методов обработки полученных результатов (К. Пирсон, Ч.Спирмен).

В начале возникновения и становления тест как измерительный инструмент использовался только в рамках эксперимента, был предназначен исключительно для индивидуального измерения. Групповые тесты впервые появились в США в 1917 году, когда Америка вступила в Первую мировую войну, и возникла необходимость быстро определить интеллектуальный уровень полутора миллионов вступающих в ряды армии. С этой целью использовались тесты интеллекта Артура Синтона Отиса. Тесты Отиса включали два вида: альфа-вербальный тест для владеющих английским языком и бета-тест – невербальный, рассчитанный на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения. По окончании Первой мировой войны после некоторой переработки эти тесты стали повсеместно использоваться как групповые тесты интеллекта в образовательных учреждениях, среди взрослого населения.

В 1915 г. американец Р.М. Йеркс предлагает новую систему подсчета результатов испытуемых. Он вводит балльную систему (за правильное решенное задание теста испытуемый получает определенное количество баллов) вместо возрастных долей, которые использовались А.Бине. Полученное количество баллов затем переводилось в коэффициент одаренности или успешности в соответствии с разработанными стандартами [3].

2. Психологические и педагогические тесты

В начале ХХ века также возникает идея использования тестирования для измерения уровня учебных достижений. Американский психолог В.А.Макколл предлагает разделить тесты на психологические (определение уровня умственного развития) и педагогические (измерение успешности учащихся по предметам за определенный период обучения). Целью педагогического тестирования, по мысли Макколла, должно быть выделение и объединение учащихся с близкими показателями уровня обученности.

Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Эдуард Ли Торндайк, который создал первый педагогический тест (ability tests). Первые тесты учебных достижений представляли собой тесты на решение арифметических задач, правописание, оценку почерка, рассуждение. Свои выводы по использованию тестовых методов в педагогике Торндайк обобщает в книге «Введение в теорию психологии и социальных измерений» (1904).

Источник: studopedia.ru

Краткая история тестирования ПО и реалии работы тестировщика в Сбере

И снова Сегодня у тестировщиков профессиональный праздник, с чем мы всех причастных и поздравляем! Ну и заодно предлагаем поговорить о тестировании программного обеспечения — о чем же еще? Для начала вспомним историю тестирования, её эволюцию и продвижение к современным концепциям. Если историю вы знаете, то первую часть можно пропустить.

Во второй Никита Прокопенко, лидер команды автоматизации тестирования UI на устройствах SD, рассказывает о том, как проходят собеседования кандидатов на тестировщика ПО в Сбере. В любом случае, велкам под кат!

Как, когда и почему появилось направление тестирования ПО

История тестирования программного обеспечения насчитывает несколько десятков лет, и тут много интересного. Уже не будем вспоминать несчастного мотылька, благодаря которому появилось название «баг», но всё же воздадим должное этому безымянному представителю отряда чешуекрылых (если кому интересно, то на латыни название отряда — Lepidoptera). Но хватит лирики ― к делу!

Выделение направления тестирования ПО произошло где-то в 50-х годах прошлого века. Тогда всё, конечно, было по-другому. Например, в то уже далёкое для нас время главенствовала концепция исчерпывающего тестирования — ПО старались проверять от и до, стремясь анализировать все пути выполнения кода.

С течением времени программное обеспечение усложнялось, и стало понятно, что исчерпывающее тестирование во многих случаях либо крайне сложно провести, либо вообще невозможно. В 1951 году Джозеф Джуран, которого сейчас считают отцом тестирования программного обеспечения, впервые отметил важность обеспечения качества программного обеспечения в своей книге «Руководство по контролю качества». Он также определил 3 части управления качеством: планирование качества, контроль и улучшение. Ну а в 1957 году Чарльз Л. Бейкер разграничил тестирование программ от отладки в своём обзоре книги Дэна Маккракена «Программирование цифровых компьютеров».

Где-то с 70-х годов прошлого века почти параллельно существовали две важные идеи тестирования. В рамках первой тестирование рассматривалось как необходимость доказательства работоспособности софта при определённых условиях. В ходе тестирования можно было убедиться, что написанная программа делает именно то, что нужно, и полностью соответствует поставленным требованиям.

В рамках второй доказывали неработоспособность ПО в определённых условиях. Так что при тестировании можно было найти условия, когда программа работает некорректно. В целом, одна идея другой не мешает, их можно назвать взаимодополняющими.

Примерно через 10 лет программы стали тестировать не в конце цикла написания, а в ходе всего процесса, что в идеальных условиях позволяло обнаружить проблему/ошибку сразу или почти сразу после её появления. В противном случае, если тестирование проводилось в конце цикла и обнаруживалась ошибка, то приходилось тратить большое количество усилий и времени на поиск первопричины проблемы.

Именно в 80-х годах XX века тестирование ПО проходило этап становления в узнаваемых и сейчас формах и концепциях. Тогда это направление вышло на новый уровень, появились новые методологии, стандарты, инструменты, позволяющие оптимизировать работу по проверке ПО.

Кстати, важный момент: с 1983 по 1987 годы основное внимание специалистов уделялось оценке и измерению качества программного обеспечения. Тестирование улучшило индекс уверенности в том, как работает программное обеспечение. Тестировщики работали до тех пор, пока не достигали приемлемой точки, когда количество обнаруженных ошибок уменьшалось. Этот подход в основном был применим к объёмному программному обеспечению.

С течением времени тестирование ПО эволюционировало, расширялось и дополнялось. С 1988 по 2000 годы появился новый подход, когда тесты были сосредоточены на демонстрации того, что программное обеспечение соответствует его спецификации, обнаружении ошибок и предотвращении возникновения дефектов. В эту эпоху определение методов тестирования было ключевым. А в последнее десятилетие XX века также стало применяться исследовательское тестирование, когда тестировщик изучал и пытался как можно глубже понять исследуемое программное обеспечение, пытаясь найти больше ошибок.

Читайте также:
Какой программой сделать образ жесткого диска

В начале 2000-х появились гибкие методологии разработки и подходы. Стала весьма актуальной автоматизация тестирования ― её постепенно адаптировали в процессы работы многие компании и разработчики. Появились такие концепции, как test-driven development (TDD) и behavioural-driven development (BDD), о которых много говорилось на Хабре, и, без сомнения, всё это ещё будет обсуждаться в будущем.

В 2004 году произошла крупная революция в тестировании с появлением открытых инструментов автоматизации тестирования Selenium. Точно так же тестирование API с использованием таких инструментов, как SOAP UI, стало ещё одним поворотным моментом в истории тестирования. Если интересно, об этом можно поговорить в одной или нескольких последующих статьях.

Что касается текущего этапа развития тестирования ПО, то об этом уже написаны десятки статей на самом Хабре, так что повторяться не будем. Единственное, стоит упомянуть, что сейчас активно используются гибкие методологии и тестирование, всё это глубоко интегрировано в процесс разработки. Повсеместно используется автоматизация, появилась масса инструментов, методов и технологий для работы тестировщиков.

Всё это очень упрощённо, но всё же даёт представление о том, как тестирование ПО пришло к своему нынешнему виду.

Ну хорошо, все это — история. А как стать тестировщиком в Сбере?

Как проходят собеседования на тестировщика в Сбере, рассказывает Никита Прокопенко, лидер команды автоматизации тестирования UI на устройствах SD. Он участвует во многих собеседованиях, так что поделиться есть чем. По его словам, большинство собеседований проходит штатно, но есть и те, что запоминаются.

Кроме того, есть критерии успешного интервью, которые проявляются уже в первые минуты и ясно дают понять — собеседование пройдет как минимум интересно. Главное, конечно, это пресловутые «горящие глаза» и общая заинтересованность кандидата. Всё это заметно ещё на этапе знакомства. Большинство тех, кто проявляет неподдельный интерес к должности и самой работе, рассказывают про процессы в компании, при этом подмечая слабые места и предлагая идеи по их улучшению.

Следующий этап после знакомства — теория тестирования. Здесь тоже выделяются кандидаты, которым явно по душе тестирование. На этот этап заложено всего 15 минут, но с такими соискателями беседа затягивается. В целом, из диалога уже становится понятно, что кандидат понимает, как устроен процесс тестирования в его команде и что можно улучшить.

В такой беседе его не спрашивают общие вещи, если заметно, что соискатель «не плавает» в вопросе, а явно неплохо разбирается в своей профессии и всём, что с ней связано. Поэтому обсуждение заходит уже об общих процессах как ручного, так и автотестирования, а также рассказывается о взаимодействии в команде. Если всё совсем хорошо, то в ход идут уже ситуационные задачи, когда обсуждается некая стресс-ситуация, для которой кандидату нужно составить план действий по ее решению. У «интересных» кандидатов, о которых мы и говорим выше, уже есть опыт и варианты решения самых разных проблем.

Затем следует секция технических вопросов, которые касаются целевых технологий, используемых кандидатом в работе. Мы стараемся идти с вопросами по нарастающей сложности, не накидывая нечто глубоко техническое уже «с порога». Наоборот, всё начинается с общих определений — это нужно, чтобы специалист понял общий вектор вопросов и начал переключаться с софтовой части. В интересных собеседованиях на «раскачку» уходит совсем немного времени, так что кандидаты быстро погружаются в тему и могут отвечать на специфические вопросы. Например, можно начать с наиболее распространённого паттерна в автоматизации Page Object, после чего кандидат отвечает на вопрос, а затем рассказывает, какие еще паттерны он знает и применяет в своем проекте.

После этого остаётся время на лайв-кодинг, чтобы убедиться в способности кандидата решать практические задачи, а не просто теоретизировать. На собеседовании не даются сверхсложные задачи — всё, так сказать, в рамках базовых навыков. Задания в этой секции очень похожи на те, что можно порешать на Codewars или HackerRank — конечно, в пределах разумного: всё, что можно решить минут за 10-15. Мы разрешаем решать задачи на любом удобном кандидату языке программирования, чтобы оценить ход мысли и выбранный подход. У хороших кандидатов есть несколько вариантов решения, так что они ещё могут и рассказать о наиболее оптимальном из предложенных подходов.

На этом собеседование, как правило, завершается. Команда Сбера старается как можно быстрее дать обратную связь — как правило, в течение 1-2 дней.

Когда что-то идет не так

Что касается негативных факторов, которые говорят о том, что собеседование, скорее всего, будет не очень хорошим, то они, чаще всего, проявляются уже во время знакомства. Что это может быть:

  • Отсутствие интереса у кандидата к собственной работе. Например, уже во время знакомства на вопросы о том, что происходит в команде и как человек влияет на качество продукта, могут быть даны ответы вроде: «У нас нет процессов, автоматизирую, что дают», «Мне лид выдает задачи, я не погружаюсь в бизнес» и даже «А вам зачем, я же к вам устраиваться пришел?». Подобная реакция означает, что кандидат не погружается в суть происходящего и не особо понимает, в чем его роль, кроме написания автотестов.
  • Поверхностные технические знания. Мы не прекращаем собеседование на этапе знакомства, а переходим к теории тестирования, чтобы можно было понять, есть ли у соискателя технический бэкграунд, самостоятельность, или же кандидат может лишь писать выданные третьей стороной тесты в рамках своей команды, без интереса к происходящему вокруг. Приятные сюрпризы возникают нечасто — обычно в связке с первым фактором сразу же проявляется и второй. Речь как раз о поверхностных знаниях, поскольку кандидат сразу же “впрыгивает” в код, стремясь автоматизировать хоть что-то, без разбора и понимания целей. Самый яркий пример — когда кандидат заявил, что считает необязательным знание теории тестирования автоматизатору тестирования. После этого он просто отключился от звонка.
  1. В ситуационных задачах такие соискатели чаще всего отвечают однообразно, без поиска вариантов решения проблем. Ответ обычно: “Все отдам своему тимлиду, пусть он с проблемами и разбирается”.
  2. На вопросах по технологическому стеку и лайв-кодингу такие кандидаты совершают общие ошибки и не проходят дальше базовых вопросов. Скорее всего, проблема в отсутствии подготовки перед собеседованием, с попыткой пройти “а вдруг прокатит”. Если “не прокатило” — всегда можно пойти на другое собеседование. Кстати, мы не сдаемся и на этом этапе, если вдруг кто-то отказывается от лайв-кодинга, то предлагаем просто посмотреть на задачи и описать хотя бы подход к их решению, который приходит в голову. Были случаи, когда соискатели неплохо описывали решение, а после обсуждения предлагали и готовое решение задачи.

После неудачных собеседованием с соискателями, характер и знания которых описаны выше, чаще всего уходишь с ощущением, что кандидату не очень интересна вакансия сама по себе. Плюс с таким человеком могут быть проблемы в плане интеграции в общий процесс тестирования, в подключении его к команде. Такое случается и на собеседованиях с кандидатами на позиции мидла или сеньора, когда по итогу видим джуна, который не пробовал подготовиться к интервью.

В целом, чтобы стать хорошим специалистом, кандидат обязательно должен иметь интерес к своей работе — ведь в противном случае нет ни стремления к обучению, ни желания самосовершенствоваться. Конечно, нужны и знания, технический бекграунд, а также самодисциплина. Если кандидат не подготовился даже к собеседованию — то как он будет относиться к своей работе? Это риторический вопрос.

Ну и напоследок — несколько вакансий на должность тестировщика в команде Сбера:

  • QA automation engineer (Kotlin).
  • Mobile QA Engineer (Цифровые поверхности Салют SberDevices).
  • QA engineer (Jazz)
  • QA automation engineer (JavaScript)

Приходите обязательно, нам нужны профессионалы!

Источник: habr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru