Первые программы психологии как самостоятельной науки в вундт

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832 – 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке.

В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных», где наряду с экспериментом в качестве источника психологического.исследования В. Вундт называет анализ продуктов человеческого духа (впоследствии – психология народов).Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» В. Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки.

Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону, поэтому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическому психология есть психология экспериментальная.

История психологии. Тема 7: «Становление психологии как самостоятельной науки».

Начиная с 1875 г. В. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года (1881) был создан Институт экспериментальной психологии, превратившийся впоследствии в международный центр подготовке психологов. Так сложилась школа В. Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.

Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Исследование высших психических процессов требует других методов. В качестве таковых В. Вундт называл анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением В. Вундта двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.

Вторая программа психологии как самостоятельной науки

Результатом работ И.М. Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его по праву можно считать основоположником отечественной научной психологии.

Его важнейшие труды: «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии, взгляды на предмет, методы и задачи психологии. В «Рефлексах головного мозга» И.М.

Сеченов поставил задачу «доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. И.М.

Читайте также:
Какие есть программы обучения сотрудников

Опыты Вунда. Сознание как предмет психологии.

Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого круга мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе. Программа И.М. Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией.

В то же время ей свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого сознания, И.М. Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Тем не менее, его работы оказали огромное влияние на отечественную психологию. Его традиции продолжены в трудах Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева, в физиологии М.П.

Павлова, А.А. Ухтомского.

Начало развития психологии как науки о поведении

XIX век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни.

Томас Браун (1778- 1820) в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: вывел вторичные законы ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

К числу таких факторов он относил силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности индивида, состояния его здоровья и др.

Браун предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению. Браун развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира.

Джеймс Милль (1773- 1836), прежде всего историк и экономист, в 1829 г. Его целью было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Опирался на предшественников, особенно на психологию Гартли.Он сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом мире есть только одно явление — ощущение и только один закон — ассоциации.

Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Он сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы.

Поэтому ассоциации, по Миллю, могут быть только одновременными или последовательными. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.

Джон Стюарт Милль (1806-1873), сын Джеймса Милля, экономист, философ. Защищая ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Проводил мысль о том, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания («ментальная химия»). Как в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучать свойства целого, анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представления об исходных компонентах.

Милль вводит в ассоциативную психологию понятие «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

Александр Бэн (1818- 1903), последователь Милля, автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. Бэн Считал, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т. е. давать описание фактов и их классификацию.Бэн отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни.

Читайте также:
Программа Газпром инвестиции отзывы клиентов физических лиц

Объясняя возникновение произвольных движений, Бэн вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то удерживающая сила духа устанавливает между ними ассоциации. Отсюда вычленяются движения, приводящие к целесообразным актам.

Из связи разных обстоятельств с движениями образуется все многообразие человеческого поведения — навыки. При этом течение действия не требует или требует мало духовного напряжения при их исполнении. Если сочетание движений с ощущениями происходило бы только на основе одних временных отношений, то различие приятного-неприятного, полезного-бесполезного не имело бы значения, а реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные усваивались бы с одинаковой необходимостью.

Источник: poisk-ru.ru

23. Программа в.Вундта по развитию психологии как самостоятельной науки.

психология В. Вундта (1832—1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. К началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический.

Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспериментальная. Сложилась школа Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии (как науки

о душе и о внутреннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве:

всякий объект является представляемым объектом. Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), исследование законов душевной жизни. Важнейшая роль В. Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии).

24.Вторая программа Сеченова по развитию психологии как самостоятельной науки.

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829–1905), русский физиолог, создатель первой в

России физиологической школы. Сеченов предложил план построения новой объективной психологии. До этого считалось, что психологические (или душевные) явления можно познать только изнутри. Согласно Сеченову, внутренний план поведения человека можно познать с помощью таких же методов, какими наука познает другие формы жизнедеятельности.

Он отклонил версию о познании как непосредственном опыте субъекта. Иллюзия неподвижности земли, которая ощущается человеком непосредственно – того же рода, что и восприятие психических явлений – одно дело их прямое переживание, а другое – законы, порождающие эти переживания. Их можно открыть только косвенным путем, как в физике или астрономии ученые высчитывают траектории движения атомов или планет. Это предположение шло вразрез с общепринятой в то время версией психической жизни. Сеченов полагал, что иллюзия непосредственности психики

Читайте также:
Требования к оформлению рабочей программы

возникает как результат позднего развития субъекта. Этой фазе предшествует освоение ребенком окружающего мира. Психически регулируемые действия напоминают рефлексы тем, что в их основе и их первопричиной являются прямые контакты с окружающим миром. Таковы умение смотреть, слышать, управлять движениями и т.д.

Но, кроме того, у ребенка есть и мышление, сперва предметное, т.е. ребенок воспринимает предметы, мыслит о них, устанавливает взаимоотношения и делает выводы (умозаключения). Из внешних, объективно наблюдаемых, сохраняясь в головном мозгу, чтобы потом вновь проявиться в подобных ситуациях. Так же формируется личность: сначала ребенок действует по приказанию взрослых; потом формирует представления о себе как о внутреннем центре. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил название интериоризации.

Источник: studfile.net

Первые программы психологии как самостоятельной науки в вундт

Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека (СНОСКА: См. раздел шестой, главу V настоящего издания.)

Раздел пятый. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.)

Глава I. Первые программы психологии как самостоятельной науки

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832—1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке.

В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов.

Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки.

Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспериментальная.

Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мей-ман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), Э. Скрипчур, Д. Эыджелл, Ст. Холл (Америка), В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, Н, Н. Ланге (Россия) и др. Так сложилась школа Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.

Источник: pedlib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru