Первая комплексная программа изучения детства была предложена

Социология детства — специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли «ребенок» и «взрослый», соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере.

Работа содержит 1 файл

Социология детства — специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли «ребенок» и «взрослый», соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере. Социология детства рассматривает особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных), разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков. При изучении учитывается, что временной период детства характеризуется следующими социальными процессами: первичной семейной и внесемейной социализацией, формированием социальных норм и ценностей, освоением социальных ролей «взрослого мира» и приобретением социального статуса.

ФОП ДО ответы на Ваши вопросы

В данном реферате мы рассмотрим подходы к изучению детства со стороны представителей именно социологии как науки которая изучает детство как элемент структуры общества.

ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает:

младенчество (от рождения до 1 года)

раннее детство (1-3 года)

дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет)

младший школьный возраст (6—11 лет).

Детство — период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Наряду с общими чертами детство у разных народов и народностей имеет некоторые особенности, которые вызываются географическими, национально-культурными и другими факторами. Люди формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, приспосабливают к общепринятым правилам поведения

Социологи дают свое определение сущности этого термина:

С.Н.Щеглова: Детство — выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей; эта совокупность формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают социальность и интегрируются в социум.

Д.И. Фельдштейн : Детство -. особое состояние развития в обществе и . обобщенный субъект, целостно противостоящий взрослому миру и взаимодействующий с ним на уровне субъект-субъектных отношений

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: инструкция по применению

Е.М.Рыбинский: Детство можно рассматривать как постоянную возобновляемую совокупность индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла от рождения до совершеннолетия, и одновременно — как динамичное социальное явление, строящееся на особых общественных связях и отношениях, направленность которых определяется постепенным развертыванием положения ребенка как объекта воспитания и одновременно как субъекта общественной жизни.

В современном обществе серьезно расширяется круг «потребителей» научных знаний о детях. Если раньше эти знания необходимы были прежде всего педагогическим работникам, то в связи с новыми реалиями такую потребность испытывают руководители многочисленных детских объединений, работники социальных учреждений, юристы, работники госструктур (например, комитетов по молодежной политике), создатели детских средств массовой коммуникации.

В современном мире происходят серьезные изменения в самом объекте ее научного познания — детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний об инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к взрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.

Возможно очертить предметную область социологии детства. Социология детства — специальная отрасль социологии, изучающая детство как социальное образование, его функции в обществе, взаимодействие общества и детства, государственную политику в интересах детей.

Отдельный раздел данной отрасли разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков. Предметом изучения являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, реализующие соответствующие роли, детская субкультура. Данная отрасль также рассматривает особенности группового поведения социально- демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных).

Первыми произведениями, строго посвященными социологии детства, были книга американского ученого Дж.Боссарда «Социология детства», появившаяся в 1948 году, а также переработанное и дополненное ее издание в соавторстве с Э.Болл, вышедшее в 1966 году, и учебное пособие с аналогичным названием для высшей школы Ричи и Коллер.

В России первое учебное пособие вышло лишь в 1996 году.

Постепенно происходит отбор и становление внутри данной отрасли отдельных направлений исследований, уже сегодня мы наблюдаем возникновение и развитие таких из них, как социокинетика детства — науки о детском движении (Е.В.Титова), социология детской субкультуры (И.А.Бутенко, С.Б.Борисов и др.), социология детского чтения.

Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия с взрослыми.

При описании детства в социологии необходимо рассматривать данный феномен как общественное явление в его историческом развитии и на современном этапе, исходить из комплексного понимания детства, учитывая, что детство – это не «социальный питомник», а развернутое по времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности пространство, в котором взаимодействуют взрослые и дети.

Детство – это особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности.

Детство – это период становления ребенка полноценным членом человеческого сообщества. Несмотря на огромную значимость детства в системе жизненного пути человека, интерес к изучаемому феномену появился довольно поздно, лишь в XVII веке, а отношение к детям со стороны общества, символическое значение детства и его место в структуре жизненного пути личности в разные периоды истории менялись весьма существенно.

Подходы к изучению детства

Специфика взросления в детстве объективно обусловлена как биологическими особенностями организма, так и уровнем культуры общества, причем последний является определяющим: примерно при одном и том же биологическом строении ребенка на протяжении всей истории человечества, уровень психического развития, которого он достигает на каждом историческом этапе развития общества – неодинаковый. Продолжительность детства – это продукт истории, подверженный изменению. Так, вряд ли можно говорить о какой-либо продолжительности детства в первобытном обществе, а продолжительность детства в Средневековье не равна продолжительности детства в наши дни. Поэтому нельзя изучать процесс взросления ребенка не анализируя развитие человеческого общества: продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня его материальной и духовной культуры. Исторически понятие детства связывается с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задает.

Читайте также:
Файлы презентаций созданные в программе powerpoint имеют расширение

Таким образом при описании детства в социологии, необходимо помнить что интерес к детству появляется лишь на определенном этапе общественного развития, свидетельствуя об осознании ценности данного периода. Детство является стартовым потенциалом в определении будущей жизненной траектории каждой личности и отличается постоянной ориентацией на взрослый мир. От численности детей в конкретном обществе, от условий, при которых совершается процесс их социализации, процесс формирования личности, зависит будущее этого общества.

Детство – сложное и многогранное понятие. Несмотря на то, что философия и социология обращаются к тематике детства еще со времени своего появления, до сих пор не существует единого определения этого понятия, и, в целом, детство остается мало изученным явлением. Часто исследователи отождествляют понятия «дети» и детство», хотя, конечно, эти категории разнятся по своей сути. Если мы говорим о детях, то прежде всего имеем в виду определенную социально-демографическую группу, обладающую не только особенностями физического и психологического развития, но и особыми социо — культурными характеристиками, которые отличают детей от взрослых

Детей изучают многие науки. Так, например, науки медико-биологического цикла (педиатрия, детская психиатрия, педология) изучают детство как период роста человека, определяют детей как человеческие существа, не завершившие своего физического развития и обладающие специфическими детскими заболеваниями.

В юридических науках детство понимается как период жизни человека, который связан с приобретением более полного объема дееспособности по мере достижения определенного возраста. Экономика оперирует понятиями «детство и дети» в отношении еще недееспособного в экономической деятельности населения.

Для демографии дети и подростки — элемент народонаселения, который не участвует в воспроизводстве населения. Педагогика, древнейшая наука изучающая детство, рассматривает его как образовательное и воспитательное «поле», а детей, как правило, считает объектами воспитательного воздействия профессионалов-учителей. Возрастная психология исследует законы онтогенеза, индивидуальное развитие человека в определенном возрастном периоде – детстве, который характеризуется серьезными изменениями психической, эмоциональной и чувственной жизни. Историки литературы, искусствоведы, фольклористы не раз обращались к теме детства в своих исследовательских проектах. Они делали анализ образа детства в народном фольклоре, литературных источниках и произведениях изобразительного искусства.

Как видим, дети в этих науках рассматриваются как второстепенные члены общества, которым нужно «дорасти» до взрослых, когда они смогут выполнять свои функции и обязанности в полной мере. Понятие «детство» чаще всего понимается как этап онтогенетического развития личности, и, следовательно, при его изучении получают широкое распространение концепции социализации, которые рассматривают ребенка как пассивный объект воздействия и воспитания.

Кроме того, детство понимается как особый социо культурный феномен, обладающий определенными характеристиками и включающий детей как необходимую, но не достаточную составляющую данного феномена

Однако, как отмечает Дж. Квортруп, «доминирующими парадигмами в изучении детства до сих пор были психологическая и педагогическая» . В рамках этих парадигм акцент ставится на рассмотрении детства как определенного этапа жизненного пути человека, причем особое внимание уделяется вопросам развития и воспитания ребенка.
Проблемы психофизиологического развития ребенка, специфика его взросления в зависимости от возрастного периода рассматривались в трудах известных психологов П.П.Блонского, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, В.В.Зеньковского, В.П.Зинченко, Л.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, Л.Ф.Обуховой, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Д.Б.Эльконина и др.

Социологическая перспектива изучения детства представлена двумя относительно самостоятельными направлениями анализа данного феномена.

В рамках первого можно выделить работы, рассматривающие детство как определенную культурно-историческую ценность. Так, в работах Ф.Ариеса, Ф.Боаса, М.Мид, Б.Малиновского, Л.Демоза, Э.Эриксона и других представлена эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества.

Продуктивным в рамках этого направления является признание, с одной стороны, растущей автономии культуры детства в ходе исторического развития общества, а с другой стороны, признание того факта, что в современном обществе увеличивается пространство детских практик, которое контролируется взрослым сообществом.

В рамках второго направления детство рассматривается как часть социальной структуры общества. Как объект специального социологического анализа детство в его структурном выражении находится в центре внимания немногих ученых. Прежде всего, это зарубежные исследователи: Е.Болдинг, Дж.Гарбарино, К.Дэвис, Дж.Квортруп.

Источник: www.stud24.ru

Исследования детства

Междисциплинарная область Детских Исследований была основана в Бруклинском колледже Городского университета Нью-Йорка Осенью 1991 года. Его цель состояла в том, чтобы способствовать объединенному подходу к исследованию детей и молодого человека через дисциплины в искусствах, гуманитарных науках, естественных науках и общественных науках, медицине и законе.

Это новое понятие «Детских Исследований» с его акцентом на междисциплинарный и комплексный подход исследования к когорте поколений детей от 0 – 18 лет возраста было введено и выдумано в отличие от Детского Движения Исследования, начатого Стэнли Холом в конце 20-го века с его вниманием на детскую психологию и развитие. После 1991 другие академические учреждения установили Детские программы Исследований.

В последующих годах понятие Исследований Детства появилось рядом с областью Детских Исследований. Сегодня мы находим и Детские Исследования и программы Исследований Детства в многочисленных академических учреждениях во всем мире.

Принимая во внимание, что детство изучает требования как свой главный центр, «чтобы понять детство», область детских исследований предъявила с ее начала онтологическую претензию, что дети должны быть рассмотрены в их обилии как люди как и социальный класс поколений во всех их гражданских, политических, социальных, экономических и культурных аспектах. В этом шире и контексте затрагивания, исследование «детства» рассматривается как подполе Детских Исследований. Также важно отметить, что с его начала, права человека детей представляли главную структуру для новой и междисциплинарной области Детских Исследований. Детский Центр Исследований Исследования, политики и государственной службы был основан в Бруклине Ccollge в 1997. В 2011 название Детской Программы Исследований в Бруклинском колледже было официально изменено на «Детей и Молодежные Исследования».

Ранее в 1991 Бруклинский колледж был также академическим учреждением, которое начало учреждение «Социологии Детей» как новая область и Секция в американской Социологической Ассоциации. В течение того же самого времени европейские коллеги в социологии установили «Социологию Детства». В последующих годах они начали область Исследований Детства. Эти события в Соединенных Штатах и в европейской помощи составляют концептуальный беспорядок, который теперь, кажется, существует между Детскими Исследованиями и Исследованиями Детства.

Читайте также:
Название программы летнего отдыха

История

Прежде, чем основать междисциплинарную область Детских Исследований с коллегами от различных дисциплин осенью 1991 года, Гертруд Ленцер приступила, чтобы установить «Социологию Детей». С этой целью она написала статью, в августе 1991 названную, «Там Достаточный Интерес Установить Социологию Детей?» в Сносках журнала ASA. Джеймс С. Коулман, Избранный президент ASA пишет как приложение к этой статье, «Я полагаю, что призыв к повышенному вниманию к социологии детей занимает хорошее положение, и может случиться так, что новый раздел ASA — лучший способ сделать это». С помощью от многих коллег через Соединенные Штаты новая секция была официально установлена в 1992.

Что касается междисциплинарной области Детских Исследований, Эдвард Ротштайн пишет в статье в Нью-Йорк Таймс, названной, Как Детство Изменилось! (Взрослые Также), «Три года назад, в Бруклинском колледже, социолог Гертруд Ленцер основал новаторскую программу в детских исследованиях, применяющих антропологию, психологию, литературу и историю к исследованию детей и юности. Почти 100 студентов, теперь незначительных в области; другие школы начали подобные программы».

В воскресном Читателе Далласских Новостей Утра статья назвала Чемпионов Ленцер, Выращивающих Область Детских Исследований, Ира Дж. Хэднот пишет, что Ленцер создала новую программу, которая копируется по всей стране. В статье у Льва и Единорога в 2001 Ленцер обеспечивает краткую историю Детских Исследований. Она пишет, что новая и междисциплинарная область Детских Исследований была основана в 1991 в Бруклинском колледже Городского университета Нью-Йорка.

Нортумбрийская университетская Степень бакалавра Сустава была одним из первых, чтобы предложить степень в области Исследований Детства в Великобритании и была начата в 1990-х. В Соединенных Штатах есть теперь десятки детей/детства «модули», младшие, или концентрации в рамках программ на получение степени академических дисциплин, а также BA и программы Мастерса по всему миру.

Йоркский университет в Канаде цитирует Лензера в их предложении по новой программе на получение степени в Детских Исследованиях, пишущих «В специальном выпуске Льва и Единорога в 2001, Гертруд Ленцер, соучредителя и директора Детской Программы Исследований и Детского Центра Исследований в Бруклинском колледже, обеспечивает краткую историю, и объяснение для, появляющаяся область детских исследований. Согласно Лензеру, перед 1990-ми, большинство дисциплин в искусствах и науках было не в состоянии «обеспечить специальное внимание на детей»; действительно, рекламодатели и политики «обнаружили» детство, прежде чем ученые сделали. Только в течение прошлых двух десятилетий, Лензер спорит, имеет «растущее число дисциплин в искусствах и науках. начатый проявить интерес к детям и молодому человеку. В гуманитарных науках эти растущие подполя включают детскую литературу, историю детства и философию детей». Однако Лензер предлагает, даже «недавнее внимание обострения на детей и молодого человека в гуманитарных науках, общественных науках, и международное право» ограничило эффективность исследований детей и детства, потому что «интеллектуальное разделение труда в связанной с детьми стипендии через дисциплины в основном добавляло новые специализации и в пределах самих дисциплин».

контраст, Лензер подчеркивает потребность в целостном, междисциплинарном — действительно, основанный на гуманитарных науках — подходы к детским исследованиям: «. [C]hildren не полностью характеризуются психологическими процессами развития, ни. любой единственной перспективой. [C]hildren также существуют. как люди, как социальный и культурный класс, и как историческое поколение».

Детская программа Исследований Йорка принимает много целей, которые Лензер предлагает для этой появляющейся области «как по-настоящему междисциплинарная, мультидисциплинарная новая область исследования. Принося тщательно выбранное знание детей от различных исследований, чтобы коснуться класса или категории детей студентам в курсе Гуманитарных наук изучения, мы надеемся, что более целостное понимание детей и детства должно появиться, который в конце будет представлять больше, чем просто сумма его частей. Детские Исследования. предъявляет онтологическую претензию, что дети должны быть рассмотрены в их обилии как люди». Важность этой области исследования была подчеркнута в марте 2005, в «Прочь, чтобы Видеть Волшебника: Поиски и Память в Детской Литературе» конференция, когда Рони Нэтов, автор Поэтики Детства (2002), предположил, что «междисциплинарные исследования детства» преобразуют будущие соглашения детей и детской литературы.»

Университет Ратджерса, Камден, Нью-Джерси, развил первый Отдел Исследований Детства в Соединенных Штатах, чтобы наградить степени от BA до доктора философии, это — мультидисциплинарный отдел, в котором студенты доктора философии изучают диапазон методологий, чтобы исследовать культурное строительство детства. Университет Ратджерса также управляет Центром Детского и Исследованиями Детства, издательством Рутгерского университета Книжная серия в Исследованиях Детства, и Исследованиях Детства Исследования listserve, сообществе онлайн более чем 1 500 академиков и практиков, изучающих детей и детство в каждой дисциплине и во всем мире.

Развитие Исследований Детства как академическая область имеет много общего с развитием других типов мультидисциплинарной стипендии, таких как афроамериканские Исследования и Женские Исследования. Каждый был начат в целях обеспечения к точкам зрения академии, которые были недостаточно представлены, если не подавляемый.

Новые разработки в области исследований детства включают основание международных исследований детства. Это интересуется тем, как глобальные и международные структуры и обрабатывают форму детские жизни и культуры детства. Колледж Birkbeck предлагает исследование Msc и PhD в Международных Исследованиях Детства в Отделе Географии, Окружающей среды и Исследований развития (http://www .bbk.ac.uk/study/pg2011/childhoodstudies/TMSINTCH.html), отражая большой интерес этой области в пересечениях между детством и международным развитием. Карен Уэллс пишет в Детстве в Глобальной Перспективе (Государство 2009), что ‘глобальные процессы и структуры — особенно увеличивающееся влияние международного права и международных NGO изменяет детство’ (2009:1). Дальнейшее развитие в этой области включает запуск в 2011 нового журнала, Глобальных Исследований Детства и двухлетнего ряда семинара ESRC, Насилия и Детства: международные перспективы (www.internationalchildhoodstudies.org)

Дополнительные материалы для чтения

  • Руководство Пэлгрэйва исследований детства, редактора Йенсом Квортрупом, Уильямом А. Корсаро и Майклом-Себастьяном Хонигом, Басингстоука, Хэмпшир [и т.д.].: Пэлгрэйв Макмиллан, 2 009
  • Бернстайн, Робин. Невиновность: выполнение американского детства от рабства до гражданских прав.] (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2011.
  • Лучник, Вибиана, редактор. Академические ресурсы для детей и исследований детства: путеводитель исследования и аннотируемая библиография. Лэнем, Мэриленд: Scarecrow Press, 2007.
  • Cleverley, Джон и Филлипс округа Колумбия (1986) «Видения детства: влиятельные модели от Локка Споку». Нью-Йорк, Нью-Йорк: пресса колледжа учителей.
  • Corsaro, Уильям (2004) «Социология детства» (2-й выпуск) Pine Forge Press
  • Hadnot, Ира Дж. 1998. «Чемпионы Lenzer, Выращивающие Область Детских Исследований». Далласские Новости Утра. 21 июня. Секунда J p. 1
  • Джеймс, Аллисон и Джеймс, Эдриан (2008) «Ключевые понятия в исследованиях детства» мудрые публикации
  • Джеймс, Аллисон и Прут, Алан (1997) «Строительство и восстановление детства: современные проблемы в социологическом исследовании детства» Routledge
  • Kehily, Мэри Джейн. Введение в исследования детства. Оксфорд, Великобритания: издательство Открытого университета, 2004.
  • Кляйн, Джули Томпсон. Interdisciplinarity: история, теория и практика. Детройт, Мичиган: Wayne State University Press, 1990.
  • Krupp, Энтони. Дети причины: детство в ранней современной философии. Bucknell University Press, 2009.
  • Lenzer, Гертруд. 2001. «Детские исследования: начало и цели». Лев и единорог пресса Университета Джонса Хопкинса. (25): 181-186
  • Lenzer, Гертруд. 1991. «Есть ли Достаточный Интерес Установить Социологию Детей?» Сноски. (19) 6 p. 8
  • Лесник-Оберштайн, Кэрин (редактор).. 1996. Дети в культуре: подходы к детству. Лондон: Palgrave.
  • Лесник-Оберштайн, Кэрин (редактор).. 2011. Дети в культуре, пересмотренной: дальнейшие подходы к детству. Лондон: Palgrave.
  • Мэйол, ягода (2002) «К социологии для детства: взгляды от детских жизней» издательство Открытого университета
  • Миллз, Джин и Ричард Миллз. Исследования детства: читатель в перспективах детства. Лондон: Routledge, 2000.
  • Ротштайн, Эдвард. 1998. «Как Детство Изменилось! (Взрослые, Также)». Нью-Йорк Таймс. 14 февраля. p. B7, B9.
  • Уэллс, Карен 2009. Детство в глобальной перспективе. Государство.
  • Детство. Журнал глобального детского исследования
  • Дети и социология
  • Глобальные исследования детства (http://www .wwwords.co.uk/gsch/)
  • Журнал прикладного исследования для детей (http://digitalcommons .library.tmc.edu/childrenatrisk/)
  • Журнал истории детства и молодежи
  • Социологические исследования детства
Читайте также:
Опишите этапы процесса удаления программы

Источник: ru.knowledgr.com

Социология детства

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и явления, которые происходят ежедневно, оказывают влияние на детский организм и психику.

Социология детства стоит и функционирует в одном ряду с такими отраслями социологии, как:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Объект социологии детства – детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения человека во все этапы взросления. Таким образом, в качестве объекта принято брать отдельную детскую группу, которая находится на этапе своей первичной социализации, и любое воздействие может оказать как негативное, так и позитивное влияние.

Предметом социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, которые направлены на регулировку соответствующих ролей, детской субкультуры, а также процессов взаимодействия общества и детства, государственной политики в интересах детей и подростков.

Важно понимать, что детство в принципе – это достаточно широкое понятие, и сюда входят дети разных возрастных уровней (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия). То есть, до 18 лет любой человек считается ребенком, но при этом его уровень развития может быть абсолютно любым, так как это зависит от успешности социализации, от психических, физических и интеллектуальных особенностей.

В рамках социологии детства также рассматриваются особенности группового поведения, социально-демографические группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ, как формальных, так и неформальных. Исследователи в отдельном разделе данной отрасли разрабатывают методические и методологические принципы исследования детской и подростковой среды.

«Социология детства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

При реализации данных исследований учитывается, что временной период детства характеризуется рядом социальных процессов:

  1. Первичная семейная социализация;
  2. Первичная внесемейная социализация;
  3. Формирование представлений о социальных нормах и ценностях в рамках семьи или некоторых институтах образования (детский сад, школа, подготовительные курсы);
  4. Освоение социальных ролей «взрослого мира» (для детей дошкольного или младшего школьного возраста рекомендуется организация такого освоения в игровых формах);
  5. Приобретение социального статуса (статус ребенка, затем статус школьника).

Отечественная социология детства

Этап становления советской социологии детства приходится на 20-30-е годы 20 века. Именно в это время ведется достаточно активная теоретическая и эмпирическая деятельность по изучению проблем детского возраста. Созданы соответствующие научные учреждения.

Социально-педагогические исследования проводились в разнообразных учреждениях: в библиотеках, школах, семьях, пионерских отрядах, детских домах. Они были ориентированы на исследование процесса формирования нового человека, а также на изучение окружающей среды как основного источника влияния на ребенка.

Гораздо позже, в 1982 году, спустя почти 50 лет, И.С. Кон предложил первую комплексную программу по изучению детства. Из данной программы, с небольшими изменениями и адаптациями под современные реалии, были выделены задачи социологии детства.

Детство в современном российском обществе – это обособленная социальная категория, которая связана с различными социальными институтами, а также законодательной системой, которая опирается на возрастные ограничения.

Замечание 1

В России на сегодняшний день детство институционализировано в возрастных рамках от 0 до 18 лет, и эти границы легиматизированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях по защите прав ребенка», а также в Конвенции ООН о правах ребенка. Так как детство не обладает самостоятельностью а таких процессах, как самостабилиация и самоорганизация, то оно нуждается в постоянном контроле или со стороны органов власти, или со стороны тех социальных институтов, которые способны оказать влияние на первичную социализацию главного объекта социологии детства – ребенка. Отсюда вывод, что существование детства невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи в первую очередь.

Задачи социологии детства

Итак, И.С. Кон предложил программу по изучению периода детства, в которой выделил следующие задачи:

  1. Понять и проанализировать уже существующие в обществе ожидаемые, нормативные и реальные образы детства. К ним относятся следующие:
    • Критерии детского возраста (периодизация);
    • Черты и свойства, а также текущие стереотипы ролевого поведения детей, которые выступают в качестве социально-общественной нормы;
    • Отклонения детей разных возрастов (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия);
    • Символизация возрастных процессов. Сюда входят представления о том, как происходит процесс перехода из одной возрастной группы в другую, но все это в рамках категории «детство»;
    • Возрастные ритуалы или инициации детей (первый звонок, выпускной, переход из детского сада в школу, переход из категории «младшие классы» в категорию «старшие классы», последний звонок).
    • Изучить характер деятельности ребенка в определенный исторический промежуток времени. Предмет исследования в данном случае – это возрастная стратификация, а также структуры жизненного пути. Исследователь проводит сравнение возрастных изменений и их связь с изменениями исторического характера.

    Замечание 2

    Еще одна отдельная задача социологии детства – это исследовать и проанализировать специфику детской субкультуры. Детская субкультура является социокультурным феноменов общества и может выступать как некоторый механизм для поддержания образцов конструирования детского периода развития.

    Источник: spravochnick.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru