Персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации что это такое

Содержание

Раздел только для специалистов в сфере медицины, фармации и здравоохранения!

А.А. Киндарова, Д. Фанталис, И.С. Преображенская * ; Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Важными аспектами лечения когнитивных нарушений являются их раннее выявление, профилактика и своевременное назначение лекарственной терапии. Методом нелекарственной профилактики и одновременно терапии когнитивных нарушений является когнитивный тренинг. Различают когнитивный тренинг, когнитивное стимулирование и когнитивную реабилитацию.

Наполненность когнитивного тренинга должна определяться типом и выраженностью когнитивных нарушений пациента; эффективность зависит в т. ч. от длительности занятий и от приверженности пациентов когнитивному тренингу. На кафедре нервных болезней и нейрохирургии Сеченовского Университета были разработаны методические рекомендации, позволяющие проводить когнитивный тренинг пациентам с легкими и умеренными когнитивными нарушениями.

Информатика 7 класс. Персональный компьютер (УМК БОСОВА Л.Л., БОСОВА А.Ю.)

Эффективность методических рекомендаций была подтверждена проведенными исследованиями, они были внедрены в работу неврологических и нейрохирургического отделений клиники нервных болезней Сеченовского Университета. С учетом развития современных технологий представляется интересным и важным создание методик когнитивного тренинга, который позволит пациенту заниматься с помощью смартфона, планшета или компьютера, а врачу – дистанционно контролировать самочувствие и отслеживать результаты терапии пациента. Осенью 2022 г. на базе приложения «Мое Здоровье» стартует программа «Формула здоровья», разработанная специально для поддержки пациентов с когнитивными нарушениями. «Формула здоровья» – это онлайн-сервис дистанционной коммуникации врача и пациента, целью которого является повышение комплаентности пациента и эффективности самого лечения. Приложение будет содержать в себе комплекс когнитивных упражнений для дополнения назначенной медикаментозной терапии. На начальном этапе курс будет представлять из себя сбалансированную подборку видеоупражнений, которая в дальнейшем войдет в глобальную интерактивную программу для больных с когнитивными нарушениями.

Полный текст статьи доступен только для зарегистрированных пользователей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.

Источник: remedium.ru

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

«Все проблемы – в голове!» Вам наверняка доводилось слышать такое утверждение. Иногда достаточно уловить знакомый запах, почувствовать прикосновение, ощутить дежавю – и в голове начинают роиться мысли, всплывают воспоминания, активизируются привычные схемы действий, словно кто-то невидимый нажал на кнопку «Пуск». Повышается тревожность, откуда-то выползают забытые или скорее спрятанные поглубже страхи, нарастает дискомфорт.

Персональный компьютер | Информатика 7 класс #12 | Инфоурок

Почему это происходит? Можно ли держать свои эмоции под контролем? Как не совершать неадекватных действий, находясь под влиянием внешних раздражителей? На эти вопросы помогает ответить когнитивно-поведенческая терапия.

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

У каждого человека есть свои собственные убеждения, свой особенный, свойственный только ему образ мышления, характерные только для него паттерны поведения, привычки. Все это формируется на основании опыта, приобретаемого в течение жизни, – пережитых положительных или отрицательных эмоций, радостных или трагических событий, психологических или телесных травм. Все, что окружает человека – люди, предметы, действия, – он воспринимает, понимает, чувствует в соответствии со своими внутренними установками. Эта способность называется когнитивностью, а мысли, которые автоматически, неосознанно возникают как реакция на какой-то раздражитель, – когнициями. Они могут быть нейтральными или деструктивными, обладающими разрушительной силой.

Находясь во власти этих самых деструктивных когниций, человек не в состоянии адекватно оценивать реальные события, реагирует на них странным образом, совершает непредсказуемые действия, которые непонятны окружающим, но ему кажутся единственно верными в данной ситуации. Это здорово утомляет и мешает жить, как все нормальные люди.

Когнитивно-поведенческая терапия – это одно из направлений в психологии, которое позволяет «прочитать» схему действий и реакций человека, распознать деструктивные когниции, разобраться в том, что провоцирует их появление и как можно скорректировать паттерн поведения, чтобы перестать придумывать то, чего нет, больше не изводить себя подозрениями и направить поток мыслей в позитивное русло.

Базовые положения КПТ

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

  1. Если в ответ на какую-то ситуацию у вас возникают негативные переживания, причиной тому является лишь ваша личная оценка произошедшего, ваше видение, ваши мысли по поводу себя самого и по поводу других людей – участников этой ситуации.
  2. Изменить оценку событий с «минуса» на «плюс» вполне реально. Таким образом вы сможете изменить и вектор своих мыслей – с негатива на позитив.
  3. Даже если вам кажется, что ваши негативные выводы относительно какого-то события или действия похожи на правду, это вовсе не значит, что они на сто процентов верны. Именно такие «необъективные» мысли повышают градус беспокойства и тревожности.
  4. Ваше мышление привыкло работать по определенной схеме. Мысли автоматически идут по проторенной дорожке. Поэтому полученную информацию вы раз за разом обрабатываете с ошибками. Негативные переживания усиливаются, психологический дискомфорт нарастает. Привычную схему мышления можно скорректировать и проверить, так ли безошибочны ваши убеждения.

Задачи когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

Главная задача психотерапевта – научить пациента работать со своим мышлением и изменить отношение к происходящим событиям. На пути к освобождению от назойливых когниций человеку предстоит сделать несколько важных шагов:

  • поймать себя в тот момент, когда в ответ на какой-то внешний раздражитель в голове возникает навязчивая мысль и начинает терзать, провоцирует страхи, панические атаки, фобии, депрессии;
  • проанализировать, что привело к таким автоматическим мыслям и неадекватным реакциям;
  • «оздоровить» свой образ жизни: привести в порядок режим сна и бодрствования, отказаться от вредных привычек, не пытаться объять необъятное за счет сверхнагрузок, словом, убрать факторы, которые могут спровоцировать деструктивные когниции;
  • зафиксировать новый алгоритм мышления и в дальнейшем действовать, руководствуясь новыми навыками, – не прятать голову в песок, не уходить от проблемной ситуации, а противостоять ей, не позволять тревоге и депрессивному настрою взять над собой верх;
  • перестать стыдиться своей тревожности, своих слабостей, не замыкаться в себе, а делиться своими сомнениями, проблемами с близкими, просить помощи и уметь принимать ее с благодарностью.

На сессиях терапевт не дает пациенту готовых решений, а направляет его, задавая вопросы, помогая осознать ошибочные убеждения, скорректировать негативные установки, которые мешают адекватно воспринимать действительность. Результатом становится выработка жизнеутверждающих стереотипов мышления.

В каких случаях применяют КПТ?

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

Психотерапевты прибегают к методам, техникам, приемам когнитивно-поведенческой терапии, чтобы помочь пациентам справиться с:

  • тревожными расстройствами;
  • депрессивными состояниями;
  • нарушениями пищевого поведения;
  • паническими атаками;
  • фобиями;
  • обсессивно-компульсивными расстройствами;
  • наркотической или алкогольной зависимостью;
  • асоциальным поведением;
  • посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР);
  • приступами гнева;
  • нарушениями сна;
  • психосоматическими заболеваниями (колит, синдром раздраженного кишечника, гипертония, бронхиальная астма, головные боли и др.).

КПТ дает хороший эффект, если у пациента возникают трудности в общении, выстраивании контактов с другими людьми и поддержании этих контактов, если не все гладко в отношениях с супругой или супругом. А еще когнитивно-поведенческие приемы помогают победить перфекционизм, прокрастинацию и повысить самооценку.

Преимущества когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

Когнитивно-поведенческая терапия – это комплексный подход к решению распространенных личностных проблем и лечению серьезных психических расстройств, который дает видимый эффект, распространяющийся на все сферы жизни пациента. После завершения курса КПТ человек становится психологом для самого себя: умеет выявлять свои ошибочные убеждения, анализировать стереотипы поведения, контролировать эмоции и переживания и не позволяет страхам управлять собой, а значит, риск рецидива минимален.

Читайте также:
Check pfr что это за программа

Но это не единственное преимущество когнитивно-поведенческой терапии. Достоинств у такого подхода много:

  • это одна из наиболее изученных методик психотерапии, высокая эффективность которой доказана многочисленными клиническими исследованиями;
  • относительная краткосрочность – на решение проблемы требуется от 10 до 20 консультаций;
  • прочный научный фундамент – КПТ основана на нейробиологии, психологии, психофизиологии и других научных дисциплинах;
  • понятный план действий – психотерапевт обсуждает ход лечения с пациентом и строго его придерживается;
  • курс сессий нацелен на решение конкретных задач, которые проговариваются на старте;
  • пациент активно участвует в процессе – не только усваивает новые знания и навыки, но и учится их применять в конкретных ситуациях.

Методы, техники, упражнения КПТ

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

В распоряжении когнитивно-поведенческих психотерапевтов множество методов, техник, упражнений, которые помогают решить конкретную задачу: распознать когнитивные искажения, проанализировать момент их появления и найти пусковой ключ, разобрать паттерны неконструктивного поведения, а затем – выстроить новый алгоритм действий и закрепить его как правильный. Это позволяет снизить уровень напряжения, тревожности, устранить негативные переживания, выровнять психоэмоциональное состояние пациента.

Методы

  • Когнитивная терапия. Пациент уверен, что его жизнь – сплошная черная полоса, а сам он – неудачник. Психотерапевт помогает выработать позитивное отношение к своей жизни и научиться принимать себя со всеми недостатками и достоинствами.
  • Реципрокная ингибиция. Негативные мысли, эмоции, паттерны поведения замещаются позитивными. Подавить тревогу, страх можно, если включить противоположные раздражители – релаксацию или гнев. Важный момент: при удалении неправильного элемента нужно обязательно заполнить образовавшийся пробел.
  • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса (РЭПТ). Человек находится во власти иррациональных установок – «должен», «нужно», «следует», воспринимает происходящие события именно с позиции этих стереотипов, а затем действует на основе своих интерпретаций. РЭПТ помогает изменить схемы мышления и учит вести себя более рационально.
  • Парадоксальная интенция. Автор этого метода – австрийский психиатр Виктор Франкл – предлагает еще раз прожить проблемную ситуацию, но изменить свое поведение на 180 градусов. Например, если пациент страдает от бессонницы, психотерапевт рекомендует бодрствовать, а не пытаться заснуть всеми возможными способами.
  • «Стоп-кран» (или триада самоконтроля). Этот метод используется как инструмент неотложной психотерапевтической помощи. Работа проходит в три этапа: остановить мысль, которую нужно стереть, – расслабиться – закрепить результат, представив что-то приятное.

Техники

Техники, применяемые в когнитивно-поведенческой терапии, условно делят на 4 группы, каждая из которых решает определенные задачи:

1 группа – отследить деструктивные когниции и осознать их:

  • ведение личного дневника, в котором в течение дня фиксируются мысли, поступки;
  • рассмотреть свои мысли с позиции стороннего наблюдателя;

2 группа – оспорить иррациональные мысли:

  • привести аргументы за и против;
  • взвесить плюсы и минусы;
  • провести эксперимент: испытать на собственном опыте, как реагируют окружающие на конкретную эмоцию;
  • вернуться в прошлое, чтобы расспросить вымышленного свидетеля событий;
  • поменяться ролями с психотерапевтом и убедить его в том, что его мысли иррациональны;

3 группа – активизировать воображение:

  • многократное повторение позитивных установок постепенно меняет образ мышления, делая его более продуктивным;
  • использование метафор, высказываний, притч, цитат включает образное мышление, объяснение становится более понятным;
  • модифицировать образы, сначала сменив негативное восприятие на нейтральное, а затем – на позитивное;

4 группа – свести к минимуму сопротивление:

  • многократное испытание на себе позитивных инструкций;
  • обнаружение скрытых мотивов непродуктивного поведения.

Упражнения

  • «Диалог с самим собой». Упражнение выполняется в тихом уединенном месте, где ничто и никто не отвлечет от процесса. Нужно принять удобную позу, закрыть глаза и представить свое отражение в зеркале. Внимательно посмотреть на себя и подумать, отражается ли на вашем лице, осанке дискомфорт, который вы испытываете? Внимание должно быть сконцентрировано на физических ощущениях – это позволит определить, где скрыт источник дискомфорта. Потом нужно мысленно обратиться к своему отражению и сказать ему то, что поможет успокоиться, забыть о навязчивых мыслях, поднимет настроение и вернет самоуважение. Если вы смогли убедить своего зазеркального собеседника, неприятные ощущения, эмоциональное напряжение постепенно испарятся. Если этого не произошло, стоит повторить упражнение.
  • «Мозговой штурм». Есть проблема? Ищем решение. Берем лист бумаги и записываем все варианты устранения проблемы, которые приходят в голову. Это помогает отключить переживания, боязнь возможных неудач. Затем проанализируйте предложенные вами решения, оцените по пятибалльной системе насколько они жизнеспособны, можно ли их использовать. Выберите оптимальный для конкретной ситуации вариант. Если «пятерочных» вариантов несколько, попробуйте скомбинировать их. Такое упражнение помогает пробудить творческую активность и найти решение проблемы.
  • «Улыбка». Упражнение элементарное: каждое утро после пробуждения и каждый вечер перед тем, как идти спать, нужно подойти к зеркалу и как следует улыбнуться, несмотря на настроение, самочувствие и прочие моменты. Держать на лице улыбку не менее двух минут.

Выбор методов, техник и упражнений когнитивно-поведенческой терапии настолько богат и разнообразен, что для каждого конкретного случая непременно найдется оптимальный вариант, который даст результат.

Владеть основами КПТ, знать и понимать, как выявить и нейтрализовать иррациональные мысли, установки, паттерны поведения, полезно практикующим психологам любых направлений, психиатрам и психотерапевтам, врачам, наркологам, начинающим специалистам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов.

Приобрести полезные навыки в работе с депрессивными и тревожными состояниями, познакомиться с эффективной коррекционной методикой можно на курсе «Когнитивно-поведенческая терапия в практике психолога» в Академии профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

Источник: appkk.ru

Восстановление когнитивных функций после инсульта

Пансионаты Опека в Москве: Восстановление когнитивных функций после инсульта

Когнитивные нарушения – частые, но игнорируемые последствия острого нарушения мозгового кровообращения. 83% перенесших инсульт людей имеют нарушения одной области мозга, 50% заболевших имеют нарушения сразу в нескольких когнитивных областях. В новой статье мы рассказываем, что помогает восстанавливать утраченные когнитивные функции мозга после инсульта.

Сегодня более 500 тыс. людей пожилого возраста в России страдает от последствий инсульта. Инсульт – это острое нарушение кровообращения в разных отделах мозга. Если это нарушение происходит по причине тромбоза или закупорки сосудов, речь идет об ишемическом инсульте.

Может быть другая причина, приводящая к геморрагическому инсульту – кровоизлияние в мозг, причиной которого является разрыв сосудов. В любом случае развитие инсульта приводит к ряду неврологических нарушений.

Последствия инсульта

Самый частый симптом поражения головного мозга – это двигательные нарушения, которые диагностируются у 80% больных и сохраняются до конца жизни у 40% пациентов. В зависимости от зоны поражения мозга и уровня поражения выделяется:

  • полный или частичный паралич;
  • парезы (потеря мышечной силы)
  • спастичность (повышение тонуса мышц)
  • апраксия (нарушение способности совершения и координации последовательности движений)нарушение речи:

У 30-40% больных встречается нарушение речи:

  • афазия – у пациента нарушено произношение и восприятие речи окружающих
  • дизартрия – у пациента сохранена способность понимания речи, однако нарушены произносительные навыки.

Когнитивные нарушения – частые, но игнорируемые последствия острого нарушения мозгового кровообращения. В зависимости от зоны поражения мозга и тяжести заболевания выделяются следующие нарушения:

  • нарушения легкой степени – повреждение одной из когнитивных функций: снижение уровня умственной работоспособности, концентрации внимания, способности запоминать новый материал, нарушение зрительного, слухового, тактильного восприятия. Однако больной способен контролировать эмоции и поведение, не страдает потерей ориентации, успешно справляется с тестами на определение состояния оперативной памяти.
  • когнитивные нарушения умеренной степени характеризуются снижением контроля над своим поведением, а также большим снижением памяти и внимания.
  • множественные когнитивные нарушения – постинсультная деменция, характеризуемая снижением объема памяти и интеллекта в сочетании с дезориентировкой, сокращением уровня бытовой активности, а также потерей навыков самообслуживания. Эти больные могут перенести инсульт еще раз.
Читайте также:
Miro что это за программа и нужна

Реабилитация после инсульта

Согласно проведенным исследованиям лишь 10% пациентов восстанавливаются после перенесенного инсульта полностью, у 25% остаются незначительные нарушения, 40% больных со средними или тяжелыми поражениями требуют особого ухода, а 15% больных вскоре после перенесенного заболевания умирают.

Для того чтобы минимизировать степень нарушений после, необходимо как можно раньше начинать реабилитацию. Хотя умершие клетки восстановить нельзя, можно попытаться частично или полностью восстановить утраченные навыки.

Соседние зоны мозга могут взять на себя выполнение функций погибших клеток. Но для этого нужно приложить колоссальные усилия. И если восстановлению двигательной активности, работе с нарушениями речи и дисфагией уделяется достаточное внимание, то когнитивные нарушения зачастую игнорируются.

При этом 83% перенесших инсульт людей имеют нарушения одной области мозга, 50% заболевших имеют нарушения сразу в нескольких когнитивных областях. В любом случае, эти нарушения оказывают сильное воздействие на психологическое состояние больных, что может вызвать депрессию, поэтому необходимо проводить комплексную работы по всем направлениям.

Как проходит реабилитация после Инсульта?

В процессе реабилитации с пациентами обязательно работают врач-невролог, физический терапевт, врач-реабилитолог, логопед, и, конечно, психолог, чтобы помочь преодолеть возникающую депрессию и ощутить желание бороться за свою жизнь. Врачи переучивают больного, чтобы он смог вернуться к полноценной жизни.

Философия реабилитации близка к философии спортивных тренировок. Например, многие пожилые люди не могут кататься на горных лыжах, но всю жизнь мечтали научиться. Тренер анализирует их физические возможности, подбирает оборудование, и шаг за шагом цель приближается. Однажды мечта съехать с горнолыжного склона воплотится в реальность.

Эта мечта сопоставима с целью, которую ставят перед собой пациенты, перенесшие острое нарушение мозгового кровообращения. Специалист-реабилитолог знает, каким путем нужно пройти, чтобы достичь цели. Но это очень долгий путь, требующий огромных усилий.

Методы восстановления пожилых людей после инсульта

Необходимо помнить, что пациент должен заниматься ежедневно, не менее 3 часов в день. Как правило, для реабилитации прописывается комплексная терапия. К ней относится:

  • медикаментозное лечение;
  • возвращение двигательных навыков;
  • психологическая поддержка;
  • речевая реабилитация;
  • восстановление когнитивных функций.

Специалисты подчеркивают, что у них есть один год для проведения реабилитационных мероприятий, после этого шансы на восстановление снижаются. Поэтому большое внимание уделяется двигательной и речевой реабилитации, а когнитивные нарушения зачастую отодвигаются на второй план.

Как можно помочь пожилому родственнику восстановить когнитивные функции?

Восстановить мыслительные способности помогает регулярное выполнение несложных упражнений:

  • Повторение: самый простой способ тренировать память пожилого родственника помогает детальное перечисление всего, что с ним произошло за день. Увеличивайте промежуток между подачей информации и ее воспроизведением;
  • Создание визуальных образов: больному предлагается картинка с изображением предмета. Необходимо как можно подробнее передать все, что он видит;
  • Формирование ассоциаций: задания на создание ассоциативного ряда. Например, мяч – это внук, лето, отдых, футбол…
  • Игра в города: предложите больному родственнику вспомнить, какие города он посетил, что там делал, что видел, где обедал. Чем больше подробностей, тем лучше;
  • Рассматривание семейных фотографий активизирует процесс воспоминаний. Больному, перенесшему инсульт легче вспомнить прошлое. Видя на фотографиях близких или знакомых, он вспоминает события, связанные с ними, выстраивает логическую цепочку, тем самым развиваются мыслительные способности;
  • Пальчиковые игры: выучите с пожилым родственником короткие детские стишки, загибайте пальцы больной руки. Это простое детское задание активизирует память и мелкую моторику, ускоряет процесс восстановления нейронных связей в обоих полушариях мозга;
  • Заучивание стихов стимулирует память больного. Предложите ему выучить ваш любимый стих. Необязательно сразу целиком, начинайте с двух строк, увеличивая объем по мере восстановления когнитивных функций;
  • Настольные игры: шашки, шахматы, головоломки, кроссворды, пазлы. Привлекайте внуков к занятиям с бабушкой или дедушкой. Участие в восстановительном процессе маленьких детей благоприятно влияет на психологическое состояние больных
  • Прослушивание музыки, аудиокниг развивает воображение больных. Под песни они могут подпевать, а аудиокниги пересказывать.

Диета после инсульта для пожилых людей

Питание играет немаловажную роль в процессе восстановления потерянных навыков. Следует позаботиться о том, чтобы в рационе людей пожилого возраста появились:

  • Белковая пища: яйца, нежирное мясо, морская рыба. Морепродукты содержат протеин, а также жирные Омега-кислоты, противостоящие патологическим процессам окисления, а также положительно влияющих на центральную нервную систему;
  • Грецкие орехи, цитрусовые, овощи, фрукты и ягоды, богатые витаминами B, E, C. Эти продукты важны для активации мозговой деятельности;
  • Черный горький шоколад, содержащий флаваноиды, препятствующие образованию тромбов и активирующие кровообращение

Необходимо исключить из рациона острые, сладкие, соленые, копченые продукты, кофеиносодержащие напитки, ограничить потребление мучных изделий. Все приготовленные блюда должны быть комфортной консистенции и температуры, чтобы облегчить больному процесс глотания.

Обратите внимание, что атмосфера в доме очень важна для пожилых пациентов. Если они получают моральную поддержку, их психологическое состояние улучшается, соответственно они быстрее восстанавливаются. Если к ним относятся нетерпимо, грубят, смеются над их неуклюжестью, процесс выздоровления тормозится. Будьте терпимыми, только совместными усилиями вы сможете минимизировать последствия нарушений мозгового кровообращения.

Источник: sgc-opeca.ru

Реабилитация после инсульта в домашних условиях

Реабилитация после инсульта в домашних условиях

Нарушение мозгового кровообращения приводит к таким последствиям, как частичный или полный паралич, потерю речи, памяти, слуха. Но грамотная реабилитация после инсульта позволяет вернуть человеку утраченные способности. В домашних условиях провести полноценное лечение и обеспечить последующее восстановление возможно, если заранее понять, что ожидает людей, близких больному, какие мероприятия потребуется проводить.

Длительность восстановительного периода

Сколько времени нужно для реабилитации после перенесенного инсульта, зависит от обширности повреждений, степени проявления возникших нарушений, возраста пациента и других факторов. Постепенно на месте погибших нейронов могут образоваться новые. Часть функций, выполняемых поврежденными отделами мозга, может быть перенесена на здоровые структуры.

При легкой форме ишемического инсульта, в результате которой у человека возникает нетяжелый паралич конечностей, лицевых мышц, нарушение зрения и координации, для частичного восстановления понадобится один-два месяца. Для полного – около трех месяцев.

Если последствия нарушения мозгового кровообращения проявляются в виде стойких нарушений координации, грубого паралича, срок реабилитации будет длиться не менее полугода. При этом шанс на возвращение всех утраченных навыков минимален.

После тяжелого инсульта, повлекшего паралич одной стороны тела и другие проблемы, от начала лечения до возвращения больному способности сидеть и обслуживать себя проходит от одного до двух лет. О полном исцелении в данном случае говорить невозможно.

Уровни восстановления нормальных функций организма у людей, перенесших инсульт, делятся на три группы:

  • истинное, при котором происходит полное возвращение больного к доинсультному состоянию;
  • компенсаторное, при котором функции от пострадавших отделов головного мозга передаются здоровым;
  • реадаптационное, заключающееся в попытке улучшить состояние человека при большом очаге поражения и невозможности компенсации нарушений.

Основным условием для успешной реабилитации после инсульта является готовность самого больного и близких ему людей пройти долгий путь, не сдаваясь и не прерывая занятий.

Базовые правила

Каждая программа реабилитации разрабатывается врачом индивидуально, в зависимости от состояния пациента. Но всегда удачное восстановление базируется на ряде принципов.

Раннее начало

Начинать заниматься с человеком, перенесшим ишемический или геморрагический инсульт, надо так быстро, как только это позволит его состояние. Хорошо, если реабилитация начнется еще в стационаре, а продолжится уже дома.

Систематичность

Недопустимо устраивать пропуски в реабилитационной программе, если они не вызваны новыми проблемами со здоровьем. Только систематическое выполнение предписаний реабилитолога позволит добиться видимых результатов. Иначе весь достигнутый прогресс может сойти на нет.

Читайте также:
Switch access что это за программа на телевизоре

Последовательность

Программа по восстановлению должна регулярно корректироваться специалистом по мере совершенствования навыков у человека после перенесенного инсульта.

Разнонаправленность

При множественных нарушениях функций важно в ходе лечения касаться всех проблемных задач и параллельно разбираться с каждой: восстанавливать сразу двигательные навыки, память, речь, мелкую моторику и так далее.

Все занятия дома проводятся только под руководством специалистов: невролога, логопеда, реабилитолога.

Во время всего периода выхаживания больного после инсульта в домашних условиях надо следить за его гигиеной и обеспечивать своевременный уход. Появление пролежней, присоединение вторичных инфекций ведет к ухудшению состояния человека и в результате обнуляет все достигнутые прежде успехи. Важную роль в стабилизации и улучшении здоровья пациента играет правильное питание и общая позитивная обстановка.

Мероприятия по восстановлению после перенесенного инсульта

При лечении последствий нарушений мозгового кровоснабжения используется комплекс мер, включающий:

  • медикаментозное лечение;
  • особый уход и питание;
  • восстановление бытовых навыков;
  • возвращение двигательных навыков;
  • возобновление речи;
  • совершенствование интеллектуальных функций;
  • психологическая поддержка.

Это приблизительный список мероприятий по борьбе с инсультом и его последствиями. Он может расширяться за счет дополнительных работ по восстановлению зрения, слуха, координации и других утраченных функций организма.

Программу специалист разрабатывает для каждого больного.

Медикаментозное лечение

Лекарственная терапия, связанная с реабилитацией больного после инсульта включает в себя разные меры по поддержанию общей работоспособности организма, защите нейронов, нормализации кровообращения.

Все препараты назначает лечащий врач. Среди них следующие группы средств:

  • для улучшения церебрального кровоснабжения;
  • разжижения крови;
  • нормализации обменных процессов;
  • активации процессов мышления, памяти;
  • улучшения передачи импульсов в нервной системе;
  • успокоительные.

Продолжительность приема лекарств определяется индивидуально. Возможно назначение противоспазматических, противоэпилептических, противосудорожных препаратов.

Уход и питание

обязанности сиделки по уходу за пожилыми людьми

Для скорейшего возвращения человека после перенесенного им инсульта к нормальной, привычной жизни необходимо обеспечить ему особый уход. Домашние должны позаботиться, в первую очередь, об удобстве больного.

Если одним из последствий инсульта стал паралич, важно устроить постель таким образом, чтобы исключить случайные падения. Чтобы не допустить появления пролежней, на кровати надо с помощью подушек приподнять головную и ножную части. Можно использовать специальную многофункциональную кровать с регулируемыми по высоте зонами.

Для профилактики последствий лежачего образа жизни необходимо ежедневно проводить массажи, каждые два-три часа переворачивать человека, выполнять необходимую гимнастику и гигиенические процедуры. Ощущение собственной чистоты поднимает настроение и тем самым ускоряет восстановление после инсульта.

Для людей с неполным параличом прикроватную зону надо оборудовать специальными вожжами или шестом, с помощью которых больной будет подтягиваться, менять положение тела.

Восстановление больных с ишемическим или геморрагическим инсультом включает особую диету. Из питания человека исключаются все острые, сладкие, соленые, копченые продукты, так как они могут спровоцировать обострение заболевания, привести к рецидиву. Запрещены кофеиносодержащие напитки. Ограничено потребление мучных изделий.

Рекомендуется ежедневно давать больному 400 г фруктов, ягод и овощей. Нежирные рыба и мясо готовятся на пару, тушатся или запекаются. Все приготовленные блюда должны быть комфортной температуры и консистенции, чтобы облегчить процесс глотания.

Восстановление бытовых навыков

Если последствия инсульта включают потерю основных навыков самообслуживания, в процессе ухода человек должен потихоньку учиться им заново.

  • Питание. Если последствия привели к потере координации ведущей стороны, то старайтесь во время еды направлять руку больного, обычно правую, от тарелки ко рту.
  • Пользование краном. Инсультник садится на стул. Вы направляете его пострадавшую руку к крану и помогаете пустить воду. При этом здоровая рука проверяет температуру.
  • Умывание, причесывание. Вы двигаете парализованной рукой, чтобы взять губку, расческу. Хорошо, если есть попытки умыться, причесаться слабой конечностью.
  • Одевание. Кофта кладется на колени. Больной пытается надеть ее, просунув недвижимую руку в рукав между коленей.

Задача близких – следить за равновесием человека, направлять и поддерживать его.

Возвращение двигательных навыков

после инсульта

Слабость в мышцах – нередкое следствие перенесенного инсульта. Избавиться от нее в рамках проводимой реабилитации можно при регулярном выполнении назначенных упражнений. Начинать занятия нужно после разогревающего массажа.

Из положения лежа выполняются следующие действия:

  • сгибание и разгибание руки;
  • вращение руками в запястном, локтевом суставах;
  • сжимание-разжимание кулаков;
  • подъем-опускание, сгибание-разгибание ног;
  • движения стопами.

Если есть возможность повесить вожжи, в комплекс занятий по восстановлению хорошо включить подтягивания за них.

Упражнения из положения сидя включают:

  • прогибы в спине, вытягивание тела вперед;
  • поочередный подъем ног;
  • сведение лопаток;
  • запрокидывание головы назад.

Если больной может стоять, рекомендованы следующие упражнения:

  • разведение рук с эспандером;
  • наклоны в попытке поднять предмет с пола;
  • вращение, махи руками.

Все занятия, связанные с восстановлением двигательных навыков, назначаются специалистом и выполняются под присмотром во избежание травм.

Для совершенствования мелкой моторики подходят:

  • игра на пианино;
  • лепка;
  • письмо;
  • аппликации;
  • оригами;
  • конструктор;
  • пазлы.

Восстановление речи

Одно из самых распространенных последствий при инсульте – потеря речевых навыков. Потому в программу реабилитации входит консультация логопеда и проведение специальных упражнений, связанных с восстановлением подвижности мимических мышц, языка.

Основной принцип – постоянное общение с больным. Слова необходимо произносить медленно и четко, стараться избегать длинных, сложных конструкций.

Тренировки проводятся от простых к сложным: начинается все с отдельных звуков, постепенно переходя на слова, по мере совершенствования навыков больного.

Чтобы помочь разработать мышцы при перенесенных инсультах рекомендуется делать следующие упражнения:

  • оскаливаться;
  • вытягивать губы трубочкой;
  • улыбаться по возможности симметрично;
  • облизывать губы по кругу;
  • легко покусывать губы;
  • доставать язык изо рта;
  • гладить щеки языком изнутри;
  • цокать языком;
  • надувать щеки.

Некоторым после инсультов становится легче петь, чем говорить. Надо учитывать этот момент при составлении занятий.

Совершенствование интеллектуальных функций

избежать болезни Альцгеймера

Среди последствий инсультов выделяют потерю памяти, способности мыслить логически, анализировать, предугадывать последствия.

Для тренировки памяти больному надо пытаться повторить только что услышанное: сначала отдельные слоги, потом слова, фразы. Промежуток между подачей информации и ее повторением должен постепенно увеличиваться.

Составление рассказов по рисункам помогает восстановить логическое мышление. Если при инсульте пострадали мыслительные способности, полезно играть в настольные игры, решать кроссворды, беседовать.

Если когнитивные способности пострадали незначительно, хорошо помогает чтение, просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Психологическая поддержка

Если в ходе перенесенного инсульта больной потерял часть навыков, но сохранил здоровым или близким к здоровому интеллект, он осознает произошедшие с ним перемены и тяжело переживает их. Это может привести к депрессиям, апатии, потере веры в себя. Хорошо, если на первых этапах реабилитации рядом будет находиться психолог, который поможет принять сложившееся положение и настроиться на успех в будущем.

Задача родственников в период восстановления – обеспечить позитивную обстановку дома, демонстрировать свою любовь и поддержку. Как только это станет возможным, надо доверять больному любую доступную помощь – это поможет пациенту чувствовать себя нужным, значимым.

Помощь психиатра необходима, если инсульт привел к агрессивному поведению, появлению панических атак.

Частный пансионат альтернатива домашнему уходу

Несмотря на возможность полной реабилитации инсультника в домашних условиях, статистические исследования показали: в реабилитационных центрах вероятность рецидивов инсультов намного ниже. С одной стороны, «дома и стены лечат». С другой – пребывание в медучреждении имеет немало преимуществ.

Жизнь в пансионате «Тульский дедушка» позволит больному постоянно находиться под наблюдением медперсонала. Обученные медсестры помогают с проведением гигиенических процедур, едой, массажем, проводят гимнастику, назначенную после инсульта. Врач в любой момент может скорректировать лечение, исходя из состояния пациента.

Источник: pansionat-tulskij-dedushka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru