Перепись населения – это процесс сбора данных демографического, экономического и социального характера, призванных охарактеризовать на определенный момент времени население страны или территории в разрезе каждого жителя.
Цели и принципы проведения переписи населения
Статистическая комиссия ООН рассматривает перепись населения в качестве единственного процесса, который может обеспечить сбор, обобщение, оценку, анализ, публикацию и распространение данных демографического, социального, экономического характера населения земного шара, отдельных стран и так далее.
Цель переписи населения состоит в проведении его сплошного учета, а также в сборе различных сведений, характеризующих состав и структуру населения.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Перепись населения характеризуется следующими основными чертами:
- всеобщностью. Современная перепись предполагает охват населения определенной территории в полном объеме;
- одномоментностью. Получение необходимых сведений о численности населения возможно только в том случае, если проведение переписи осуществляется на определенный момент времени. При проведении переписи не учитываются умершие, родившиеся или выбывшие с конкретных территорий;
- наличием и единством программы переписи. Сбор сведений о населении осуществляется в соответствии с одними и теми же правилами;
- поименностью. Сбор сведений осуществляется по каждому человеку, что позволяет детально комбинировать данные в соответствии с различными признаками;
- непосредственностью получения данных у населения в ходе опроса и принципом самоопределения. Фиксация сведений в ходе переписи осуществляется только в соответствии с тем, что о себе сообщает опрашиваемый человек;
- применением экспедиционного способа наблюдения. Осуществление сбора сведений у населения выполняется в форме анкет специального типа;
- централизованностью управления переписью населения. Такой тип управления обеспечивает полное и последовательное соблюдение принципа единства программы переписи и методов выполнения работ по ее осуществлению в установленный срок.
«Перепись населения: особенности проведения и организации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Методы переписи населения
При проведении переписи населения применяются следующие методы:
Краткие итоги Переписи 2021
- во-первых, опрос, суть которого состоит в проведении переписи с помощью переписного листа, заполняемого переписчиком или регистратором в ходе личной беседы с опрашиваемым. Такой метод переписи населения применялся еще в Советском Союзе, характерен он и для современной России;
- во-вторых, самосчисление, суть которого состоит в том, что заполнение переписного листа осуществляется самим переписываемым, а на переписчика возлагается обязанность проверки правильности заполнения переписного листа, уточнения пропущенных и неясных сведений. Такой метод переписи применяется в ряде европейских стран;
- в-третьих, анкетный или смешанный метод, суть которого подразумевает рассылку анкет переписываемым лицам, их последующее самостоятельное заполнение и возврат в статистическую службу или бюро переписи. Такой метод применяется Соединенными Штатами Америки и в других развитых странах. На службу статистики или бюро переписи возлагается сбор заполненных анкет, их сверка, направление переписчиков к тем лицам, которые не вернули анкеты, для проведения опроса. Этот метод считается более дешевым методом проведения переписи населения, однако он характеризуется небольшой долей возвращения анкет (примерно на уровне 15-20%).
Особенности организации и проведения переписи населения в Российской Федерации
Для проведения переписи Правительством России определяются федеральные органы исполнительного характера, которые назначаются ответственными за проведение и подготовку переписи населения, обработку сведений по итогам переписи, подведение этих итогов, а также организационно и методически обеспечивают проведение переписи, проводят перепись определенных категорий граждан, обеспечивают безопасность лиц, осуществляющих сбор сведений. Также Правительством России определяется порядок организации и проведения переписи в рамках отдельных территорий страны.
Каковы реальные результаты переписи населения в России
Данные органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с другими органами власти при реализации своих полномочий в отношении переписи населения. Обязанность координации возлагается на специальную комиссию, которая создается для проведения переписи российским Правительством.
Обязанность содействовать проведению переписи населения возлагается на исполнительные органы государственного управления регионального уровня и органы муниципального управления. Региональные власти информируют федеральные органы власти о составе муниципальных образований на своей территории.
Исполнительная власть регионального уровня также осуществляет следующие полномочия в отношении переписи населения:
- во-первых, обеспечивает необходимыми помещениями, с наличием охраны, мебели, средств связи, а также условиями, подходящими для обучения и работы лиц, занятых переписью населения;
- во-вторых, обеспечивает помещениями с охраной, используемыми для хранения переписных листов и прочей документации по переписи населения;
- в-третьих, предоставляет необходимые средства связи и транспортные средства.
Некоторые из этих полномочий или все могут быть переданы региональными властями органы муниципального управления.
Обязанности создания методических и инструктивных материалов по вопросу осуществления переписи возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, формирующий официальную статистическую информацию о различных общественных процессах на территории страны.
На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение переписи, возлагается исполнение следующих обязанностей:
- во-первых, осуществление контроля за качеством и эффективностью реализации органами государственного и муниципального управления обязанности по проведению переписи населения;
- во-вторых, утверждение формы и содержания отчетности об исполнении полномочий в отношении переписи населения;
- в-третьих, подготовка предложений об изменении полномочий органов государственного и муниципального управления по итогам рассмотрения отчетов об исполнении полномочий в отношении переписи населения.
Источник: spravochnick.ru
Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем
08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.
Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.
Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность. Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.
До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025 Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных. Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию. Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам. Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.
В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.
Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной. Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций. Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.
В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.
На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна.
Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений. Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий. Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.
Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится. Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества. Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.
- единый регистр населения
- информационный регистр населения
Источник: www.klerk.ru
Федеральный закон от 25.01.2002 г. № 8-ФЗ
Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. (В редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
Статья 1. Всероссийская перепись населения и основные принципы ее проведения
1. Всероссийская перепись населения (далее также — перепись населения) представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией в целях формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах. (В редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
2. Всероссийская перепись населения проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища.
3. Сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения реализации его прав и свобод.
4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.
Статья 2. Правовая основа Всероссийской переписи населения
Правовой основой Всероссийской переписи населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 3. Периодичность проведения, срок проведения и дата Всероссийской переписи населения
1. Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.
2. Срок проведения Всероссийской переписи населения представляет собой период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении. Дата Всероссийской переписи населения представляет собой момент (год, месяц, день и час), на который осуществляются сбор сведений о населении и его учет.
3. Срок проведения и дата Всероссийской переписи населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Между всероссийскими переписями населения, но не позднее чем через пять лет после очередной переписи населения проводится выборочное федеральное статистическое наблюдение в отношении части лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, на основе выборки не менее 5 процентов населения Российской Федерации (далее — микроперепись населения). Срок проведения и дата микропереписи населения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Организация проведения микропереписи населения регламентируется настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». (Пункт введен — Федеральный закон от 28.03.2017 № 40-ФЗ)
Статья 4. Лица, подлежащие Всероссийской переписи населения
1. Всероссийской переписи населения подлежат:
1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.
2. Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 5. Организация проведения Всероссийской переписи населения
1. В целях проведения Всероссийской переписи населения Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет:
1) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения и ее методологическое обеспечение (далее — федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения); (В редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
2) федеральные органы исполнительной власти, ответственные за:
организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов (схематические планы городских и сельских поселений, карты административных районов), необходимых для проведения Всероссийской переписи населения;
проведение переписи отдельных категорий населения;
обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;
3) особенности организации и проведения переписи населения на отдельных территориях Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при осуществлении своих полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координация деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, в осуществлении их полномочий.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями предоставляют федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, сведения о муниципальных образованиях, перечне населенных пунктов и (или) административно-территориальных единиц, входящих в состав муниципальных образований, границах муниципальных образований.
(Пункт в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
4. (Пункт утратил силу Федерального закона от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передается осуществление следующих полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения:
1) обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении;
2) обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;
3) предоставление необходимых транспортных средств, средств связи.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
6. Осуществление указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий может быть передано законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, издает методические и инструктивные материалы об осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 272-ФЗ)
8. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения:
1) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
3) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий подготавливает предложения об изъятии указанных полномочий у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
9. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации):
1) организуют осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными пунктом 7 настоящей статьи нормативными правовыми актами, в том числе определяют ответственных за осуществление указанных полномочий должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) обеспечивают эффективное использование субвенций, предоставленных из федерального бюджета для осуществления указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий, а также своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, отчетности по установленной форме об осуществлении указанных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей, расходовании предоставленных субвенций.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
10. Органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения:
1) обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц, номеров домов и номеров квартир;
2) представляют по запросу федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, данные о количестве жилых помещений и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, и численности лиц, проживающих и зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства или пребывания, а также лиц, проживающих и зарегистрированных в указанных иных помещениях по месту пребывания;
3) оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении ими указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
11. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе обязанности по содействию в проведении Всероссийской переписи населения, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, исполняются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, за исключением обязанностей, исполнение которых законами указанных субъектов Российской Федерации передается органам местного самоуправления. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ; в редакции Федерального закона от 11.12.2018 № 463-ФЗ)
12. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, является оператором, организующим и осуществляющим обработку персональных данных лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
13. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, от имени Российской Федерации осуществляет правомочия обладателя официальной статистической информации, сформированной в результате проведения Всероссийской переписи населения, в пределах, установленных федеральными законами. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбора
1. Сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения:
возраст (дата рождения);
гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование государства или государств, гражданином которых является опрашиваемое лицо);
владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки);
образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее — бакалавриат, высшее — специалитет, магистратура, высшее — подготовка кадров высшей квалификации); (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
состояние в браке;
отношения с членами домохозяйства, под которым для целей настоящего Федерального закона понимается группа лиц, проживающих в жилом доме, квартире или комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире или комнате либо части жилого дома или квартиры и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию; (В редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
место рождения (наименование государства, субъекта Российской Федерации);
место жительства и (или) место пребывания (наименование государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, городского, сельского поселения);
жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения);
источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию);
занятость либо безработица (наличие работы или иного занятия, являющихся источниками средств к существованию, либо их отсутствие); (В редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
миграция (продолжительность проживания или пребывания, прежнее место жительства или пребывания, продолжительность пребывания на территории иностранного государства, причина въезда в Российскую Федерацию, передвижение от места жительства или пребывания до места работы). (Абзац введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
О лицах, временно находящихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется сбор сведений, касающихся цели их приезда в Российскую Федерацию.
2. Сбор сведений о населении, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, а равно принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе указанные сведения не допускается.
(Абзац введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 27.07.2010 № 204-ФЗ)
3. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть «Интернет», либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 28.11.2009 № 293-ФЗ; от 28.03.2017 № 40-ФЗ)
В целях обеспечения полноты сбора сведений о всех членах домохозяйства в случае их отсутствия в период, в течение которого проводится перепись населения, или отказа сообщить сведения о себе сбор сведений о поле и возрасте (дате рождения) этих лиц может быть осуществлен путем их получения на основании административных данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.11.2009 № 293-ФЗ)
Порядок сбора сведений о населении в электронной форме, определяющий требования к программному обеспечению, техническим средствам, включая носители информации, каналам связи, средствам защиты и форматам предоставления данных в электронной форме, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.03.2017 № 40-ФЗ)
Сбор сведений о населении в электронной форме осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.03.2017 № 40-ФЗ)
4. Опрос населения осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, опрос населения может осуществляться на государственном языке соответствующей республики. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации опрос населения может осуществляться на языке соответствующего коренного малочисленного народа. В случае, если опрашиваемое лицо не владеет языком, на котором осуществляется опрос, ему обеспечивается право на пользование услугами переводчика. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)
5. Переписные листы заполняются на русском языке.
При опросе населения переписные листы заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, со слов опрашиваемых лиц или непосредственно лицами, подлежащими Всероссийской переписи населения.
Переписные листы могут быть заполнены лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, в части данных о поле, возрасте (дате рождения) в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи.
Электронная форма переписного листа заполня
Источник: www.kremlin.ru