Перечень программ по предмету музыка

Содержание

Сюда относится эстрадная песня и так называемая молодежная музыка – музыка в стиле «рок» и авторская самодеятельная «гитарная» песня. По мнению В.И.Петрушина, эта музыка обслуживает повседневные запросы людей, давая повседневному укладу жизни соответствующее эмоциональное наполнение.

Реализация целей нашей работы может осуществляться в различных способах организации музыкальной деятельности, которые в музыкальной педагогике принято обозначать как формы музыкального воспитания. Влияние музыкального воспитания на становление личности проявляется и осуществляется через различные формы музыкальной деятельности:

а) восприятие, т.е. развитие слушательских умений детей;

б) познавательную деятельность (элементарную музыкальную грамотность), т.е. познание музыки и накопление теоретических понятий об основах музыкальной выразительности, средствах развития художественного образа;

Все эти формы помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной, духовной культуры школьников, становления гуманистической личности в процессе учебной деятельности. Заметим, что процесс становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков включается во все формы музыкальной деятельности, но не в теории, ни в практике, ни в исследованиях не раскрыт (хотя его и касались в своих программах Д.Б.Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, В.В.Алеев, Т.И. Науменко).

Музыка расслабляет нервную систему, улучшает память Музыка Сергея Грищука

Что касается анализа направленности программ на воспитательный результат выводы аналогичные. Результаты обучения, к которым должны стремиться школьники, ярко и наглядно представлены в каждой программе — это определенные показатели знаний и умений учащихся, требования к уровню подготовки учащихся по итогам года. Однако необходима теоретическая разработка конкретных способов реализации воспитательных целей, тех указаний, которые могут привести к конкретизации и реальному их воплощению, в данном случае — становлению личностно-гуманистической ориентации.

Программы по музыкальному воспитанию школьников, действующие в настоящее время, как видно из нашего анализа, ориентированы, в первую очередь, на процесс обучения, и недостаточно конкретизируют условия реализации воспитательных целей и задач, обозначенных в них.

Вычленение аспектов музыки, как учебного предмета, непосредственно выходящих на становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, не находит должного отражения ни в общей, ни в специальной педагогической литературе. Отсюда возникает необходимость проанализировать особенности организации учебной деятельности и специфики уроков музыки, связанных с воспитательными целями. Нашей задачей явилась необходимость показать переход от уроков усвоения узкотехнических навыков к урокам, ориентированным на развитие гуманистической личности.

Система содержания наших уроков определяется программой для 5,6 классов научного руководителя Д.Б.Кабалевского, авторов Э.Б.Абдуллина, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендеровой (2004г.) Общее пространство содержания мы не перерабатываем, а с позиций нашей цели вычленяем те аспекты, реализация которых будет способствовать решению воспитательных задач, а они носят воспитательный смысл. Критерии оценки знаний учащихся и требования к уровню их подготовки изложены в программе. В связи с тем, что в новой редакции нет поурочного планирования музыкального материала, нами предлагается его авторизированный вариант (Приложение I).

Читайте также:
Каким программам можно обучиться для заработка

Проектирование рабочей программы предмета. Музыка. 24.08.22

Решение задач реализуется нами через уроки, которые посвящены отдельным аспектам учебной программы. Урок – основная форма музыкального воспитания и обучения школьников. Урок музыки в школе – это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. В основу наиболее используемых учителями типов уроков, выделенными Э.Б.Абдуллиным, положены три стадии в изучении музыкального произведения.

I. Знакомство с музыкальным произведением, его образно-эмоциональное восприятие, осмысление под углом зрения изучаемой темы.

II. Более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков.

III. Целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения.

Отсюда вытекают типы уроков:

— урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);

— урок углубления в тему (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);

— урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания).

Нами принимаются во внимание вышеизложенные характеристики урока и, учитывая специфику нашего исследования, главную роль мы отводим урокам по изложению нового материала (нового ключевого знания). При этом важны следующие содержательные принципы построения уроков музыки, которые могут затрагивать личностный уровень регуляции деятельности при определенных условиях организации эксперимента, включенных в общий процесс преподавания музыки в пятых-шестых классах:

Во-первых, это создание у детей целостного представления об искусстве. В этой связи каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыкального, изобразительного, кино) с целью объединения их в сознании детей в единую тему для художественного освоения окружающей действительности.

Другим принципом является сквозное построение изучаемых тем.

Эти принципы основываются на современных представлениях об особенностях детского образного восприятия действительности.

В-третьих, весьма существенным принципом является тематическое построение уроков.

Сквозная тематика служит важным нравственно-смысловым импульсом в процессе духовно-эмоционального и рационального постижения музыки.

Следующий принцип — целостность теоретической и практической деятельности детей. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества — способности к преобразовательной деятельности.

В концепцию урока музыки закладываются такие составляющие, как:

1) изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

2) художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

3)психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности учащихся;

4) творческие и исполнительские задатки учащихся;

5) искусство педагогического перевоплощения учителя.

На основе взаимодополняемости на уроке реализуется целевой, содержательный и организационный компоненты. Используются разные виды учебной деятельности и разные методы, которые позволяют в полной мере достигать цели нашей работы.

Рассмотрение в комплексе музыки как учебного предмета и подходов к ней свидетельствует о достаточно широком круге психологических, педагогических, методических исследований разного уровня, в которых в целом представлены условия воспитательного влияния ее на личность. В обобщенном виде эти условия могут быть представлены как:

ü ориентация на музыку, как искусство, отражающее действительность в звуковых и художественных образах;

ü расширение социокультурного смысла музыкальных занятий, приближение содержания, средств и методов уроков музыки к решению задач нравственного воспитания;

ü использование приемов, затрагивающих личностный уровень учебной деятельности;

ü опора на принцип единства сознания и поведения в организации деятельности;

ü использование средств уроков музыки, их методов и приемов для воспитания личности, в том числе и с учетом возрастного развития.

Однако проблема организации становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в процессе учебной деятельности по музыке не нашла должного отражения ни в общей, ни в специальной педагогической литературе.

На основании вышеизложенных материалов и предположений в течение пяти лет нами было проведено опытно-экспериментальное исследование (Приложение 2). Исследовательская работа была организована на определенном этапе работы с классными коллективами (пятый, шестой класс) и включена в комплекс уроков по разным разделам учебной программы по музыке. Учебный процесс служил основой для осуществления исследовательских задач, что давало возможность более конкретно рассмотреть взаимодействие учебной деятельности во всей специфике ее содержания и решения воспитательных задач с выходом на проблему становления личностно-гуманистической ориентации, как исследовательской цели. Конкретизация этой цели привела к определению условий успешности реализации воспитательных возможностей урока как основы организации процесса становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка:

— установка на преодоление противоречия между возможностями учебной деятельности, в которую включены учащиеся и реализацией этих возможностей в ходе урока;

— поэтапный характер организации деятельности, обеспечивающий постепенное усложнение форм, методов, способов включения в нее учащихся, в которых определенное место занимает становление ориентации;

Читайте также:
Программа для обновления Андроид для LG

— дифференцированное включение подростков в организуемую деятельность в зависимости от индивидуально-личностных проявлений, с опорой на прошлый опыт;

— использование связи делового и личностного общения;

— повышение активности учащихся через использование приемов, затрагивающих эмоциональный уровень учебной деятельности и влиянием ее основных аспектов на личностно-гуманистическую ориентацию. Эти воспитательные возможности урока реализовались в ходе опытно-экспериментальной работы и составляют определенные основания для углубления воспитательных возможностей вообще и перехода к использованию урока для становления определенного свойства – становления личностно-гуманистической ориентации. (Рисунок 1).

Рис 1. Cтановление личностно-гуманистической ориентации

Младшего подростка

Через все уроки в рамках опытно-экспериментальной работы проходит идея о том, что воспитательное проникновение в сущность музыки обогащает личность, т.е. в центре этой работы стоит ученик. И эта субъектно-личностная направленность опытно-экспериментальной работы приводила к достижению исследовательских задач, а именно — цели воспитания личностно-гуманистической ориентации. При этом эксперимент был направлен на то, чтобы каждый субъект воспринимал себя частью большой структуры – класса, школы, и соотносил себя с другими субъектами деятельности и отношений. В этом пространстве выхода на личность ученика – субъекта деятельности и отношений все время реализуется роль учителя, как организатора учебной деятельности, и как человека, включенного в пространство общих переживаний.

Существенна роль учителя, как организатора эмоционального пространства и как человека, объединенного с детьми общими переживаниями. Важным является создание на уроках музыки особой атмосферы отношений: доброжелательности, теплоты, сотрудничества, совместного поиска, где центром урока, ведущим его началом, выступает музыкальное произведение.

В работе нами использованы различные формы учебной деятельности:

§ диалог, дискуссия (Приложение 3),

§ «Копилка чувств» (Приложение 4),

§ опросы-тесты (Приложение 5),

§ методика незаконченных предложений (Приложение 6),

§ определенные темы мини-сочинений (эссе) (Приложение 7),

§ составление «Тезауруса мудрых мыслей о музыке» (Приложение 9),

§ «Дневник музыкальных впечатлений» (Приложение 10),

§ составление «Словаря чувств музыкальных произведений» (Прилож.11). Составление коллекций:

· «Любимые произведения замечательных людей»,

· «Гимны разных стран»,

· «Музыка к урокам» (географии, литературы, истории и т.п.),

· «Песни Великой отечественной войны» и др.

Учащимся предлагались также такие креативные формы как

— сочинение частушек (Приложение 8),

-составление «Эмоциональной партитуры» нескольких музыкальных произведений и другие средства воздействия музыкального искусства на разные аспекты личностно-гуманистической ориентации, с учетом того, что это влияние имеет комплексный характер. Реализация в комплексе этих возможностей, в целом выходит на становление личностно-гуманистической ориентации, а оно требует богатства средств, которые мы и находим в музыкальном искусстве, в учебной деятельности по музыке.

Приложение 1

Авторизированное тематическое планирование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Учебная программа

Учебные программы РФ и адаптированные программы для ДМШ, ДШИ, хоровых школ и эстетических центров

Камерный ансамбль. Рекомендованная учебная программа для училищ

Альт. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Хор. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Контрабас. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Элементарная теория музыки. Программа РФ для училищ

Фагот. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Генерал-бас (цифрованный бас). Программа РФ (агентство по культуре РФ)

Шестиструнная гитара. Программа РФ среднего специального образования

Клавесин. Среднее проф. образование. Учебная программа академического муз. Колледжа при МГК им. П.И. Чайковского

Инструментоведение. Программа РФ для училищ

Оркетр Орфа. Коллективное инструментальное музицирование. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Методика преподавания музыкальной литературы и педагогическая практика. Программа РФ для училищ

Методика обучения игре на шестиструнной гитаре. Рабочая программа муз. училища при МГК им. П.И. Чайковского

Методика обучения игре на инструменте. Рабочая программа муз. училища при МГК им. П.И. Чайковского

Ритмика. Методическое пособие для детей. Рабочая программа ДМШ и ДШИ

Музыкальная литература. 6 — 7 класс. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Фортепиано. Общий курс для струнных и духовых отделений. 2 — 7 классов. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Фортепиано. Общий курс для теоретического отделения. 8 класс. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Орган. Рабочая программа муз. училища при МГК им. П.И. Чайковского

Основы педагогики (педагогика музыкальной школы). Программа РФ для училищ

Ударные инструменты. Рабочая программа для училищ

Фортепиано. Учебная программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Полифония. Программа РФ для училищ

Дополнительные инструмент: скрипка, альт, виолончель, арфа, аккордеон, баян, духовые и ударные инструменты, контрабас, балалайка, домра, гитара, гусли. Программа РФ для ДМШ и ДШИ

Квартет. Программа РФ для училищ

Ритмика. Рабочая программа для ДМШ и ДШИ

Русское народное музыкальное творчество. Программа РФ для училищ

Сольное пение. Программа РФ для училищ

Ударные инструменты. Рабочая программа для ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Скрипка. Рабочая программа для ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Скрипка и альт. Программа РФ для училищ

Виолончель. Рабочая программа для музыкальных школ и школ искусств (ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского)

Вокальный ансамбль. Программа РФ для училищ

Духовые инструменты. Программа РФ для училищ

Духовые и ударные инструменты. Программа мин. культуры РФ для ДМШ и ДШИ

Нашли нужные вам ноты? Спасибо за «Лайк»!

Читайте также:
Программа rustclient exe не работает

Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон

Скачать другие произведения / части книги или многотомника.

Учебные программы РФ и адаптированные программы для ДМШ, ДШИ, хоровых школ и эстетических центров

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Источник: www.classon.ru

Учебно-методические комплекты «Музыка» для основной школы

Изучение содержания и технологий УМК «Музыка» для образовательных учреждений осуществляется в процессе последипломного образования педагогов-музыкантов. В период подготовки на курсах повышения квалификации происходит освоение особенностей программ и созданных на их основе УМК «Музыка» разных авторских коллективов, имеющих завершенные линии (руководители проектов: Алиев В.В. – издательство «Дрофа», Сергеева Г.П. – издательство «Просвещение», Школяр Л.В. – издательство «Вентана Граф»), учебники из которых включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ на 2012/2013 учебный год.

Включение учебников и рабочих тетрадей в уроки музыки в основной школе необходимо рассматривать в единстве следующих компонентов:

· адекватные природе музыки, культуросообразные педагогические технологии его освоения базируются на научных теориях и концепциях, отражающих интонационную природу музыки, ее жанрово-стилевую основу, особенности музыкального языка, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, взаимосвязь народной и профессиональной музыки, синтез музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.;

· авторами УМК определены виды, формы и способы музыкально-творческой деятельности, которые формируются в процессе становления универсальных учебных действий (согласно требованиям ФГОС);

· сформулированы планируемые результаты музыкального образования учащихся – личностные, метапредметные, предметные;

· представлена воспитательная направленность процесса музыкального обучения, его связь с внеурочными и внешкольными формами музыкально-эстетической деятельности;

· определены функции социализации подрастающего поколения средствами музыкального искусства;

· обусловлено развитие познавательной, коммуникативной сферы учащихся, их возможности к саморазвитию и самосовершенствованию;

· разработаны педагогические условия организации учебного процесса с использованием УМК;

· обоснована возможность использования электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения УМК.

Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры, который сможет активно участвовать в жизни общества, свободно выбирать вид художественной деятельности, творчески относиться к труду, общаться друг с другом и со взрослыми в мире без границ. Отсюда проистекает возможность выделять в контексте содержания УМК «Музыка» различные уровни обобщения содержания предмета – региональный, федеральный и общемировой.

Включение учебников (как и рабочих или творческих тетрадей, блокнотов, дневников музыкальных впечатлений, записных книжек юных музыкантов и пр.) требуют существенных изменений в структуре урока музыки, его драматургии (с выделением художественно-педагогической идеи), благодаря чередования различных видов деятельности обучаемых, в том числе – работа со звуковым рядом учебника, его текстами, нотными примерами, художественными аналогами, поиск ответов на проблемные вопросы и выполнение интерактивных заданий, использование электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих игр и развивающих программ.

Учебно-методический комплект «Искусство» для 8–9 классов образовательных учреждений

В образовательных учреждениях Московской области успешно внедряется изучение интегрированного курса «Искусство» для 8–9 классов (авторы – Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, издательство «Просвещение»), который, с одной стороны обобщает художественные впечатления школьников, полученные ими в процессе изучения предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «История», с другой стороны – служит пропедевтическим (вводным) этапом к изучению курса «Мировая художественная культура» в 10 – 11 классах.

Принципиальное отличие программы курса «Искусства» от вариативных программ курса «Мировая художественная культура» (построенного на основе принципа историзма) заключается в том, что данный курс рассматривает функции искусства в жизни общества, человека – познавательно-эвристической, эстетической, практической, коммуникативно-семиотической, воспитательной, ценностно-ориентационной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др.

В процессе изучения курса «Искусства» школьникам предлагается система художественно-творческих заданий, направленных на формирование компетентных читателей, слушателей, зрителей. Изучение данного курса сочетается с внеаудиторными формами работы (музей, концертный зал, работа в сети Интернет, библиотека и т.п.).

Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников

При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» для 5–7 (8) классов учителю необходимо путем диагностики, индивидуальных опросов установить объем музыкальных впечатлений, музыкально-слуховых представлений, знаний о музыке и музыкантах, музыкально-практических умений и навыков, сформированности УУД, соответствующих уровню музыкального образования в начальной школе, предъявляемым ФГОС. Необходимо также выявить, какое количество учащихся 5-х классов обучались в начальной школе по учебникам (и каких авторов). Анализ этих данных поможет учителю адаптировать объем изучаемого в основной школе музыкального (шире – художественного) материала, выстраивать систему заданий, направленных на закрепление основных тем, категорий и понятий, УУД, рекомендованных для изучения в начальной школе.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru