В соответствии с частью 21 статьи 83 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 13, ст. 2137) приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации прилагаемый Порядок осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
приказом Министерства культуры
от 02.06.2021 N 754
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лекция
ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ», «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА», «ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ
ШКОЛА», «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА», «ДЕТСКАЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА», «ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
ШКОЛА», «ДЕТСКАЯ ЦИРКОВАЯ ШКОЛА», «ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ»
I. Общие положения
1. Порядок осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» (далее соответственно — Порядок, детские школы искусств) определяет правила осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств .
Часть 21 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 13, ст. 2137) (далее — Федеральный закон об образовании).
2. Образовательная деятельность детских школ искусств должна быть направлена на:
выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств;
обеспечение преемственности образовательных программ в области искусств (дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств).
«Обновление содержания и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ
3. Детские школы искусств реализуют дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, а также вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств (далее — дополнительные общеобразовательные программы в области искусств) .
Часть 3 статьи 83 Федерального закона об образовании.
4. Детские школы искусств осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Обучение в детских школах искусств осуществляется в очной форме.
II. Организация образовательного процесса
6. Основой организации образовательного процесса в детской школе искусств является создание условий для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
7. Детские школы искусств могут реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в области искусств.
8. Содержание дополнительных общеразвивающих программ в области искусств и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной детскими школами искусств.
9. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной детскими школами искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями .
Часть 4 статьи 75 Федерального закона об образовании.
Образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2018 г., регистрационный N 52831, с изменениями, внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. N 470 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2019 г., регистрационный N 56617), и от 30 сентября 2020 г. N 533 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2020 г., регистрационный N 60590).
10. Детские школы искусств реализуют дополнительные общеобразовательные программы в области искусств как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации .
Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.
11. Детские школы искусств ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы в области искусств с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
12. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств организуется в соответствии с утвержденными детскими школами искусств учебными планами, календарными учебными графиками, на основании которых детскими школами искусств составляются расписания учебных занятий по каждой дополнительной общеобразовательной программе в области искусств.
13. Календарные учебные графики дополнительных общеобразовательных программ в области искусств являются круглогодичными и включают в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной (при наличии) и итоговой аттестации, и каникулы, которые являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха детей и иных социальных целей.
14. Календарный учебный график утверждается детскими школами искусств ежегодно. Основанием для изменения календарного учебного графика может быть установление периодов отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
15. Учебный год в детских школах искусств начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами.
Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.
16. Расписание занятий составляется с учетом материально-технических возможностей детских школ искусств и с соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов .
Пункт 3 части 4 статьи 41 Федерального закона об образовании.
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся детских школ искусств по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
17. Детские школы искусств самостоятельно определяют формы проведения занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся (при освоении дополнительных предпрофессиональных программ — с учетом федеральных государственных требований). Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом детских школ искусств.
18. Детские школы искусств обеспечивают право обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы в области искусств в порядке, установленном локальными нормативными актами детскими школами искусств.
19. Порядок перевода обучающегося с одной дополнительной общеобразовательной программы в области искусств на другую определяется уставом и (или) локальным нормативным актом детских школ искусств.
20. Перевод обучающихся в течение учебного года между детскими школами искусств, в том числе, являющихся структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, освоивших часть дополнительной общеобразовательной программы в области искусств, перевод обучающегося с общеразвивающей программы в области искусств на предпрофессиональную программу в области искусств с учетом мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляются на основании локальных нормативных актов детских школ искусств, которыми предусматривается процедура установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной дополнительной общеобразовательной программе в области искусств, результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные.
21. Детские школы искусств могут осуществлять перевод обучающихся с платного обучения на бесплатное при наличии свободных мест для обучения по дополнительной общеобразовательной программе в области искусств.
Порядок перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное определяется локальным нормативным актом детских школ искусств, которым устанавливаются сроки подачи обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся заявлений на перевод с платного обучения на бесплатное, условия и приоритетность перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное.
22. Порядок отчисления обучающихся определяется локальным нормативным актом детских школ искусств в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования.
III. Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств
как основного вида деятельности детских школ искусств
обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в области искусства.
24. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств должны быть ориентированы на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
25. Учебный план дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств определяет трудоемкость программы, выраженную в количестве часов аудиторных и самостоятельных занятий, включает перечень учебных предметов, их последовательность и распределение по периодам обучения, консультационные и иные виды занятий, наличие которых определяется соответствующими федеральными государственными требованиями, промежуточную аттестацию.
Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части. Вариативная часть учебного плана разрабатывается детскими школами искусств самостоятельно с учетом верхнего предела нагрузки, установленного соответствующими федеральными государственными требованиями. Обязательная часть учебного плана разрабатывается на основании объемов учебной нагрузки, установленных для учебных предметов федеральными государственными требованиями.
26. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств продолжительность учебного года устанавливается в соответствии с федеральными государственными требованиями.
27. В детских школах искусств с первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе по дополнительным предпрофессиональным программам устанавливаются дополнительные недельные каникулы (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ с 5-летним сроком обучения). Летние каникулы устанавливаются в объеме не менее 8 и не более 13 недель в соответствии с федеральными государственными требованиями, за исключением последнего года обучения.
28. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам и учебным предметам «Подготовка концертных номеров», «Подготовка сценических номеров», «Подготовка цирковых номеров» — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
29. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом или локальным нормативным актом детских школ искусств и может составлять 40 — 45 минут, в первом классе при 8-летнем сроке обучения — 30 — 35 минут.
30. Объем максимальной аудиторной учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана не должен превышать 14 часов в неделю (без учета консультационных и иных видов занятий).
31. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, зачет (технический зачет), спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие.
32. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств предусматривается внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся, которая контролируется и методически обеспечивается преподавателем. Объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся обосновывается в рабочих программах учебных предметов.
Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю. Максимальный объем времени, предусмотренный для внеаудиторной (самостоятельной) работы, не должен превышать 10 часов в неделю.
33. Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и другие), участие обучающихся в мероприятиях детских школ искусств, предусмотренных программой творческой деятельности детских школ искусств.
34. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по итогам промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
35. Обучающийся, успешно освоивший дополнительную предпрофессиональную программу в области искусств, допускается к итоговой аттестации, проводимой в форме выпускных экзаменов. Детские школы искусств разрабатывают критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с федеральными государственными требованиями.
36. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей детской школы искусств свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства установлена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств» .
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29428.
IV. Особенности реализации дополнительных общеразвивающих
программ в области искусств в детских школах искусств
37. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств должны быть ориентированы на:
развитие творческих способностей детей и молодежи, формирование устойчивого интереса к деятельности в области искусств;
удовлетворение потребностей обучающихся в приобретении знаний, умений, навыков в области искусств;
реализацию личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное развитие ребенка, воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
вариативность образования для обучающихся различных возрастных категорий и обеспечение свободного выбора образовательной программы в области того или иного вида искусств;
обеспечение возможности продолжения обучения по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств при наличии достаточного уровня развития творческих способностей и физических (при необходимости) данных.
38. При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств детская школа искусств устанавливает самостоятельно:
сроки реализации дополнительных общеразвивающих программ и возраст поступающих;
минимум содержания и структуру дополнительной общеразвивающей программы;
условия реализации дополнительной общеразвивающей программы, в том числе наполняемость групп обучающихся по учебным предметам;
планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы;
календарный учебный график и график промежуточной аттестации;
систему и критерии оценок, в том числе критерии оценок итоговой аттестации.
39. Объем максимальной аудиторной учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана дополнительной общеразвивающей программы в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю.
Источник: fzakon.ru
Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается
Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации образовательных программ в области искусств.
В ч. 1 комментируемо статьи закреплено, что художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств.
Принципами реализация образовательных программ в области искусств являются:
— непрерывность и преемственность обучения;
— нацеленность на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте;
— профессиональное становление и развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах;
— последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
В области искусств реализуются следующие образовательные программы:
— дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;
— образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области искусств);
— образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);
— образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).
Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» использует понятие «дополнительные общеобразовательные программы», которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие.
Дополнительные общеразвивающие программыв области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (ч. 1 комментируемой статьи). Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные в 1980-е годы Министерством культуры СССР для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей.
Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (ч. 5 ст. 12) с учетом разработанных в соответствии с ч. 21 комментируемой статьи «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Минкультуры России от 21 ноября 2013 № 191-01-39/06-ГИ[1]), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей.
Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В упомянутых Рекомендациях отмечается, что в образовательных организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и их родителей.
При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т. е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения как можно большего количества детей к художественному образованию, а также обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать трех или четырех лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 комментируемой статьи).
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются:
— в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
— в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств;
— в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
— в образовательных организациях высшего образования.
Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается Минкультуры России (Приказ Минкультуры России от 16 июля 2013 г. № 998 «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств»[2]). В него включены, в частности, программы по музыкальному искусству (фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, хоровое пение, музыкальный фольклор), изобразительному искусству (живопись, декоративно-прикладное творчество, дизайн), хореографическому искусству (хореографическое творчество, искусство балета), театральному, цирковому искусству, архитектуре.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам устанавливает Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (например, Приказ Минкультуры России от 12 декабря 2014 г. № 2156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе»[3], Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. № 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура» и сроку обучения по этой программе»[4]).
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные.
Порядок такого отбора устанавливает Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»[5]).
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся. Минкультуры России по согласованию с Минобразования России устанавливает форму и порядок проведения такой итоговой аттестации (Приказ Минкультуры России от 9 февраля 2012 г. № 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств»[6]).
Интегрированные образовательные программы в области искусств (образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.
Такие программы реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.
В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи на обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, а в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования на них распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.
В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.
Порядок отбора лиц для приема на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств устанавливается Минкультуры России по согласованию с Минобразования России (Приказ Минкультуры России от 25 ноября 2013 г. № 1950 «Об утверждении порядка отбора лиц для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования»[7]). Он направлен на отбор лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными.
Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят государственную итоговую аттестацию (ст. 59 комментируемого закона), завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
В ч. 15 комментируемой статьи содержится важная гарантия непрерывности образования и реализации права каждого на образование: в случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования.
Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения (ч. 16 комментируемой статьи).
Обучение по программам ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с ФГОС, утвержденными Минобрнауки России по согласованию с Минкультуры России.
Порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, а также порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки устанавливается Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минкультуры России от 12 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки»[8]).
Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки предполагает подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности, а учебная и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением.
[1] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
[2] Российская газета, № 178, 14.08.2013.
[3] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.01.2015.
[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 43, 28.10.2013.
[5] Российская газета, № 24, 05.02.2014.
[6] Российская газета, № 67, 28.03.2012.
[7] Российская газета, № 62, 19.03.2014.
[8] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2015.
Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.
Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.
Модуль блогов не установлен.
Источник: lexed.ru
Официальный сайт
Детской Школы Искусств №5 г.Энгельса
Положение о порядке разработки и утверждении образовательных программ
Скачать файл
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и утверждении образовательных программ (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 5 Энгельсского муниципального района» (далее — ДШИ), приказом Министерства культуры РФ от 2 июня 2021 года № 754 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «Детская школа искусств», «Детская музыкальная школа», Детская хоровая школа». «Детская хореографическая школа», «Детская театральная школа», «Детская цирковая школа. «Детская школа художественных ремесел».
1.2. ДШИ ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы в области искусств с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
1.3. ДШИ реализует дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств и дополнительные общеразвивающие образовательные программы.
2. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимумам содержания, структурам и условиям реализации предпрофессиональных программ в области искусств
- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в области искусства.
2.2. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств должны быть ориентированы на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Титульный лист — содержит информацию: полное наименование ДШИ в соответствии с Уставом, дата и номер протоколов Методического совета и Педагогического совета, дата и номер приказа, которым утверждена программа, наименование программы, срок её действия и составитель.
Содержание программы — включает перечень разделов, отражающих общую программы.
Пояснительная записка — раскрывает цели и задачи образовательной деятельности, условия приёма детей, условия реализации программы, методическое сопровождение, материально-техническое обеспечение программы, кадровое обеспечение программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы и приобретённые обучающимися знания, умения и навыки по предметным областям в соответствии с учебным планом.
График образовательного процесса — утверждается ДШИ ежегодно. Является круглогодичным и включают в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной (при наличии) и итоговой аттестации. В графике фиксируются сроки начала и окончания учебного года, продолжительность учебного года, продолжительность учебных занятий, сроки каникул, сроки консультаций и резервной недели. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств продолжительность учебного года устанавливается в соответствии с федеральными государственными требованиями
Программы учебных предметов — являются неотъемлемой частью Образовательной программы.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися — включает в себя: текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, итоговую аттестацию обучающихся и фонды оценочных средств.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности — разрабатывается ежегодно.
2.4. Образовательные программы ДШИ по видам искусств рассматриваются и принимаются на Методическом и Педагогическом советах ежегодно. Ежегодно вносятся изменения в следующие разделы:
- учебный план;
- график образовательного процесса;
- программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.
При изменениях в другие разделы дополнительно к Образовательной программе прикладывается «Лист фиксирования изменений и дополнений».
3. Особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в ДШИ
3.1. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств должны быть ориентированы на:
- удовлетворение потребностей обучающихся в приобретении знаний, умений, навыков в области искусств;
- реализацию личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное развитие ребенка, воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативность образования для обучающихся различных возрастных категорий и обеспечение свободного выбора образовательной программы в области того или иного вида искусств;
- обеспечение возможности продолжения обучения по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств при наличии достаточного уровня развития творческих способностей и физических (при необходимости) данных.
3.2. При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств детская школа искусств устанавливает самостоятельно:
- сроки реализации дополнительных общеразвивающих программ и возраст поступающих;
- минимум содержания и структуру дополнительной общеразвивающей программы;
- условия реализации дополнительной общеразвивающей программы, в том числе наполняемость групп обучающихся по учебным предметам;
- планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы;
- календарный учебный график и график промежуточной аттестации;
- систему и критерии оценок, в том числе критерии оценок итоговой аттестации.
3.3. Объем максимальной аудиторной учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана дополнительной общеразвивающей программы в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю.
4. Программы учебных предметов
4.1. Программы учебных предметов разрабатываются ДШИ по различным видам искусств по каждому учебному предмету самостоятельно:
- по ДПОП в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям их реализации (далее по тексту — ФГТ) и учебными планами ДШИ;
- По ДООП в области искусств в соответствии с требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям их реализации и учебными планами, разработанными ДШИ самостоятельно;
4.2. Программы учебных предметов являются частью ДПОП и ДООП в области искусств
4.3. Разрабатываются педагогическим работником или группой педагогических работников ДШИ, рассматриваются и принимаются Методическим и Педагогическим советами ежегодно.
4.4 Программы учебных предметов содержат:
Титульный лист — содержит информацию: полное наименование ДШИ; наименование учебного предмета с указанием наименования Образовательной программы (ДПОП или ДООП в области искусств); год разработки программы.
Пояснительная записка — дается характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, указываются срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, при необходимости объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), фиксируется форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), формулируются цели и задачи учебного предмета, могут быть отражены связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана (межпредметные связи), краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета и др.
Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов) — должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося (при необходимости), а также аудиторных занятий (могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.).
Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом:
Наименование раздела, темы
Общий объём времени (в часах)
самостоятельная работа(при необходимости)
Содержание учебного предмета — данный раздел должен отражать:
- объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета. При реализации ДПОП в области искусств, устанавливаемый программой учебного предмета объем знаний, умений и навыков по учебному предмету основной части должен быть не ниже уровня, предусмотренного ФГТ;
- распределение учебного материала по годам обучения, содержать описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета, а также сведения о затратах учебного времени. Названия разделов и тем учебного предмета должны соответствовать учебно-тематическому плану (при его наличии);
- сведения о затратах учебного времени (с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия (при необходимости)).
При реализации ДПОП в области искусств аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеаудиторной работы, в число которых могут входить выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Образовательной организации. Согласно ФГТ в программах учебных предметов должно быть отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.
Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам ДПОП и ДООП в области искусств, в том числе:
- создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира; выявления одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.
Требования к уровню подготовки обучающихся — по ДПОП в области искусств формулируются результаты учебного процесса в соответствии с ФГТ. Данный раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета.
Формы и методы контроля, система оценок — контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.
При реализации ДПОП в области искусств оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, а также итоговую аттестацию обучающихся в случае, если по данному учебному предмету она предусмотрена ФГТ.
В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается ДШИ самостоятельно.
Методическое обеспечение учебного процесса — данный раздел содержит методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов организации образовательного процесса, самостоятельной работы обучающихся (при необходимости), способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала.
Список литературы и средств обучения — должен содержать перечень учебной, учебно-методической, нотной и другой литературы (при необходимости — репертуарные списки), а также учебно-методических материалов, используемых при реализации и освоении учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимся домашнего задания.
Информацию о конкурсах, фестивалях, творческих школах, конференциях и семинарах Саратовского областного методического центра можно получить на следующих ресурсах:
- https://соумц.рф
- СОУМЦ ВКонтакте
- СОУМЦ FaceBook
- СОУМЦ Instagram
- Карта сайта
- Архив наградного материала
- Центр дистанционного обучения
- Независимая оценка качества
Источник: www.artschool-5.ru