Перечень дидактических материалов разработанных учителем к рабочим программам по истории

Содержание

Ишутин, А. С. Анализ концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории / А. С. Ишутин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58059/ (дата обращения: 01.07.2023).

Данная концепция разработана с учетом необходимости введения нового учебника по истории, в связи с развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, а также с повышением общественного интереса к истории.

Главные задачи, которые ставит перед собой концепция следующие:

− повышение качества школьного исторического образования

− развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования

− формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Целью концепции является создание целостной картины по основным этапам развития российского государства и общества, а также формирование образа истории России, роль России в мире и вклад народов, населяющих Россию в развитие культуры и истории [1, с. 2].

Примерные рабочие программы как инструмент совершенствования общего образования

Основные задачи концепция ставит следующие:

− рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

− определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;

− определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности [1, с. 5].

Основой разработки концепции послужили действующие положения Конституции Российской Федерации, в которых закреплен статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Кроме того, в основу разработки концепции легли Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи [3, с. 15]. Также задачи отвечают требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации». Сама концепция отвечает требованиями Федерального государственного стандарта общего образования.

Методологической основой концепции является определение базовых принципов ее разработки. К их числу следует отнести: базовые ценности гражданского общества — социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; исторический подход — как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества; толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма [1, с. 10].

В-01. Федеральные рабочие программы воспитания (НОО, ООО, СОО)

На основе принятой концепции разработаны учебники от издательств «Просвещение» и «Дрофа».

Курс Отечественной истории является неотъемлемой частью в школьном предмете «История», который отвечает социальному заказу по формированию у учащихся гражданской позиции, представления об основных этапах развития человеческого общества с упором на отечественную историю, а так же об её месте в мировой истории, развитию чувства патриотизма и толерантности, формированию умения анализировать и сравнивать различного рода источники и информацию, применению исторических умений как в школе так и вне школьной деятельности.

Читайте также:
Почему на программе кто против нет михеева

Курс отечественной истории носит особый потенциал для решений важнейших педагогический задач и приоритетов. Приоритеты и задачи следующие:

  1. Многоуровневое представление истории: курс отечественной истории включает в себя мировоззренческую задачу, которая раскрывает своеобразие и неповторимость российской истории, её связь с ведущими процессами мировой истории. Эта задача достигается из-за синхронизации курсов истории России и всеобщей истории.
  2. Многоаспектный (многофакторный) характер истории: в курсе отечественной истории имеются широкие возможности раскрытия разнообразных сторон исторических процессов (экономика, внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения власти и обществ и т. д.) это обеспечивает особое положение курса отечественной истории перед другими гуманитарными дисциплинами в школе.
  3. Человек в истории: историко-антропологический подход не обошел стороной и преподавание в школе. Благодаря этому подходу происходит человеческое наполнение истории, что прививает к ней ещё больший интерес. И происходит формирование у учеников чувства патриотизма, человечности, гражданственности, что достигается путем рассмотрения деяний конкретных личностей.
  4. Историко-культурологический подход: пространство диалога, а именно многообразие культур народов, вошедших в состав России на разных этапах развития, способствует формированию у учащихся чувства принадлежности к богатому культурно-историческому пространству.

Общие рекомендации кподготовке новых учебно-методических комплексов по отечественной истории.

Ключевыми сторонами УМК являются; Россия является неотъемлемой частью мирового исторического процесса; патриотизм, обоснованный через массовой героизм, в первую очередь через изучения освободительных войн, а именно отечественных (Отечественная война 1812 года и Великая отечественная война 1941–1945 годов); взаимосвязь культур в связи с огромным числом различных народов и конфессий, проживающих на территории России; формирование гражданской идентичности; увеличение часов по истории культуры и повседневности.

Учебно-методический комплекс по истории России: информативное пространство ипознавательная модель.

При разработке новой концепции появилась необходимость создания нового учебного методического комплекса. И первую ступень в нем занимает учебник, учебник должен соответствовать всем задачам и приоритетам концепции. При этом информативные стороны учебники так же должны претерпеть изменения. Он должен не только давать информацию, но и мотивировать учеников на самостоятельный поиск информации в других информационных источниках, так же школьники должны сами рассуждать, анализировать исторические тексы и делать выводы. Учитель в свою очередь должен способствовать формированию у учеников умений критически мыслить, анализировать ресурсы, делать выводы.

Интернет-ресурсы в свою очередь должны стать проводником в поисках информации.

Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя следующие учебные инструменты:

2) хрестоматию или сборник документов;

3) исторический атлас;

4) рабочую тетрадь и сборник заданий;

5) книгу для чтения [2, с. 56].

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь электронный вариант.

Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:

1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;

2) тематическое планирование;

3) предметные и курсовые методические пособия [2, с. 57].

Современный учебник по курсы отечественной истории является ядром учебно-методического комплекта и обязан быть:

− универсальным носителем исторического знания,

− способом развития познавательной деятельности учащихся.

− Современный учебник истории:

− должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;

− быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат — хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;

− стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);

− быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;

− быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности) [2, с. 27].

Читайте также:
Как сделать чтобы в ВК было много лайков без программ

Перед каждым параграфом ставится проблемный вопрос, на который ученики должны ответить после изучение данного параграфа, причем в самом параграфе ответа нет, а параграф выступает в роли помощника для учеников, чтобы те смогли сформулировать свой ответ.

Учебник обязан организовать познавательную деятельность у учеников и для её организации в учебнике включены следующие компоненты:

1) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);

2) система вопросов и заданий для учащихся;

3) элементы методических рекомендаций [1, с. 13].

Ступени изучения отечественной истории вобщеобразовательной школе.

В настоящие время используются учебники издательств «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа», которые отвечают всем требованиям данной концепции.

В наше время школьное историческое образования основано на концентрической системе. В начальных классах при изучении рассказов по истории России происходит социализация учащихся.

Задача основной школы – это формирование базовых исторических знаний об основных этапах пути развития России и ее место в истории мира.

В старших классах историческое образование происходит на основе дифференцированного обучения, в связи с запросами учеников обучение происходит, либо на базовом уровне, либо на глубоком уровне. В курсах исторического образования старших классов происходит расширение историко-методологических, культуроформирующих, а также личностных компонентов. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников.

Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:

− сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии;

− владение основными приемами работы с историческими источниками;

− сформированность умений оценивать различные исторические версии [3, с. 58].

Также стоит вопрос об изменении структуры обучения в основной школе. Самым оптимальным вариантом является линейная система обучения, курс обучения будет строиться линейно с 5 по 10 классы. А для 11 класса предусмотрено разделение на базовый и профильный уровень. Для базового уровня предлагается изучение истории России в мировом контексте. А для профильного уровня – направление усилий на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Концепция представляет девять разделов по изучению курса отечественной истории в школе. Разделы содержат краткую информацию по определенному периоду развития истории России, в которых даны все персоналии, основные события и даты, понятийный аппарат, список литературы для изучения раздела, а также методические рекомендации для учителя.

  1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]: пояснительная записка. — URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 22.03. 2019).
  2. Нефёдова, О. В. «Линейка» или «концентр» как структура содержания школьного исторического образования: размышления о конференции / О. В. Нефёдова // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2015. — № 1. — С. 56–59.
  3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — М.: Проспект, 2013. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): отечественная история, учебник, базовый уровень, задача, Российская Федерация, авторский текст, внеурочная деятельность, мировая история, мировой исторический процесс, основная школа.

Похожие статьи

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

Выбор учебника по истории России должен осуществляться на основе федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время это могут быть учебники следующих линий

Использование краеведческого материала на уроках истории.

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого

Основная задача такого урока — сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у.

Школьный проект. Внеурочная деятельность | Статья в сборнике.

Проект объединяет не только учителей истории, но и классных руководителей, т. к. такая

Школьный проект направлен на приобщение школьников к познанию истории, культуры.

Программа элективного курса по историческому краеведению.

Занятия по элективному курсу тесно связаны с основным курсом отечественной истории, опираются на них и содействуют углубленному изучению истории России

– углубление знаний учащихся об истории родного села. Задачи курса

Читайте также:
Что такое префикс в программе 1с

Внеурочная деятельность школьников.

Проектная деятельность на уроках истории | Статья в сборнике.

Так учебник «История России ХХ- начало ХХI века» (отв. ред. Н. В. Загладин) освещает альтернативные точки, истории нашего государства.

В результате они становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории.

Программа внеурочной деятельности по математике.

Задачи по организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма– от этических бесед.

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся.

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории.

История развития образования | Статья в журнале.

История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со

Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное

Особенности развития образования в XX в. середина и конец 30-х годов, школа вернулась к.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа. Модель формирования предметных компетенций учащихся.

Понимание исторического источника учащимися как.

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте

В психолингвистической парадигме понимание текста трактуется на двух уровнях: во

Использование исторического источника в процессе обучения истории не является.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Перечень дидактических материалов разработанных учителем к рабочим программам по истории

УМК Всеобщая история Вигасин А.А. — Сороко-Цюпа О.С. 5 класс

УМК Всеобщая история. «Сферы». 5 класс

Линия УМК Всеобщая история под ред. Мединского В.Р. 5 класс

УМК Всеобщая история Вигасин А. А. — Сороко-Цюпа О. С. 6 класс

УМК Всеобщая история. «Сферы» 6 класс

УМК Всеобщая история под ред. Мединского В. Р. 6 класс

УМК История России под редакцией Торкунова А. В. 6 класс

УМК История России. Под ред. Мединского В.Р. 6 класс

УМК История России. Андреев И.Л.,Волобуев О.В. и др. 6 класс

УМК История России. Тишков В.А. 6 класс

Вебинары

Шаги по реализации требований обновлённых ФГОС в историческом образовании

ФГОС-2021: новые требования к результатам обучения и средства их достижения в УМК по обществознанию

Серия курсов повышения квалификации

«Работаем по обновлённым ФГОС»

  • учителям начальной и основной школы
    (по всем предметам)
  • управленческой команде
  • методистам

Удостоверение установленного образца
с регистрацией в базе ФРДО

Мы всегда на связи!

Чего-то не хватает? Не можете найти важную тему или ответ на свой вопрос? Напишите или позвоните нам.

Источник: uchitel.club

ОТВЕТЫ~1. Рабочая программа по истории основного общего образования методический инструмент учителя истории Выберите один верный ответ

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 22.47 Kb.

Тест по теме «. Рабочая программа по истории основного общего образования — методический инструмент учителя истории»

1.Выберите один верный ответ.

Требования ФГОС ООО 2021 г. детализированы в методическом документе:

перечень верифицированных образовательных ресурсов по истории

федеральная рабочая программа предмета «История»

контрольно-измерительные материалы для ОГЭ по истории
2. Выберите все правильны ответы.

Федеральная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе:

ФГОС ООО от 17.12.2010 г.

ФГОС ООО от 31.05.2021 г.

ФГОС СОО от 12.09.2022 г.

основной образовательной программы основного общего образования

федерального перечня учебников
3.Выберите один правильный ответ.

Учебный модуль, роль которого познакомить с ключевыми событиями Новейшей истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории XX–XXI вв. в 10–11 классах:

«Современная история России»

«История России к XX-XXI вв.»

«Введение в Новейшую историю»

«Введение в Новейшую историю России»
4. Выберите несколько правильных ответов.

Российская революция 1917–1922 гг.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

распад СССР. Становление новой России (1992—1999)

возрождение страны с 2000-х гг.; воссоединение Крыма с Россией
5.Установите соответствие между разделом содержания учебного предмета «История» и годом обучения.

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru