Перечень дидактических материалов к рабочим программам

  1. Учебно-методический комплекс должен состоять из базового учебника и дополнительных материалов.
  2. Желательно, чтобы учебно-методический комплекс содержал аудиоматериалы, которые записаны носителями языка. Это необходимо, чтобы дети научились воспринимать и понимать иностранный язык на слух.
  3. Каждый методический комплекс должен включать в себя рабочие тетради. Задания и упражнения в них должны полностью соответствовать тем темам, которые дети проходят на занятиях с педагогом.
  4. Педагог к каждому уроку должен обладать дополнительными демонстрационными материалами (изображениями, схемами, карточками и интерактивными дисками). Учебно-методический комплекс для учеников начальной школы должен предлагать пособие и для родителей. Это необходимо, чтобы взрослые могли оказать детям помощь при подготовке домашнего задания.
  5. Каждый учебно-методический комплекс должен содержать руководство для педагога. Такое руководство включает в себя пояснения, как можно использовать ту или иную методику в процессе преподавания иностранного языка.

Структура учебно-методического комплекса для начальной школы

Содержание учебника иностранного языка для учеников начальной школы должно быть выстроено с учетом нескольких требований:

Перечень разрабатываемых учителем документов и материалов в контексте перехода и реализации новых ФГ

  1. Первый раздел учебника должен быть посвящен фонетике. Он включает в себя пошаговые целевые упражнения. Обучение фонетике должно происходить системно, как и обучение грамматике. Учебный процесс лучше начинать с изучения таких фонетических форм, которые имеют аналогии в родном языке и постепенно переходить к более сложным звукам и их сочетаниям. Для этого УМК по иностранному языку для младших школьников обязательно должен содержать дополнительные аудио и видео материалы. Важно помнить, что постановка правильного произношения звуков на начальном этапе обучения иностранному языку имеет огромное значение. На более поздних сроках достаточно сложно бывает исправить неправильно заученные звуки. Поэтому в первых классах начальной школы педагог должен уделять максимум внимания отработке фонетики с учениками.
  2. Следующий раздел должен содержать обучающие темы, упражнения и правила, которые способствуют закреплению фонетических правил иностранного языка. Кроме того, они должны знакомить ребенка с базовой лексикой. Важно, чтобы задания и правила сопровождались красочными иллюстрациями.
  3. В конце учебника могут быть размещены дополнительные материалы. Это может быть словарь, содержащий слова, с которыми знакомился ребенок при изучении основных тем.

Важно, чтобы рабочая тетрадь соответствовала материалу учебника. Помимо этого, в ней могут содержаться дополнительные материалы. Например, это могут быть задания по описанию собственной внешности, задания на оценку собственных успехов ребенка.

Книга для родителей должна повествовать о том, как ведется деятельность педагога по развитию различных видов речевой деятельности. Какие могут быть использованы приемы, дополнительные материалы. Какими информационными средствами можно воспользоваться, чтобы помочь ребенку (сайты, игры, мультфильмы и фильмы на изучаемом языке)

Федеральные требования к рабочим программа. Примерные рабочие программы

Структура учебно-методического комплекса для средней школы

Структура учебно-методического комплекса для учеников средней школы должна быть логическим продолжением УМК для начальной школы. Главное условие – учебный материал должен быть ориентирован на старшую возрастную группу.

Читайте также:
Программа запускается и сразу исчезает

УМК может состоять из базового учебника, рабочих тетрадей, дополнительных аудиоматериалов к учебнику. Кроме того, в него должно входить руководство для учителя и дополнительные наглядные материалы (карточки, схемы, рисунки, таблицы, интерактивные диски и др.). В средней школе педагог может не только увеличить объем учебного материала по иностранному языку, но и мотивировать ребенка к его усвоению. К сожалению, на средней ступени обучения в расписании детей появляется много интересных предметов, а, значит, на изучение иностранного языка в школе остается немного времени.

В средней школе, по-прежнему, при изучении нового лексико-грамматического материала с детьми учитель должен использовать игровыми методами и иллюстрированным материалом.

При переходе к академическим формам преподавания иностранного языка важно не торопиться. Желательно, чтобы в конце учебника содержалась обобщающая таблица, которая бы помогала детям изучать новые грамматические правила. В конце базового учебника или в отдельном пособии должен быть собран весь теоретический материал по грамматике, изложенный в кратком виде на русском языке, чтобы ребенок всегда имел возможность повторить правила или разобраться в них самостоятельно.

Пройденный материал должен отрабатываться в рабочих тетрадях посредством творческих заданий. Желательно, чтобы задания дифференцировались по уровню сложности (для тетей, которые справляются с заданиями, и для таких учеников, которым требуется больше времени). При работе с учениками средней школы целесообразно совмещать сразу несколько видов речевой деятельности – говорения, чтения, письма, аудирования.

Учебно-методический комплекс для старшей школы

Комплект УМК для старшей школы должен быть логичным продолжением комплектов других уровней по своей структуре, но отличаться по содержанию. Старшеклассники должны выбирать профиль обучения. Поэтому у них должна быть возможность изучать иностранный язык на базовом и углубленном уровне.

При изучении иностранного языка на базовом уровне, старшеклассник должен иметь возможность поддерживать уровень владения языком, которого он достиг при обучении в начальной и средней школе. Желательно, чтобы задания были оформлены в формате единого государственного экзамена.

Углубленный уровень предполагает развитие у ребенка языковых навыков и готовности продолжать изучение иностранного языка в образовательных учреждениях высшей школы.

Список литературы:

Источник: znanio.ru

Дидактические материалы

Рассказываем, в чем заключается суть дидактических материалов. Называем их виды. Объясняем, как подготовить дидактические материалы?

Содержание скрыть

Суть дидактических материалов

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы в процессе обучения в учебном заведении, помимо основных учебников. Раздаются обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируются педагогом перед всем классом (группой). Способствует активизации образовательной деятельности обучающихся.

Виды дидактических материалов

Виды дидактических материалов Примеры дидактических материалов
Демонстрационные пособия плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач.
Раздаточный материал раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, карточки.
Развивающие игры
  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры-инсценировки,
  • настольные игры,
  • интеллектуальные игры,
  • игры с конструкторами и др.
  • справочные (например, таблица Менделеева).
  • познавательные (например, изображение пищевой цепочки).
  • инструктивные (например для правильного правописания).
  • тренировочные (например, для тренировки математических навыков).
Читайте также:
Установить программу майкрософт офис ворд

Как подготовить дидактические материалы к урокам?

Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»

Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности.

Публикация «Консультация „Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ“» размещена в разделах

  • Дидактические игры
  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Консультации для родителей
  • Темочки

Далее гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в 1944-45 гг. А. Н. Леонтьевым и получила своё развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. согласно этой гипотезе, ведущая деятельность — критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Согласно этой периодизации ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

«Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста».

«Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования». Для того чтобы ребёнка игра обучала, приносила положительные эмоции в процессе игры в ДОУ воспитатели выбирают и создаются специальные дидактические пособия. С помощью дидактических игр дети развиваются, воспитываются и обучаются во время своей естественной деятельности. [4]

Для создания такой игры требуются дидактические материалы.

Какое значение имеет дидактический материал в детском саду?

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда, в которой находятся дети, должна быть в первую очередь содержательно-насыщенной. То есть образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами (дидактическими, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём. В этом контексте большое значение играют правильно подобранные дидактические материалы. Они являются помощниками педагога для развития способностей ребёнка и научению чему-то новому. Такие материалы должны быть эстетически привлекательными, приятными на ощупь, красочными, яркими для активизации интереса и привлечения внимания ребёнка.

Что же такое дидактический материал?

«Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [2]

Дидактический материал, учебный материал — разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т. д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений.

Дидактические материалы в дошкольных учреждениях — это материалы простые по своему содержанию и направлены на обучение в игре, дополняют его и используются в процессе его реализации (обучающие игры, различные карточки, рисунки, схемы, презентации).

Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться. Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат. В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.

В процессе игры ребёнок приобретает новые знания и умения.

Качества которыми должны обладать дидактические материалы : вариативность форм и способов подачи материала; ориентация на обучение с опережением; увлекательность содержания; нацеленность на развитие мыслительных способностей.

Цели применения дидактических материалов :

Читайте также:
Как распределить ресурсы компьютера на программу

развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;

формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

создание положительного эмоционального настроя;

развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

развитие речевых навыков;

обучение счёту, грамоте.

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов:

Предметно-образные пособия-раскрываются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Натуральные (созданы из природных материалов) и объёмно-образные дидактические материалы :

Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов.

Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета (модели, макеты, муляжи и др.).

Знаковые дидактические материалы – оформлен как материал в картинках, раздаточный материал, демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и др.)

Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.).

Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Формулировка цели — что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал. Пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.

Выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал (например «Основные цвета»).

Продумать концепцию пособия — какой именно вид наглядного пособия создаё тся: карточки, стенд, плакат или целая игра.

Подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия — материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников. Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. Материал должен выдерживать санитарную обработку.

Сборка материала — изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности, сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен.

Своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста детей, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора. [9]

1. Куликовская Т. «Дидактический материал «Мир вокруг нас», «Животные Арктики и Антарктики»

2. Моисеев В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования. — Пенза, 2002. с. 94)

3. Популярная психологическая энциклопедия. — М. : Эксмо. С. С. Степанов. 2005. (с. 102)

4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термин, актуальная лексика. — М. : НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.

5. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е. С. – Минск, 2006, с. 184-185.

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru