Представлена рабочая программа курса, расчитанного на 20 часов. Данный курс можно преподавать на курсах повышения квалификации работников образования, в магистратуре или аспирантуре, ведущих подготовку педагогических кадров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Статистические методы в педагогическом исследовании:
Всего часов – 20
Форма отчетности: зачет
ст. преподаватель СмолГУ
- Внешние требования к курсу
Изучение курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход» актуально для педагогов, поскольку в сферу их деятельности входит постоянный мониторинг успеваемости, облученности, посещаемости учащихся, анализ психологических особенностей личности и ситуаций. В соответствии с правилами аттестации педагогических работников требуется формирование портфолио учителя на основе анализа данных об успеваемости учеников. Подтвердить значимость и достоверность полученных в результате исследования данных можно с использованием статистических методов. Поскольку вычислительные процедуры статистических показателей и критериев достаточно трудоемки, имеет смысл использовать информационное сопровождение данных расчетов.
Методы математической статистики в курсовой и дипломной
Анализ данных педагогического исследования с использованием информационных технологий (ПК, программа Педагогическая статистика)
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний.
Тема: Анализ данных педагогического исследования с использованием информационных технологий (ПК, программа Педагогическая статистика).
Продолжительность: 90 минут.
Группа: учителя школ, студенты педагогических специальностей (далее учащиеся).
Технологии: технология анализа данных педагогического исследования с использованием программы «Педагогическая статистика».
Вид занятия: лабораторная работа.
Цель занятия: сформировать у учащихся компетенцию проверки гипотез педагогического исследования с использованием программного обеспечения.
Образовательные: систематизировать теоретические знания по теме «Проверка гипотез педагогического исследования с применением информационных технологий», показать практическое освоение и применение изучаемого материала.
Развивающие: развить творческий потенциал учащихся, их умение нестандартно решать профессиональные задачи в условиях, максимально приближенным к реальным; развить умения логично и аргументировано излагать свои мысли в области измерения и анализа данных педагогического исследования; повысить познавательную деятельности слушателей; развить системность и критичность мышления; совершенствовать навыки работы с программным обеспечением ПК; формировать научное мировоззрение.
Воспитательные: поддержать интерес к избранной профессии, чувство ответственности за качество выполняемой работы, необходимость самостоятельного совершенствования знаний в области использования статистических методов.
План занятия
- Организационный момент (1 мин.)
- Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений (3 мин).
Педагогическая статистика.AVI
- Сообщение темы, постановка целей занятия (3 мин).
- Сообщение и разъяснение плана занятия, порядок выставления оценки. (5-7 мин.)
- Актуализация опорных знаний (7 мин).
- Знакомство с интерфейсом программы «Педагогическая статистика» (7 мин).
- Осмысление содержания и последовательности применения возможностей программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования (7 мин).
- Самостоятельное выполнение слушателями заданий на ПК под контролем преподавателя (40 мин).
- Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий (10 мин).
- Подведение итогов занятия (5 мин).
- Организационный момент.
Деятельность учащихся: концентрируют внимание, настраиваются на обучение.
- Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.
Деятельность учащихся: осмысление информации.
- Сообщение темы, постановка целей занятия.
Деятельность учащихся: формулируют тему и цели занятия.
Деятельность преподавателя: обобщает сказанное слушателями (тему и цели занятия).
- Сообщение и разъяснение плана занятия, порядок выставления оценки.
Учебно-методическое обоснование выбора программы «Педагогическая статистика»:
— дружественный интерфейс, наличие справки, простота в освоении;
— при проверке гипотез педагогического исследования выводит конкретный результат в виде сообщения на русском языке (не только значения критерия проверки гипотез).
Дидактические особенности программы «Педагогическая статистика»:
— доступность программы для малоквалифицированного в области информационных технологий пользователя;
— время использования программы на занятии составляет около 50 мин (55%), что не противоречит нормам работы на ПК без перерыва; на занятии происходит смена различных видов деятельности;
— программа позволит сэкономить время при обработке данных педагогического исследования по сравнению с другими программами (Statistica, SPSS), т.к. нет необходимости детального повторения аналогичной темы в курсе математики (математической статистики);
— программа предоставляет возможность анализировать данные педагогического исследования при написании дипломной работы, магистерской, кандидатской или докторской диссертации по педагогике или психологии, в дальнейшей профессиональной деятельности (например, при анализе успеваемости в портфолио педагога);
— на занятии реализуются межпредметные связи дисциплин: Математика и информатика, Общие основы педагогики, Введение в профессиональную деятельность, Психолого-педагогический практикум, Математическая статистика.
Деятельность учащихся: осмысление информации.
- Актуализация опорных знаний.
Деятельность учащихся: конструктивно-творческая. Продолжают Логическую цепочку.
- Знакомство с интерфейсом программы «Педагогическая статистика».
Деятельность учащихся: аудиальное и визуальное восприятие; знакомятся со справкой программы, сопоставляют сведения из справки с режимами работы программы.
- Осмысление назначения, возможностей и последовательности применения программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования.
Деятельность учащихся: анализ практических заданий, формулирование педагогической и статистической гипотезы, определение путей решения (проверки гипотезы) с использованием информационных технологий (программы «Педагогическая статистика»).
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий на ПК под контролем преподавателя.
Деятельность учащихся: конструктивная (решают педагогическую ситуацию с использованием программного обеспечения).
- Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Деятельность учащихся: делают вывод по педагогическим ситуациям, говорят об эффективности использования программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования.
- Подведение итогов занятия.
Деятельность учащихся: проводят самооценку достижения целей занятия, делятся впечатлениями о новом программном продукте.
Задания по анализу данных педагогических явлений с использованием программы «Педагогическая статистика»
Задание 1. Имеются данные портфолио учителя об успеваемости в классе по четвертям по предмету «Русский язык»:
Источник: publekc.ru
Учиться, чтобы учить
Профессиональный блог. Создан в целях рефлексии профессиональной деятельности, экспертной оценке достижений, проведения on-line консультаций.
Страницы
- Главная
- Профессиональный дневник
- ПОС педагога
- On-line консультация
- Копилка вопросов СПО
суббота, 22 декабря 2018 г.
Ох, уж эта статистика
Полноценное педагогическое исследование невозможно без использования статистических методов для проверки «чистоты» эксперимента, корреляционного анализа. Помучившись немного с серьезными книгами по математической статистики, поняла, что надо искать более легких путей, не столь затратных во временном и интеллектуальном смыслах. Нашла.
1. Программа «Педагогическая статистика» (3Mb) с прилагаемой сокращенной книгой Д.А. Новикова «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)» для решения типовых задач анализа данных в педагогических исследованиях. Очень доступно.Программа свободная.
2. В работе необходимо было провести корреляционный анализ, нашла в Интернет ресурс «Образовательные статистические онлайн-калькуляторы».
Сама воспользовалась из всего перечня калькулятором расчета ранговой корреляции Спирмена. В таблице 20 Приложения определила критические значения коэффициента корреляции рангов Спирмена.
Источник: nobrazov.blogspot.com