это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Найдено схем по теме — 15
Найдено научных статей по теме — 15
Понятие интеграции в педагогическом процессе
Омельченко С. В.
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия интеграции в отечественной и зарубежной педагогической практике.
Педагогический процесс как целостное явление
Саркисьян Татьяна Николаевна
В статье автор анализирует идею целостного педагогического процесса, направленную на всестороннее и гармоническое развитие личности, раскрывает подходы повышения мотивации студентов к получению качественного образования.
Источник: vocabulary.ru
Научная электронная библиотека
Вся педагогика на одном слайде
Проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, а его продукт относится к разряду гуманитарных проектов, смыслом и целью, которой является усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и отношений.
Ученые выделяют разные виды педагогического проектирования:
● Адаптацию к социальной среде и ее условиям и преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями и убеждениями (Г.П. Щедровицкий);
● Психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности, формирование как освоение совершенной формы действия, воспитание как взросление и социализацию и социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуется соответствующие процессы. (В.И. Слободчиков);
● Проектирование и создание проектов в интенсивных формах, к которым относятся организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и проектировочные игры и пошаговое проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации (В.П. Бедерханова).
В настоящее время в образовании развиваются три вида проектирования, различающиеся по объему преобразования, целевой направленности и результату:
а) социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
б) психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование личности и межличностных отношений, исходя из мотивации, восприятия информации, усвоения знаний, участия в деятельности, общении в рамках образовательных процессов, т.е. создания и модификации способов обучения и воспитания и форм организации педагогической деятельности;
Что такое методика Монтессори? Самая подробная информация
в) образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем понимается степень обобщенности проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено в концептуальном, содержательном, технологичном, процессуальном уровнях.
Рассмотрим уровни проектирования на примере образовательного проектирования.
Содержание и структура педагогической программы развития школы. Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции, модели.
На основе комплексного анализа предыдущей работы выявляются сильные и слабые стороны работы коллектива, его творческий и профессиональный потенциал, готовность к новациям, характеризуются взаимодействие, и влияние социально-экономического окружения, делаются выводы, намечаются проблемы и ставятся задачи и общее (пока еще схематическое, в виде идеи) видение изменений. Оценки результатов диагностики подходы к взаимодействию с окружающим социумом и организация жизнедеятельности должны основываться на принципах, составляющих целостную систему. Определяются цели и конкретные задачи, понимаемые как всем коллективом, так и руководителями управления образованием. Конкретизируются и объединяются в систему те установки, которые существовали. Концептуальная часть проектирования представляет собой изложение совокупности педагогических идей и принципов, определяющих своеобразную педагогическую политику учреждения, делающую его целостной системой.
Концепция развития системы образования (как образец) может иметь следующие разделы:
● Сроки реализации концепции;
● Условия реализации концепции;
● Направления реализации концепции.
Продукты (ориентиры, инновационные идеи), полученные на этом уровне, носят универсальный характер и являются методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.
Содержательный уровень проектирования предполагает получение продукта функционального назначения: положения, программа развития образовательного учреждения, государственные стандарты. В качестве примера приведем один из возможных вариантов положений.
Разделы Положения о Научном обществе учащихся:
● Общие положения и задачи;
● Содержание и форма работы;
● Членство в обществе;
● Руководящие органы и общества;
Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмы способа действий, должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики.
Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению слайды, дидактические средства, методические рекомендации отдельных уроков или внеклассных дел, разработки учебных тем, технологии, методики, сценарии проведения праздников и др.
На каждом из обозначенных уровней проектная деятельность распространяется на проект целиком или на его отдельные структурные связи между ними. По мере перехода с уровня на уровень изменяется масштаб объектов проектирования и проектных задач, увеличивается степень конкретности требований к их решению, форме представления продукта. Преобразование педагогической действительности осуществляется на осознанной основе, анализом состояния ситуации, строится на основе постоянной пошаговой обратной связи, имеющей рефлексивную природу. Предполагает выполнение определенных мыслительных и практических процедур.
В пособии под ред. А.М. Моисеева для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем представлены этапы проектирования объекта.
Первый этап. Подготовка к проектированию
Задачи. Предварительная оценка ситуации. Признание необходимости проектирования, определение задач. Разработка концепции проектирования объекта.
Алгоритм действий. Предварительная оценка проблем, противоречий в объекте; определение предметов анализа; описание тех сторон объекта, которые необходимы и достаточны для инновационного исследования содержащихся в нем проблем; формирование гипотез, обоснованных путей решения проблем; разработка концепции проектирования, установление целей и различных условий проектирования; разработка плана осуществления проектирования; формирование проектной группы, консультанта (эксперта). Разделение труда в проектной группе.
Второй этап. Предпроектный анализ
Задачи. Эмпирическое исследование и анализ состояния объекта. Выработка предложений по развитию объекта.
Алгоритм действий. Анализ организации образовательной системы школы; стратегических направлений ее развития; анализ всех элементов системы, их роли, места, соответствия социальному заказу и потребностям управляемого объекта; оценка фактического состояния, ее потенциальных возможностей в связи с предполагаемыми изменениями системы; предложения по развитию.
Третий этап. Выработка проектных решений, разработка программы действий по их выполнению
Задачи. Разработка пакета проектных решений, перестроечных программ и систем измерения.
Алгоритм действий. Выработка, анализ, оценка альтернатив; критический анализ; расширение проектных групп; расширение спектра альтернатив и выбор; принятие и формулирование решений; обсуждение, определение программы действий; документальное оформление.
Четвертый этап. Системные изменения.
Включение выработанных решений в проект
Задачи. Разработка механизмов изменения объекта; устранение барьеров на пути внедрения проекта.
Алгоритм действий. Формирование целей изменения соответственно целям проектируемой системы; определение реально существующих средств изменения объекта; моделирование изменений; конструктирование механизмов этого изменения; проверка предлагаемых средств на модели; налаживание коммуникаций, информации и т.д.; инструктажи, обучение; урегулирование конфликтов и др.
Пятый этап. Маркетизация результатов проектирования
Задачи. Обобщение результатов проектирования объекта; информирование заинтересованных сторон о проведенной реструктуризации системы, установление связей и отношений с исполнителями.
Алгоритм действий. Систематизация проверенных знаний об исходном и измененном состояниях объекта, о механизмах и способах перевода объекта из первого его состояния в следующее; разработка системы методик для исполнителей.
Таким образом, проектирование объекта носит комплексный характер, охватывает планируемые, организуемые, координируемые и контролируемые мероприятия, направленные на достижение целей. Именно комплексность проекта предопределяет и его ступенчатость и поэтапность.
Схематично весь процесс обоснования предложений по проектированию делится на три основные части: анализ действующей системы, разработка предложений по ее развитию и решений, включаемых в проект развития структуры системы как способ ее организации.
Любая деятельность человека должна строиться на базе обоснованных принципов, которые вытекают из закономерностей. Под принципами проектной деятельности подразумеваются основные положения, на которые ориентируются в процессе проектной деятельности. Общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.
Заключение: На каждом из обозначенных уровней проектная деятельность распространяется на проект целиком или на его отдельные структурные связи между ними. По мере перехода с уровня на уровень изменяется масштаб объектов проектирования и проектных задач, увеличивается степень конкретности требований к их решению, форме представления продукта. Преобразование педагогической действительности осуществляется на осознанной основе, анализом состояния ситуации, строится на основе постоянной пошаговой обратной связи, имеющей рефлексивную природу. Предполагает выполнение определенных мыслительных и практических процедур.
1. Создайте, используя ключевые слова, опорный конспект «Взаимосвязь видов и уровней педагогического проектирования».
2. Попытайтесь создать свою собственную интерпретацию текста по материалам данной лекции.
3. Разработайте презентацию «Принципы проектной деятельности».
4. Составьте тесты контроля усвоения лекции.
Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в аффектной (эмоциональной) сфере.
1. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
2. Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
3. Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.
4. Цель проекта – модель желаемого конечного результата.
Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001.
Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России,2001. – 384 с.
Колесникова И.А., Горчакова–Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений /
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А.
Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288с.
Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е.А. Ямбург. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 128 с.
Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001.
Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) / Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993.
Слободчиков В.И. Новое образование – путь к новому обществу / Школьные технологии, 1997, № 3. С. 3-6.
Источник: monographies.ru
Понятие педагогической технологии в педагогике
Педагогическая технология – это сложная система, состоящая из методик, приёмов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приёмы организации учебного и воспитательного процессов.
Все указанные элементы (составляющие) объединяются системным подходом и приводят в итоге к достижению поставленной цели, иногда – с некоторым допустимым отклонением.
Особенности понятия
Что касается содержательной части, она связана с методикой обучения и другой деятельностью учителя по управлению и организации учебного процесса. Именно через выбранную и реализованную методику обучения можно увидеть уровень педагогического мастерства.
Профессиональный педагог может подобрать массу различных эффективных методик обучения, положительно воздействующих только на одну категорию учащихся. При этом он понимает, что аналогичные методы могут не повлиять на получение нужных знаний и навыков другими учащимися.
На правильное понимание наличия возможности применить ту или иную педагогическую технологию положительно влияет взаимодействие педагогов. При этом учителя делятся своим опытом друг с другом, внося новое понимание в уже существующие, сложившиеся методики обучения.
Сегодня учителям и преподавателям доступны конференции для педагогов, проводимые в разных удобных форматах. Отличная возможность опубликовать статью.
Каждая педагогическая технология может отличаться особенностями ее применения, но педагог должен всегда исключать личностный оттенок. Как считает Юдин В.В, учитель обязан следовать определённому алгоритму, который включает в себя последовательные шаги.
Муравьёв Г.Е. выделяет такие признаки педагогической технологии, которые должны иметь системную совокупность: эффективность, целостность, надёжность, обоснованность с точки зрения науки, нацеленность на результат. При этом Олешков М.Ю. добавляет, что педагогическая технология должна быть универсальной, тиражируемой и воспроизводимой.
Технология в педагогике
В современном мире наблюдаются тенденции поступательного развития в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. То же касается и технологий в педагогической науке. Они направлены прежде всего на усовершенствование образовательного процесса.
Результатом правильно созданной и грамотно применённой педагогической технологии должно становиться достижение учащимся заранее запланированных результатов обучения. Для этого важно перейти от теоретической части к практическому применению разработанной технологии. Именно с её помощью ученик получает и осваивает те или иные знания, навыки, умения.
Так, в каждом конкретном образовательном учреждении реализуется педагогическая технология, охватывающая весь процесс. При этом у каждого педагога может быть авторская, уникальная, инновационная методика, которая коррелирует с общепринятой, а учащиеся по-своему принимают активное участие в обучении.
Какие бывают педагогические технологии?
Педагогические технологии в педагогике можно разделить на три глобальных группы. Это – педагогические способы:
- использующиеся для традиционной классно-урочной системы обучения (для традиционной педагогики);
- требующие перестройки устоявшейся школьной системы;
- нуждающиеся в изменении непосредственно содержания образовательной системы.
Кроме указанного разделения, основные педагогические технологии можно классифицировать так:
- общие, локальные, предметные (по уровню, на котором применяются методики);
- социогенные, биогенные и т.д. (по фактору психического развития);
- свободные, принуждающие, идеалистические, религиозные, материалистические, научные, экзистенциальные и прочие (по философской составляющей);
- массовые, виктимологические, рассчитанные на среднего обучающегося, методики для продвинутого уровня, для компенсирующего обучения, для работы с отклоняющимися учениками и т.д. (по образовательному уровню учеников);
- догматические, диалогические, иллюстративные, творческие информационные технологии и прочие (по образовательному методу, который доминирует в процессе обучения);
- воспитывающие, общеобразовательные, светские, профессионально ориентированные и другие (по содержанию и структуре);
- нейролингвистические, ассоциативные, развивающие и т.д. (по способу усвоения знаний);
- операционные, художественные, саморазвивающие и другие (по тому, какую часть личности помогают формировать);
- классно-урочные, клубные, академические, коллективные, индивидуальные и т.д. (по форме организации учебного процесса);
- дидактоцентрические, эзотерические, ориентированные на личность (личностно-ориентированные технологии), свободное воспитание и тому подобное (по подходу к обучающемуся).
Альтернативная классификация
Согласно определению Беспалько В. П., понятие «педагогическая технология» представляет собой технику реализации учебного процесса. Профессор оценивает учебные методики с помощью нескольких факторов управления ими: ручная или автоматизированная, разомкнутая или цикличная, направленная или рассеянная, система для малых групп или индивидуальная репетиторская.
Так, традиционное лекционное обучение в вузе по указанной классификации считается по управлению разомкнутой, ручной и рассеянной педагогической технологией. Обучение, использующее специальное учебное издание, является тоже разомкнутым, но в то же время направленным и автоматизированным.
Определения педагогических технологий могут отличаться у разных авторов, как и способы их классификации. Однако самым важным фактором, показывающим эффективность образовательного процесса, всегда будет оставаться степень усвоения учебных материалов учеником.
Источник: sibac.info