Паустовский теплый хлеб программа какого класса

Цель урока: актуализация знаний по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

  1. Проанализировать сказку «Теплый хлеб»;
  2. Выявить примеры добра и зла в сказке;
  3. Закрепить полученные знания.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные : освоить в ходе изучения произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста как основой умения учиться понимать текст.
  2. Метапредметные : умение организовать свою деятельность на уроке, определять цель и задачи, умение самостоятельно вести поиск, анализ, выбор необходимой информации, высказывать свои суждения, подтверждая фактами, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
  3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения, формировать сознательное отношение к собственной безопасности и здоровью, осознавать нравственные ценности как необходимое условие жизни человека.
  1. личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);
  2. регулятивные (формирование умения формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и разрешать учебную задачу, уметь подбирать доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели);
  3. познавательные (уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обоснованно делать выводы, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  4. коммуникативные (развитие умения работать с информацией на уроке; развивать умение сотрудничать в группе и в парах; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли).

Методические приемы: повторение, исследование, формулировка выводов, обобщение, ИКТ (работа с презентацией Power Point).

✅ Теплый хлеб. Полная версия. Паустовский. Аудиосказки для детей.

Технология: проблемный диалог, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point, раздаточный материал.

Учебник: Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2018.

I. Организационный момент

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ребята, каким бы вы хотелм видеть наш урок?

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу.

Теплый хлеб | Константин Паустовский | Зимние аудиосказки с картинками

Я желаю, чтобы вы всегда вместе решали возникающие проблемы.

Чтобы вы открыли сегодня на уроке что-то новое и интересное.

И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда было с вами.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку.

Слушают, отвечают на вопрос.

Личностные: освоение социальных норм, правил поведения; формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели урока.

II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства ее реализации.

— Ребята, поднимите руки, кто старается никогда не обижать близких?

— А если вдруг так случится, что вы обидели друга, вас прощают?

-Сделали ли вы выводы из той ошибки? Постарались ли вы её исправить?

Я надеюсь, вы поняли, что были не правы и в следующий раз стараетесь быть добрее к людям. Надо быть добрее к людям. Замечательные слова К.Г.Паустовского о том, что «доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь»

-Но какими путями можно идти к добру? Можно через испытания, а можно просто быть добрым.

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Какова будет его тема?

— Запишем ее в тетради «Путь к добру»

— Я предлагаю вам преодолеть непростой, но увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

— Какова наша цель и задачи урока? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опорным словам, выведенным на слайде.

  1. Проанализировать…
  2. Выявить…
  3. Закрепить…

Сегодня мы поговорим о героях сказки Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

Отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга, анализируют полученные результаты.

Цель урока: актуализация знаний по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

1. Проанализировать сказку «Теплый хлеб»;

2. Выявить примеры добра и зла в сказке;

3. Закрепить полученные знания.

Эта сказка литературная, потому что у нее есть автор.

Личностные: готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, вдумываться в смысл художественного произведения.

Познавательные: формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности; умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.

III. Первичное закрепление

Цель этапа: осмысление художественного произведения, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при восприятии и усвоении учебного материала.

Учитель организует проблемный диалог с учащимися.

— Перед вами портрет писателя. Посмотрите внимательно, что вы можете сказать об этом человеке?

— Перед вами текст с информацией о писателе. Внимательно читаете тексти отвечаете на вопрос после него.

Текст «Мастер пейзажа» и задание для I группы учащихся.

Текст «Гуманизм Паустовского» и задание для II группы учащихся.

Текст «Народная мудрость» и задание для 3 группы.

— Обратимся к жанру произведения, ведь у талантливого писателя ничто не бывает случайным.

— В произведении есть элементы реального и фантастического. Поэтому Паустовский определил жанр сказки как сказка-быль.

-Когда вы читали самое начало сказки, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? Если нет, то почему?

— Что такое БЫЛЬ? (Быль-то, что было, случилось с героями).

— Вспомните, как называется сказка, у которой есть автор? (литературная).

-Что же ещё реального, а что фантастического можно здесь увидеть? (работа с таблицей в тетради)

— Каждая группа думает, почему рассказ называется «Тёплый хлеб», записывает на карточке, складывает в корзину.

 имеющий температуру, сопоставимую с температурой человеческого тела; не очень горячий;

 перен. хорошо сохраняющий тепло , греющий;

 перен. имеющий цветовой оттенок, вызывающий ассоциации с огнём ;

 перен. доброжелательный , ласковый , участливый ; отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый .

— Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления злагероем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

— Назовите главных героев сказки.

— Что мы узнаём о Фильке в начале произведения? А в конце произведения мы его каким видим?

Читайте также:
Топ 10 программ дефрагментации

Групповая работа с фрагментами сказки «Тёплый хлеб» в форме двухчастного дневника.

(дома участники групп должны были выделить нужные фрагменты в тексте).

Первая группа. Описание Фильки.

(Выразительное чтение «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька. »).

(запись вывода в тетрадь).

— Какой страшный проступок совершил мальчик?

— Как появился конь в деревне?

— Коня взял к себе Панкрат. Почему именно он?

— А как повел себя раненый конь и почему?

Вторая группа. Рассказ о раненом коне. « Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно. »

— Благодаря чему жил этот раненый конь?

— Как жители деревни относились к раненому коню?

— Какая беда приключилась в Бережках?

— Как назвал Филька коня ? (Христорадник)

— Что обозначает это слово?

— Каким здесь автор рисует героя?

— Какое у Фильки сердце, почему?

На доску прикрепить белое сердце.

— Как ещё автор показывает нам, что Филька совершил ужасный поступок?

— Природа все время меняется. Давайте проследим, как она меняется?

Третья группа. Природа в начале сказки. Выразительное чтение

«Зима в этот год стояла тёплая. »

— Что случилось, когда Филька обидел раненого коня?

Выразительное чтение «Слеза скатилась у коня из глаз. И тотчас в голых деревьях. »

— Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.

— Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она отзывается по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник.

Ученики концентрируют свое внимание на вопросах и заданиях, предлагаемых учителем, размышляют, анализируют, формулируют свои наблюдения, делают вывод по этому виду работы.

Отвечают, что у писателя внимательный, задумчивый взгляд, как будто призывает и нас поразмышлять.

(Работа в группах) Читают тексты и отвечают на вопросы:

  1. Как вы понимаете слово гуманизм? В чём заключается гуманизм Паустовского?
  2. Согласны ли вы, что Паустовский заслужил народную память? Почему? Какие аргументы использует автор статьи, чтобы подтвердить эту мысль?
  3. Почему Паустовского автор называет мастером пейзажа?

Записывают в тетрадь.

Конь вызывает бурю, мороз

Рассказ бабки об истории столетней давности

Животные наделены человеческими чертами

Борьба с замёрзшей рекой

Участники групп обсуждают вопрос, ответ записывают, складывают в корзину.

(Филька, конь, мельник Панкрат и бабушка)

Читают отрывок из текста, делают вывод. Записывают в тетрадь в форме двухчастного дневника «Филька до/после».

Филька молчаливый, недоверчивый, характер у него вредный, злой.

Это формула его жизни. Он никого не любит и ото всех хочет отмахнуться.

«Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне.

Он работал на мельнице и мог прокормить коня.

Филька очень обидел коня. Это не просто животное, а конь – воин. На фронте ему пришлось подвозить снаряды, он тоже приближал День Великой Победы. От Филькиной жестокости конь заржал жалобно и слеза скатилась из глаз.

Христорадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми.

Филька злой, черствый, с холодной душой.

Вывод записывают в двухчастный дневник.

Природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.

Вывод записывают в двухчастный дневник.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату действия; умения самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Познавательные: формирование умения изучающего чтения; умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнений учебных заданий; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Коммуникативные: формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.

Цель этапа: активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить учащихся на продолжение занятий.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Давайте представим себя на месте жителя деревни Бережки, где происходят события сказки. Нам очень холодно, мы замерзли и пытаемся согреться.

Я буду зачитывать отрывки из текста, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.

Ученики выполняют упражнения.

Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах сверстников.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности.

V. Вторичное закреплении, работа в группах.

Цель этапа: развивать умение цитировать текст для доказательства своей мысли, развитие навыков самоконтроля.

-Зачем бабушка рассказала внуку историю о раненом солдате и злом мужике?

-Догадалась ли она, что внук совершил это зло?

— Какой урок жизни поведала Фильке бабка?

— Понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять?

– Какова будет первая ступенька на пути к добру?

— Что овладело Филькой?

-Когда Филька понял свою вину перед конем и перед всей деревней, к кому советует обратиться бабушка?

— Чтение по ролям «Филька у Панкрата» стр. 24 (« А Филька в это время сидел на лавке ….)

Приём «Кубик Блума»

Объясните, почему Филька пошёл именно к Панкрату?

Подумай , что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)

Почему мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином»?

Вспомни, как мельник Панкрат назвал Фильку и почему?

Согласны ли вы, что Фильке было нелегко решиться обратиться за помощью к Панкрату?

Предположите, почему Панкрат не рассердился на Фильку? (Он понимал, что каждый может совершить ошибку и нужно давать шанс ее исправить).

— Какой урок извлек Филька из своего поступка и что смог понять?

– Какова будет вторая ступенька?

– Какова будет третья ступенька?

— Каким мы видим Фильку в конце произведения?

Читайте также:
Библиотека в которой интересно проекты и программы в библиотеке

— Филька в конце сказки.

-Как Филька искупил свой грех?

— Чему научили Фильку жители деревни, когда пришли ему на помощь?

-И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Эта четвертая ступенька.

— Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.

И самое главное изменение, которое произошло с Филькой: каким стало его сердце?

На доску крепим красное сердце.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

3 группа читает фразы с «Да ну тебя!» с нужной интонацией.

— О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение?

— Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
— Почему конь простил Фильку?

— Кто помог Фильке заслужить прощение коня?

Анализ описания природы в конце сказки

— Что произошло в природе после того, как люди разбили лед?

— Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль.

Вторая группа: конь в конце сказки. (ключевые слова).

— Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе герои прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: «… Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор…и тихонько скулили, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…»

-Почему автор называет хлеб тёплым?

— В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб ?
— Итак, в чем смысл названия сказки? .

— С чем у вас ассоциируется хлеб в сказке Паустовского? (схема на слайде со словом «хлеб – это. »
— Герои сказки очень ценили хлеб. И нам важно понять истинную цену хлеба.

Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.

Он верит, надеется, что исправит свою вину, а самое главное, понимает: только добро искупит зло.

Читают по ролям диалог Панкрата и Фильки.

Филька обидел «общественного» коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба.

(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)

Делают выводы: Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Выводы записываем в тетрадь.

Источник: nsportal.ru

Урок литературы в 5 классе «Паустовский «Теплый хлеб»»

развивающая : развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;

воспитательная : воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.

Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Предметные цели:

создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;

способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;

создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.

Виды деятельности учащихся на уроке:

Участие в постановке темы, целеполагание.

Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.

Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.

Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.

Коллективная работа – составление кластера.

Деятельность учителя на уроке:

Направление в целеполагании.

Направление в овладении знаниями.

Контроль над выполнением заданий.

Стимулирование учебной деятельности.

1.Организационный момент .

(Цель: настроить учеников на учебную деятельность)

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела

Эмоциональный настрой, цели урока .

Чтение отрывка из сказки под звуки пурги:

. Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.

Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:

. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.

– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

– Какая музыка прозвучала?

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз?

– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?

Формулировка темы урока: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

Закончите предложение

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

— Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

Читайте также:
Программа визуал бейсик это

Как вы понимаете слова эпиграфа.

Эпиграф. Дарить тепло другим – согреваться самому.

II. Работа по теме урока.

1. Стадия вызова и осмысление.

1) Работа по вопросам.

– Кто является героями сказки?

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?

– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?

2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.

Основные правила работы в группе.

Чётко формулировать свои мысли.

Высказывать свою точку зрения.

Не перебивать друг друга.

Активно участвовать в обсуждении.

Высказывания подтверждать текстом.

2. Работа в группах.

1 группа (конь Мальчик).

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?

2 группа (Филька).

– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

– Как Филька назвал коня в злобе?

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).

– Какую историю рассказала Фильке бабушка? Чтение притчи

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).

– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

Исследование в парах (или индивидуально)

1 пара Найдите пословицы и поговорки в произведении.

2 пара Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка?

3 пара Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые?

Почему у Фильки не замерзло сердце?

Дополнительные вопросы:

– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?

(Это сорока и летний ветер)

– Как они помогли мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

3. Первичное закрепление.

– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?

(Звучит релаксирующая музыка)

– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?

Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.

Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.

– Какова будет первая ступенька?

(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)

– Какова будет вторая ступенька?

(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)

– Какова будет третья ступенька?

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)

– Какова будет четвертая ступенька?

(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)

И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)

– Итак, в чем смысл названия сказки?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

III . Подведение итогов.

1) Выставка рисунков (домашнее задание).

– В какой цвет вы покрасили добро?

(У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)

– А как вы изобразили зло?

(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)

3 ) Анализ финальной части сказки.

Просмотр сцены мультфильма «Филька просит прощение у коня».

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Не причинять другим вреда, обиды.

Отвечать за свои поступки, слова.

Не бояться просить прощения, прощать.

IV . Домашнее задание.

Выбор и запись домашнего задания.

Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.

Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.

V . Рефлексия.

Игра «Разговор с писателем». Слайд

Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору сказки и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:

«Уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»

– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?

(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)

Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)

Умейте управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать сначала.

Споткнувшись – самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору –

Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по литературе «Теплый хлеб»

— формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
— обучение обобщению прочитанного, услышанного.

— развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

— развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

— развивать речь при составлении устного рассказа.

— формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
— формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: текст сказки, мультимедийная презентация (приложение)

Словарная работа: добро, зло, теплый.

  1. Слово учителя.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru