Паспорт образовательной программы
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладении большего количества информации в данной области в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.
У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:
-об основных законах цветоведения;
-о простейших ручных швах;
-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);
-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);
Что такое иммунный паспорт и как он работает – Секретные материалы
-о приемах работы с мехом;
-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;
— об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.
Цель – познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью и мехом; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки
-научить основам художественной грамотности;
-научить основам цветоведения ;
-научить приемам безопасной работы;
-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;
-научить практическим навыкам работы с тканью и мехом;
-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательно-развивающие:
-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;
-приобщение к народным традициям;
-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
-соединение обучения с воспитательным процессом;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Отличительные особенности программы.
У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.
Что делать в случае утери паспорта или документов в Чехии?
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 9-14 лет и рассчитана на один год обучения. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более 1-2 года.
Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. Программа кружка рассчитана на 140 учебных часов. Каждая группа занимается по 4 часа в неделю, один или два раза. В младшей и средней группе занятия целесообразнее проводить 2 раза в неделю по 2 часа, в старшей группе 4 часа в неделю.
Наполняемость групп от 8-15 человек.
Формы и режим занятий.
Программа состоит из одной формы реализации – групповой. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить
работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
— участие в выставках, конкурсах и т.д.
-реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения.
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
-знать историю развития игрушки;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с тканью и мехом;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
Учебно-тематический план.
Источник: studfile.net
Паспорт образовательной программы что это
101000 Москва,
Б. Трехсвятительский пер., д.3
Телефон: +7 (495) 772 95 90 доб. 23102
- Администрация
- Студсовет
Выразительная кнопка для срочных сообщений
Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Паспорт образовательной программы
Обучение ведется по направлению
Утверждение программы
Протокол № 12 заседания Ученого совета НИУ ВШЭ от 27.10.2021 г.
Образовательный стандарт НИУ ВШЭ
Дата обновления паспорта
Протокол № 12 заседания Ученого совета НИУ ВШЭ от 27.10.2021 г.
Сетевая форма реализации
Срок, форма обучения и объем
5 лет
Очная форма обучения, 300 з.е.
Язык реализации
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Квалификация выпускника
Программа двух дипломов
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Конкурентные преимущества программы
Программа готовит новый тип «цифрового юриста»: вооруженного не только знанием права, но и пониманием технологий, владеющего необходимыми «мягкими навыками» для командной работы. Именно такой тип юриста будет максимально востребован на российском и международном рынке через 5-10 лет. Программа проводится в партнерстве с ПАО «Сбербанк».
Особенности программы
- Прогрессивные преподаватели и новые форматы обучения. Мы привлекли на программу активных преподавателей и позволили им реализовать свои идеи в преподавании дисциплин. Это позволит изучать право по-новому, эффективно и глубоко.
- Soft skills и бизнес-навыки. Наши студенты будут изучать критическое мышление, юридическое письмо, выступления и ведение переговоров. Мы включили в программу бизнес-дисциплины: менеджмент, управление проектами и прочие востребованные дисциплины в сфере бизнеса. Всё это сформирует актуальных юристов, обладающих не только знаниями права, но и умеющих работать в команде, развивать собственные проекты и готовых к прикладным задачам.
- Изучение технологий. Наши студенты будут погружены в технологии с самого начала своего обучения на программе, причем не только в контексте регулирования: мы научим их программировать, использовать различные информационные системы, анализировать данные и создавать собственные несложные юридические продукты.
- Крупный партнер. Индустриальным партнером программы выступает компания «Сбербанк». Это не только ключевой игрок на рынке финансовых услуг, но и важнейшая технологическая компания в России, формирующая, в том числе спрос на «цифровых юристов». Партнер участвует в наполнении учебных дисциплин, предлагает для студентов практики и стажировки.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника
Выпускники образовательной программы найдут применение в новой цифровой экономике:
- в технологических стартапах;
- в практиках информационных технологий, интеллектуальной собственности, медиа, ТМТ российских и международных юридических фирм;
- в юридических отделах IT-компаний (компаний разработчиков, интеграторов технологических продуктов, e-commerce компаний);
- в институтах развития и инфраструктурных организациях цифровой экономики, на государственной службе в сфере цифровизации законотворчества и государственного управления.
Выпускник программы способен:
- квалифицировать юридические факты и применять к ним действующие нормы права
- искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания
- работать со специализированными правовыми системами (базами данных) для целей профессиональной юридической деятельности
- составлять правовые заключения, заявления, иски, отзывы на иски, жалобы, обращения, договоры и другие правореализационные акты в соответствии с правилами юридической техники, нормативными правовыми и локальными актами, обычаями делового оборота
- осуществлять правовую экспертизу документов
- выявлять, пресекать, раскрывать, расследовать и квалифицировать преступления и иные правонарушения, включая коррупционное поведение
- понимать причины, природу и следствия преступности, в том числе в сфере экономики; осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
- участвовать в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц путём консультирования, представления в органах государственной власти и местного самоуправления, российских и международных судах и квазисудебных органах, а также в международных организациях
- вести письменную и устную коммуникацию в рамках профессионального общения на русском языке
- корректно использовать юридическую терминологию в письменной речи, публичных выступлениях и дискуссии
- разрабатывать нормативные правовые акты и акты локального правотворчества
- осуществлять различные виды профессиональной деятельности и руководить ими на основе принципов юридической этики
- проводить аналитические исследования в области права
- выявлять случаи коррупционного поведения и пресекать их
- соблюдать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности, в том числе в части неразглашения сведений, составляющих охраняемые законом виды профессиональных тайн
- к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, на основе понимания общечеловеческих, гуманистических ценностей и их значения для сохранения и развития современной цивилизации
- социально-ответственно принимать решения при осуществлении профессиональной деятельности
- гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности
- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета социально-экономических показателей̆, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и публично-правовых образований
Характеристики образовательных модулей программы
Major — на программе углубленно изучаются: Теория государства и права и актуальные проблемы теории права, Гражданское право, Конституционное право, Уголовное право, Корпоративное право, Налоговое право, Право интеллектуальной собственности, Юридическое письмо.
В вариативную часть включены дисциплины специализации: ключевые технологии, право и экономика, no-code разработка, право городов, интернет-предпринимательство.
Студенты в рамках практикумов, научно-практических и научно-исследовательских семинаров обучаются работе в информационно-правовых базах, составлению юридических документов, исследовательским навыкам и навыкам научных дискуссий: на no-code студенты будут изучать no/low-code системы, на практикуме по soft skills — инструменты визуализации.
Практика — В состав модуля «Практика» учебного плана образовательной программы могут входить элементы трех видов:
- профессиональная практика;
- проектная практика;
- научно-исследовательская практика.
Для студентов обязательны ознакомительная и производственная практики, подготовка ВКР; остальные виды практики студент может выбирать.
Дисциплины общего цикла (ДОЦ) — безопасность жизнедеятельности, физическая культура, экономика, социология; дисциплины изучаются на 1-2 годах обучения.
Minor — Пакетное предложение или 4 отдельных дисциплины, по выбору студента, изучаются на 2-3 курсах.
Английский язык – на 1 и 2 курсах предлагается к изучению как факультатив, по результатам входного тестирования может быть предложено как изучения английского языка начального уровня, так и базового и продвинутого уровня. Кроме того, предлагается модуль по профессиональному английскому языку (Legal English). Для контроля уровня владения английским языком для всех студентов проводится Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс) и Независимый экзамен по английскому языку (с 4 модуля 2 курса по 3 модуль 3 курса), на последнем году обучения все студенты должны подготовить и защитить Project Proposal по теме ВКР.
Data Culture – в блок включены дисциплины, позволяющие студенту сформировать «цифровые» компетенции (цифровая грамотность, работа с большими данными, навыки программирования). Студенты обязательно изучают язык программирования Python.
ГИА – Государственный экзамен по направлению подготовки, Защита ВКР
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине «Физическая культура» (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Комплект документов образовательной программы
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Источник: www.hse.ru
Паспорт образовательной программы что это
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на получение образования в РФ
- Образование в РФ
- Образовательные организации (учреждения) и их типы
Разработка образовательных программ
- образование
- закон об образовании
- образовательные программы
- общеобразовательные программы
- 273 фз
- ФГОС
- основные образовательные программы
- разработка образовательных программ
- дополнительные образовательные программы
- реестр образовательных программ
- разработка основных образовательных программ
Разработка основных образовательных программ
Образовательные программы разрабатываются и утверждаются:
- образовательной организацией самостоятельно.
ч. 5 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам:
- за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно,
- разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и
- с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
ч. 7 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594:
- утвержден Порядок разработки примерных основных образовательных программ,
- проведения их экспертизы и
- ведения реестра примерных основных образовательных программ.
Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 (ред. от 09.04.2015) «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»
Согласно п. 2 Порядка примерные образовательные программы разрабатываются по:
- основным общеобразовательным программам:
- образовательным программам дошкольного образования,
- образовательным программам начального общего образования,
- образовательным программам основного общего образования,
- образовательным программам среднего общего образования;
- образовательным программам среднего профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена;
- образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки;
п. 2 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утв. Приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594
Примерные основные образовательные программы разрабатываются:
- с учетом их уровня и направленности
- на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Часть 9 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерные основные образовательные программы включают в себя:
п. 3 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утв. Приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594;
пункт 10 статьи 2 « Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерные основные образовательные программы:
- включаются по результатам экспертизы в общедоступный реестр примерных основных образовательных программ,
- являющийся государственной информационной системой;
- информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
ч. 10 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются:
- по заказу Министерства образования и науки РФ и/или
- учебно-методическими объединениями в системе общего образования,
- проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования.
п. 5 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утв. Приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594
Разработка дополнительных образовательных программ
По уровню дополнительного образования реализуются:
- дополнительные образовательные программы.
ч. 2 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Направлением дополнительных общеобразовательных программ является:
- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
- укрепление здоровья, а также
- организация их свободного времени.
К дополнительным образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы,
- дополнительные предпрофессиональные программы;
- программы повышения квалификации,
- программы профессиональной переподготовки.
ч. 4 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются:
- на общеразвивающие и
- предпрофессиональные программы.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются:
- как для детей,
- так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные программы:
- в сфере искусств, физической культуры и спорта
- реализуются для детей.
ч. 2 статьи 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В отличие от основных образовательных программ к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются:
- любые лица без предъявления требований к уровню образования,
- если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
ч. 2 статьи 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним:
- определяются образовательной программой,
- разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
ч. 4 статьи 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ:
- определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
- в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется:
- посредством реализации дополнительных профессиональных программ:
- программ повышения квалификации и
- программ профессиональной переподготовки.
К освоению таких образовательных программ допускаются:
- лица, имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и/или высшее образование.
ч. ч. 2, 3 статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Источник: moiprava.info
Что такое номенклатура и паспорт специальностей?
Еще на этапе поступления абитуриент встречает непонятные шифры, цифры, сокращения и записи напротив выбираемых профилей подготовки. Большинство из индивидов не вникает в суть и не уточняет, что обозначают цифры, почему специализации именуют немного иначе, а не так, как их называют в «народе». Для них главное — успеть подать документы, пройти конкурсный отбор и поступить в желаемый Вуз на выбранный профиль, в остальном они разберутся «по ходу» или это прояснится непосредственно в ВУЗе.
Еще на этапе поступления абитуриент встречает непонятные шифры, цифры, сокращения и записи напротив выбираемых профилей подготовки. Большинство из индивидов не вникает в суть и не уточняет, что обозначают цифры, почему специализации именуют немного иначе, а не так, как их называют в «народе». Для них главное — успеть подать документы, пройти конкурсный отбор и поступить в желаемый Вуз на выбранный профиль, в остальном они разберутся «по ходу» или это прояснится непосредственно в ВУЗе.
Каждая специальность имеет свой паспорт и учитывается в специальной номенклатуре. Эти документы «удостоверяют» будущую образовательную программу и помогаю разобраться: чему будет обучен студент. Сегодня мы расскажем об этих понятиях.
Что это такое?
Выбор специальности – самый сложный этап в жизни каждого человека. Порой не просто подобрать подходящий для себя профиль, а выбрать его из ряда себе подобных, смежных – еще сложнее. С данной проблемой сталкивается каждый индивид. По статистике, более трети студентов выбирают свой «профессиональный путь» неверно, но осознают это, будучи на выпускных курсах. Лишь 15% абитуриентов успевают вовремя «сменить курс» и перевестись на иной профиль или перепоступить.
В научной и образовательной деятельности для разграничения ряда отраслей и направлений подготовки были созданы уникальные учетные «списки», именуемые номенклатурой специальности.
Номенклатура специальностей включает в себя распределение всевозможных профилей по отраслям наук, научным областям. В этом списке не просто перечисляется перечень профилей, но и для каждого из них создается специальный шифр и паспорт. Шифр представлен в виде числовой записи, притом каждая из цифр имеет собственное значение: область наук, раздел науки, направление подготовки, специальность и пр.
Паспорт специальности представляет собой конкретизацию направлений подготовки с уточнением дисциплин, которые будут изучаться студентами или аспирантами. Также здесь возможно перечисление смежных профилей, схожих по содержанию, назначению и пр.
Номенклатура и паспорта специальностей подвергаются корректировке, исходя из текущих потребностей рынка труда, системы образования (особенно на фоне последних реформ) и пр. Этим занимается ВАК и Минобрнауки. В большинстве случаев перемены затрагивают предметный состав (дисциплины которые должны изучаться), виды аттестаций и их количество (контрольные, курсовые работы и пр.), требования к аттестационной комиссии и т.д.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Состав и структура паспорта специальности
Паспорт специальности включает в себя несколько составляющих элементов:
- Шифр, который представляет собой шестизначный числовой код. В нем закодировано наименование специализации;
- Формула – здесь конкретизируется основополагающая дисциплина. Делается это в текстовой форме;
- Область исследования предполагает описание разделов науки, в рамках которых аспирант или выпускник может выполнять исследование. Это своего рода «ограничитель» возможностей учащегося и компетентности аттестационной комиссии: какие научные области доступны для освоения, проведения исследования и пр.;
- Отрасль науки согласно критериям ВАК. Данная часть паспорта специальность конкретизирует, в какой раздел науки включается профиль (то есть определенное направление, ориентир): химия, биология, физика и пр.
- Смежные дисциплины с отражением их шифров.
Паспорт специальности позволяет определить: что именно будет изучать аспирант, какими исследованиями заниматься, какие требования к ним предъявляются и пр.
Зачем нужна номенклатура и паспорт специальностей?
Указанные категории не играют существенной рои в повседневной жизни людей, дипломированных и практикующих специалистов. Работодатели и сами выпускники ВУЗов обращают внимание лишь на наличие документа об образовании, присвоенную квалификацию, освоенную специальность (преимущественно на наименование).
Номенклатура и паспорт специальностей привычен и важен в основном для научной и образовательной отрасли. С их помощью упрощается оформление документов, а также подбор экспертов в аттестационные органы, которые компетентны в конкретной области и имеют «допуск» к аттестации новоиспеченных специалистов.
При утверждении Диссовета для защиты кандидатской или докторской диссертации ВАК ориентируется преимущественно на паспорт специальности, по которой аспирант намерен аттестовываться.
Номенклатура специальностей действует в каждом ВУЗе, СУЗе, притом она может отличаться в зависимости от тех направлений, подготовкой которых образовательное заведение занимается, имеет соответствующее разрешение (аккредитацию). Образовательная программа по одним и тем же профилям в разных высших учебных центрах может отличаться, но она обязательно должна учитывать требовании ВАК и все нормативы, содержащиеся в паспорте специальности.
Учимся расшифровывать код специализации
Давайте наглядно разбираться, что означает каждый элемент в шифре специальности.
Выполняя дипломный проект или диссертацию на титульном листе выпускник пишет не просто наименование специальности, но и ее шифр. Числовой код необходим преимущественно аттестационной комиссии, которая после защиты будет готовить пакет документов для Минборазования или ВАК.
Рассмотрим обозначение шифра на конкретном примере: 01.04.08 «Физика и химия плазмы».
Как мы видим шифр представляет собой не просто набор цифр в определенной последовательности, но и их разграничение точками. Данная мера необходима для упрощения расшифровки «числовой аббревиатуры». Каждая пара (или иное количество цифр), ограниченная знаком препинания, несет определенный смысл.
В нашем примере шифр выглядит 01.04.08.
Первая пара цифр 01 – обозначает, что выбранное аспирантом направление относится к физико-математическим наукам.
04 – отражает ключевое направление подготовки основополагающую научную область, в рамках которой действует выпускники. В данном случае это «Физика».
08 – это отдельная отрасль науки, ее звено, в рамках которого специализируется автор исследования. В нашем случае уточняется, что он работает не рамках физики, а конкретной физика плазмы.
Важно отметить, что доминирующая роль паспорта специальности и ее шифру отводится во время обучения в аспирантуре, на защите кандидатской диссертации. Благодаря шифру аттестовывают соискателя исключительно компетентные в данной области наук эксперты.
Именно поэтому у некоторых исследователей возникают сложности в части выбора компетентного Диссовета. Данный орган редко имеет в своем составе квалифицированных экспертов в самых разных областях. В большинстве случаев Диссовет занимается аттестацией по определенным направлениям (например, юридические, медицинские, технические, экономические и иные науки). Поэтому в числе членов Диссовета будут доминировать эксперты конкретной научной среды.
Такой подход позволяет производить экспертизу научных и иных трудов более качественно. В связи с этим опытные аспиранты и ученые перед выбором специальности рекомендуют уточнять, где действует подходящий для защиты Диссовет, чтобы в дальнейшем жизнь выпускника не осложнялась поисками аттестационного органа. Лучше всего выбирать тот ВУЗ, при котором диссертационный совет функционирует, но если его нет, то необходимо найти ближайшее и подходящее по всем параметрам ведомство.
Где можно найти паспорт специальности, номенклатуру специальностей?
Учебные заведения не обязаны размещать информацию об указанных категориях на своей официальном странице или в документах для поступающих. Все необходимые данные о них можно найти в открытом доступе на портале Министерства образования и науки РФ. На сегодняшний день существует 23 направления подготовки, каждый из которых включает в себя конкретные программы образования (профили). Каждый ВУЗ самостоятельно определяет, какие именно вступительные испытания будут проводиться на каждый профиль или факультет.
Поступление в аспирантуру же предполагает прохождение экзаменов по философии английскому языку и профильному предмету (аналогично кандидатскому минимуму).
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: disshelp.ru