Паскаль структура программы оператор присваивания

Первый оператор, с которым мы познакомимся, – оператор присваивания. Оператор присваивания — основной оператор любого языка программирования. Общая форма записи оператора:

имя величины := выражение

Например, V:=A; или V:=A+1 ;

При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа.

Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение переменной или значение выражения в отведённое место.

Если в процессе выполнения программы встречается пере присваивание (т.е. та же самая переменная принимает другое значение), то старое значение переменной стирается, на свободное место записывается новое значение. Команда присваивания позволяет лучше понять смысл слова переменная (т.е. меняющая своё значение по ходу программы).

Выражение может быть арифметическим, логическим или литерным. Важно, чтобы тип величины был согласован с видом выражения.

Информатика 8 класс Урок 17 Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. Примеры

Арифметические выражения должны быть записаны в так называемой линейной записи согласно следующим правилам:

  • выражение должно быть записано в виде линейной цепочки символов;
  • используемые операции приведены в таблице:
  • нельзя опускать знаки операций, например писать 5b. Для записи произведения чисел 5 и b надо писать 5*b;
  • аргументы функций (sin, cos и др.) как и аргументы вспомогательных алгоритмов, записываются в круглых скобках, например sin(x), cos(4*x).

Порядок выполнения операций

Порядок выполнения операций при вычислении арифметических выражений можно регулировать при помощи скобок по обычным правилам. Там, где скобки отсутствуют, ЭВМ выполняет операции в следующем порядке:

  • вычисляет значение всех алгоритмов-функций и стандартных функций;
  • выполняет справа налево все операции возведения в степень;
  • выполняет слева направо все операции умножения и деления;
  • выполняет слева направо все операции сложения и вычитания.

Пример:

Program Summa2;

number2,

rezult : integer;

number1 := 3;

number2 := 4;

rezult := number1 + number2;

Write (number1, ‘+’, number2,’=’,rezult);

В нашем случае сначала переменной number1 присваивается значение равное 3 и переменной number2 присваивается значение равное 4, затем вычисляется значение выражения ( number1 + number2 ) и оно присваивается переменной rezult . Сумма чисел посчитана.

Теперь надо вывести ее значение на экран. Для этого используют оператор Write – записать (вывести) на экран значение переменной, записанной в скобках. В нашем случае значение переменной number1, затем символ + , далее значение переменной number2, символ = и, наконец, значение результата rezult .

И, наконец, в конце раздела операторов стоит служебное слово End , после которого стоит точка.

Источник: oselkschool.ru

Язык программирования Паскаль. Оператор присваивания

4.1. Структура Паскаль-программы

4.2. Арифметические операции, функции, выражения Арифметический оператор присваивания

К арифметическим типам данных относятся группы вещественных и целых типов. К ним применимы арифметические операции и опера­ ции отношений. ‘ Операции над данными бывают унарными (применимые к одному операнду) и бинарными (применимые к двум операндам). Унарная арифметическая операция — одна. Это операция изменения знака. Ее формат: — < величина >

Бинарные арифметические операции стандартного Паскаля опи­ саны в табл. 4.1. В ней I обозначает целые типы, R — вещественные типы.

Таблица 4.1
Знак Выражение Типы операндов Тип результатов Операция
+ А + В R, R R Сложение
I, I I
А — В I, R R, I R
R, R R Вычитание
1,1 R, I I
I, R R Умножение
А * В R, R R
U R, I I
I, R R
/ А/В R, R R Вещественное
1,1 R, I R деление
div I, R R
A div В 1,1 I Целое деление
mod A mod В 1,1 I Остаток от целого деления

К арифметическим величинам могут быть применены стандартные функции Паскаля. Обращение к функции имеет следующую структуру: < функция>■— >(7V*« < фактически й параметр>-т>(Т)— ► — О Функция выступает как операнд в выражении. Например, в следу­ ющем операторе присваивания X := 2 * Sin(A) / Ln(3.5) + Cos(C — D) операндами являются три функции: sin, In, cos. Их запись такая же, как в математике.

Аргументы называются фактическими параметрами и являются, в общем случае, выражениями арифметического типа. Аргу­ менты записываются в круглых скобках. Результат вычисления фун­ кции — величина соответствующего типа. Табл. 4.2 содержит описания математических стандартных функций Турбо-Паскаля.

Обращение Тип Тип Функция
аргумента результата
Pi R Число 7Г= 3.1415926536Я + 00
abs(x) I,R I, R Модуль аргумента
arctan(x) I, R R Арктангенс (радианы)
cos(x) I,R R Косинус (х в радианах)
exp(x) I, R R ех — экспонента
frac(x) I, R R Дробная часть х
int(x) I,R R Целая часть х
ln(x) I,R R Натуральный логарифм
random R Псевдослучайное число
в интервале [0, 1]
random(x) I I Псевдослучайное число
в интервале [0, х]
round(x) R I Округление до ближайшего целого
sin(x) I, R R Синус (я в радианах)
sqr(x) I, R I, R Квадрат х
sqrt(x) I, R R Корень квадратный
trunc(x) R I Ближайшее целое,
не превышающее х по модулю
Читайте также:
Как программу с одного айфона перекинуть на другой

Арифметическое выражение задает порядок выполнения дей­ ствий над числовыми величинами. Арифметические выражения содер­ жат арифметические операции, функции, операнды, круглые скобки. Одна константа или одна переменная — простейшая форма арифме­ тического выражения.

Например, запишем по правилам Паскаля следующее математиче­ ское выражение: 2 а -1- ^/0,5 sin (х + у) 0,2с -1 п (х — у) На Паскале это выглядит так: (2 * А + Sqrt(0.5 * sin(X + Y))) / (0.2 * С — Ln(X — Y ) ) . Для того чтобы правильно записывать арифметические выражения, нужно соблюдать следующие правила: 1. Все символы пишутся в строчку на одном уровне. Проставляются все знаки операций (нельзя пропускать *).

2. Не допускаются два следующих подряд знака операций. (Нельзя А + — В; можно А + (-В ).)
3. Операции с более высоким приоритетом выполняются раньше операций с меньшим приоритетом.

Порядок убывания приоритетов: — вычисление функции; — унарная операция смены знака (-); — *, /, div, mod; —— h “ ■ 4. Несколько записанных подряд операций одинакового приоритета выполняются последовательно слева направо. 5. Часть выражения, заключенная в скобки, вычисляется в первую очередь. (Например, (A+B )*(C -D ) — умножение производится после сложения и вычитания.) Не следует записывать выражений, не имеющих математического смысла. Например, деление на нуль, логарифм отрицательного числа и т.п. Пример. Цифрами сверху указал порядок выполнения операций:

1 7 4 5 3 6 2 12 11 10 8 9
( l+ y )* (2 * x + sq rt(y )-(x + y )) / (j/ + l / ( sqr (х) — 4)).

Данное арифметическое выражение соо тветствует следующей матема­ тической формуле: (l + y)2 £ ± V R z ( £ ± y ) . J ‘+ j n r i В Паскале нет операции или стандартной функции возведения числа в произвольную степень. Для вычисления ху рекомендуется поступать следующим образом: — если у — целое значение, то степень вычисляется через умно­ жение; например, х3 — ► х * х * х; большие степени следует вычислять умножением в цикле; — если у — вещественное значение, то используется следующая математическая формула: х у _ gylu^ На Паскале это будет выглядеть так: Exp(Y * Ln(x))

Очевидно, при вещественном у не допускается нулевое или отрица­ тельное значение х. Для целого у такого ограничения нет. Например, faT- FT = (а + 1)5. На Паскале это будет так:

Ехр(1 / 3 * Ln(A + 1)) Выражение имеет целый тип, если в результате его вычисления по­ лучается величина целого типа. Выражение имеет вещественный тип, если результатом его вычисления является вещественная величина. А риф метический оператор присваивания имеет следующую структуру:

< арифметическое выражение>—
Например: Y :* (F * N — 4.5) / Cos(X).

Порядок выполнения оператора присваивания нами уже рассматри­ вался. Следует обратить особое внимание на следующее правило: тип переменной и выражения должны быть одинаковыми. Исключение со­ ставляет случай, когда выражение имеет целый тип, а переменная — вещественный.

Задания
1. Для следующих формул записать соответствующие арифметиче­
ские выражения на Паскале:
а) а + bx + cyz; б) [(ах — b)x + с]х — d

2. Записать математические формулы, соответствующие следую­ щим выражениям на Паскале: а) (p+q)/(r+s)-p*q/(r*s); б) lE3+beta/ (x-gamma*delta); в) a/b*(c+d)- (а-Ъ)/Ъ/С+1Е-8. 3. Почему в Паскале аргумент функции всегда записывают в скоб­ ках (например, пишут 1п(5), а не 1п5)? 4. Записать на Паскале следующие формулы:

а) (1 + х)2 б) VI + х2; в) cos2 я3; Г) log2| ;
ч ех + е~х ж) аУ2; з) v’T+lr;
д) arcsm г; е) ——^——5
n)JJT+8Z- x ) ? V L z M * ± M . д) ^ + sin *4
107 + ln4! ‘ cos2 + |ctg 7 |‘
5. Вычислить значения выражений:
a) tru n c(6 .9); б) round(6 .9); в) trunc(6 .2); г) round(6 .2 );
д) 20 div 6; е) 20 mod 6; ж) 2 div 5; о) 2 mod 5;
и) 3 * 7 div 2 mod 7 / 3 — tru n c(s in (l)).
6. Определить тип выражения:
а) 1 + 0.0; б) 20 / 4; в) sqr(4);
г) sqrt(16); д) sin (0 ); е) trunc(-3 .1 4 ).
7. Если у — вещественная переменная, а п — целая, то какие из
следующих операторов присваивания правильные, а какие нет:
a) У := n + 1; д) У := n div 2;
6) n ••= у 1; e) У := у div 2;
в) n := 4.0; ж) n := n / 2;
r) У := tru n c(у); з) n := sq r(sq rt(n ))?

8. Поменять местами значения целых переменных х и у, не исполь­ зуя дополнительные переменные. Найдя такой алгоритм, определите, в чем его недостаток по сравнению с методом обмена через третью переменную. Можно ли его применять для вещественных чисел?

Читайте также:
Как установить программу транспорт на телефон

9. Присвоить целой переменной h значение цифры, стоящей в раз­ ряде сотен в записи положительного целого числа к (например, если А; = 28796, то Л = 7). 10. Целой переменной S присвоить значение суммы цифр трехзнач­ ного целого числа А;. 11. Какую задачу решает следующая программа? Program Test; Type Natur = l..MaxInt;

Var N Natur;
X Real;
Begin ReadLn(N);
X := 0;
While N > 0 Do
Begin
X := X + i.0;

Н :« N — 1 End; WriteLn(X) End. Можно ли того же самого результата достичь более простым спосо­ бом? 4.3. Ввод с клавиатуры и вывод на экран Ввод данных — это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решае мой задачи.

Вывод — обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (печать, дисплей, магнит­ ные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены. Основными устройствами ввода-вывода у персонального ком­ пьютера являются клавиатура и дисплей (телеэкран).

Именно через эти устройства, главным образом, осуществляется диалог между че­ ловеком и ПК. Оператор ввода с клавиатуры имеет следующий формат: геа<1(<список ввода>), где < Список ввода>— это последовательность имен переменных, раз­ деленных запятыми.

Слово read переводится “читать” . (Точнее го­ воря, read — это оператор обращения к стандартной процедуре ввода.) Например, read(a, b, с, d) При выполнении этого оператора происходит остановка работы ком­ пьютера, после чего пользователь должен набрать на клавиатуре зна­ чения переменных a, b, с, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце на­ жимается клавиша [Enter]. Значения должны вводиться з строгом со­ ответствии с синтаксисом Паскаля. Пример: Var Т: Real; J; Integer; К: Char; Begin Read(T, J, К);

Набираем на клавиатуре: 253.98 100 G [Enter]. Если в программе имеется несколько операторов read, то данные для них вводятся потоком, т.е. после считывания значений перемен­ ных для одного оператора read данные для следующего оператора чита­ ются из той же строки на экране, что и для предыдущего до окончания строки, затем происходит переход на следующую строку. Пример: Var А, В Integer; С, D Real; Begin Read(А, В); Read(С, D); Набираем на клавиатуре: 18758 34 [Enter] 2.62Е-02 1.54Е+01 [Enter]. Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид: readln() Здесь слово readln означает read line — читать строку. Этот опера­ тор отличается от read только тем, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора readln данные для следующего оператора будут считываться с начала новой строки. Если в предыду­ щем примере заменить операторы read на readln: ReadLn(A, В); ReadLn(C, D); то ввод значений будет происходить из двух строк: 18758 34 [Enter] 2.62Е-02 1.54Е+01 [Enter] Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат: write()

Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов (в частности, константы и переменные). Пример:

Источник: studfile.net

Оператор присваивания в Паскале: для чего предназначен, какие действия выполняет

Turbo Pascal – несложный язык программирования, но его изучение трудоемко, если заняться этим вопросом серьезно. Начинающий пользователь постигает азы кода с простейшего. Так, например, он сначала изучит, какие действия выполняет оператор присваивания, для чего он нужен, как вывести на экран строку или переменные.

Лишь затем программист обратится к процедурам и функциям, работе с символьным и строковым типом данным, файлам и графике. Итак, что такое оператор присваивания? Какова его роль в написании кода?

оператор присваивания

Организация рабочего окна приложения Turbo Pascal

Прежде чем приступать к изучению теоретического материала, куда собственно и входит вопрос о том, что такое оператор присваивания, нужно осмотреться в рабочей области Turbo Pascal.

Немногие знают, что первая версия популярного продукта Microsoft Excel появилась в 1985 году. С тех.

Меню приложения состоит из следующих разделов:

  • File – предназначен для выполнения основных команд с файлами (создать, открыть, закрыть, сохранить и т.д.).
  • Edit – сюда входят команды по работе с редактированием текста (копировать, вставить, вырезать и т.д.).
  • Search – необходим для поиска и замены текста по всему тексту программы.
  • Run – предназначен для запуска готового кода, в том числе и для пошаговой демонстрации работы.
  • Compile – компилирует код.
  • Debug – необходим для облегчения поиска ошибок по тексту программы.
  • Tools – позволяет воспользоваться некоторыми дополнительными возможностями приложения.
  • Options – устанавливает необходимые опции для работы с компилятором и средой программирования.
  • Window – необходим для выполнения операций с окнами.
  • Help – требуется для нахождения ответа по возникшему вопросу.
Читайте также:
Какая прикладная программа предназначена для просмотра видео

Сейчас все большую популярность завоевывает приложение Pascal ABC. С точки зрения некоторых пользователей, в этой среде гораздо удобнее работать.

В любой науке есть стандартные обозначения, которые облегчают понимание идей. Например, в.

Элементы Turbo Pascal

оператор присваивания в паскале

В каждом языке программирования структура кода отличается, но есть и единые моменты. Так, в Паскале конструкция всей задачи будет выглядеть следующим образом:

Uses crt; // Перечень используемых модулей

Label metka1; // Описание меток

Const number=10; // Объявление константы

Type newtype=set of string; // Описание типов переменных

Var a: integer; b:real; c:newtype; d:boolean; e:char; // Объявление переменных

Оператор присваивания занимает свое почетное место именно в теле программы.

Краткий экскурс в типы данных программирования

Не только оператор присваивания в Паскале вызывает вопросы у пользователей. Типы данных также нередко создают тупиковые ситуации.

Все данные в среде Turbo Pascal делятся на две категории: переменные и константы. Они могут принадлежать к одному из следующих типов:

  • целочисленному;
  • вещественному;
  • символьному;
  • строковому;
  • типизированному;
  • логическому.

Также константы могут быть зарезервированными.

Переменные описываются в программном коде следующим образом: var :тип данных. Константа объявляется так: const =значение.

В программном коде скобки < >ставить не нужно.

Основные операторы языка Турбо Паскаль

Оператором является конструкция, которая показывает, какие действия должна выполнить программа. В написании кода, в частности на языке Turbo Pascal, есть множество операторов:

Процедурное программирование – это программирование, где отражен фон Неймановской архитектуры.

  • условный;
  • составной;
  • выбора из нескольких вариантов;
  • перехода;
  • присваивания;
  • над записями и объектами;
  • пустой;
  • циклов (с параметром, предусловием, постусловием).

Операторы программ или конструкций, являющихся составными частями программного кода, выполняются всегда в том порядке, в каком записаны, т.е. сверху вниз, слева направо. Исключением является условная конструкция. Оператор присваивания, как и многие другие, требует в конце строки наличие знака «;», т.е. точки с запятой. Таким образом, этот символ разделяет конструкции между собой и повышает наглядность программы. Но существует одно «НО»: точку с запятой категорически нельзя ставить перед словом else.

Операторами ввода являются read(переменные) и readln(переменные). Пример: read(a); readln(a,b); readln(d).

Операторами вывода являются write(переменные) и writeln(переменные). Пример: write(a,g); writeln(‘введите данные’); write(‘площадь поверхности S=’, S); write(f:6:3).

Для задержки экрана в Турбо Паскаль используют оператор readln в конце кода перед последним end. Именно в этой программе отсутствие подобной строки не отобразит содержимое решения. В PascalABC писать readln в конце кода необязательно.

Для очистки экрана подключается оператор clrscr, который вызывает встроенный модуль crt. Опять-таки, в каждой программе есть свои нюансы.

Оператор присваивания

Теперь переходим непосредственно к нашей теме. Оператор присваивания в Паскале – это процесс занесения значений переменных в ячейки памяти. В общем виде он выглядит как слитное написание двоеточия со знаком «равно», т.е. «:=». Именно эти символы отвечают за операцию присваивания.

Для чего предназначен оператор присваивания? Механизм его работы заключается в следующем: по ходу программы вычисляется выражение, результат которого необходимо занести в память. Адрес ячейки, куда будут заноситься данные, определяет переменная, находящаяся слева от знака «:=».

Схематически это можно обозначить следующим образом:

  • переменная ← получаемое выражение.

В качестве примеров приведем несколько выражений:

Необходимо отметить, что два выражения «b:=n» и «n:=b» выполняют различные действия.

Особенностью оператора присваивания является и то, что данные, находящиеся по разные стороны знака «:=» (который читается как «присвоить») должны принадлежать одному типу. Другими словами: их совместимость по присваиванию должна быть 100%-ной. К примеру, целочисленное выражение может быть присвоено вещественной переменной, поскольку подмножество целых переменных входит в область дробных. Т.е. запись «вещественная переменная:=целочисленное выражение» является верной.

для чего предназначен оператор присваивания

Примеры задач

Чтобы понять, какой оператор присваивания имеет вид, необходимо решить несколько задач. Только практика позволит избежать грубых и непростительных ошибок в написании программного кода, а также сэкономит время.

Дана окружность. По условию длина окружности L вводится пользователем с клавиатуры. Необходимо вычислить площадь круга S, ограниченного этой окружностью.

  • Вычислить значение радиуса, исходя из формулы длины окружности.
  • Задать формулу площади круга.
  • Вывести результат на экран.

оператор присваивания имеет вид

Дан усеченный конус. Пользователь задает значения радиусов оснований Rb, Rm и высоты h. По формулам и заданным значениям вычислить объем и площадь поверхности фигуры.

какие действия выполняет оператор присваивания

  • Ввести необходимые данные с клавиатуры.
  • Задать формулы нахождения объема и площади поверхности усеченного конуса.
  • Вычислить V и S.
  • Вывести их на экран.

Источник: autogear.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru