Оглавление
Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas.
Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры:
Здесь слова Program, Begin и End являются служебными.
Программа заканчивается служебным словом end, после которого ставится точка. Описания величин (в разделе Const, Var) и операторы друг от друга отделяются символом «;» (точкой с запятой).
Сама запись программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. При этом ее части должны отделяться друг от друга хотя бы одним пробелом. Однако, такая запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому рекомендуется придерживаться приведенной структуры, а в теле программы по возможности записывать по одному оператору в строке.
Имена программы и используемых величин (констант, переменных) выбирается программистом самостоятельно в соответствии с правилами построения идентификаторов:
- идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные объекты не могут быть названы;
- идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации языка на компьютере);
- идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания («_»);
- идентификатор не может начинаться с цифры.
- Описание внешних модулей, процедур и функций (Uses);
- Описание меток (Label);
- Описание констант (Const);
- Описание типов, задаваемых пользователем (Type).
- Описание переменных (Var);
- Описание функций и процедур (Procedure, Function).
2. Константы и переменные
Если одна и та же величина используется в программе несколько раз, то удобнее было бы обозначить ее каким-нибудь именем и использовать это имя везде, где требуется записать соответствующую константу. Кроме сокращения размера исходного текста программы, это позволит избежать случайных ошибок, а также упростит отладку программы. Под константу не выделяется память.
Pascal Полный курс с нуля за 4 часа
Значение константы в теле программы изменить нельзя. Следует обратить внимание на то, что при записи числовых констант с дробной частью эта часть отделяется от целой точкой, а не запятой (например, 3.15). Для записи очень больших по модулю или очень малых (близких к нулю) чисел существует возможность записи их в так называемой экспоненциальной форме (форме с плавающей точкой).
Например: 2.4567Е-06. Здесь буква «Е» отделяет мантиссу (совокупность значащих цифр числа с десятичной точкой после первой цифры) от порядка (показателя степени десятки в стандартном виде числа). Константы, представляющие собой строковые величины, заключаются в апострофы (например, ‘привет’). Описание именованных констант начинается служебным словом Const.
Далее следуют записи вида: = ; Пример: Const P=5.64; Name1=’Татьяна’; Name2=’Виктор’; R21=6.33187E+03; W_W_W=934122; Тип константы определяется ее значением в разделе Const. Переменная в Паскале – именованный участок памяти для хранения данных определенного типа. Значение переменной (информация в соответствующих ячейках памяти) в ходе выполнения программы может быть изменено. Раздел описания переменных начинается служебным словом Var, после которого следуют записи следующего вида: : ; Список может состоять из нескольких имен, разделяющимися запятыми. Тип, указываемый после двоеточия, определяет, какие данные теперь могут храниться в описанных таким образом переменных. Пример: Var A,B,H_22,Angle : Real; Name3 : String; Flag : Boolean; I,J,K,Count : Word;
Источник: studfile.net
Паскаль программа что это такое
Компьютер, изготовленный на заводе, подобен новорожденному человеку, он может осуществлять какие-то действия, но не знает как. Но если человек в дальнейшем способен к обучению, то компьютер необходимо научить, то есть, заложить в него программное обеспечение. Компьютер без программы – бесполезная конструкция из железа, пластмассы и проводов.
Вывод: Работа компьютера строго подчиняется заложенной в него программе.
Компьютер является исполнителем.
Программа – алгоритм, записанный на языке исполнителя.
Важнейшее отличие работы компьютера от работы человеческого ума состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенным в него программам, человек же сам управляет своими действиями.
Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.
У каждого исполнителя своя система команд, которые он понимает и может выполнить. Выстроив эти команды в четкий алгоритм, мы позволим исполнителю получить необходимый результат.
У компьютера своя система команд – машинных команд. Машинные команды представлены в виде двоичных кодов.
Язык машинных команд понятен компьютеру, но сложен для человека. Простому человеку писать программу из таких команд трудно, так как они не наглядны. Поэтому программисты придумали другие языки – языки, которые ближе человеку по смыслу. Их назвали языками программирования высокого уровня.
2. Язык программирования Pascal
Паскаль — язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
- Прост для обучения.
- Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
- Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
- Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
- Надежность разрабатываемых программ.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи — деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:
алг Деление дробей цел a, b, с, d, m, n нач ввод а, b, c, d m:= a x d n:= b x c вывод m, n кон |
Program Division; var a, b, с, d, m, n: integer; begin readln (a,b, c,d) ; m:= a*d; n:= b*c; write (m, n) end. |
3. Структура программы на Паскале
Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка). Структура программы имеет следующий вид:
begin
операторы (тело программы);
end.
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
var a, b : integer; с, d : real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:
При написании текста программы следует соблюдать несколько правил:
— разрешается использовать только символы латинского алфавита для команд
— большие и маленькие буквы Паскаль не различает. То есть слово begin может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы “Вegin; BEGIN; BeGin”
— все операторы заканчиваются точкой с запятой “;”
Самый простой и одновременно один из самых важных операторов – оператор вывода, ведь программа должна вывести результат на экран монитора. Выглядит оператор следующим образом:
Write (‘Здравствуй Мир!’);
Видео YouTube
Домашнее задание:
«4»: Написать программу, которая выводит на экран текст «лесенкой»:
Вася
пошел
гулять
«5»: Написать программу, которая выводит на экран рисунок из букв:
ЖЖЖЖЖЖЖ
4. Переменная. Тип данных. Операторы ввода, вывода, присваивания
Опытный программист знает, а новичку полезно узнать, что главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы.
Переменными – называют величины, значения которых изменятся в процессе выполнения программы.
Константами называются величины, которые не изменяют своего значения.
Операторы описывают те действия, которые должна выполнять программа.
Тип переменной является важнейшей характеристикой переменной. Определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными. В Паскале существуют много типов переменных, для начала познакомимся с двумя:
Integer – целый тип. Описывает числа (например число 6 или 18 или -50).
Real – вещественный тип. Служит для хранения дробных чисел (например число 6,2 или 18,9 или -50,7).
Описать переменную это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например:
Var a: integer;
Var a,b: real;
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (read line — читать строку):
read (<список переменных>);
или readln (<список переменных>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша (). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (write line — писать в строку):
write (<список вывода>);
или writeln (<список вывода>);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются так:
Источник: www.sites.google.com
Начальные сведения о программах на языке Pascal
Аннотация: Начальные сведения об алгоритмах, компиляции, отладке и тестировании. Начальные сведения о программах на языке Pascal. Идентификаторы. Переменные и типы данных. Константы.
Метки. Простейшие операторы. Ввод с консоли и вывод на консоль.
Алгоритм и программа
Наш курс посвящен изучению не только языка Pascal , но и некоторых алгоритмов , решающих наиболее известные задачи программирования, поэтому начнем мы со знакомства с некоторыми основополагающими понятиями.
Алгоритм — это последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу.
Программа же представляет собой набор команд на языке, понятном исполнителю, реализующий некоторый алгоритм . В нашем случае исполнителем является компьютер , а языком программирования будет язык высокого уровня Pascal . К сожалению, любой язык высокого уровня удобен только человеку, пишущему или отлаживающему программу , но совершенно непонятен компьютеру. Программа на таком языке называется исходным текстом и хранится во внешнем файле с расширением .pas.
Для перевода программы на язык низкого уровня , понятный исполнителю-компьютеру, существуют специальные программы-переводчики — компиляторы . Результатом работы компилятора (иными словами, результатом процесса компиляции) является исполняемый код , который записывается в файл с расширением .exe.
Свойства алгоритма
Любой алгоритм должен обладать следующими свойствами:
- массовостью ( алгоритм должен уметь решать не одну конкретную задачу, а целый класс однотипных задач);
- результативностью ( алгоритм должен выдавать результат своей работы);
- определенностью (на каждом шаге выполнения алгоритма исполнитель должен точно знать, какой шаг будет следующим).
Эти же свойства присущи и программам , реализующим алгоритмы . Если же хотя бы одно из них оказывается невыполненным, программа полностью теряет смысл.
Компиляция, отладка и тестирование
Никто не станет спорить с тем, что неграмотно написанный текст очень сложно, а порой и вовсе невозможно правильно перевести на другой язык. Это верно для естественных языков, это верно и для языков программирования. Но если переводчик-человек иногда может как-то догадаться, что же именно хотел сказать автор неграмотного текста, то программе-переводчику такое не по силам. Любой компилятор требует, чтобы программа , подаваемая ему для перевода, была абсолютно правильно составлена.
В языке программирования, как и в любом другом языке, существуют синтаксис — правила записи его конструкций — и семантика — смысл его конструкций. Компилятор проверяет только синтаксис . Поиском же семантических ошибок занимается программист в процессе тестирования и отладки своей программы
Отладка — это поиск и исправление ошибок в программе . Тестирование — это составление специальных наборов входных и выходных данных (тестов), а затем исполнение программы и проверка полученных результатов в поисках возможных семантических или логических ошибок.
Чтобы уменьшить затраты времени и сил на отладку , нужно писать синтаксически и логически правильные программы . Технологиям написания надежных программ , их тестирования и отладки будет посвящена последняя лекция нашего курса.
Средства разработки программ
Существует довольно большое количество средств написания программ на языке Pascal , позволяющих составлять, компилировать, исполнять и отлаживать программы на этом удобном языке структурного программирования 1 Подробное изложение истории языка Pascal , перечисление его «потомков», описание его преимуществ и взаимоотношений с другими языками программирования можно найти в статье Р. Богатырева «Летопись языка Паскаль» . Самыми известными сегодня являются Turbo Pascal (он же Borland Pascal ), Object Pascal (не путать с Delphi ) и Free Pascal . Их различные, в том числе и бесплатные, версии можно найти в Сети. Для определенности мы будем опираться на самую распространенную (хотя и не во всем соответствующую стандартам ISO) реализацию — Turbo Pascal .
Итак, в составе среды разработчика Turbo Pascal имеются:
- текстовый редактор, в котором можно набирать тексты программ ;
- компилятор , превращающий исходные тексты в исполняемый код ;
- отладчик, помогающий обнаруживать и исправлять ошибки в программе
Из многочисленных возможностей, предоставляемых средой Turbo Pascal , мы упомянем лишь самые важные — те, без которых написание программ становится совсем уж затруднительным.
- Нажатие клавиш F1, Alt+F1, Ctrl+F1 открывает экранную подсказку.
- Нажатие клавиши F2 позволяет сохранить исходный текст программы .
- Нажатие клавиши F3 открывает диалог выбора нужного файла (по умолчанию, отображаются только файлы с расширением .pas).
- Нажатие клавиши Alt+F5 показывает консоль (см. п. «Ввод и вывод: консоль» ниже) с результатами работы программы .
- Нажатие клавиши Ctrl+F9 начинает процесс выполнения программы . Если она еще не была откомпилирована, предварительно будет вызван компилятор
- Клавиши F7 и F8 обеспечивают трассировку — пошаговое выполнение программы , позволяющее проследить за процессом ее выполнения.
- Дополнительное окно Debug/Watch показывает текущее состояние выбранных переменных .
Более подробно о возможностях среды Turbo Pascal можно узнать в любом руководстве по ее использованию (в том числе и во встроенном Help).
Структура Pascal-программы
Для того чтобы Pasсal-компилятор правильно понял, какие именно действия от него ожидаются, ваша программа должна быть оформлена в полном соответствии с синтаксисом (правилами построения программ ) этого языка.
Приступим же к изучению этих правил.
Любая Pascal -программа может состоять из следующих блоков (напомним, что квадратными скобками здесь и далее помечены необязательные части):
program ; [ uses ;] (см. лекцию 13) [ label ;] (см. п. «Метки и безусловный переход» ниже) [ const = ;] (см. п. «Константы» ниже) [ type = ;] (см. лекцию 2) [ var : ;] (см. п. «Переменные и типы данных» ниже) [ procedure ;] (см. лекцию 8) [ function ;] begin end. (* конец основного тела программы *)
Сразу же необходимо сделать важную оговорку: поздние версии компиляторов языка Pascal уже не требуют указывать название программы , то есть строку
program ;
проще говоря, можно опустить. Но это возможно только в том случае, если вся программа содержится в одном модуле-файле. Если же программа состоит из нескольких самостоятельных кусков — модулей (см. лекцию 13), то каждый из них должен иметь заголовок (program или unit).
Любой из перечисленных необязательных разделов может встречаться в тексте программы более одного раза, их общая последовательность также может меняться, но при этом всегда должно выполняться главное правило языка Pascal : прежде чем объект будет использован, он должен быть объявлен и описан.
Внешний вид исходного текста программы
Компиляторы языка Pascal не различают строчные и прописные буквы, а пробельные символы игнорируют, поэтому текст программы можно структурировать так, чтобы читать и отлаживать его было наиболее удобно.
Например, операторы каждого логически единого блока программы стоит записывать с небольшим отступом от левого края экрана, и чем глубже вложенность блока , тем шире должны быть отступы перед входящими в него операторами . Этому правилу подчиняются все примеры, приводимые в курсе наших лекций 2 Отклонения от этого правила возможны в связи с ограничениями, связанными с версткой книги. . Кроме того, встроенный редактор среды Turbo Pascal автоматически выравнивает левые края строк. И еще один полезный совет: для облегчения отладки программы не следует записывать на одну строку несколько операторов .
Источник: intuit.ru
Паскаль (Pascal) основы программирования для начинающих
Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.
Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля», «Паскаль для чайников» и другие).
История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.
С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.
Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.
Что такое язык программирования Паскаль
Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.
Особенности системы PascalABC.NET
Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.
Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:
- Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
- Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
- В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
- В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
- В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.
Источник: tvercult.ru
Паскаль — основы языка программирования, функции и операторы
Названный в честь ученого из Франции Блеза Паскаля формальный язык Паскаль, основы программирования которого кратко рассмотрим в данной статье, разработан Никлаусом Виртом в 70-х годах прошлого столетия. Он завоевал популярность у программистов того времени.
Средство общения с машиной располагает алгоритмами, позволяющими работать с текстами, проводить сложные вычисления, составлять графики и рисунки, обрабатывать объемы информации. Область применения Pascal ABC – обучение общим правилам программирования и системным процессам. Школьники начинают осваивать язык в 7 — 8 классах на уроках информатики.
Язык программирования Паскаль
Особенность Pascal в его требовательности. Компьютер не станет выполнять код с грамматическими промахами и неточностями в построении блоков данных, из-за чего новички регулярно будут сталкиваться с «ошибками компиляции». Создание алгоритма требует точной последовательности блоков и команд, идущих в строгом порядке. Код программы в Паскале состоит из группы частей, выделяемых ключевыми словами и следующих строго друг за другом (например, блок меток не может находиться после раздела констант).
Раздел | Описание |
Program (название) | Ввод имени программы (необязательно) |
Uses crt, graph | Подключение модулей для дополнительных функций. Модуль Graph открывает рисование, а Crt позволяет очищать экран операций при помощи команды clrscr. |
Label | Указание меток. По команде goto в Pascal программа переходит к этим «закладкам», отмеченным в рабочей части. |
Const | Блок постоянных величин. Расписываются имена констант и их значений, тип определяется автоматически. |
Var | Раздел переменных. Указанному здесь идентификатору присваивается тип хранимой информации. |
Procedure и/или Function | После ключевого слова вводится вспомогательная подпрограмма или функция, упрощающая написание основного кода. |
begin (тело программы) end. | Последовательность операторов и манипуляций с величинами для выполнения целей и задач. |
Для того, чтобы написать программу, достаточно последнего раздела.
Типы данных
В ходе постижения азов программирования новичку предстоит встретиться с различными типами информации.
- числа, как с дробной частью, так и без них;
- символы – одиночные знаки или наборы текстов и слов;
- логические выражения: True(истина) и False(ложь).
Идентификаторы, значения, хранящие информацию в конкретном типе, делятся на изменяемые и постоянные.
Неизменные величины, константы, сохраняют присвоенный показатель на любом участке программы. Для них отведен блок const, где необходимо указать их имя и нужное значение (цифрами, буквами и иными знаками).
Переменные идентификаторы объявляются в разделе var. В отличие от констант, им присваивается не значение, а тип, подходящий для хранения единственного вида информации.
Типы переменных
Переменные могут являться числами, показателями истинности выражений или текстом – все зависит от указанного типа, дающего возможность изменять величину в пределах отведенного диапазона.
Начало работы с изменяемыми значениями происходит с блоков натуральных и целых чисел. Они требуют сравнительно мало памяти и применяются для простых арифметических операций, не приводящих к выведению дробных частей.
Занимаемая память, байт
Источник: nauka.club