Паскаль программа что это такое

Оглавление

Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas.

Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры:

Здесь слова Program, Begin и End являются служебными.

Программа заканчивается служебным словом end, после которого ставится точка. Описания величин (в разделе Const, Var) и операторы друг от друга отделяются символом «;» (точкой с запятой).

Сама запись программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. При этом ее части должны отделяться друг от друга хотя бы одним пробелом. Однако, такая запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому рекомендуется придерживаться приведенной структуры, а в теле программы по возможности записывать по одному оператору в строке.

Имена программы и используемых величин (констант, переменных) выбирается программистом самостоятельно в соответствии с правилами построения идентификаторов:

  • идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные объекты не могут быть названы;
  • идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации языка на компьютере);
  • идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания («_»);
  • идентификатор не может начинаться с цифры.
  1. Описание внешних модулей, процедур и функций (Uses);
  2. Описание меток (Label);
  1. Описание констант (Const);
  2. Описание типов, задаваемых пользователем (Type).
  3. Описание переменных (Var);
  4. Описание функций и процедур (Procedure, Function).

2. Константы и переменные

Если одна и та же величина используется в программе несколько раз, то удобнее было бы обозначить ее каким-нибудь именем и использовать это имя везде, где требуется записать соответствующую константу. Кроме сокращения размера исходного текста программы, это позволит избежать случайных ошибок, а также упростит отладку программы. Под константу не выделяется память.

Pascal Полный курс с нуля за 4 часа

Значение константы в теле программы изменить нельзя. Следует обратить внимание на то, что при записи числовых констант с дробной частью эта часть отделяется от целой точкой, а не запятой (например, 3.15). Для записи очень больших по модулю или очень малых (близких к нулю) чисел существует возможность записи их в так называемой экспоненциальной форме (форме с плавающей точкой).

Например: 2.4567Е-06. Здесь буква «Е» отделяет мантиссу (совокупность значащих цифр числа с десятичной точкой после первой цифры) от порядка (показателя степени десятки в стандартном виде числа). Константы, представляющие собой строковые величины, заключаются в апострофы (например, ‘привет’). Описание именованных констант начинается служебным словом Const.

Далее следуют записи вида: = ; Пример: Const P=5.64; Name1=’Татьяна’; Name2=’Виктор’; R21=6.33187E+03; W_W_W=934122; Тип константы определяется ее значением в разделе Const. Переменная в Паскале – именованный участок памяти для хранения данных определенного типа. Значение переменной (информация в соответствующих ячейках памяти) в ходе выполнения программы может быть изменено. Раздел описания переменных начинается служебным словом Var, после которого следуют записи следующего вида: : ; Список может состоять из нескольких имен, разделяющимися запятыми. Тип, указываемый после двоеточия, определяет, какие данные теперь могут храниться в описанных таким образом переменных. Пример: Var A,B,H_22,Angle : Real; Name3 : String; Flag : Boolean; I,J,K,Count : Word;

Источник: studfile.net

Паскаль программа что это такое

Компьютер, изготовленный на заводе, подобен новорожденному человеку, он может осуществлять какие-то действия, но не знает как. Но если человек в дальнейшем способен к обучению, то компьютер необходимо научить, то есть, заложить в него программное обеспечение. Компьютер без программы – бесполезная конструкция из железа, пластмассы и проводов.

Вывод: Работа компьютера строго подчиняется заложенной в него программе.
 Компьютер является исполнителем.
 Программа – алгоритм, записанный на языке исполнителя.

Важнейшее отличие работы компьютера от работы человеческого ума состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенным в него программам, человек же сам управляет своими действиями.

 Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

У каждого исполнителя своя система команд, которые он понимает и может выполнить. Выстроив эти команды в четкий алгоритм, мы позволим исполнителю получить необходимый результат.

 У компьютера своя система команд – машинных команд. Машинные команды представлены в виде двоичных кодов.

Язык машинных команд понятен компьютеру, но сложен для человека. Простому человеку писать программу из таких команд трудно, так как они не наглядны. Поэтому программисты придумали другие языки – языки, которые ближе человеку по смыслу. Их назвали языками программирования высокого уровня.

2. Язык программирования Pascal

Паскаль — язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

  1. Прост для обучения.
  2. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
  3. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
  4. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
  5. Надежность разрабатываемых программ.
Читайте также:
Образец программы хассп на пищевом предприятии что это такое

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи — деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:

алг Деление дробей
цел a, b, с, d, m, n
нач
ввод а, b, c, d
m:= a x d
n:= b x c
вывод m, n
кон
Program Division;
var a, b, с, d, m, n: integer;
begin
readln (a,b, c,d) ;
m:= a*d;
n:= b*c;
write (m, n)
end.

3. Структура программы на Паскале

Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка). Структура программы имеет следующий вид:

begin

операторы (тело программы);

end.

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:

var a, b : integer; с, d : real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:

При написании текста программы следует соблюдать несколько правил:

— разрешается использовать только символы латинского алфавита для команд

— большие и маленькие буквы Паскаль не различает. То есть слово begin может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы “Вegin; BEGIN; BeGin”

— все операторы заканчиваются точкой с запятой “;”

Самый простой и одновременно один из самых важных операторов – оператор вывода, ведь программа должна вывести результат на экран монитора. Выглядит оператор следующим образом:

Write (‘Здравствуй Мир!’);

Видео YouTube


Домашнее задание:
«4»: Написать программу, которая выводит на экран текст «лесенкой»:

Вася

пошел

гулять

«5»: Написать программу, которая выводит на экран рисунок из букв:

ЖЖЖЖЖЖЖ

4. Переменная. Тип данных. Операторы ввода, вывода, присваивания

Опытный программист знает, а новичку полезно узнать, что главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы.

Переменными – называют величины, значения которых изменятся в процессе выполнения программы.

Константами называются величины, которые не изменяют своего значения.

Операторы описывают те действия, которые должна выполнять программа.

Тип переменной является важнейшей характеристикой переменной. Определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными. В Паскале существуют много типов переменных, для начала познакомимся с двумя:

Integer – целый тип. Описывает числа (например число 6 или 18 или -50).

Real – вещественный тип. Служит для хранения дробных чисел (например число 6,2 или 18,9 или -50,7).

Описать переменную это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например:

Var a: integer;

Var a,b: real;

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (read line — читать строку):

read (<список переменных>);
или readln (<список переменных>);

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша (). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (write line — писать в строку):

write (<список вывода>);
или writeln (<список вывода>);

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

Знаки основных арифметических операций записываются так:

Источник: www.sites.google.com

Начальные сведения о программах на языке Pascal

Аннотация: Начальные сведения об алгоритмах, компиляции, отладке и тестировании. Начальные сведения о программах на языке Pascal. Идентификаторы. Переменные и типы данных. Константы.

Метки. Простейшие операторы. Ввод с консоли и вывод на консоль.

Алгоритм и программа

Наш курс посвящен изучению не только языка Pascal , но и некоторых алгоритмов , решающих наиболее известные задачи программирования, поэтому начнем мы со знакомства с некоторыми основополагающими понятиями.

Алгоритм — это последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу.

Программа же представляет собой набор команд на языке, понятном исполнителю, реализующий некоторый алгоритм . В нашем случае исполнителем является компьютер , а языком программирования будет язык высокого уровня Pascal . К сожалению, любой язык высокого уровня удобен только человеку, пишущему или отлаживающему программу , но совершенно непонятен компьютеру. Программа на таком языке называется исходным текстом и хранится во внешнем файле с расширением .pas.

Читайте также:
Utorrent что это за программа и нужна ли

Для перевода программы на язык низкого уровня , понятный исполнителю-компьютеру, существуют специальные программы-переводчики — компиляторы . Результатом работы компилятора (иными словами, результатом процесса компиляции) является исполняемый код , который записывается в файл с расширением .exe.

Свойства алгоритма

Любой алгоритм должен обладать следующими свойствами:

  • массовостью ( алгоритм должен уметь решать не одну конкретную задачу, а целый класс однотипных задач);
  • результативностью ( алгоритм должен выдавать результат своей работы);
  • определенностью (на каждом шаге выполнения алгоритма исполнитель должен точно знать, какой шаг будет следующим).

Эти же свойства присущи и программам , реализующим алгоритмы . Если же хотя бы одно из них оказывается невыполненным, программа полностью теряет смысл.

Компиляция, отладка и тестирование

Никто не станет спорить с тем, что неграмотно написанный текст очень сложно, а порой и вовсе невозможно правильно перевести на другой язык. Это верно для естественных языков, это верно и для языков программирования. Но если переводчик-человек иногда может как-то догадаться, что же именно хотел сказать автор неграмотного текста, то программе-переводчику такое не по силам. Любой компилятор требует, чтобы программа , подаваемая ему для перевода, была абсолютно правильно составлена.

В языке программирования, как и в любом другом языке, существуют синтаксис — правила записи его конструкций — и семантика — смысл его конструкций. Компилятор проверяет только синтаксис . Поиском же семантических ошибок занимается программист в процессе тестирования и отладки своей программы

Отладка — это поиск и исправление ошибок в программе . Тестирование — это составление специальных наборов входных и выходных данных (тестов), а затем исполнение программы и проверка полученных результатов в поисках возможных семантических или логических ошибок.

Чтобы уменьшить затраты времени и сил на отладку , нужно писать синтаксически и логически правильные программы . Технологиям написания надежных программ , их тестирования и отладки будет посвящена последняя лекция нашего курса.

Средства разработки программ

Существует довольно большое количество средств написания программ на языке Pascal , позволяющих составлять, компилировать, исполнять и отлаживать программы на этом удобном языке структурного программирования 1 Подробное изложение истории языка Pascal , перечисление его «потомков», описание его преимуществ и взаимоотношений с другими языками программирования можно найти в статье Р. Богатырева «Летопись языка Паскаль» . Самыми известными сегодня являются Turbo Pascal (он же Borland Pascal ), Object Pascal (не путать с Delphi ) и Free Pascal . Их различные, в том числе и бесплатные, версии можно найти в Сети. Для определенности мы будем опираться на самую распространенную (хотя и не во всем соответствующую стандартам ISO) реализацию — Turbo Pascal .

Итак, в составе среды разработчика Turbo Pascal имеются:

  • текстовый редактор, в котором можно набирать тексты программ ;
  • компилятор , превращающий исходные тексты в исполняемый код ;
  • отладчик, помогающий обнаруживать и исправлять ошибки в программе

Из многочисленных возможностей, предоставляемых средой Turbo Pascal , мы упомянем лишь самые важные — те, без которых написание программ становится совсем уж затруднительным.

  • Нажатие клавиш F1, Alt+F1, Ctrl+F1 открывает экранную подсказку.
  • Нажатие клавиши F2 позволяет сохранить исходный текст программы .
  • Нажатие клавиши F3 открывает диалог выбора нужного файла (по умолчанию, отображаются только файлы с расширением .pas).
  • Нажатие клавиши Alt+F5 показывает консоль (см. п. «Ввод и вывод: консоль» ниже) с результатами работы программы .
  • Нажатие клавиши Ctrl+F9 начинает процесс выполнения программы . Если она еще не была откомпилирована, предварительно будет вызван компилятор
  • Клавиши F7 и F8 обеспечивают трассировку — пошаговое выполнение программы , позволяющее проследить за процессом ее выполнения.
  • Дополнительное окно Debug/Watch показывает текущее состояние выбранных переменных .

Более подробно о возможностях среды Turbo Pascal можно узнать в любом руководстве по ее использованию (в том числе и во встроенном Help).

Структура Pascal-программы

Для того чтобы Pasсal-компилятор правильно понял, какие именно действия от него ожидаются, ваша программа должна быть оформлена в полном соответствии с синтаксисом (правилами построения программ ) этого языка.

Приступим же к изучению этих правил.

Любая Pascal -программа может состоять из следующих блоков (напомним, что квадратными скобками здесь и далее помечены необязательные части):

program ; [ uses ;] (см. лекцию 13) [ label ;] (см. п. «Метки и безусловный переход» ниже) [ const = ;] (см. п. «Константы» ниже) [ type = ;] (см. лекцию 2) [ var : ;] (см. п. «Переменные и типы данных» ниже) [ procedure ;] (см. лекцию 8) [ function ;] begin end. (* конец основного тела программы *)

Сразу же необходимо сделать важную оговорку: поздние версии компиляторов языка Pascal уже не требуют указывать название программы , то есть строку

program ;

проще говоря, можно опустить. Но это возможно только в том случае, если вся программа содержится в одном модуле-файле. Если же программа состоит из нескольких самостоятельных кусков — модулей (см. лекцию 13), то каждый из них должен иметь заголовок (program или unit).

Любой из перечисленных необязательных разделов может встречаться в тексте программы более одного раза, их общая последовательность также может меняться, но при этом всегда должно выполняться главное правило языка Pascal : прежде чем объект будет использован, он должен быть объявлен и описан.

Внешний вид исходного текста программы

Компиляторы языка Pascal не различают строчные и прописные буквы, а пробельные символы игнорируют, поэтому текст программы можно структурировать так, чтобы читать и отлаживать его было наиболее удобно.

Читайте также:
Программа от Сбербанка спасибо что это такое

Например, операторы каждого логически единого блока программы стоит записывать с небольшим отступом от левого края экрана, и чем глубже вложенность блока , тем шире должны быть отступы перед входящими в него операторами . Этому правилу подчиняются все примеры, приводимые в курсе наших лекций 2 Отклонения от этого правила возможны в связи с ограничениями, связанными с версткой книги. . Кроме того, встроенный редактор среды Turbo Pascal автоматически выравнивает левые края строк. И еще один полезный совет: для облегчения отладки программы не следует записывать на одну строку несколько операторов .

Источник: intuit.ru

Паскаль (Pascal) основы программирования для начинающих

Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля», «Паскаль для чайников» и другие).

История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

Что такое язык программирования Паскаль

Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

Особенности системы PascalABC.NET

Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

Паскаль (Pascal) основы программирования для начинающих

Паскаль (Pascal) основы программирования для начинающих

Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

  1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
  2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
  3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
  4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
  5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.

Источник: tvercult.ru

Паскаль — основы языка программирования, функции и операторы

Названный в честь ученого из Франции Блеза Паскаля формальный язык Паскаль, основы программирования которого кратко рассмотрим в данной статье, разработан Никлаусом Виртом в 70-х годах прошлого столетия. Он завоевал популярность у программистов того времени.

Язык программирования Паскаль

Средство общения с машиной располагает алгоритмами, позволяющими работать с текстами, проводить сложные вычисления, составлять графики и рисунки, обрабатывать объемы информации. Область применения Pascal ABC – обучение общим правилам программирования и системным процессам. Школьники начинают осваивать язык в 7 — 8 классах на уроках информатики.

Язык программирования Паскаль

Особенность Pascal в его требовательности. Компьютер не станет выполнять код с грамматическими промахами и неточностями в построении блоков данных, из-за чего новички регулярно будут сталкиваться с «ошибками компиляции». Создание алгоритма требует точной последовательности блоков и команд, идущих в строгом порядке. Код программы в Паскале состоит из группы частей, выделяемых ключевыми словами и следующих строго друг за другом (например, блок меток не может находиться после раздела констант).

Раздел Описание
Program (название) Ввод имени программы (необязательно)
Uses crt, graph Подключение модулей для дополнительных функций. Модуль Graph открывает рисование, а Crt позволяет очищать экран операций при помощи команды clrscr.
Label Указание меток. По команде goto в Pascal программа переходит к этим «закладкам», отмеченным в рабочей части.
Const Блок постоянных величин. Расписываются имена констант и их значений, тип определяется автоматически.
Var Раздел переменных. Указанному здесь идентификатору присваивается тип хранимой информации.
Procedure и/или Function После ключевого слова вводится вспомогательная подпрограмма или функция, упрощающая написание основного кода.
begin (тело программы) end. Последовательность операторов и манипуляций с величинами для выполнения целей и задач.

Для того, чтобы написать программу, достаточно последнего раздела.

Типы данных

В ходе постижения азов программирования новичку предстоит встретиться с различными типами информации.

Типы данных Паскаль

  • числа, как с дробной частью, так и без них;
  • символы – одиночные знаки или наборы текстов и слов;
  • логические выражения: True(истина) и False(ложь).

Идентификаторы, значения, хранящие информацию в конкретном типе, делятся на изменяемые и постоянные.

Неизменные величины, константы, сохраняют присвоенный показатель на любом участке программы. Для них отведен блок const, где необходимо указать их имя и нужное значение (цифрами, буквами и иными знаками).

Переменные идентификаторы объявляются в разделе var. В отличие от констант, им присваивается не значение, а тип, подходящий для хранения единственного вида информации.

Типы переменных

Типы переменных в Паскале

Переменные могут являться числами, показателями истинности выражений или текстом – все зависит от указанного типа, дающего возможность изменять величину в пределах отведенного диапазона.

Начало работы с изменяемыми значениями происходит с блоков натуральных и целых чисел. Они требуют сравнительно мало памяти и применяются для простых арифметических операций, не приводящих к выведению дробных частей.

Занимаемая память, байт

Источник: nauka.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru