Паскаль алфавит структура программы

Содержание

А сейчас рассмотрим алфавит и структуру языка программы.

В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита:
(A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d i f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z)
и знак подчёркивания ( _ );

в качестве десятичных цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Шестнадцатеричные цифры строятся из десятичных цифр и букв от A до F (или от a до f).

Русские буквы используются только в комментариях и при выводе текстовой информации.

При написании программы применяются следующие специальные символы +, -, * и т. д.
Посмотрите справочный материал, который я раздала.

Также комбинации специальных символов, которые вы видите на экране и зарезервированные слова.

Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имен.

Вот некоторые правила, рекомендуемые при составлении программы, которые намного облегчают её чтение.

ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль

Константинова Елена Ивановна
Константинова Елена Ивановна

Портфолио
Разработки
Блог автора

Источник: easyen.ru

Язык программирования pascal общая структура программы алфавит языка

Урок 24
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

Читайте также:
Как пользоваться программой октопус

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Электронное приложение к уроку

Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЭОР

Cкачать материалы урока

Структура языка Паскаль

Алфавит языка Паскаль. Программный текст представляется в виде последовательности строк, которые состоят из символов, образующих алфавит языка. Алфавит данного языка состоит из прописных и строчных букв (27 букв), десяти арабских цифр (0,1,2. ) и двадцати двух специальных символов.

Лексическая структура языка Паскаль. Символы из алфавита используется для построения лексем. Лексема – это минимальная единица языка, которая имеет самостоятельный смысл. В Turbo паскаль существуют следующие классы лексем:

Структура программы на языке Паскаль. Язык паскаль является традиционным алгоритмическим языком процедурного типа. Правильная программа представляет собой формальную запись средствами языка некого алгоритма.

Любая программа состоит из двух основных частей: описание последовательных действий, которое необходимо выполнить и описание данных, которыми оперируют эти действия. Кроме того программа снабжается заголовком, который задает имя программы и завершается программа символом точки (.). Описание данных в программе текстуально предшествует описанию действий и должно содержать упоминание о всех объектах и используемых операторах. Таким образом, общая структура программы выглядит следующим образом:

Совокупность раздела описания программы и раздела действий называется блоком.

Структура программы с использованием служебных слов.

Program [имя_переменной]: идентификатор имени программы задает программист, но обычно при этом имя должно отражать назначение программы (например: program lab1);

Uses [список]: в разделе uses к программе подключаются библиотеки подпрограмм, которые находятся в отдельных программных единицах, называемых модулями. Эти подпрограммы из модулей при компиляции подключаются к программе. Имена модулей в списке отделяются друг от друга запятой;

Label [список]: метка-идентификатор языка паскаль, который помещает некоторые операторы в разделе действий программы. Метки позволяют обращаться к помеченным ими операторам. Имена меток в списке отделяются друг от друга запятыми;

Const [список]:[константа] = [значение]: константа-объект программное значение которого не может быть изменено в программе. Константы отделяются точкой с запятой (;). Тип константы определяется записью этой константы в программе;

Type [список]:[имя_типа]=[тип]: в разделе типов задаются нестандартные или так называемые пользовательские типы данных;

Var [список],[переменная]:[тип]: в разделе Var, все переменные используемые в программе, связаны с определенным типом. Этот тип может быть либо стандартным, то есть описанным в языке паскаль, либо пользовательским, то есть объявленным пользователем. Данный раздел присутствует в любой программе на языке программирования. При объявлении, однотипные переменные могут группироваться в список и отделяться друг от друга в этом списке запятыми.

В разделах процедуры и функции объявляются и описываются отдельные программные единицы, называемые подпрограммами.

Procedure [имя]([список]); //процедура

Function [имя]([список]):[тип]; // функция

Begin [операторы] //раздел действий.

Структура раздела действий программы. Программа на языке паскаль решает конкретную задачу в соответствии с алгоритмом и соответственно содержит различное количество операторов. Любая программа в разделе действий должна содержать следующие действия:

Шапка программы предназначена для описания назначения программы с указанием средств реализации и атрибутов разработчиков программы. Обычно шапка реализуется либо с помощью комментариев, либо с помощью операторов вывода.

Ввод исходных данных: в языке Паскаль имеется 3 основные структуры ввода исходных данных:

Ввод константы: используется, если значение объектов в программе не изменяется. Например:

WriteLn(‘введите значение T’);

Файловая переменная в процедурах Write и WriteLn может отсутствовать. Это означает, что ее значение принято по умолчанию и в этом случае процедура Write или WriteLn связаны с устройством вывода на экран, т.е. результаты выводятся на экран. Список вывода может состоять из переменных, строковых констант и выражений. Чаще всего в списке вывода используются строковые константы и переменные.

Строковые константы поясняют выводимые результаты. Переменные в программе непосредственно выводят результаты, которые были получены в программе. Переменные в списке вывода задаются с форматом. Формат определяет порядок вывода значения переменных. В языке паскаль для числовых значений используется 2 основных типа: целые и вещественные.

Читайте также:
Задачи повышенной сложности тесты и простые программы python

Целые имеют только целую часть, а вещественные целую и дробную части(определяется десятичной точкой). В связи с этим для вывода числовых значений используют 2 формата:

переменная целых типов. Формат: ([переменная]:[число]), например С:5;

переменная вещественного типа. Для них необходимо задать формат в следующем виде:

[переменная]:[общее]:[позиции], например А:8:3.

В общее число позиций входит десятичная точка(пример А=83.56). Отличие процедур Write и WriteLn в следующем: процедура Write выводит список вывода и составляет специальный указатель, называемый указателем вывода, это означает, что следующий в программе Write и WriteLn будет осуществлять вывод в той же строке. Процедура WriteLn после окончания вывода переводит указатель вывода на новую строку, это означает, что следующий в программе WriteLn будет осуществлять вывод с новой строки.

Источник: obuchim24.ru

Изучение паскаль для начинающих

Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля»; «Паскаль для чайников» и другие).

История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

Что такое язык программирования Паскаль

Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

Особенности системы PascalABC.NET

Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

  1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
  2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
  3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
  4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
  5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.

Примеры программ на PascalABC.NET

Сумма вводимых целых чисел

Произведение целых чисел

Сколько нечетных среди n введенных

Защита от неверного ввода

Вывод 10 первых степеней двойки

Найти сумму цифр целого положительного числа m

Разложение числа на простые множители

Паскаль для начинающих – основные понятия

Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.

Рабочая область

Как выглядит рабочее пространство?

Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.

Алфавит Паскаль

Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.

Что к ним относится:

  1. Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
  2. Арифметические символы (0, 1, 2…).
  3. Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
  4. Неделимые символы (:=, ˃=…).
  5. Служебные слова:
  • and – и;
  • array – массив;
  • begin – начало;
  • do – выполнить;
  • else – иначе;
  • for – для;
  • if – если;
  • of – из;
  • or – или;
  • procedure – процедура;
  • program – программа;
  • repeat – повторять;
  • then – то;
  • to – до;
  • until – до (= пока);
  • var – переменная;
  • while – пока.

Структура программы

Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?

По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.

Структуру можно представить так:

Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.

Операторы write, writeln, read, readln

Выясним, как происходит вывод и ввод информации.

Вывод

Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.

В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.

Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).

Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).

Целый тип данных

Выделяют 3 основных вида:

С ними также проводят простые действия:

Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).

Вещественные типы данных

К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.

Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:

С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

  • квадратный корень – sqrt;
  • абсолютная величина – abs;
  • квадратичная функция – sqr;
  • синус – sin;
  • косинус – cos;
  • арктангенс – arctan;
  • натуральный логарифм – ln;
  • экспонента – exp.

Обработка данных

Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:

  • целая часть числа – int;
  • дробная часть числа – frac;
  • получение целой части числа – trunc;
  • округление до целого – round;
  • преобразование порядкового типа – ord;
  • преобразование кода в символьный тип – chr;
  • определение предыдущего значения величины – pred;
  • определение последующего значения величины – succ.
Читайте также:
Как запустить программу на ассемблере в visual studio

Математические операции

Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.

Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?

Простые включают в себя подтипы:

  • целые – integer;
  • логические – boolean;
  • символьные – char;
  • перечисляемые;
  • интервальные;
  • вещественные.

Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.

Структурированные делят на:

  • массивы – array;
  • записи – record;
  • множества – set;
  • файл – file.

Для каждого типа характерны свои наборы операций.

Условия

Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.

Схема представлена на рисунке ниже.

Логические операции

Операции основаны на истине факта или его лжи.

Выделяют 3 вида таких функций:

  1. Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
  2. Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
  3. Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).

Функции управления программой

Какие еще существуют процедуры:

  • Inc – увеличение числа;
  • Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
  • Uses crt – запуск clscr;
  • Length – возвращение длины строки;
  • Val – преобразование строки в число;
  • Pos – отыскать в строке первое преобразование;
  • Assign – связывание переменной с файлом;
  • Upcase — перевод строчных букв в заглавные.

Заключение

Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.

Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями.

В бесплатной мини-версии задачника доступно 270 заданий по всем основным разделам. Этого вполне достаточно для самостоятельного освоения начального уровня программирования. Скачать версию 3.0 можно здесь . В настоящее время данная версия больше не поддерживается и разработчики работают над PascalABC.Net . Итак, начинаем pascal abc обучение.

Внешний вид интерфейса программы PascalABC

Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.

Внешний вид интерфейса программы

Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).

В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).

Работа с PascalABC

После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.

Запуск

Теперь можно запустить программу для проверки ее работы. Команда запуска Программа -Выполнить или кнопкой в виде зеленого треугольника на панели инструментов. Перед запуском выполняется компиляция кода. Если в коде есть ошибки, то появится красная строка с описанием ошибки.

Ошибки в программе

Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.

Остановка

Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.

Настройка текстового редактора

По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора. Установите желаемый размер шрифта.

Настройка редактора Pascal ABC

Работа с электронным задачником

Зайдите в меню Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)

Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.

Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку Загрузка. Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код.

Его удалять нельзя.

Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.

Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником.

Они будут прочитаны командой Read. В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.

Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.

Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.

Этот раздел ? для тех, кто хочет самостоятельно научиться программированию и тех, кто желает закрепить свои начальные навыки программирования. Здесь содержатся небольшие примеры программ для начинающих, раскрывающие основные конструкции языка Паскаль и содержащие различные широко используемые алгоритмы. Кроме этого, приводятся стандартные ошибки, которые совершают учащиеся в начале обучения.

Раздел рекомендуется для самообучения, повторения пройденного материала и в качестве справочника. Школьники могут использовать материалы данного раздела для подготовки к ЕГЭ по информатике.

Источник: planshet-info.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru