Парциальные программы
МБДОУ- детский сад №5 муниципального образования город Горячий Клюб обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от двух до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию , реализуемых в ходе поисково-познавательной, экспериментальной и преобразующей деятельности.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с, примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г – 368 с. и разработана образовательная программа МБДОУ детский сад №5 г. горячий Ключ. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования.
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС
Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: художественно-эстетическое развитие.
Парциальные программы, реализуемые в детском саду:
Программа «Юный Эколог»
Автор: С. Н. Николаева
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух – шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение.
Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
«Математика в детском саду» — В.П. Новикова
В парциальной программе В.П. Новиковой «Математика в детском саду» предлагается методика формирования у детей 4–5 лет элементарных математических представлений. В ходе занятий дети познакомятся с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, про¬странственными и временными ориентирами и, наконец, с количеством.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
Рабочие документы педагога детского сада: разработка и реализация перспективных и календарных планов
Программа определяет новые ориентиры в нравственна патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Разработка программы велась с учетом следующих приоритетов:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Ее гармония и ритм способны увлечь детей и пробудить у них интерес к национальному изобразительному искусству.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
«Цветные ладошки» И.А.Лыковой
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (соответствует ФГОС ДО) (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп дошкольного учреждения (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.
Учебно-методическое пособие «Знай и люби свой край» (А.Г. Васнева)
Цель: воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье».
— воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, город, где он родился и живёт, улицу, дом;
— формировать бережное отношение к природе и всему живому;
— воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду;
— развивать интерес к русским традициям и промыслам;
— расширить представления о родном городе и его особенностях;
— знакомить детей с достопримечательностями родного края;
— воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины;
— развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.
Парциальная программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Куцакова Л.В.
Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
— постепенное формирование у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений;
— развития фантазии и воображения, творческого мышления;
— воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова
Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.
Основная цель программы
— развитие творческого слушания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.
Ведущий вид деятельности в программе — музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)
Источник: www.dou5-gk.ru
Парциальные основные программы дошкольного образования
«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.
«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.
«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.
«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.
Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.
В 2009 году были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования (ФГТ), а в 2011 и к условиям ее реализации.
Несмотря на наличие примерных ООП (их может быть несколько), для каждого ДОУ ООП будет своя, за счет 20% объема, выделенного для формирования участниками образовательного процесса, используемых в данном детском саду образовательных технологий, приемов, средств и тем для изучения.
Таким образом, был сделан первый шаг от вариативности к стандартизации дошкольного образования.
Принятие ФГОС ДО в 2013 году закрепило позиции стандартизации дошкольного образования.
Источник: studopedia.ru
Программы развития в дошкольных учреждениях
Мы до сих пор думаем, что все детсады работают по одной образовательной программе. На самом же деле, в России сегодня существует огромное количество различных программ развития, позволяющих родителям корректировать физическое, психологическое, эмоциональное и умственное состояние своего ребенка с самого раннего детства. Сегодня мы постараемся коротко рассказать о наиболее популярных программах развития, которые практикуются в современных российских дошкольных учреждениях.
При выборе детского сада многие родители большое внимание уделяют материально-технической базе дошкольного учреждения, профессионализму воспитателей и удобству месторасположения образовательной организации. Но мало кто из них догадывается поинтересоваться о программе развития, на основе которой и осуществляет свою деятельность детский сад.
Во многом это объясняется нашей неосведомленностью, поскольку мы до сих пор думаем, что все детсады работают по одной образовательной программе. На самом же деле, в России сегодня существует огромное количество различных программ развития, позволяющих родителям корректировать физическое, психологическое, эмоциональное и умственное состояние своего ребенка с самого раннего детства.
Сегодня мы постараемся коротко рассказать о наиболее популярных программах развития, которые практикуются в современных российских дошкольных учреждениях.
Выбор программы развития – прерогатива дошкольного учреждения
В соответствии с законом «Об образовании» (ст.14 п.5), каждая дошкольная образовательная организация России имеет право не только выбирать наиболее подходящую для условий работы учреждения образовательную программу из перечня рекомендованных Минобрнауки, но и самостоятельно разрабатывать программы развития, отвечающие направлению и форме деятельности ДОУ.
Существующие на сегодняшний день обучающие программы и педагогические технологии предусматривают различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и делятся на два вида:
- Парциальные (локальные, специализированные) – представляют собой программы, направленные на развитие конкретной сферы жизнедеятельности ребенка;
- Комплексные (общеразвивающие) – включают в себя методики и педагогические технологии, направленные на развитие основных сфер жизнедеятельности ребенка в комплексе (в том числе, умственной, художественно-эстетической, социально-личностной, познавательно-речевой, физической и т.д.).
Отметим, что образовательный процесс в ДОУ может включать в себя как отдельно взятую комплексную программу развития, так и несколько тщательно подобранных парциальных программ.
Наиболее популярные парциальные программы развития
Парциальные программы развития очень редко используются как самостоятельная единица педагогического процесса. Чаще всего их используют либо в комплексе (сразу несколько парциальных программ), либо в качестве дополнительного элемента, усиливающего образовательный эффект общеобразовательных программ. Наибольшей популярностью в современных детских садах пользуются такие парциальные программы, как:
Наиболее популярные комплексные программы развития
Комплексных программ развития, которые лежат в основе деятельности практически любого детского сада России, намного меньше, чем парциальных. Тем не менее, выбрать есть из чего. В частности, сегодня в дошкольных учреждениях достаточно часто используют такие программы развития, как:
Какую программу развития выбрать?
При выборе дошкольного учреждения (и, соответственно, образовательной программы) необходимо ориентироваться, в первую очередь, на потребности ребенка. Важно, чтобы детский сад не просто обеспечивал присмотр за ребенком, но и способствовал его активному взаимодействию с миром.
Чем более разносторонние направления будет охватывать программа развития (или комплекс программ), тем более подготовленным к сложностям нашего мира окажется ребенок в будущем. А если дошкольное учреждение большое внимание уделяет еще и развитию творческих способностей своих воспитанников, то ваш ребенок гарантированно вырастит полноценной и гармоничной личностью.
Источник: fulledu.ru
Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
Образовательная программа — это совокупность определенных элементов образования, организационных и педагогических условий, представленных как учебный план, график, рабочая программа или иные методические материалы.
Сущность и виды образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Подавляющее количество детских дошкольных учреждений занимается общим развитием детей, но уже сейчас на современном этапе появляется все больше учреждений, которые преследуют цели:
- раннего развития навыков и способностей детей дошкольного возраста (детские центры, группы детских садов при лицеях и гимназиях и т.д.);
- объединения в процессе воспитания здоровых детей с детьми, имеющими проблемы в физическом развитии;
- формирования групп, которые функционируют в условиях изучения двух языков, и так далее.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Указанные изменения в работе дошкольных организаций происходят в связи с растущими с каждым годом запросами родителей, которые видят необходимость поднятия уровня развития детей, раскрытия у детей определенных способностей, а также подготовки их к школе. Помимо этого, их причиной является изменение самого процесса образования в школах.
Все существующие программы ДОУ делятся на две большие группы:
- комплексные (общие) программы, которые состоят из основных направлений в развитии детей: речевого, физического, познавательного, личностного, социального, эстетического, художественного. Они развивают у ребенка коммуникативные, умственные, творческие, двигательные способности, а также формируют специфические виды деятельности — игровую, предметную, театрализованную, музыкальную, изобразительную и пр;
- парциальные (локальные) программы, состоящие, как правило, из одного или нескольких направлений по развитию детей.
Замечание 1
Целостность в процессе образования может быть достигнута не только в случае применения одной комплексной программы, но и путем применения определенных локальных программ.
Подобрали для написания работы по теме «Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Характеристика основных комплексных программ современности
Истоки. Данная программа дошкольного образования направлена на обеспечение целостного и разностороннего формирования интеллектуальных, физических и личностных особенностей детей. Она закрепляет базовые особенности организации деятельности ребенка в дошкольном учреждении, структуру процесса образования и воспитания, а также обязательные условия для превращения программы в жизнь.
Золотой ключик. Разработана для детей 3-10 лет, и направлена на предоставление максимально комфортных условий обучения детям в соответствии с их возрастом. Особенностью ее является создание таких условий, которые не только обеспечат возможности обучения, но и сохранят радость, эмоции и счастье в процессе обучения малышей.
Детский сад — дом радости. Первая программа, которая главной целью ставит неповторимую индивидуальность каждого воспитанника. Приветствуется самосознание и саморазвитие.
Тропинки. Эта программа разработана для детей 3-7 лет и имеет своей целью психическое развитие ребенка путем применения творчества и воображения.
Теремок. Программа для самых маленьких детей — 2 месяца-3 года. Методы, описанные в программе являются инновационными, вариативными, комплексными.
Ступеньки к школе. Программа подлежит применению к детям в возрасте 3-7 лет. Она всесторонне развивает детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, формирует значимые для школы функции, снижает риск неправильной адаптации к школе.
Первые шаги. Предназначена для детей 1-3 лет и имеет своей целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребенка.
Мозаика. Возрастной контингент — дети 2-7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребенка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребенка, проявить каждому свои творческие способности. Предложены новейшие способы организации воспитательной работы.
ПРОдетей. В программе приветствуются совместная деятельность дошкольников, когда они узнают о регулировании своих действий в процессе и действий, осуществляемых их партнерами. Задача педагогов — сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.
Вдохновение. Программа ставит перед собой четкие цели и предлагает для этого необходимые для педагогов инструменты. В ней предусматривается выстраивание качественного процесса дошкольного образования, формируется эффективная и современная среда для обучения дошкольников.
От рождения до школы. Новая программа была разработана из старой, созданной в 2004 году. Она включила в себя новые достижения практики и науки дошкольного российского образования.
Детский сад 2100. Программа должна обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение развития личности дошкольников, мотивировать детей к раскрытию своих способностей.
Существует также множество других комплексных программ, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы.
Парциальные программы образования для детей дошкольного возраста
Расти, малыш! Группа дошкольников данной программы находится в диапазоне от 2 до 3 лет и имеет проблемы с развитием речи и развитием интеллекта. Основная цель создания программы состоит в том, чтобы не упустить момент, когда ребенку можно без серьезных усилий помочь в его проблеме, ведь чем раньше начать работать с ребенком, тем эффективнее будет в итоге результат.
Мир без опасности. Эта специализированная программа создана с целью развить культуру безопасности, включая при этом социальную, витальную, экологическую, пожарную, дорожную и другие виды безопасности.
Малыши-крепыши. Направлена на индивидуальный и дифференцированный подход в работе с каждым ребенком, в том числе и с тем, который имеет нарушения в общем развитии. Программа нового поколения, работает на основе интегративности.
STEM. Программа применяется не только для воспитания и обучения дошкольников, но и на начальных школьных этапах. Она имеет определенные задачи и цели, учитывает особенности возраста обучающихся, их способности интеллекта.
Есть также и другие программы, например, “Игралочка”, “Английский для школьников” и пр.
Источник: spravochnick.ru