Природа имеет большое значение в воспитании ребенка и формировании его личности. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед педагогами, является проблема экологического воспитания. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представление об окружающем мире и его значении в жизни каждого человека, важно научить ребенка беречь красоту и уникальность природы. Через любовь и уважительное отношение к природе у ребенка формируется бережно отношение к собственному здоровью, развивается и укрепляется стремление к ЗОЖ.
Начальным звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.
Замечание 1
Основная цель экологического воспитания – это формирование фундаментальных экологических знаний, воспитание милосердия, любви и бережного отношения к окружающей природе.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Перед педагогом стоит задача, научить детей тонко чувствовать, видеть и понимать загадочный мир природы, его многообразие и многогранность. Ребенок должен осознать, что он и природа находятся во взаимосвязи, так как каждый человек – это её частица.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: технологии и методы
Экологическое воспитание по своему содержанию является частью нравственного воспитания, поэтому в общем оно включает в себя единство экологического поведения и сознания, в гармонии с природой.
Экологическое воспитание детей осуществляется в непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Сформированные во время занятий представления постепенно переходят в убеждения и формируют у детей экологическое сознание.
Большое значение имеет становление экологического поведения, которое складывается из отдельных поступков и отношения ребенка к конкретным действиям.
Замечание 2
Таким образом, экологическое воспитания – это важная составляющая часть педагогического процесса, реализуемого в образовательных организациях.
«Система экологического воспитания с примерами»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Система экологического воспитания представлена формами, методами и средствами, которые использует педагог в работе с детьми.
Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возрастных, психологических, физиологических и индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Ведущей формой экологического воспитания является занятие в ДОО. В качестве методов используются беседы, проекты, опыты, эксперименты, экскурсии, праздники и т.п.
Методы и формы могут быть использованы педагогом по отдельности, а могут и в комплексе.
Формы экологического воспитания
Занятия (уроки) – основная и самая распространенная форма экологического воспитания детей. Основным предметом, направленным на изучение природы является окружающий мир. В процессе изучения окружающего мира дети знакомятся в природой, ее основными законами, с живой и неживой природой. Содержание занятия строится в соответствии с возрастными возможностями и потребностями детей.
Экологическое воспитание
Выделяют следующие типы занятий:
- Первично-ознакомительное занятие – педагоги знакомят детей с видами животных, птиц, рыб и т.д., условиями их жизни, природными явлениями, формируют основные понятия об окружающей среде. Например: Занятие экологического воспитания: «Мы и окружающий мир».
- Обобщающее занятие – направлены на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей среде, при этом выделяются их общие признаки. Например: Занятия экологического воспитания: «Берегите дети все, что есть на свете!», «Вода – это жизнь!».
- Углубленное познавательное занятие – основано на полученных ранее экологических знаниях, направлены на углубленное изучение и применение знаний на практике. Например: Занятия «Экология нашего дома», «Радиация и здоровье».
Экологические праздники – относятся к свободной деятельности, могут быть приурочены к конкретным праздникам, а могут быть организованы в качестве досуга детей. Правильно организованный праздник вызывает у детей не только положительный отклик, но способствует эффективному усвоению материала. Например: «Лесной праздник» (познавательно – игровая экологическая программа), «Бал цветов» (экологическая игровая программа)
Экскурсии – проводятся начиная со средней группы ДОО, целесообразнее закончить в средних классах. Способствуют тому, что дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей среды в их естественной среде. Экскурсии требуют предварительной и тщательной подготовки. Например: «На веселой на полянке», «Городской парк».
Труд – данная форма детской деятельности как никакая другая эффективно сочетается с охраной окружающей среды. Организуется в виде ухода за растениями на участке, живым уголком и т.д.
Городские конкурсы и олимпиады – проводятся как в рамках детского сада, так и за его пределами на уровне города, района и т.д. Осуществляются в виде викторин, смотров, олимпиад и т.д. – побуждают детей к активной экологической деятельности. Например: Дети старшей группы принимают активное участие в акциях «Помоги птицам», «Изготовь кормушки», «Спаси город от бытового мусора», «Поделки из ПЭТ-бутылок», «Помоги! На корм для животных».
Работа с родителями – направлена на установление эффективного взаимодействия учебного заведения и семьи, с целью достижения высокого воспитания в области экологии.
Методы и приемы экологического воспитания
Методы и приемы экологического воспитания:
- Наглядные методы:
- Наблюдение – проводится чаще всего во время экскурсии или прогулки, дети вместе с педагогом наблюдают за предметами и явлениями природы, является одним из наиболее эффективных методов;
- Иллюстративно-наглядный материал – представлен книгами, иллюстрациями, презентациями, фильмами и т.д.
- Практические методы:
- Моделирование – в ДОО применяется редко, если используется, то среди детей подготовительной к школе группе, чаще используется для детей начальных и средних классов, представляет собой замещение реальных природных объектами схемами, знаками, фигурами или изображениями;
- Опыт и экспериментирование – представляет собой наблюдение за изучаемым предметом в специально созданных для этого условиях, ход опыта продуман и имеет конкретную цель;
- Экологические игры – это дидактические, настольные, подвижные или словесные игры, направленные на изучение и усвоение нового учебного материала. Например: Экологические игры на занятиях: «Экопирамида», «Зелёная тропинка», «Растения нашего края» и т.д.
- Словесные методы:
- Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод. Например: Беседа-диалог «Как относятся к деревьям разные народы»
- Чтение художественной литературы — это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Например: Веселая пантомима «Лесная Сказка-королева»
Источник: spravochnick.ru
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов
Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программы экологического воспитания
Программа «Юный эколог»
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:
- первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;
- третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;
- в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;
- пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».
К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Паутинка»
Цель: формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологическое воспитание.
Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание является приоритетным.
Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей этого возраста: — «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам.
К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Источник: lektsia.com
Составила преп. КУКАРИНА О.С.
в. занятие, которое раскрывает одну тему, решая задачи развития и воспитания детей, и строится на определенном виде деятельности.
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В КАКИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ПРОВОДЯТСЯ ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
НАЗОВИТЕ АВТОРА ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юный эколог»
3. ИЗУЧИТЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С.Н. НИКОЛАЕВОЙ (в книге С.Н.НИКОЛАЕВОЙ «Методика экологического воспитания дошкольников», М.: 1999 с.153- 165) и ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЕ ПО ВОПРОСАМ НА стр. 12
4. ИЗУЧИТЕ ТЕМУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» И СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»:
Показатели | «Детство» (раздел «Ребенок открывает мир природы») под ред. Бабаевой Т.И. и др. | «От рождения до школы» (раздел «Экологическое воспитание» под ред. Вераксы Н.Е. и др. |
Цели и задачи программы | ||
Возраст детей | ||
Структура программы | ||
Содержание | ||
Методы и приемы |
5. СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛЮБОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (ПО ВЫБОРУ).
6. СПРОЕКТИРУЙТЕ ПЛАН КРАТКОВРЕМЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ЗА ОБЪЕКТОМ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ПО СХЕМЕ.
Вариант 2
1. Дайте определение понятиЯМ «МОДЕЛИРОВАНИЕ», «ОПЫТ»
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ:
б. чтения художественной литературы;
в. рассматривания картин.
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПРОВОДИТСЯ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
б. 1 раз в неделю;
в. 1 раз в 2 недели.
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
К ПАРЦИАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТНОСИТСЯ ПРОГРАММА
в. «Наш дом — природа».
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ КОНЕЧНЫМ ПРОДУКТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ — ЭТО
а. прием организации детей;
в. форма организации детей.
3. ИЗУЧИТЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С.Н. НИКОЛАЕВОЙ (в книге С.Н. НИКОЛАЕВОЙ «Методика экологического воспитания дошкольников», М.: 1999 с.153- 165) и ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЕ ПО ВОПРОСАМ НА стр. 12
4. ИЗУЧИТЕ ТЕМУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» И СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»:
5. СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЮБОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (ПО ВЫБОРУ).
6. СПРОЕКТИРУЙТЕ ПЛАН КРАТКОВРЕМЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПО СХЕМЕ.
Вариант 3
1. Дайте определение понятИЯМ «ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ»
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ ОДНО ИЛИ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НАЗЫВАЮТСЯ
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
К КАКОМУ ТИПУ ОТНОСЯТСЯ ЗАНЯТИЯ, КОТОРЫЕ СТРОЯТСЯ НА РАЗНООБРАЗНЫХ КОНКРЕТНЫХ ЗНАНИЯХ, ПОЛУЧЕННЫХ ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ, НА КОТОРЫХ ПЕДАГОГ ДОПОЛНЯЕТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ (по Николаевой С.Н.)
а. ознакомительный тип;
б. углубленно-познавательный тип;
в. обобщающий тип.
ДОПОЛНИТЬ ФРАЗУ
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В ПРОЦЕСС ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС ДЕТИ ПРОЯВЛЯЮТ К
в. объектами неживой природы.
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ВСЕХ ЧАСТЕЙ ЗАНЯТИЯ, ДИАЛОГОВ С ИГРУШКАМИ, ВОПРОСОВ К ДЕТЯМ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ НИХ И Т.Д. — ЭТО
а. организационный момент;
3. ИЗУЧИТЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С.Н. НИКОЛАЕВОЙ (в книге С.Н. НИКОЛАЕВОЙ «Методика экологического воспитания дошкольников», М.: 1999 с.153- 165) и ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЕ ПО ВОПРОСАМ НА стр. 12
4. ИЗУЧИТЕ ТЕМУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» И СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Показатели | «Мы» Кондратьева Н.Н. и др. | «От рождения до школы» (раздел «Экологическое воспитание» под ред. Вераксы Н.Е. и др. |
Цели и задачи программы | ||
Возраст детей | ||
Структура программы | ||
Содержание | ||
Методы и приемы |
5 СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЭКОСИСТЕМАМИ В ЛЮБОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (ПО ВЫБОРУ) по схеме.
6. СПРОЕКТИРУЙТЕ ПЛАН КРАТКОВРЕМЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПО СХЕМЕ.
Вариант 4
1. Дайте определение понятиЯМ «игровая обучающая ситуация (иос)», «НАУЧНАЯ ОСНОВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ»
ДОПОЛНИТЬ
ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ ИСХОДЯ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СЛОВ
«Ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии — это. »
2. ДОПОЛНИТЬ ФРАЗУ:
Конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей — это…
ДОПОЛНИТЬ
ЗАКОНЧИТЕ УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Экологический подход к содержанию растений и животных в дошкольном учреждении состоит в.
УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Установите соответствие названий и авторов программ экологического воспитания дошкольников:
1.Юный эколог а — Козлова С.А.
2.Мы б — Николаева С.Н.
3.Детство (раздел «Ребенок открывает
мир природы) в — Кондратьева Н.Н. и др.
4.Наш дом — природа г — Рыжова Н.А.
5.Мы — земляне д — Иванова А.И.
6.Единство человека и природы е — Никонова Н.О. и др.
7.Я — человек (р. «Что я знаю о себе») ж — Вересов Н.А.
8.Живая экология (р. «Человек») з — Маневцова Л.М.
УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
1. Методы экологического воспитания
2. Формы экологического воспитания
г. Обследовательские действия
е. Элементарная поисковая деятельность
з. Экологический праздник
и. Дидактическая игра
к. Экологические походы
3. ИЗУЧИТЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С.Н. НИКОЛАЕВОЙ (в книге С.Н. НИКОЛАЕВОЙ «Методика экологического воспитания дошкольников», М.: 1999 с.153- 165) и ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЕ ПО ВОПРОСАМ НА стр. 12
4. ИЗУЧИТЕ ТЕМУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» И СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»:
Показатели | «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А.. | «Мы» Кондратьева Н.Н. и др. |
Цели и задачи программы | ||
Возраст детей | ||
Структура программы | ||
Содержание | ||
Методы и приемы |
5. СОСТАВИТЬ СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ, ПРАЗДНИКА, ЭКСКУРСИИ ИЛИ ПОХОДА НА ПРИРОДУ В ЛЮБОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (ПО ВЫБОРУ) по схеме.
6. СПРОЕКТИРУЙТЕ ПЛАН КРАТКОВРЕМЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ЗА ПТИЦАМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ ПО СХЕМЕ.
Вариант 5
1. Дайте определение понятиЯМ «РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДа», «ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ОТБЕРИТЕ ОТВЕТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
а. развитие основных видов деятельности детей в процессе
экологического образования: игровой, трудовой, познавательной;
б. формирование у детей практических навыков и умений в
разнообразной деятельности в природе;
в. воспитание осознанно- правильного отношения к природе;
г. формирование у дошкольников понимания идеи единства и
взаимосвязи живого и неживого в природе;
д. формирование у детей элементов экологического сознания.
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
а. формирование системы знаний о природных явлениях;
б. формирование начал экологической культуры — базисных
компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно
присваивать практический и духовный опыт взаимодействия
человечества с природой, который обеспечивает его выживание и
развитие;
в. формирование практических навыков ухода за растениями и
животными зеленой зоны ДОУ.
ДОПОЛНИТЬ
ЗАКОНЧИТЕ УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
«Главная экологическая идея воспитания детей дошкольного возраста: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством. »
4.Установите правильный порядок обследования при наблюдении за живым объектом:
в — органы, находящиеся на разных частях тела животного
д — качественная характеристика объекта (цвет. покров, форма, величина и т.д.)
5.Установите правильный порядок этапов организации дежурства по уголку природы в старшем возрасте:
а — практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий для жизни обитателей уголка природы;
б — кратковременное наблюдение за животными во вновь созданных благоприятных условиях;
в — осмотр обитателей уголка природы и выявление их самочувствия и недостающих компонентов жизненно важных условий.
3.ИЗУЧИТЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С.Н. НИКОЛАЕВОЙ (в книге С.Н. НИКОЛАЕВОЙ «Методика экологического воспитания дошкольников», М.: 1999 с.153- 165) и ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЕ ПО ВОПРОСАМ НА стр. 12
4. ИЗУЧИТЕ ТЕМУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» И СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Показатели | «От рождения до школы» (раздел «Экологическое воспитание» под ред. Вераксы Н.Е. и др. | «Юный эколог» Николаевой С.Н. |
Цели и задачи программы | ||
Возраст детей | ||
Структура программы | ||
Содержание | ||
Методы и приемы |
5 СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПРИРОДОВЕДЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ИЛИ СЦЕНАРИЙ ИОС В ЛЮБОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (ПО ВЫБОРУ).
6. СПРОЕКТИРУЙТЕ ПЛАН КРАТКОВРЕМЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ЗА ОБЪЕКТОМ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
Схема плана кратковременного наблюдения за явлениями и объектами природы с детьми дошкольного возраста
1. Название наблюдения
2. Цель (образовательные, развивающие, воспитательные задачи, словарная работа)
4. Методические приемы
а). Вопросы к детям: 3-4 основных вопроса во 2 младшей и средней группах,
5 6 основных вопросов в старших группах.
б). Дополнительные приемы: художественное слово; игра, близкая по содержанию,
опыты, продуктивная деятельность, пение песенки, трудовые действия и т.д.
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для пед. уч-щ / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Акцидент, 1998.
3. Мы. Программа экологического образования детей (библиотека программы «Детство»).- СПб.: Детство-Пресс, 2000. |
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
6. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. — М.: Академия, 2006.
Дополнительная
1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1988. — № 4.
2. Николаева С.Н. «Обзор современных зарубежных и отечественных программ. »\ Дошкольное воспитание.- 2002.- № 7;
3. Рыжовой Н.А. О программах экологического образования дошкольников// Дошкольное образование. — 2004. — № 11.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: Книга для педагогов дошк. учр-й, преподавателей и студентов педуниверситетов и колледжей / Под ред. Академика РАО Т.А.Ягодина. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000.
5. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду[Текст]: программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
6. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулке с малышами [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 2-4 лет / С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Ситнтез, 2005.Белошистая, А.В. Обучение математике в ДОУ [Текст]: метод. пособие / А.В. Белошистая. – М.: Айрис-Пресс,2005.
Требования к конспекту руководства трудом
в старшей группе МДОУ № …
студентки 403 группы ОЗО
2. Задачи руководства:
— мотивация на трудовую деятельность:
— подготовка оборудования и его рациональное размещение;
— определение последовательности трудовых действий;
— руководство процессом труда, роль педагога
6. Завершение трудового процесса:
Состав портфолио по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
1. Контрольная работа по курсу
2. Конспект руководства трудом (вид труда и группа по выбору)
3. Аттестационный лист по практике (раздел курса)
Портфолио — коллектор (методические материалы из опыта работы по проблеме руководства трудом детей: методические рекомендации, конспекты, планы родительских собраний, перспективные планы, фотоиллюстративный материал, презентации, подборка статей)
/портфолио предоставляется преподавателю дисциплины/
Источник: cyberpedia.su