Педагогические программы для детского сада являются основой для эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Правильный выбор образовательной техники позволит воспитать гармоничную, умную и добрую личность. Современная методика «ИСТОКИ» по ФГОС уделяет должное внимание абсолютно всем аспектам формирования зрелой личности.
Значение занятий по программе «Истоки» в детском саду
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду — это специально разработанная образовательная методика, основным аспектом которой является пробуждение детей к интересу и познанию явлений природы.
Суть программы состоит в полном отказе от педагогики монологического типа к осмысленному диалогу ребенка с взрослым, родителей и учителей, а также детей между собой. Воспитательный вектор, прежде всего, направлен на цельное саморазвитие личности, что не ограничивается дошкольной подготовкой.
Значение занятий по программе учитываются исходя из содержательной классификации, которая ориентируется 3 этапами детского развития:
Парциальные и дополнительные программы дошкольного образования
- Ранний. От самого рождения до 3 лет.
- Младший дошкольный. В период от 3 до 5 лет.
- Старший дошкольный. Начиная с 5 лет.
На каждом из этапов, педагогом определяется вид деятельности, который соотносится с образовательным процессом. Основной подход в виде общения ребенка с авторитетным взрослым является основой организационного этапа по развитию коммуникативных навыков.
Цели и задачи программы по ФГОС
Главной идеей программы является обогащение и развитие личности ребенка, которые идут наряду с полным отречением от педагогической акселерации — искусственного ускорения, вредящему получаемым навыкам и совершенствованию.
Основные цели программы «ИСТОКИ»:
- Развитие духовных, общественных и нравственных аспектов воспитания личности.
- Приобщение к основным вопросам образования, которые строятся на основании нравственных или духовных обычаев народов.
- Сформирование творческих или универсальных навыков до уровня, который котируется в рамках современного общества, а также соотносится с возрастными возможностями детей.
- Совершенствование коммуникативных навыков, что позволяет взаимодействовать с другими индивидами. Развитие руководящих способностей.
- Воссоздание специальных условий для ребенка, что помогает лучше адаптироваться и подготовиться к начальной школе.
- Сохранение и развитие эмоционального и физического здоровья.
- Снабжение детей равными стандартами саморазвития, которые в последующем сохраняются и поддерживаются.
Задачи образовательной деятельности по педагогической программе «ИСТОКИ» рассматриваются исходя из линий развития ребенка, при которых учитываются те или иные возрастные изменения.
Вид развития | До 3 лет | С 3 до 5 лет | С 5 лет |
Коммуникативно-социальное | Сформирование основных правил общения между детьми и взрослыми для проведения групповой деятельности. |
Получение основного представления о профессиональном труде взрослых.
Воспитание доброго отношения к другим людям.
Развитие необходимых способностей для самоорганизации.
Поддержка мотивации к участию различных видов деятельности, оказание помощи.
Работа над сравнением предметов, исходя из формы, цвета и величины.
Совершенствование навыка группировки предметов исходя из их предназначения.
Формирование способности ориентироваться в пространстве, держать равновесие, повышение ловкости и быстроты движений.
Развитие силовых, ловких и выносливых навыков.
Воспитание нужной настойчивости к определенной цели.
Развитие навыка создания образов при помощи различных техник: пятна, мазки, пластилин, глина.
Обработка навыков создания аппликационных предметов, используя эмоциональные переживания во время работы (молодец, получилось).
Ознакомительный процесс с искусством разных эпох и жанров.
Поддержание нужного стремления к созданию уникальных образов в поделках, рисунках или аппликациях.
Возможность для вольного эксперимента воссоздания образов при помощи художественных материалов.
Полноценное развитие личности создается на основе присвоения ребенку общекультурных аспектов, которые закладываются при помощи предметов, деятельности или общения со сверстниками. Это помогает увеличить педагогическую содержательность, сделав образование базисным, с наличием множества аспектов.
Принципы реализации
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду включает в себя научные достижения в сфере отечественной психологии и педагогики, которые вобрали в себя более переосмысленный опыт западных дисциплин.
Программа позволяет руководствоваться 10 фундаментальными принципами реализации:
- Любая получаемая информация подается в режиме «от общего к частному», что дает возможность определять каждое явление и квалифицировать его в качестве чего-то обобщенного.
Это позволяет более легко встраивать получаемые навыки и знания в уже имеющиеся системы понятий. Программа также отличается системным подходом к организационным вопросам педагогического процесса.
- Информативная составляющая каждой области (художество, окружающий мир, искусство, чтение и другие) подается интегрировано. Это позволяет добиться взаимного совершенствования в группах, при этом, не нарушая целостности мировоззрения.
- Эвристический подход к образованию в случае, когда дети самостоятельно приходят к определенным выводам. Педагог же только направляет их в нужное русло. К примеру, при изучении химических свойств воды, учащиеся переливают ее из одного стакана в другой, понимая, что жидкость имеет свойство принимать форму.
- Акцентирование на демонстрации. Чтобы более точно объяснить подготовительной группе такие понятия, как половина, целое или четверть, учитель разрезает фрукт пополам или разламывает хлебобулочное изделие.
- Проведение экспериментов при помощи разных предметов, которые стимулируют процесс поиска у малышей.
- Учитываются не только личностные аспекты детей (настойчивость, храбрость, лидерство), но и скорость темпа выполнения различных задач. Это позволяет корректировать методику проведения исходя из того, является ребенок медлительным, или же слишком быстрым.
- Изложение материала обязательно опирается на все виды восприятия: зрение, осязание, слух, чувство времени. Индивиды с различным восприятием могут в одинаковой степени усваивать получаемые навыки, тренируя те аспекты, которые плохо развиты.
- Применение освоенного материала на личном опыте. К примеру, рисование, танцы, конструирование и прочее.
- Учет пола ребенка. Прослушивание определенного текста у мальчиков определяется повышенным вниманием к содержанию, тогда как девочки руководствуются эмоциональными переживаниями, чувствами и эмпатией.
- Ориентирование на сам процесс выполнения, а не на результат. Поэтому особо важно определять такие аспекты, как аккуратность выполнения рисунков или любых других создаваемых предметов.
В любой проведенной деятельности, включая динамические игры или сказочные инсценировки, следует не только обращать внимание на конечный результат, но и оценивать предварительную подготовку детей.
Достоинства и недостатки программы
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду от остальных техник отличается главным преимуществом, которое характеризуется четкостью изложения материала и его точной структурированностью.
Основные достоинства методики:
- Воплощение наиболее целостной тактики совершенствования личности. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Способность к представлению и оценочному суждению культуры в контексте знакомства с творчеством народности, художественными произведениями, мнением об окружающем мире.
- Обучение сопереживанию и сочувствию к природному миру.
Программа «ИСТОКИ» создает необходимые условия для взаимодействия в рамках детского сада и семьи. Так, родители начинают активно учувствовать в учебно-воспитательном процессе ребенка. Методика объединяет все педагогические требования по ФГОС.
Несмотря на фундаментальные достоинства, программа также имеет ряд недостатков:
- Методика акцентирует особое внимание на мире животных, лишь немногим затрагивая растения.
- Принцип развития посредством продуктивной самостоятельной деятельности характеризуется недостаточной эффективностью в некоторых случаях.
- Определенные линии развития могут быть несвязанными с обсуждаемым направлением и планом, которые в большей степени реализуются через совершенствование тех или иных навыков. Задачи в рамках старшей группы определяются условностями, что не позволяет получить целостное представление об окружающем мире.
Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе.
Организация и проведение занятия в ДОУ
Организационные вопросы и проведение занятий по программе в ДОУ осуществляются исходя из возрастных категорий подгрупп. При этом существуют рекомендации, которые являются базовыми для любой внутригрупповой практики.
Подготовка к занятию
Первоначальная подготовка к проведению учитывает создание комплексных зон на территории детского сада, которые акцентируют внимание детей на природе, тем самым развивая те или иные навыки. Так, можно прибегнуть к размещению яркой птицы в летнем саду или елки в зимнем уголке.
Базовая часть подготовки включает:
- Подробное описание возраста детей в подгруппе.
- Вычет усредненных показателей интеллектуального развития для определенного возраста.
- Создание предметно-развивающих уголков исходя из вышеописанного анализа.
- Организационные вопросы бытовой и профессиональной деятельности педагогов, родителей и психологов.
Интерактивные объекты размещаются таким образом, чтобы дети смогли наблюдать и проводить собственные эксперименты. Здесь необходимо создать нужные условия, которые не будут сдерживать ребенка.
Проведение занятия
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду предполагает наличие 4 основных методических приемов.
При желании их можно группировать или видоизменять, исходя из особенностей подгруппы:
- Беседа. С этой методики начинаются все организованные процессы. К примеру, перед тем как рассмотреть тематическую группу «Домашние животные», воспитатель спрашивает у младшей группы о том, есть ли у них дома питомцы. При возможности, педагог должен рассказать о своем животном.
Помимо мотивационной составляющей, беседа — это отличная возможность для подведения результатов программы и создания нужной рефлексии. Начиная со 2 полугодия, дети узнают о том, как правильно давать оценочное суждение и описывать собственные переживания, полученные на занятии.
- Словесные приемы. Для того чтобы создать качественный диалог между участниками беседы, следует использовать специальные словесные приемы.
Такая речь характеризуется не только педагогическим, но и назидательным эффектом. Высказанные слова педагога позволяют детям расширить собственный кругозор и узнать о новых словосочетаниях. Отличается высокой эффективностью для навыка разнообразного и грамотного изложения мыслей.
- Стихотворения, потешки, загадки и зарисовки. Отлично активизируют и мотивируют детей на дальнейший процесс обучения.
Также обладают стимуляцией к изменению активности, исходя из особенностей проведенных техник. К примеру, для переключения внимания следует использовать более веселые и энергичные стихи, которые можно дополнять при помощи жестов или эмоций.
Поскольку зрительные образы являются приоритетными в воспитании дошкольников, занятия должны включать:
- различные картинки, которые изображают ту или иную деятельность или сюжет;
- материалы для непосредственной демонстрации — проектор, музыкальное сопровождение, игры;
- экспериментальная деятельность при помощи различных материалов для изучения свойств воды, земли и других природных элементов.
Принципиальное различие программы «ИСТОКИ» над другими техниками — наличие содержательного элемента, который излагается на основании взаимосвязи с природными явлениями.
Даже на тех занятиях, которые не связаны тематикой окружающего мира, дети рассматривают различные явления, объясняемые через природу. К примеру, счет можно выучить при помощи желудей или каштанов.
Пример составления плана по внедрению методики «ИСТОКИ»
Автором следующего плана внедрения программа «ИСТОКИ» является эксперт в сфере педагогики — Калашникова С. В. Расписание учитывает множественные факторы развития у детей разных возрастных категорий.
Группировать различные события в определенную последовательность.
Подробно познакомить с методами производства деревянной мебели.
Для обеспечения особой атмосферы, следует добавлять различные настольные игры, которые отличаются исходя из предметной или тематической области. Особо важно участие взрослых и наличие творческого порядка.
Оценка и анализ
Анализ полученных результатов особо важен при оценке интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, которые определяются исходя из тематической деятельности.
Такой мониторинг проводится при помощи:
- наблюдательской деятельности;
- диалога с родителями и детьми;
- создания различных ситуаций.
Анализ данных может проводиться как педагогом, так и психологом, при помощи специализированных методик. В случае, когда оценочного суждения воспитателя достаточно, профессиональный анализ специалиста может не проводиться.
При этом оценка различными психологическими тестами особо важна для профильного образования и выявления профессиональных качеств.
Оценочный лист по программе «ИСТОКИ»:
Оценка типа развития | Средняя оценка исходи из возрастной группы | Уровень: достаточный, почти достаточный, недостаточный (Д, ПД, Н) |
Социально-коммуникативное | ||
Познавательное | ||
Речевое | ||
Художественное и эстетическое | ||
Физическое |
Педагогическая программа под названием «ИСТОКИ» позволяет комплексно сформировать личность дошкольника, учитывая такие аспекты, как возраст, психологический тип мышления, способность к обучению и тому подобные нюансы. Методика разработана в соответствии со всеми правилами ФГОС и активно используется в детском саду.
Видео о программе
Источник: kidteam.ru
Играем в театр. «Русское слово» выпустило новую парциальную программу для детей дошкольного возраста
Издательство «Русское слово» представляет новую парциальную программу художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста «Играем в театр». Программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рассчитана на три года: среднюю, старшую и подготовительную к школе группы.
«В основе театральных занятий лежит игра, а для детей дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности, именно она помогает в постижении мира», – объясняет автор программы, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Генералова.
Материал постепенно усложняется: от настольного театра, пальчиковых кукол к перчаточным куклам; от игр-драматизаций по мотивам русских народных сказок к спектаклям на основе инсценировок. В программе представлены темы, которые повторяются в разные годы обучения, но даются с различным уровнем сложности, объёмом информации, подбором творческих заданий. Например, знакомство с театральными профессиями осуществляется на протяжении всех трёх лет. Дети каждый год узнают о новых специалистах, участвующих в создании спектакля, а также получают дополнительные сведения о тех специалистах, с которыми познакомились ранее.
«Живая и увлекательная форма занятий, основанных на играх-драматизациях, режиссёрских играх, театральных тренингах, пластических импровизациях, помогает детям раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве», – продолжает автор.
Парциальная программа «Играем в театр» адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, педагогам системы дополнительного образования, специалистам, работающим с детьми 4–7 лет. В предлагаемом издании содержится общая характеристика курса, перечислены принципы, которые легли в его основу, обозначены цели и задачи, планируемые результаты освоения парциальной программы, а также представлены конспекты театральных занятий.
Дошкольникам, проявляющим интерес к театру, издательство «Русское слово» рекомендует книгу «Маленький театр «Прекрасные идеи»» из серии «Сделай сам из бумаги». Книга позволит ребёнку сделать театр своими руками: сцену, 20 декораций и 30 сказочных персонажей.
Педагогам детский садов предлагаем обратить внимание на другие парциальные программы для дошкольного образования. В каталоге издательства «Русское слово» представлены программы «Английский для дошкольников», «В мире музыкальной драматургии», «Весёлый рюкзачок», «Бадминтон для дошкольников», «С чистым сердцем».
Узнать подробнее литературе для педагогов ДОО и детей дошкольного возраста можно на сайте Центра дошкольного образования издательства «Русское слово». Все перечисленные издания доступны в официальном интернет-магазине.
Источник: xn—-7sbab5ahodkurn.xn--p1ai
В России утверждена единая федеральная программа дошкольного образования
Министерство просвещения России утвердило единую федеральную программу дошкольного образования. Приказ опубликован 28 декабря на официальном интернет-портале правовой информации.
Ранее министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал о работе над новыми учебниками истории. Первые проекты должны появиться к февралю 2023 года и объединить сразу два курса: «История России» и «Всеобщая история».
Поделиться:
Правила использования материалов:
Материалы, опубликованные на сайте riafan.ru, могут быть воспроизведены (процитированы) в СМИ. При этом не допускается переработка, за исключением сокращений, сохраняющих смысл публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ФАН требует письменного разрешения редакции ФАН, и проводится с обязательным размещением логотипа ФАН и гиперссылки на riafan.ru. При любом цитировании материалов активная ссылка на сайт riafan.ru обязательна.
Источник: riafan.ru