Парциальные программы по экологическому образованию что это такое

Содержание экологического образования детей отражено в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми: «Паутинка» Ж.Л. Васякиной. (1994); «Друзья Маленького принца» (Маленький принц Земли) И.В. Цветковой, (1995); «Мы – земляне» Н.Н. Вересова, (1996); «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, (1996); «Юный эколог» С.Н.

Николаевой, (1996); «Мы» Н.Н. Кондратьевой, раздел «Ребенок открывает мир природы»; программа «Детство» (РГПУ им. А.И. Герцена), (1996); «Семицветик» В.И. Ашакова и С.Г. Ашаковой, (1998); «Цветовая экология» Т.В. Шпотовой; «Экологическая дорожка» А.Е.

Королевой и Г.Г. Кученевой и др.

  • Программа экологического воспитания и обучения дошкольников «Паутинка» – авт. Ж.Л. Васякина – методист Детского экологического центра Северо-западного округа г. Москва.
  1. Обеспечение условий для выработки самоопределения ребенка и взрослого (воспитателей и родителей).
  2. Творческое самовыражение ребенка и педагога через средства устного народного творчества, игру, живопись и создание своих маленьких произведений.
  3. Развитие умственных способностей ребенка.
  4. Обогащение детей знаниями из различных областей науки, техники, литературы и искусства.
  1. «Готовность воспитателя к экологической работе с детьми дошкольного возраста» (Программа повышения квалификации дошкольных работников).
  2. «Начало экологической культуры». (Основы программы экологического воспитания дошкольников 2-7 лет).
  • Программа экологического образования детей «Мы» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г. С.-Петербург под руководством Н.Н. Кондратьевой, к.п.н., доцент (1955 – 1995).
  • Комплексная программа культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста (3-7 лет) «Семицветик» – авт. В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова, педагоги дополнительного образования центра детского творчества г. Троицка Московской области.

16.08.2019 58.37 Кб 3 ЛР-Литье металлов.DOC

Система экологического образования | Видеолекции | Инфоурок

16.07.2019 390.03 Кб 1 Марк.исслед. рынка сот.тел..rtf

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика экологического образования — Парциальные программы

Page 5 of 61

Парциальные программы

Наряду с комплексными в 90 — е годы создано значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников.

!Использование комплексных и парциальных программ при разработке программы дошкольного образования

Программа А. Вересова «Мы — земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас» , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.) также пытается решить вопросы Я — концепции ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко — как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно — экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать.

Программа предлагает совместную деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье. В программе имеются две базовые темы: «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и человек), но выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках.

Программа Т.А.Кобчевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решает задачи экологического и эстетического воспитания детей. Блоки программы — «Мир-человека» «Мир искусства» — посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения

Читайте также:
Elma программа что это

Культурологический аспект экологического воспитания представлен и в программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета — наш дом», а также в программе Т.Н.Поповой «Мир вокруг нас».

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом — природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5 — 6 лет, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две программы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России: педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Сочи, в Липецке, Нижнем Новгороде).

Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения и тактики введения человечества на планете, способов ее взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Источник: spargalki.ru

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
    • Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
      • различные тематические игры,
      • викторины,
      • рисование и конструирование,
      • наблюдение,
      • ответы на вопросы детей,
      • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
      • работа в живом уголке,
      • подготовка экологических праздников и т. д.
      • Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

      Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

      Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

      Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

      Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей.

      Читайте также:
      Apple carplay что это за программа

      Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

      Наглядное пособие по теме «Огород»

      Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

      В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

      Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

      Элементы экологического лото «Растительный мир»

      Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

      Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

      Пример плаката для оформления экологического уголка

      Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

      Источник: melkie.net

      ПЗ 1 — копия. Парциальные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста

      Единственный в мире Музей Смайликов

      Самая яркая достопримечательность Крыма

      Скачать 41.23 Kb.

      Наталья Николаевна Кондратьева Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

      развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

      формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

      1раздел «Живые…, какие мы?»

      2 раздел «Как живые приспосабливаются к среде»

      3 раздел «Мы нужны друг другу на Земле»
      Каждый раздел включает блоки:

      -растения и животные

      -человек как живой организм и социальное существо

      — проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

      — детально прописанная методика организации работы педагога со всей группой, с мини-группой и отдельным ребёнком;

      — дети учатся учиться, находить нужную информацию.

      Николай Николаевич Вересов Цель программы — создание условий для становления основ

      экологического сознания у старших дошкольников.

      обеспечение условий для выработки смысловых позиций,

      важнейшая из которых — позиция землянина, наследника, рачительного

      хозяина и защитника своего дома — Земли;

      творческое самовыражение ребенка и педагога;

      развитие способностей ребенка;

      В Программе два компонента

      духовной и материальной культуры, планете Земля как общем доме

      негативно влияет на экологическую систему в целом;

      — формирование представлений о родственных и иных (горожане,

      соотечественники, земляне) связях между людьми, отличии и общем,

      — получение знаний о Доме — родном доме ребенка — улице — городе

      (деревня) — стране — родине — Земле — солнечной системе как единой

      экологической структуре, за состояние которой ответственен человек;

      — приобретение личного опыта участие в экологических акциях;

      — формирование первоначальной компетенции в области

      — является образовательной системой, в которой представлены два неразрывно связанных компонента: содержательный и технологический;

      Н. А. Авдеева, Г. Б. Степанова Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Изучение обычаев, традиций, культурного наследия, родного края. Земля — наш общий дом.

      Все живое имеет право на жизнь.

      Какие живые существа живут в океане и море, реке и

      озере, в лесу и пустыне.

      Взаимосвязь живого и неживого в природе (экосистема).

      Как животные приспосабливаются друг к другу.

      Как животные приспосабливаются к природным условиям.

      У каждого животного свои повадки, свой образ жизни.

      Как разные животные живут в одном доме.

      — самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

      — проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

      — стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

      — пытаться самостоятельно оценивать свое поведение;

      Т.В. Потапова Цель программы: Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества . Задачи:

      Ж. Л. Васякина-Новикова Цели:

      формировать у детей основы планетарного мышления;

      Копцева Татьяна Анатольевна Цели:

      формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства;

      развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;

      Читайте также:
      Playstation app что это за программа на Андроид

      развитие мелкой моторики и образного мышления.

      передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

      Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).

      Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

      В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.

      развивать восприятие красоты;

      заложить этические и нравственные основы;

      расширять сознание и кругозор;

      раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

      Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем.

      1. «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии.

      2. «Небо». Что мы видим в небе? Что в небе живет? Связь Земли и неба.

      3. «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры.

      4. «Светочи». Великие люди — народные герои и подвижники.

      — Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,

      проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре,

      общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

      способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

      — Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

      — Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

      Л.Л. Кшняшева Цель программы – развитие позитивного личностно-значимого отношения к

      природе детей старшего дошкольного возраста посредством целенаправленного

      общения с природным окружением.

      Задачи: формирование начальных экологических знаний о

      взаимосвязях в природе, о месте и роли человека в мире и природе;

      формирование представлений о животных и растениях как живых организмах; развитие положительного опыта эмоциональночувственного восприятия природы; развитие практических умений и навыков

      взаимодействия с объектами природы родного края; развитие осознанности

      ребенком взаимосвязи «Я – Природа»;

      воспитание эстетического видения окружающего мира;

      ценностное ориентирование в окружающем мире и ближайшем природном

      модуль «Основы экологии для малышей» и модуль «Живая планета» базового

      уровня. Второй год обучения включает в себя модуль «Обитатели планеты

      Земля» базового уровня. Третий год обучения включает в себя модуль «Это

      природы», предполагающей не только познание мира природы через сенсорные

      каналы восприятия, но и более глубокое понимание жизни природы, «в

      чувствование», в природу, следование идеалам нравственно-ценностного

      Н.А. Рыжова Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Состоит из нескольких блоков, которые связаны между собой по содержанию. В каждом блоке выделены обучающий и воспитывающий компоненты.

      — ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

      -заботиться о здоровом образе жизни;

      -осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

      — оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

      — выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок;

      Николаева Светлана Николаевна Цель: формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

      — Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ.

      — Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. –

      — Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

      — Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

      Ориентирована на детей 2—7 лет.

      Состоит из 7 разделов:

      Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.

      Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.

      Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

      В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

      Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

      самостоятельные наблюдения, постановка опытов, вопросов, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях обсудить их, передать в деятельности (в игре, изобретательной деятельности, в труде по уходу за растениями и животными);

      сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам;

      дети получили практические знания по охране природы;

      Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Цель программы: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы.

      «Земля — планета» «Твердь»

      «Птицы», содержащих 72 занятия.

      дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;

      у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;

      дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;

      повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;

      Источник: topuch.com

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru