Парциальной программой по экологическому воспитанию не является программа

Пособие призвано помочь специалистам ДОУ сориентироваться в многообразии вариативных образовательных программ по экологическому развитию ребенка, представить в систематизированном виде материалы, позволяющие делать осознанный выбор программ в соответствии с основными линиями развития ребенка-дошкольника.

В нем представлены анализ комплексных, специализированных и дополнительных дошкольных образовательных программ, реализующих экологическое направление развития ребенка и результаты их апробации.

Предназначено для заведующих, старших воспитателей и специалистов ДОУ (воспитателей, педагогов-экологов, педагогов дополнительного образования), преподавателей и студентов учреждений среднего и высшего педагогического образования, руководителей методических служб, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Комплексные дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития

Программы экологического образования

детей раннего и дошкольного возраста 5

Программа воспитания и обучения в детском саду 7

Программа «Радуга 10

Детство (программа развития и воспитания детей в детском саду) 12

Программа «Развитие» 15

Программа «Одаренный ребенок» 18

Программа «Истоки» 20

Программа «Из детства — в отрочество» 23

Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет) 26

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в

Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») 28

Программа «Детский сад — дом радости» 31

«Гармония развития» (интегрированная программа интеллектуального,

художественного и творческого развития личности дошкольника) 32

«Золотой ключик» (программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет) 35

Программа «Сообщество» 38

Программа «Дошкольная группа» (для групп кратковременного пребывания в

детском саду: старший дошкольный возраст) 42

Специализированные и дополнительные дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка

Программа экологического образования детей «Мы» 47

Программа «Планета — наш дом» 49

Программа «Живая экология» 51

Программа «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» 54

Программа «Семицветик» 55

Программа «Природа и художник» 57

Программа «Наш дом — природа» 59

Программа «Юный эколог» 61

Программа «Мир вокруг нас» 62

Программа «Я — человек» 64

Программа «Жаворонок» 65

Программа «Паутинка» 66

Список использованной и рекомендуемой литературы 67

Введение

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России — системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Вебинар для ДОО: Экологическое воспитание в ДОО и СОШ. Знакомство с подвижными занятиями «Экологика»

Дошкольные образовательные программы, реализуемые в едином образовательном пространстве России, должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о ДОУ, нормативно-правовым документам по аттестации и аккредитации. Программы, адресованные государственным учреждениям, должны носить светский характер и соответствовать общей государственной политике в области образования и общей направленности концепции модернизации российского образования. В содержании программы должны учитываться социально-экономические, национально-культурные, демографические, климатические условия региона.

Комплексные образовательные программы для дошкольников должны обеспечивать:

— полноту раскрытия целей обучения;

— конкретность и процессуальность представления содержания образования;

— оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;

— широкие контакты с различными сферами (изобразительное искусство, музыка, детская литература, родной язык, экология, математика, игра, труд);

— возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомства с родным городом, его историей, традициями;

— учет возрастных и психофизических особенностей, интересов ребенка, склонностей, определяемых половой принадлежностью, двигательных, физических, психологических нагрузок;

— гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня образования;

— обеспечение развития наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности, стимулирование расширения объектов познания (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство);

— осуществление постепенного перехода от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установление связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.);

— решение проблемы развития творчества, желания учиться в деятельности и др.

Программа должна способствовать активному взаимодействию ребенка с миром. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления.

Специализированные (парциальные) и дополнительные программы должны обеспечивать:

— раскрытие научных положений в соответствии с достижения­ми современной отрасли науки;

— оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка;

— ясность, точность и лаконичность изложения учебного материала, четкость формулировок, правил и определений;

— возможность реализации новых педагогических технологий, методического обеспечения;

— преемственность при переходе к каждому возрастному периоду;

— обучение и воспитание дошкольника в русле его реальной и постоянно развивающейся деятельности;

— целесообразную организацию развивающей среды.

Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Министерства образования России, постепенно расширяется. В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей.

Внедряются специализированные программы экологического образования: «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова); «Наш дом — природа» (НА. Рыжова); «Мы — земляне» (Н.Н. Вересов); «Природа и художник» (ТА. Копцева); «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Красота — радость — творчество» (Т.С. Комарова и др.); «Я — человек» (С.А.

Козлова); «Наследие» (М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева) и др.

Н.А. Рыжова подразделяет программы по экологическому образованию на три группы: программы экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социально-экологической направленности.

К первой группе относятся программы: С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка», А.И. Ивановой «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» и ряд других.

Для этих программ характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

Читайте также:
Как программа восстанавливает удаленные файлы

Во вторую группу вошли программы: В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.К. Най-денской «Планета — наш дом», Т.Н. Поповой «Мир вокруг нас».

Для них характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят на второй план.

Программы третьей группы: Н.Н. Вересова «Мы — земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология». В их содержании преобладают вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.

Выбирая программу для работы, педагоги, как правило, ориентируются на следующие критерии:

· научность программного материала;

· методическая обеспеченность программы;

· наличие четкой структуры;

· наличие критериальной базы;

· наличие в программе задач экологического образования;

· возможность включения в программу регионального компонента;

· доступность изложения материала;

· наличие указаний на условия реализации программы;

· возможность использования программы в разных типах ДОУ, различных группах;

· охват детей, воспитателей, родителей;

· новизна и современность педагогических технологий;

· обеспечение преемственности ДОУ и школы;

· возможность интеграции экологического содержания программы с другими разделами;

· возможность работы с детьми разного уровня развития;

· обеспечение совместной работы всего коллектива по экологическому образованию;

· личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога и воспитанников;

· постепенное усложнение содержания образования от группы к группе;

· направленность программы на экологическое развитие личности;

· соответствие временному стандарту ДОУ.

КОМПЛЕКСНЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

аналилиз парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников

некоторые современные методические разработки сложно назвать экологическими, скорее это несколько измененный вариант традиционной программы по ознакомлению с окружающим миром с усилением регионального аспекта. В отдельных программах основное внимание уделяется формированию у детей сельскохозяйственных знаний и умений, что, скорее, можно отнести к трудовому, а не экологическому воспитанию.

Оценить 7245 0

Содержимое разработки

«Анализ парциальных программ по экологическому воспитанию

детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день существует много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них широко применяются педагогами дошкольных учреждений в работе и сейчас, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависит от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОО.

Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволил условно разделить их на три основные группы:

— программы экологической (в основном биоэкологической) направленности;

— программы эстетико-культурно-экологической направленности;

— программы социально-экологической направленности.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной — Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка» и ряд различных региональных программ.

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). Многие из этих программ опираются на идеи Н.К. Рериха.

К данной группе прежде всего можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом», Т.И.

Поповой «Мир вокруг нас».

Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании программ комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.).

В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены программы Н.Н. Вересова «Мы — земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология».

В ДОО в наибольшей степени используются программы первой и второй групп. Рассмотрим некоторые, наиболее распространённые из них:

Автор, название программы

Цель и задачи программы

Анализ программы

С.Н. Николаева

«Юный эколог»

Цель: формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

— Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ.

— Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. –

— Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

— Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

— Показать разные формы взаимодействия человека с природой.

Программа включает две подпрограммы: программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

Ориентирована на детей 2—7 лет.

Состоит из 7 разделов:

Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок,

Т.А. Виноградова «Мы»

— Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

— Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами.

— Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Основой содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях.

Читайте также:
Как пользоваться программой wondershare

Состоит из 3 разделов: «Как растет живое», «Живые. какие мы?», «Как живые приспосабливаются к среде».

Это позволило более точно выделить последовательность развития содержания программы и его освоения детьми: от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме.

Ж.Л. Васякина-Новикова «Паутинка»

— Формировать у детей основы планетарного мышления.

— Воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля.

— Знакомить детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных, показывать оптимальные пути их взаимопроникновения.

— Формировать у детей знания о структурах, входящих в понятие биосфера.

— Учить детей прослеживать временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете.

— Раскрывать взаимосвязи животного и растительного мира со средой обитания.

Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?».

Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей.

Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Т.И. Потапова

«Мир вокруг нас»

— Формировать системные представления об окружающем мире, роли и человека в нём.

— Приобщать детей к планетарному мышлению.

— Знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами.

— Подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства.

— Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам.

— Формировать навыки и умения вести беседу, выражать своё отношение к миру посредством искусства.

Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно — экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

Идея программы — проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность. Принципы программы: гармония и красота, сотрудничество и единство требований, интеграция, целостность, постепенность погружения в проблему. Состоит из трёх комплексов: «Мир вокруг нас» (6-8 лет), «Красота окружающего мира» (8-9 лет), «Земля — планета людей» (9-10 лет).

Материал каждого комплекса разбит на три блока.

«Наш дом – природа»

Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста.

Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

1. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.

2. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.

3. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.

Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Тропинка в природу»

— Формировать знания о целостности природы и основных признаках живых существ, научить ребенка воспринимать растения, животных и человека как живых существ.

— Формировать знания о приспособлении живых организмов к среде обитания.

-Дать знания о росте и размножении живых организмов (на основе первого и второго разделов).

— Познакомить детей с основными экосистемами, характерными для нашей зоны.

В программе выделяются четыре раздела.

Раздел 1 — знакомство с многообразием живых существ, с понятием о жизненных функциях организма.

Раздел 2 – о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определенной среды.

Раздел 3 – о процессах роста и развития.

Раздел 4 — на основании первого и второго разделов программы даёт представления об экосистемах.

Таким образом, представленные отечественные программы экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого не достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства .

Однако, некоторые современные методические разработки сложно назвать экологическими, скорее это несколько измененный вариант традиционной программы по ознакомлению с окружающим миром с усилением регионального аспекта. В отдельных программах основное внимание уделяется формированию у детей сельскохозяйственных знаний и умений, что, скорее, можно отнести к трудовому, а не экологическому воспитанию.

В последние годы появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора дополнительной программы и ее цель, меняется логика изложения материала.

Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная составляющая, которой следует придерживаться неукоснительно.

При необходимости, представляется возможным комбинирование разных программ, однако на базе одной программы (одной идеи). В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ.

Читайте также:
Начальная настройка программы 1с

Список используемой литературы :

Гончарова Е.В. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста». Нижневартовск: НГУ, 2008.

Дедю И. И. «Экологический энциклопедический словарь». – Кишинев, 1989.

Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей «Мы». Санкт – Петербург. 1996.

Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М. «Теория и методика экологического образования детей». Екатерин­бург, УГПУ, 2004.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду». М., 2009.

Рылеева Е. В. «Открой себя». М.: Линка – Пресс. 2000.

Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа». — Тамбов: ИПКРО, 1994.

Источник: www.prodlenka.org

Парциальная программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста (3– 4 года) «Друзья природы» по экологическому воспитанию

Парциальная программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста (3– 4 года) «Друзья природы» по экологическому воспитанию

Ванюшкина Татьяна

Актуальность — заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Программно — методическое обеспечение. Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Картинками

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 225 «Теремок» комбинированного вида

Парциальная программа

дополнительного образования

детей младшего дошкольного возраста

«Друзья природы»

по экологическому воспитанию

Паспорт программы

Кружок «Друзья природы» по экологическому воспитанию.

Основание для разработки программы

1.Конвенция о правах ребенка;

2.Закон РФ «Об образовании»: Ст. 51, п. 1; ст. 18, п. 3.

3. федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении

Родители, педагогический коллектив.

Организация исполнитель программы

Участники образовательного процесса: специалисты, педагоги, дети, родители.

Дети 3-4 летнего возраста, посещающие детский сад

Ванюшкина Т.В., воспитатель

формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

— формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

— развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

— воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

— воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Срок реализации программы

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие

Новизна данной работы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе

Актуальность — заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Программно — методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Виды деятельности:

— непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Организация деятельности и режим экологического кружка:

Кружок проводится 1 раз в неделю — в пятницу, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы во второй младшей группе с детьми 3-4 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, с учетом комплексно-тематического планирования ДОУ и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru