Парциальная программа в доу по фгос от рождения до школы что это

Парциальная программа — это… Гармоничное развитие личности ребенка в детском саду

Парциальная программа — это непонятные слова для любой матери, которая задумывается о том, чем занимается её ребёнок в детском саду. Тем не менее в них нет ничего страшного.

Парциальная программа — это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности.

Помимо основной воспитательной работы, педагогическая деятельность включает в себя и дополнительные, парциальные программы. Что же это такое и какую цель преследует?

Парциальные программы в ДОУ — это занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления.

В чём отличие парциональной программы от обычной?

Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всего воспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов. В книжном магазине в отделе методической литературы можно найти книги с подробными описаниями.

От рождения до школы Инновационная программа дошкольного образования

В чём смысл парциальной программы?

Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и интересные задачи. Приветствуется творческая активность и отдача. В этот уникальный период, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему в окружающем мире, творческие игры помогут им, как ничто другое.

Задача детского сада — создать атмосферу равенства между детьми, каждому ребёнку дать возможность развиваться без ущерба для психики и здоровья.

Какими бывают парциальные программы?

Парциальные программы в ДОУ делятся на несколько направлений. Некоторые из них предполагают изучение фольклора, сказок, басен, стихов и былинных героев. Это не только даёт детям представление об истории, но и развивает память: отрывки из басен, считалок и простых стихов учатся легко и являются примером для самостоятельной активности.

Математические программы знакомят с простейшими арифметическими операциями и задачами на смекалку, развивая таким образом рациональное мышление.

Парциальные программы по ФГОС

Безусловно, деятельность детских садов регулируется федеральными стандартами. Парциальные программы по ФГОС предполагают, что дошкольное образование будет направлено на индивидуализацию занятий, поддержку инициативы и активности детей во всех сферах, сотрудничество с семьёй и помощь родителей, активную работу воспитателей и других сотрудников детского сада для обспечения комфортного нахождения в детском саду.

Для каждого ребёнка важна индивидуально подобранная парциальная программа. ФГОС же позволяет организовать её по всем правилам.

13.11.2019 Вебинар «Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»»

Детское дошкольное образовательное учреждение самостоятельно выбирает образовательные программы, но они должны соответствовать федеральным стандартам.

На что именно направлены парциальные программы?

Принципы парциальных программ просты. Существует несколько направлений воспитания. Их используют либо по отдельности, либо комбинируют, добиваясь лучшего эффекта.

Ребёнку прививаются, например, представления об обыденной жизни, культуре человеческого жилья, о предметах быта и материалах, из которых они были изготовлены, о цели и назначении каждого предмета. Постепенно возникает не только понимание о его месте в мире, но и желание внести свою лепту и принять самостоятельное активное участие в его изучении.

Как подобная активность влияет на детей?

Режим детского сада, как правило, подобран рационально: ребёнок не устаёт, получает время на отдых и игры, не имеющие какой-то определённой цели. Но важно следить за тем, чтобы активные игры и занятия не являлись причиной стресса.

Нельзя располагать занятии так, чтобы за одним сразу следовало другое так, что даже не остаётся времени на отдых. Многие родители, занятые воспитанием, порой проявляют излишнюю усердность. Они считают, что детского сада ребёнку недостаточно, а потому водят его на дополнительные занятия.

Могут ли родители помочь?

Ближайшие родственники, мама и папа, принимают различные решения относительно того, сколько времени их ребёнок проводит в детском саду. Если у них достаточно возможностей, чтобы заниматься самостоятельно, то необязательно посещать детский сад. Если согласовать этот вопрос с руководством, можно появляться на занятиях только во второй половине дня или, наоборот, в первой.

В остальное же время можно заниматься воспитанием ребёнка самостоятельно. Парциальная программа — это хорошая возможность и для родителей. Вовсе необязательно становится экспертом в данной области, но необходимо иметь представление о том, какие занятия проводятся в детском саду, чтобы дома не терять прогресс.

С какими проблемами может встретиться семья?

Помимо сложных семейных ситуаций, например отсутствия одного родителя или халатного отношения, воспитанию может помешать и несколько других факторов.

Прежде всего, важно помнить о том, что маленькие дети очень впечатлительны. И даже когда они живут в абсолютно адекватной, благополучной семье, у них могут возникнуть проблемы. Например, среди сверстников. Воспитатели детских садов порой сами становятся жертвами на первый взгляд злобных шуток. Это не обходит стороной и детей. Порой они способны на аморальные поступки.

Если родители замечают, что их ребёнок стал замкнут, не хочет говорить о том, что произошло в детском саду или на прогулке, это может быть признаком того, что с ним кто-то грубо обошёлся.

Читайте также:
Пир что за программа

Злые воспитатели: миф или реальность?

Помимо этого, ребёнок может испытывать стеснительность или даже боязнь того или иного воспитателя. Персонал детских садов подбирается с присущей тщательностью. Но каждая ситуация индивидуальна.

Детское дошкольное образовательное учереждение не должно оставить плохих впечатлений у ребёнка.

Разговоры и разбирательства с руководством приведут только к лишним нервам и стрессу. Какими бы хорошими ни были парциальные программы в ДОУ, ребёнку они будут доставлять только неприятные ощущения, если он видит в воспитателе врага или злую ведьму.

Будем знакомы! Я Нина Кадышева — главный редактор онлайн-журнала для женщин «ogUP.ru». Моя цель — сделать женщину красивой, здоровой, архитектором своего счастья и благополучной семьи.

  • Next «ЕСЛИ ВЫ ДАЕТЕ ДЕТЯМ ЧИПСЫ — ВЫ ИДИОТ»
  • Previous БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ИГР СО СЛОВАМИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Источник: ogup.ru

Комплексная программа «От рождения до школы»

Комплексная программа «От рождения до школы» (далее Программа) – это инновационный общеобразовательный программный документ, разработанный для дошкольных образовательных учреждений на основании последних достижений отечественной и зарубежной педагогической науки.

Цели и задачи Программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Основная задача, которая стояла перед авторами Программы, заключалась в разработке такого программного документа, который будет способен оказать необходимую помощь воспитателям ДОУ в организации полноценного воспитательно-образовательного процесса, а также позволяющий составлять собственные образовательные программы.

Ведущие цели Программы:

  • Создание необходимых оптимальных условий для успешного и продуктивного проживания дошкольного детства каждым воспитанником.
  • Формирование личностной базовой культуры.
  • Всестороннее и своевременное развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Осуществление необходимой подготовки для последующего успешного вхождения в современный социум и подготовки к школьному обучению.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Замечание 1

Особенное внимание в Программе уделено развитию личности каждого ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию необходимых личностных качеств (патриотизм, стойкая жизненная позиция, творческий подход к решению проблем, уважение традиций и т.д.).

Достижение целей и задач Программы происходит через организацию разнообразных видов детской деятельности (продуктивной, познавательной, исследовательской, трудовой и т.д.).

Первостепенное значение в достижении целей Программы имеют:

  • Оказание заботы в сохранении здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
  • Создание в группах ДОУ благоприятной атмосферы, основанной на доброжелательных и гуманных взаимоотношениях.
  • Воспитание общительного, доброго, любознательного, инициативного и самостоятельного человека.
  • Использование потенциала всех видов детской деятельности их интегративное применение в педагогическом процессе.
  • Творческий и креативный подход к организации воспитательно-образовательного процесса.
  • Вариативное применение имеющегося образовательного материала, с целью творческого развития личности ребенка, в соответствии с его наклонностями и потребностями.
  • Уважительное отношение к результатам творческого труда ребенка.
  • Соблюдение единства подходов в вопросах воспитания ДОУ и семьи.
  • Соблюдение преемственности между ДОУ и школой.

Подобрали для написания работы по теме «Комплексная программа «От рождения до школы»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Решение всех поставленных Программой целей и задач воспитания, представляется возможным в том случае, если педагогом организуется целенаправленная и систематическая поддержка разнообразных форм деятельности воспитанников, их инициативности и активности, с первых дней пребывания в ДОУ.

На первый план Программой выдвигается развивающая функция образования, предполагающая становление личности ребенка с ориентацией на его индивидуальные особенности.

Принципы построения Программы

При разработке Программы авторы опирались на ряд принципов:

  1. Принцип гуманно-личностного отношения к воспитанникам – предполагает своевременное и всестороннее развития личности ребенка, формирование у него необходимых духовных и нравственных качеств.
  2. Принцип комплексного решения задач воспитания и обучения – предусматривает совокупное решение задач по защите и укреплению здоровья детей, их всестороннего воспитания и развития.
  3. Принцип развивающего обучения – данный принцип является традиционным, основанным на научном положении Л.С. Выготского, предполагающего, что грамотно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
  4. Принцип культуросообразности – предполагает учет национальных и этнических особенностей воспитания детей, национальных и исторических традиций. В соответствии с данным принципом детей знакомят с традициями народа, национальными и культурными ценностями, формируют уважительное отношение к историческим корням.

Помимо данных принципов, организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Программой осуществляется и с опорой на ряд традиционных принципов воспитания (систематичность, последовательность, доступность и т.д.).

Направления Программы

Основные направления Программы:

  1. Направленность на развитие личности ребенка – предполагает воспитания свободного, уверенного и инициативного человека, имеющего стойкую жизненную позицию и способного самостоятельно решать жизненные ситуации.
  2. Направленность на патриотическое воспитание – предусматривает формирование и развитие у детей уважительного отношения к своей Родине, народу, его истории, традициям и т.д. В рамках данной направленности детям прививают уважительное отношение к старшему поколению, знакомят с историческими событиями и т.п. Все это способствует формированию гордости за величие собственной страны, стремление защищать и охранять Отчизну.
  3. Направленность на дальнейшее образования – нацелена на развитие у ребенка стойкого познавательного интереса и стремления к получению знаний, формирования отношения к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей. Данная направленность, предполагает формирование у детей навыков по самообразованию и самовоспитанию.
  4. Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей – является одной из ведущих направленностей Программы, ставит перед воспитателями задачи по формированию у детей навыков ЗОЖ. Задача воспитателя сформировать у детей навыки по соблюдению гигиены, ежедневной потребности в выполнении упражнений по физической культуре (зарядка, гимнастика и т.п.).
  5. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка – предполагает создание благоприятного эмоционального состояния ребенка, посредством учета его индивидуальных возможностей и потребностей в воспитании и обучении.
Читайте также:
Процедура лечения программы что это

Источник: spravochnick.ru

Целевой раздел

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

Источник: studfile.net

Инновационное издание программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Вопросы и ответы

По программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» работает более 70 процентов детских садов России. В 2019 году издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» выпустило инновационную версию программы, которая вызвала у педагогов немало вопросов. Отвечает на них генеральный директор издательства, один из авторов программы Эльфия Минимулловна Дорофеева.

– Нужны ли занятия в детском саду?

– Этот вопрос показался мне очень актуальным. С одной стороны, очень странно – мне казалось, что это уже всем понятно. С другой стороны, я вижу, что до сих пор нет понимания, как к этому относиться.

– Имеет ли инновационное издание програм­мы «От рождения до школы» гриф «Рекомендовано Министерством про­свещения»?

– Экспертного совета в Министерстве просвещения нет с 2004 года. Последняя программа, которая получила гриф «Рекомендовано министерством образования», была наша «Программа воспитания и обучения в детском саду», изданная в 2004 году.

В настоящее время экспертный совет при Министерстве просвещения по дошкольному воспитанию упразднен, соответственно министерство рекомендации больше не выдает.

Федеральный институт развития образования создал навигатор программ. В этот навигатор включаются программы, прошедшие экспертизу методических советов, которых у нас несколько по стране.

Наша программа, безусловно, в навигаторе представлена.

– Означает ли, что выход инновационного издания отменяет работу по четвертому изданию, и что предыдущая версия программы себя изжила?

– Ни в коем случае! Программа «От рождения до школы» – инновационная, но она основана на предыдущей редакции программы, расширена за счет некоторых изменений и дополнений. Они касаются, в первую очередь, современных инновационных технологий, которые мы рекомендуем к использованию, потому что мир изменился, появились новые технологии.

Одна из важнейших задач, которые решает современное дошкольное образование, –это развитие личности. Как воспитывать личность, как развивать в процессе занятий, в процессе каждодневного общения, какие для этого нужны технологии – инновационное издание программы «От рождения до школы» содержит ответы на все эти вопросы.

Мы предлагаем вводить инновации постепенно, когда коллектив к этому готов, не требуется всем от всего отказаться, всё разрушить и начинать сначала. Об этом даже речи нет. Одна из главных особенностей новой программы – это пространство детской реализации.

В инновационной программе обозначены 7 принципов дошкольного образования, 6 из них были обозначены раньше. В новой редакции добавлен седьмой принцип – это пространство детской реализации – то, о чем писал Николай Евгеньевич Веракса. Об этом, казалось бы, всем было известно, однако этим не руковод­ствовались, поэтому эти постулаты и эти золотые принципы мы впервые вычленили и четко обозначили, коротко сформулировали и ими нужно руководствовать во взаимодействиях с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.

Золотые принципы дошкольного образования помогут вам общаться с детьми в нужном формате, поэтому главные изменения в программе – это то, как мы взаимодействуем с детьми. Не так важно, чему мы учим – конкретно знает ли он домашних животных, тех или иных, то есть нет какого-то перечня предметных знаний, которые ребенок должен знать к школе.

Дошкольный возраст не предусматривает ни экзаменов, ни какого-то контроля знаний, умений и навыков, однако готовность к школе, тем не менее, мы определяем, ориентируясь на то, какие образовательные результаты ожидаем получить к началу школы. То есть мы понимаем, что нужно для этого дела и наша задача, безусловно, чтобы ребенок был готов в школе, был готов к жизни, то есть у него были бы развиты способности, чтобы он обладал достаточными навыками, знаниями, достаточными для того чтобы учиться в школе, чтобы у него была мотивация к учебе.

Главное – это то, что инновации надо вводить, в том объеме, в котором вы к ним готовы и, безусловно, часть из них требует обучения, часть – просто знаний.

– Изменится ли структура непосредственной образовательной деятельности?

– Смотря, что вы понимаете под структурой. Изменится, в первую очередь, то, как мы взаимодействуем с детьми, и здесь помогут семь золотых принципов дошкольной педагогики, еще раз я повторю, вам нужно про них знать, помнить, и особенно это касается занятий, которые мы проводим с детьми.

Читайте также:
Lenovo cloud sTorage by sugarsync что это за программа

– Очень много было вопросов про утренний и вечерний круг.

– Утренний и вечерний круг вводить желательно, но в том случае, если вы к нему готовы, потому что мы стали наблюдать, что в детских садах вводится утренний и вечерний круг, но фактически они проводятся в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и если они раньше за столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности. Поэтому мы готовим небольшую брошюру о том, как этот утреннюю круг нужно проводить, а также вкратце расскажем об этом на бесплатных вебинарах.

Воспитателям нужно хоть раз пройти тренинг, чтобы понять и почувствовать, что же это такое – круг, и что такое развивающий диалог, как уметь слышать голос ребенка и как утренние взаимодействия с детьми превратить в один из элементов пространства детской реализации. Один из важнейших элементов формирования личности ребенка – когда мы даём ему возможность и подумать, и высказываться, и себя проявить.

– Почему в новой редакции программы технология утреннего и вечернего круга не расписана?

– Технологии в программе не расписываются, потому что программа – это, в первую очередь, основные принципы, то есть как мы организуем свою деятельность, какие различные технологии там могут использоваться, и поэтому технологии расписываются в методических пособиях, конспектах, сценариях, дидактических пособиях, но не внутри программы. Этим программа отличается от дидактического пособия, поэтому в программе утренний круг в должной мере не расписан, но мы постарались, тем не менее, достаточно подробно о нем написать, чтобы хотя бы было понятно, о чем идет речь.

– Особо волнует, как организовать круг в разновозрастной группе, если детям от 3 до 8 лет.

– Это очень сложно, и я плохо представляю, чтобы можно было организовать круг в разновозрастной группе. Если в ней очень много детей и один воспитатель, думаю, что это практически невозможно, потому что, конечно, малыши требуют отдельного внимания. Круг забирает фактически всё внимание педагога.

По правильной технологии, в идеале, круг должен проводиться, когда минимум двое-трое взрослых – это идеальный вариант. А если один воспитатель, это возможно, но очень трудно, а если много, очень много детей, круг фактически смыкается с фронтальным занятием, но фронтальное занятие проводить в форме урока – это должно быть просто под запретом. То есть на уроке мы детей учим, а у них нет заинтересованности, у них нет участия в процессе, а это бесполезно, нужно уметь взаимодействовать с детьми так, чтобы они были активными участниками процесса, чтобы были заинтересованы в том, что мы им даем, что рассказываем. Тогда занятие будет соответствовать своим принципам. А если мы усаживаем детей на стульчики и требуем дисциплины, чтобы они не вертелись, и излагаем им какой-то материал, который в общем-то не интересен, то в дошкольном возрасте это бесполезно и даже вредно.

– Вот крик души, кто-то написал – конечно, очень тяжело работать, когда 30 человек в группе на одного воспитателя, и дети разные, и от педагога требуется колоссальное мастерство.

– Неудивительно, что многие переходят на командный стиль общения, потому что кажется, что проще заставить детей сидеть молча, чем увлечь процессом. Но это только кажется, если мы переходим на директивные методы полностью, то создается иллюзия, что в группе все спокойно. Для детей это крайний вариант и 25 детей – то что было допустимо по СанПиН в советское время.

30 детей – это очень много, но можно работать. В некоторых детских садах где-то по 40–50 детей в группе. Это действительно трудно, это, пожалуй, самая острая проблема в нашем дошкольном образовании, когда соотношение взрослого к количеству детей в группе 1 к 30 и больше.

Мы эту проблему обсуждали на форуме «Ориентиры детства» и направили соответствующее послание в администрацию президента, где обозначили эту проблему как очень тяжелую, и мы надеемся, что к нашему посланию отнесутся конструктивно.

Если взрослых не хватает, то личностные рамные технологии применять невозможно. Оптимальный размер детской группы – чтобы было 15 детей и двое взрослых. Это то, что возможно, например, в частных детских садах, студиях развития, там они могут это обеспечить.

В государственном детском саду, конечно, это сделать невозможно и в первую очередь из-за того, что это непосильная ноша для государства. Такого бесплатного дошкольного образования, как в России, наверное, нет нигде. Государство тратит колоссальные средства на то, чтобы содержать детские сады, чтобы платить зарплату, у нас строятся здания, оснащаются оборудованием, поэтому, конечно, это колоссальная доля бюджета.

Источник: sdo-journal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru