Программа по выявлению и развитию способностей у детей «Маленькие таланты»
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.
У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Парциальная адаптированная программа «Планета Здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лучик»
(программа по выявлению и развитию
способностей у детей дошкольного возраста)
Шологон Светлана Анатольевна
Источник: solncesvet.ru
«Художники — умельцы»
Представленная парциальная программа строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей дошкольников 5-7 лет. Программа предусматривает ознакомление детей с народными промыслами России. Программа предназначена педагогам ИЗО и воспитателям.
Программа по декоративно-прикладному искусству
«Художники — умельцы»
Перспективный план работы (5-6 лет)
Перспективный план работы (6-7 лет)
Типы занятий и примерная структура
Воздействие занятий кружка на развитие ребенка
и его творческих способностей.
Новые нетрадиционные (авторские) техники рисования
Этапы работы с глиной
Последовательность лепки глиняных игрушек
Изделия декоративно-прикладного искусства
Приложение к программе по декоративно-прикладному искусству «Художники — умельцы»:
Приложение 1 Нетрадиционные техники рисования
Приложение 2 Этапы развития навыков декоративного рисования
Приложение 3 Элементы узоров и последовательность рисования
Приложение 4 Легенды и сказки
Приложение 5 Беседы с детьми
Приложение 6 Словарь старинных русских слов и пословиц
Приложение 7 Художественное слово о промыслах России
Приложение 8 Пословицы и поговорки о труде
Приложение 9 Дидактические игры
Час завуча Образовательная программа ДОУ
Приложение 10 Физкультурные минутки
Приложение 11 Конспекты занятий и развлечений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»
___________________Н. Н. Васильева
Решение педагогического совета
От «04» сентября 2007 года.
Учебный планкружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы»
по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»
Разделы прогроммы
Старшая группа
Общее кол-во занятий
Подготовительная группа
Знакомство с народными промыслами
(включая прорисовку элементов росписи)
Самостоятельное создание детьми декоративных
ИТОГО В ГОД
Полный курс обучения
Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут
В подготовительной группе 25-30 минут
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»
___________________Н. Н. Васильева
Решение педагогического совета
От «04» сентября 2007 года.
Учебно-тематический планкружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы»
по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»
Разделы программы
Старшая группа
Общее кол-во занятий
Подготовительная группа
Общее кол-во занятий
Путешествие по народным промыслам.
«Знакомство с нетрадиционными техниками изображения»
«Дымковская сказочная страна»
«Чудо филимоновских свистулек»
«Знакомтесь, русская матрешка»
«Богородская резная игрушка»
«Сине-голубое чудо Гжели»
«Красота вологодских кружев»
«Русский народный костюм»
Народные промыслы родного края
ИТОГО В ГОД
Полный курс обучения
Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут
В подготовительной группе 25-30 минут
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционной техники рисования
(старшая группа 5-6 лет)
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
с использованием нетрадиционной техники рисования.
(старшая группа 6-7 лет)
Воздействие занятий кружка «Художники-умельцы» на развитие ребенка и его творческих способностей
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (6-7 лет).
Источник: dohcolonoc.ru
Характеристика и анализ парциальных программ по физическому воспитанию
Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.[9,57]
Задачи программы имеют следующие направления:
v оздоровительное — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
v воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
v образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.[3,23]
Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:
v принцип фасцинации (от англ. fascination) — специально организованное вербальное воздействие — умение очаровать ребенка своим внешним видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям).
v принцип синкретичности (от греч. syncretism’s — соединение, объединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение и физических упражнений, природу их внедрения);
v принцип творческой направленности — самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта.[3,23]
Автор акцентирует внимание на том, что физическое совершенствование детей возможно лишь при правильном подборе физических упражнений, соответствии методики занятий возрасту ребенка и квалифицированной работе персонала.[20]
Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.[3,29]
Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:
1) Физическое здоровье — программа «Группы здоровья».
2) Психологическое благополучие — программа «Комфорт».
3) Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа
4) маленького предпринимателя».
5) Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».[3,29]
Созданию программы «Группы здоровья» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении.
В частности, было установлено, что система закаливания не учитывала условий детского сада и требовала большой предварительной работы; однообразные физкультурные занятия, подчиненные жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не стимулировали развитие способностей; нормативы физической подготовки не учитывали степень физического развития и состояние здоровья детей; наблюдался также усредненный подход к системе физического воспитания в целом.[9,72]
В противовес этому автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
Программа «Театр физического воспитания для дошкольников».
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. [3,32]
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый. [3,33]
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание). [9,109]
Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т.д.).
Таким образом, программы физкультурно-оздоровительного направления ориентированы на инструкторов по физической культуре, воспитателей, руководителей ДОУ.
Информация о работе «Современные образовательные программы по физическому воспитанию в деятельности детского образовательного учреждения»
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 132728
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0
Источник: kazedu.com
Анализ программ экологического воспитания дошкольников
Становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования.
Последнее десятилетие 20-го и начало 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человеком. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
Глава 1. Теоретико-методическое обоснование экологического воспитания дошкольников
1.1. Анализ программ экологического воспитания дошкольников
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся:
Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ:
Все программы ориентированны на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к природе.
Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.
В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов.
Дошкольники получают много интересных знаний, но не достаточно – экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления ( о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).
Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
Можно утверждать: «Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
Можно утверждать: «Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Одним из авторов «Детства» – Н.И. Кондратьева – вышла на разработку своей парциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». Принципиальная экологическая позиция в программе – та самая: в основу содержания положено расширяющее представление о живом организме.
Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он творение космическое, что он является часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете.
Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года (внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкорма птиц зимой, но и бережное отношение к ним зимой, но и бережное отношение к ним весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; экономия ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду).
«Истоки» – это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра»Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Авторы рассматривают ее как базисную нецелую на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, состояния и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности. Именно деятельность является главным фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.
Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.
- концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;
- подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
- технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н.
Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.
См. на сайте дипломную работу «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни»
Источник: doshkolniki.org