У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными.
В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.
Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Такая деятельность является для ребенка:
— естественным способом освоения окружающего мира;
— понимания своего места в нем, открытия себя;
— способом развития мышления, восприятия, моторики;
— развивает ребенка эмоционально и творчески.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Не спите в линзах))) ослепните😍🙂
Приоритетным направлением в нашем детском саду является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Формирование творческих способностей дошкольников происходит через использование в образовательном процессе инновационной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Цель программы — формирование у детей раннего и дошкольного воз раста эстетического отношения и ху дожественно-творческих способнос тей в изобразительной деятельности.
1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве дениях искусства) и предметов (явле ний) окружающего мира как эстети ческих объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художествен ными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «язы ком» искусства — средствами художе ственно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индиви дуального художественно-эстетичес кого опыта (эстетической апперцеп ции): «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объек тов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстети ческого выступает цельный художест венный образ как универсальная ка тегория); интерпретация художест венного образа и содержания, заклю чённого в художественную форму.
5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспект ной и увлекательной активности де тей в художественно-эстетическом ос воении окружающего мира.
удаление тату
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-кон цепции- творца».
В основе программы лежит триединая составляющая:
Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.
Системность . Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.
Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебно – методическими, дидактическими, практическими.
Принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Данные принципы, обусловленные единством учебно-вос питательного пространства ДОУ:
- принцип культуросообразности: пост роение или корректировка универ сального эстетического содержанияпрограммы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательно го содержания программы с учётом природных и климатических особен ностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и после довательности : постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логи ке «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из вестного к малоизвестному и незна комому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложне ние и расширением от возраста к воз расту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера ху дожественного образования;
- принцип природосообразности: пос тановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей — возрастных особенностей и индиви дуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детс кого сообщества (группы детей) в це лом.
Особенности организации художественно-творческой деятельности:
— интеграции образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», Художественное творчество».
— непосредственная образовательная деятельность;
— самостоятельная деятельность детей;
— взаимодействие с семьёй детей;
— привлечение средств художественной литературы.
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия , необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
- создание развивающей среды для НОД по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно прикладного искусства.
Методы эстетического воспитания:
» метод пробуждения ярких эстетичес ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
» метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
»метод эстетического убеждения ;
» метод сенсорного насыщения (без сен сорной основы немыслимо приобще ние детей к художественной культуре);
» метод эстетического выбора («убеж дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
» метод разнообразной художествен ной практики;
» метод сотворчества (с педагогом, свер стниками);
» метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель ности;
» метод эвристических и поисковых си туаций.
Интеграция разных видов изобрази тельного искусства и художественной дея тельности детей на основе принципа взаи мосвязи обобщённых представлений (ин теллектуальный компонент) и обобщён ных способов действий (операциональ ный компонент) обеспечивает оптималь ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Важным условием детского художествен ного творчества служит эстети ческая среда в детском саду. Работая по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» мы организуем предметно-развивающую среду для детей. Исходя из этого, каждый педагог нашего образовательного учреждения пытается постоянно обновлять ее в своей группе.
- тематические плакаты для обогаще ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш огород», «Ело вый лес» и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершённые композиции для выс тавочных коллективных работ по сю жетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
- технологические карты по апплика ции, лепке, конструированию из при родного материала для создания деть ми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обуче ния планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос» и т.д.);
- серия альбомов для детского художе ственного творчества («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»).
Программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки» позволяет нам осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам, учитывать их желание и интерес .
Использование нетрадиционных техник способствует :
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук.
Непосредственная образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности ,а также их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В процессе НОД используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения; беседы, работа с наглядным материалом, использование художественного слова, рассматривание репродукций картин.
Методы и приёмы работы с детьми в младшего дошкольного возраста :
- Игровой момент;
- Художественное слово;
- Показ;
- Беседа;
- Задание;
- Объяснение;
- Рассматривание;
- Поощрение;
В старшем дошкольном возрасте используем следующие методы:
- Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти);
- Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений;
- Исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
- Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
- Творчески е (творческие задания, эскизы)
- Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- Репродуктивные (работа по образцам);
Несомненно в процессе НОД мы используем элементы здоровьесберегающих технологий :
- Тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев рук. Это способствует более точной координации движений рук.
- Создаем атмосферу доброжелательности (психологическая комфортность).
- Поскольку изодеятельность связана с глубокими эмоциональными
- переживаниями детей, регулируя дозировку психической и физической нагрузки, для высвобождения эмоций, включаем в НОД психогимнастику, психологические этюды. Для преодоления внутреннего напряжения использую релаксацию.
- Формируя умения согласовывать речь и движения, использую физминутки.
- Для профилактики заболеваний глаз используем зрительную гимнастику.
- Дыхательная гимнастика нужна нашим детям для выработки речевого
В каждой возра стной группе проходит НОД по рисованию, лепке и апплика ции в течении всего учебного года
В младшем дошкольном возрасте НОД чаще проходит по подгруппам, а в старшем возрасте как коллективная, так и индивидуальная НОД.
В процессе НОД дошкольники:
- Узнают много об окружающем мире, так как НОД проходят в определенной теме. Например, «Подводный мир», «Космос», «Времена года» и т.д.
- Знакомятся с народными промыслами.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы. Например, рисовать красками, использовать пластилин, элементы аппликации.
- Учатся рисовать кистью, палочками, губкой, пальчиками, ладошками и т.д.
- Используют в работе разные дополнительные материалы: скорлупки орехов, стружку, разные крупы, бисер, паетки и т.д.
В процессе работы сложилась определенная структура НОД. Первый этап — начало НОД. Ее цель : заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует представить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе.
Наше участие, как педагогов, состоит в том, что бы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой вариант.
В помощь детям предлагаем различные схемы-подсказки, которые помогают легче усвоить последовательность работы.
Дети самостоятельно создают сюжетные композиции, а затрудняющимся детям оказывается индивидуальная помощь.
Заключительный этап — анализ работ . Здесь важно уме ние выразительно описать образ, передать настроение и собствен ное отношение к изображаемо му. Мы создаем условия для развития навыков общения: совместно выполненное изображение обычно способствовало возникновению оживлённых диалогов детей, активно используем в своей практике приём обыгрывания сюжета рисунка, который сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым побуждая детей к активному речевому диалогу. Такой метод анализа позволяет заинтересовать детей, способствует желанию общаться, находясь в роли настоящих художников, что особенно ценно для детей со сниженной речевой активности.
Рецензии на книгу « «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДО » Ирина Лыкова
Презентация на тему: Творческий отчет работы за год по парциальной программе «Цветные ладошки»
№ слайда 1
Описание слайда:
МДОУ «Победненский детский сад «Искорка» Джанкойского района Республика Крым Воспитатель: Мерклинерова Е.Н. Творческий отчет работы за год по парциальной программе «Цветные ладошки»
№ слайда 2
Описание слайда:
Основная задача парциальной программы создание условий для всестороннего художественно- эстетического развития детей, в целях обогащения их социального опыта и гармонического развития их в группе сверстников. Для реализации парциальной программы выбраны следующие направления: Развитие познавательно-исследовательской деятельности Приобщение к социально-культурным ценностям -Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы -Развитие речи Художественная литература Приобщение к искусству Изобразительная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Музыкально-художественная деятельность.
№ слайда 3
Описание слайда:
Рисование осенними листьями «Поздняя осень» Выставка «Что умеют наши малыши»
№ слайда 4
Описание слайда:
Экскурсия вокруг детского сада «Красота осенней природы». Сбор материала для творческой работы.
№ слайда 5
Описание слайда:
Театрализованное музыкальное представление «В стране доброго художника»
№ слайда 6
Описание слайда:
День народного единства
№ слайда 7
Описание слайда:
Конструктивно-модельная деятельность способствующая возникновению творческого вдохновения.
№ слайда 8
Описание слайда:
Проведение народных игр.
№ слайда 9
Описание слайда:
Сюжетная игра с песком и водой «Приключения в песочном городе» Наши таланты
№ слайда 10
Описание слайда:
Экскурсия в магазин
№ слайда 11
Описание слайда:
Принимали участие в открытии игровой площадки села Победное
№ слайда 12
Описание слайда:
Участие в Республиканском конкурсе «Мир глазами детей»
№ слайда 13
Описание слайда:
Проведение развлечения «Здравствуй лето!»
№ слайда 14
Описание слайда:
Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают. Детский сад — второй ваш дом, Как тепло, уютно в нем! Вы его любите, дети, Самый добрый дом на свете!
Источник: ppt4web.ru