Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по математике на тему
На мой взгляд, без использования логико — математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их разнообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному маршруту. Что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста». Составила: Валевич Александра Михайловна, Воспитатель, МБДОУ «Иланский детский сад № 7» г . Иланский, 2017 г.
Ключевые особенности новой примерной программы по математике
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — И.А.Помараева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений » — В.В.Колесникова « Математические ступеньки» для детей 5-7 лет .» — Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики » — Л.Г.Петерсон,Е.Е.Кочемасова « Игралочка . Практический курс математики» — А.М.Страунинг «Технология ТРИЗ»
И.А.Помараева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.
Русские vs американцы. Как решаем мы, а как они | Математика
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей . Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
Е.В . Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться. Цель программы: 1) Формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения; 2) Овладение мыслительными операциями(анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); 3) Формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно; 4) Формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; 5) Развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; 6) овладению навыками речевого развития; 7) развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации;
Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики» Учебно-методическое пособие «Раз — ступенька, два — ступенька. » предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе.
Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для до школьников, начальной и основной школы, с позиций комплексного развития ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности . Основными задачами математического развития дошкольников в программе являются: 1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). 4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей. 5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
Л.Г.Петерсон,Е.Е.Кочемасова « Игралочка . Практический курс математики» Учебно-методическое пособие « Игралочка — ступенька к школе» по развитию математических представлений детей 5—6 лет является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000 . ». Решение этих задач в полной мере соответствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО, а именно: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
А.М.Страунинг «Технология ТРИЗ» Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.
Источник: nsportal.ru
Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Занимательная математика» с детьми 6-7 лет
Цель: развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания. Задачи: 1. Развитие математических способностей и склонностей. 2.Развитие основных мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, аналогия, синтез).
3.Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 4. Развитие логического мышления, фантазии, творческих способностей. 5. Развитие личностных качеств, самоконтроля и самооценки. 6.Воспитание потребности к математическим занятиям.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кыштовский детский сад «Солнышко»
Парциальная образовательная программа
по познавательному развитию
с детьми 6 — 7 лет
Составитель:воспитатель Ломакина И. Г.
1 квалификационная категория
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Планируемые результаты освоения Программы
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Организация образовательного процесса.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Материально-техническое обеспечение программы.
I. Пояснительная записка.
Парциальная образовательная программа разработана на основе ООП МКДОУ Кыштовского д/ с «Солнышко» в соответствии с ФГОС ДО.
Программа «Занимательная математика» имеет познавательную направленность.
Математика для дошкольника — это не только дисциплина. Развитый математический склад ума позволяет ребенку анализировать поступающую информацию, гораздо быстрее ее усваивать, а также применять на практике.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развиватьлогическое мышление детей дошкольного возраста.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, учитывает их возрастные и психологические особенности восприятия. Срок реализации Программы 1 год. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям.
Парциальная программа разработана в соответствии с:
— Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013
№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
— Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— Уставом МКДОУ д/с «Солнышко», утвержденный 23.04.2015г.
— Основной образовательной программой МКДОУ дс «Солнышко», утвержденной 31.08.2016г.
1.1. Цель программы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
1. Развитие математических способностей и склонностей.
2.Развитие основных мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, аналогия, синтез).
3.Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развитие логического мышления, фантазии, творческих способностей.
5. Развитие личностных качеств, самоконтроля и самооценки.
6.Воспитание потребности к математическим занятиям.
1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы.
Список детей посещающих кружок «Занимательная математика»
Фамилия, имя ребёнка
Возрастные особенности детей пятого года жизни (6 –7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое
пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3 Планируемые результаты
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей (Приложение №1диагностика)
Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования. Периодичность проведения педагогической диагностики 2 раза в год: сентябрь, май.
Ожидаемые результаты освоения программы:
-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
-умение обозначать словами положение предмета относительно себя.
-умение ориентироваться на листе бумаги.
-умение решать логические задачи.
-умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
-формирование у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций.
-формирование предпосылок учебной деятельности (самооценка, самоконтроль), умения взаимодействовать друг с другом.
-устойчивое познавательное отношение к интеллектуальной деятельности.
II. Содержание образовательного процесса.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения и построена в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей. Занятия проводятся один раз в неделю по вторникам, во вторую половину дня, когда дети занимаются свободной или совместной с воспитателем деятельностью.
Источник: edu-time.ru
Анализ парциальной программы дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» К.В. Шевелев
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС, направленные на развитие познавательного потенциала дошкольников, реализуются через: ведение индивидуальной и групповой познавательной, исследовательской деятельности; приобщение воспитанников к общекультурным ценностям; формирование базовых математических представлений; экологическое воспитание.
Оценить
305 0
- Методика обучения рассказыванию по картине
- Тесты по математике для дошкольников
- Интегрированное занятие по математике в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».
- Презентация «Геометрические фигуры»
- Задача. Условие и требование.
Рассказать эту новость друзьям
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Курсы повышения квалификации
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 144 часа
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 72 часа
Продолжительность: 36 часов
Продолжительность: 108 часов
Курсы переподготовки
Продолжительность: 340 часов
Продолжительность: 340 часов
Продолжительность: 540 часов
Продолжительность: 340 часов
Продолжительность: 260 часов
Продолжительность: 340 часов
Повышение квалификации
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 72 часа
Продолжительность: 72 часа
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 108 часов
Рецензия на методическую разработку
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Сейчас обсуждают
23.12.22 13:56
интересный конспект, провела. детям понравилост Подробнее.
23.12.22 13:39
Спасибо! Прекрасная идея для внеурочки! Подробнее.
23.12.22 13:37
23.12.22 13:35
Спасибо. Обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями! !! Подробнее.
23.12.22 13:34
Спасибо за Ваш доклад. Очень много полезного. Подробнее.
Первая помощь
Свидетельство участника экспертной комиссии
Благодарность за активное участие в развитии педагогической социальной сети
Диплом за успешное использование современных информационных образовательных технологий
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Рецензия на методическую разработку
Приказ о создании экспертной комиссии
Почетная грамота за вклад в развитие специального (коррекционного) образования
Свидетельство о создании электронного портфолио педагога
Печатное свидетельство о публикации методического материала
Свидетельство эксперта педагогического сообщества
Благодарность за труд и неоценимый вклад в развитие образования Российской Федерации
Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий и творческий подход
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Справка о публикации методического материала
Сертификат участника Вебинара
Почетная грамота за вклад в развитие дополнительного образования в условиях реализации ФГОС
Диплом участника конференции
Свидетельство активного участника педагогического сообщества
Почетная грамота за вклад в развитие дошкольного образования
Свидетельство о публикации электронного образовательного ресурса (ЭОР)
Диплом за инновационную профессиональную деятельность
Свидетельство о регистрации персонального сайта педагога
Почетная грамота за вклад в развитие начального общего образования в условиях реализации ФГОС
Свидетельство участника семинара
Удостоверение пользователя электронной библиотеки
Диплом за личный вклад в развитие методической библиотеки
Свидетельство о представлении педагогического опыта (с положительной оценкой экспертной комиссии)
Свидетельство о публикации авторской статьи
Почетная грамота за вклад в развитие основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО
Диплом за ПРЕДАННОСТЬ ПРОФЕССИИ
Сертификат о прохождении обучения курсов ДО
Свидетельство о независимой оценке профессиональной компетенции
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.
- Главная
- О портале
- Задать вопрос
- Публикации учащихся
- Вопрос-ответ (FAQ)
- Для дошкольников
- Конкурсы
- Мы ВКонтакте
- Свидетельство
- Пишут о нас
- Контакты
- О курсах
- Политика конфиденциальности
- Повышение квалификации
- Профессиональная переподготовка
- Пользовательское соглашение
Источник: www.prodlenka.org
Парциальная программа «Математика в детском саду»
Главным достоинством методики этой программы является способ подачи материала — занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических категорий. В ходе занятий ребята получат устойчивые навыки счета, познакомятся с процессами сложения и вычитания, научатся составлять и решать задачи. Автор курса использует геометрическую мозаику, палочки Кюизенера. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.
Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Исходным принципом построения программы является системный под¬ход, который позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способностей, так и математического развития, которое предполагает усвоение дошкольником в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений, понятий, отношений, закономерностей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др.).
На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учат анализировать со¬держание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов. Эти умения составляют основу успешного изучения математики и других предметов в начальной школе.
Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Программа рекомендовано Министерством образования РФ.
Источник: ska-z-ka.ru