Парциальная программа это в педагогике

Негодина О. Н., Цику З. И. К вопросу о создании парциальных программ дошкольного образования для воспитанников группы «Особый ребенок» с расстройствами аутистического спектра и сходными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56852.htm.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания парциальных программ по всем направлениям работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, предусмотренными учебным планом групп «Особый ребёнок».

Полный текст статьи

С сентября 2016 года вступает в силу ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) начального общего образования (далее Стандарт) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ), в том числе и для детей с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС). Для обучающихся с РАС предусмотрена возможность разработки на основе Стандарта четырёх вариантов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Парциальная программа «Развитие речи» незаменимый помощник для педагогов

Образовательные организации осуществляющие реализацию программ дошкольного образования должны обеспечить преемственность в подходах к обучению и воспитанию детей с РАС.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 214″ уже 15 лет занимается вопросами обучения, воспитания, комплексного сопровождения детей с РАС.

Специалистами учреждения накоплен опыт коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми с РАС, их социализации и интеграции в среду сверстников с другими типами развития, в том числе и в группы общеразвивающей направленности.

На сегодняшний день в учреждении функционирует 15 групп общеразвивающей направленности, 4 группы для детей с общим недоразвитием речи, 4 группы для детей с задержкой психического развития, 10 групп кратковременного пребывания для детей инвалидов «Особый ребёнок». В 2015-2016 учебном году 72 воспитанникам учреждения психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано организовать обучение и воспитание по индивидуальным программам развития (далее ИПР), что предполагает учет индивидуальных возможностей и особенностей развития ребенка с РАС.

Вопросы, связанные с выбором программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с РАС, всегда были актуальны для нашего учреждения. Отрабатывая технологию разработки ИПР для воспитанников групп «Особый ребёнок» специалисты учреждения использовали существующие рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по работе с детьми с РАС. Однако эти рекомендации и программы не соответствуют требованиям, предъявляемым к примерным образовательным программам.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования, при этом обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ должно осуществляться с использованием специальных образовательных программ и методов.

ФОП ДО. Проектируем целевой раздел программы ДОО

Основная образовательная программа дошкольного образования для групп «Особый ребёнок» разрабатывалась учреждением самостоятельно с учётом программы Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Однако общие подходы, методы и приемы коррекционной работы, оценки её результатов, динамики развития воспитанников выстроены с учетом наиболее продуктивных отечественных и зарубежных методик работы с детьми дошкольного возраста с РАС и методик, ориентированных на детей раннего возраста. Опыт работы, анализ и обобщение содержания индивидуальных планов работы специалистов с воспитанниками групп «Особый ребёнок» за последние 10 лет позволил нам приступить к созданию парциальных программ по всем направлениям работы, предусмотренным учебным планом групп «Особый ребёнок».

Технология разработки парциальных программ отрабатывалась на направлении, связанном с формированием представлений об окружающем мире.

В соответствие с учебным планом в рамках непосредственной образовательной деятельности предусмотрено проведение интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи один раз в две недели. В связи с наличием специфических особенностей развития детей с РАС, в отдельное направление работы выделено ознакомление с явлениями социальной жизни.

Отработанные на этом материале задачи по социально-коммуникативному и познавательному развитию были использованы при создании макетов других парциальных программ, так как без решения задач социально-коммуникативного развития невозможно продвижение ребенка с РАС по другим линиям развития.

Структура парциальной программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи соответствует требованиям Стандарта дошкольного образования:

1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи.

1.3. Значимые для разработки и реализации парциальной программы характеристики особенностей развития детей с РАС.

2. Планируемые результаты.

3. Описание содержания и организации образовательной деятельности, её специфики.

4. Тематическое планирование занятий.

5. Описание материально-технического обеспечения.

6. Список используемой литературы.

7.1. Конспекты занятий.

7.2. Картотека ситуаций общения.

7.3. Картотеки игр.

7.4. Картотека опытно-экспериментальной деятельности.

7.5. Рекомендации для родителей.

7.6. Рекомендации для воспитателей.

При всей уникальности развития каждого ребенка с РАС в своем развитии он последовательно проходит определённые этапы по каждой линии развития. Показателями, существенные для проведения качественного анализа результатов диагностики, проводимой с целью определения содержания работы по ОЗОМ и РР были:

— степень тяжести аффективной патологии;

— уровень коммуникативного развития;

— уровень сформированности произвольность деятельности и поведения;

— состояние предметной и игровой деятельности;

— уровень понимание обращенной речи;

— состояние экспрессивной речи;

Читайте также:
Дети подземелья программа какого класса

— способ усвоения общественного опыта.

На основе анализа результатов обследования, с учетом уровня и особенностей актуального развития, а также эффективности педагогического воздействия в ходе коррекционно-развивающей работы. воспитанников группы «Особый ребёнок» разделили на пять подгрупп.

Так, например, в первой подгруппе оказались дети в возрасте от трех до семи лет, анализ результатов диагностики которых свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их речевом, эмоционально-волевом, интеллектуальном развитии, и как следствие, наличии крайне ограниченных и фрагментарных представлениях об окружающем. С точки зрения нозологии эта группа детей неоднородна.

Однако общей характерной особенностью их развития крайне низкий уровень понимания обращенной речи: дети не прислушиваются к голосу взрослого, часто не реагируют на интонацию, в ситуации обследования не узнают знакомые голоса, не в состоянии адекватно реагировать на попытки взрослого установить контакт на невербальном уровне. В своих действиях эти дети не в состоянии руководствоваться инструкцией, они не понимают цель заданий, а поэтому не стремятся его выполнить.

Дети оказываются не готовы сотрудничать со взрослым, помощь взрослого не принимают. Даже в условиях подражания эти дети не готовы действовать адекватно. Собственная речь ребёнка представлена вокализациями и интонированием. Психологическое обследование детей позволяет отнести их к первой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.

В пятой подгруппе оказались дети пятого – восьмого года жизни, уровень развития речи которых оказывается достаточным для организации взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В своих действиях дети руководствуются вербальной инструкцией, понимают цель заданий, продуктивно используют помощь. Копируют поведение.

Понимают и используют невербальные и вербальные средства общения. Дети охотно сотрудничают со взрослым и другими детьми, инициируют общение. Однако им требуется поддержка как в организации собственной деятельности, так и в организации взаимодействия с другими детьми. В собственной речи дети используют простые распространенные фразы.

Речь остается аграмматичной, звукопроизношение, как правило, нарушено. Объем знаний и представлений об окружающем остается фрагментарным за счет ограниченности объёма знаний о предметах или о свойствах предметом, а также знаний о связях между предметами, явлениями, событиями. Психологическое обследование детей позволяет отнести их к четвёртой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.

Оценка результатов педагогической деятельности по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» производится специалистом в рамках педагогической диагностики по следующим параметрам:

— объем, устойчивость и точность знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

— уровень понимания речи и объем пассивного словаря;

— возможности речевого подражания;

— объем активного словаря;

— состояние фразовой речи;

— состояние коммуникативных способностей.

Критерии оценки по каждому из параметров достаточно информативны, так как отражают поступательное развитие того или иного навыка, увеличение объёма знаний или уровня сформированности способности. Например, в разделе «Состояние коммуникативных способностей» для оценки сформированности указательного жеста определены следующие критерии:

— Не понимает, не направляет взгляд в указанном направлении, не использует в качестве помощи в бытовых и обучающих ситуациях

— Понимает, направляет взгляд в указанном направлении, но продуктивно использовать указательный жест взрослого в качестве помощи не может (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)

— Использует указательный жест взрослого в качестве помощи в привычных бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)

— Использует сам указательный жест в бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)

Только такой подход обеспечивает возможность отслеживания динамики развития детей с выраженными нарушениями в эмоционально-аффективной и познавательной сфере, коммуникативном и речевом развитии.

Таким образом, программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» является частью методического обеспечения образовательного процесса групп кратковременного пребывания «Особый ребёнок», в которых воспитываются дети с РАС. При этом системное ознакомление с окружающим рассматривается как важнейшее условие познавательного и речевого развития детей. Ознакомление детей с окружающим предметным и социальным миром осуществляется в тесной взаимосвязи с развитием восприятия, мышления, предметной и игровой деятельности. Пять уровней программы обеспечивают переход ребенка от формирования практических чувственных представлений об окружающем на основе ситуативного восприятия к сознательному получению информации на основе речевого взаимодействия со взрослым.

Список литературы

1. Бессмертная, Ю. В. Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе коррекционной работы [Текст] / Ю. В. Бессмертная, О. В. Алмазова // Вестник ЧГПУ – Челябинск, 2008. — №11, — С. 7 — 21– 0,9 п.л.

2. Бессмертная, Ю. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Ю. В. Бессмертная // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – СПб., 2008. — №37, — С. 392 — 398. – 0,8 п.л.

3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с.

4. Громова О.Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. М.: Просвещение, 2007.

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

6. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю., День за днём говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста7 –М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с.

7. Катаева А. А., Стребелева Е. А., Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.

8. Павлова Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез; М.; ТЦ Сфера, 2003 – 168 с.

Читайте также:
Русский язык как родной 5 9 классы программа и планирование

9. Питерси М. и Трилор Р., Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001— М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 80 стр.

10. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 2:Индивидуальная программа ребёнка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 128 стр.

11. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 6: Восприятие речи. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 80 стр.

12. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В.

Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2007. – 35с.

13. Сара Ньюмен.Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для роди¬телей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой,—М. Теревинф, 2004.— 240 с.

14. Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

16. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери «, 1997.

17. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. — 136 с.

Источник: e-koncept.ru

Парциальная программа — это… Гармоничное развитие личности ребенка в детском саду

Неполная программа — непонятное слово для любой мамы, которая задумывается о том, чем занимается ее ребенок в детском саду. Однако в них нет ничего плохого.

Частичная программа — это часть дошкольного образования, неотъемлемая часть формирования личности.

Помимо основной воспитательной работы, педагогическая деятельность включает также дополнительные и частичные программы. Что это такое и какова его цель?

Частичные программы в дошкольном образовательном учреждении — это уроки и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания речи и языковых форм, развитие ассоциативного мышления.

В чём отличие парциональной программы от обычной?

Эти программы дополняют программу развития ребенка начального детского сада. Чаще всего педагоги используют целые методики, созданные автором или коллективом авторов. В книжном магазине в разделе «Методическая литература» можно найти книги с подробным описанием.

частичная программа

В дошкольном образовательном учреждении нельзя использовать частичные дошкольные программы. Но тогда жизнь ребенка станет скучной и не наполненной развивающими играми и занятиями, и он не захочет их посещать.

Частичные программы хороши тем, что они описывают методы, уже применяемые другими преподавателями, и отражают их результаты. Почему-то таким программам можно доверять. В любом случае выбор остается за руководством и воспитателями детского сада.

В чём смысл парциальной программы?

Программы неполного обучения направляют внимание детей на учебные пособия и интересные задания. Поощряются творчество и целеустремленность. В это уникальное время, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему окружающему их миру, творческая игра поможет им, как ничто другое.

Задача детского сада — создать среди детей атмосферу равноправия, дать каждому ребенку возможность развиваться без ущерба для психики и здоровья.

дошкольное образовательное учреждение

Вот почему так много внимания уделяется обучению. Чем больше знаний о мире получает ребенок в детском саду, тем больше у него шансов правильно воспринять окружающий мир, справиться со стрессами в школе и в старости. Но положительный настрой начинает развиваться только с трех-четырех лет. Таким образом, частичная программа — это возможность для любого ребенка.

Какими бывают парциальные программы?

Частичные программы в дошкольных образовательных учреждениях разделены на несколько направлений. Некоторые из них предполагают изучение фольклора, сказок, басен, стихов и эпических героев. Это не только дает детям представление об истории, но и развивает память: отрывки из сказок, детские стишки и простые стихотворения легко разучиваются и являются примером для самостоятельной деятельности.

Программы по математике знакомят вас с более простыми арифметическими операциями и умными домашними заданиями, тем самым развивая рациональное мышление.

частичные программы в дау

К этому списку можно добавить и театральную деятельность, направленную на изучение театрального мастерства. Даже среди дошкольников простой кружок может быть невероятно популярным, если правильно подойти к организации занятий и процессу создания шоу.

Кроме того, деятельность детского сада направлена ​​на приобщение к духовному миру, обучение правилам этикета и вежливости.

Парциальные программы по ФГОС

Конечно, деятельность по уходу за детьми регулируется федеральными стандартами. Частичные программы ФГОС предполагают, что дошкольное образование будет направлено на индивидуализацию занятий, поддержку инициативы и активности детей во всех сферах, сотрудничество с семьей и помощь родителям, активную работу воспитателей и других сотрудников детского сада по обеспечению комфортного проживания оставаться в детском саду.

Индивидуальная частичная программа важна для каждого ребенка. ФГОС также позволяет организовать его по всем правилам.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно выбирает образовательные программы, но они должны соответствовать федеральным стандартам.

На что именно направлены парциальные программы?

Принципы частичных программ просты. Есть несколько направлений обучения. Их используют по отдельности или вместе, чтобы добиться наилучшего эффекта.

Читайте также:
Как удалить программу если компьютер заблокирован

Например, ребенку прививаются представления о повседневной жизни, культуре человеческого жилья, бытовых предметах и ​​материалах, из которых они были сделаны, о назначении и предназначении каждого предмета. Постепенно возникает не только понимание его места в мире, но и желание внести свой вклад и принять самостоятельное активное участие в его исследовании.

частичная программа ФГО

В будущем вы можете привить представление о мерах величины, математических единицах, числах, цифрах, мерах и объемах. Это помогает систематизировать знания об окружающем мире в единую систему с другими людьми.

Конструирование в старшей группе учит различать цвета и геометрические формы, создавать что-то самостоятельно и экспериментировать. Чем старше дети, тем сложнее становятся задания. Но еще веселее.

Как подобная активность влияет на детей?

Режим детского сада, как правило, подбирается рационально: ребенок не устает, получает время для отдыха и игр, не имеющих конкретной цели. Но важно убедиться, что активные игры и занятия не вызывают стресса.

Нельзя организовать занятие так, чтобы одно сразу сменялось другим, чтобы не оставалось даже времени на отдых. Многие родители, участвующие в воспитании детей, иногда слишком рьяны. Они считают, что детского сада ребенку мало и поэтому отводят его на дополнительные занятия.

частичные образовательные программы

В этом возрасте нет необходимости принудительно навязывать какую-либо деятельность. Хроническая усталость для ребенка, еще не пошедшего в школу, — это нонсенс, но также возможно, если переборщить с учебным процессом.

Могут ли родители помочь?

Ближайшие родственники, мама и папа, принимают разные решения о том, сколько времени их ребенок проводит в детском саду. Если у них достаточно возможностей учиться самостоятельно, в детский сад ходить не обязательно. Если вы согласитесь с руководством в этом вопросе, вы можете появиться на занятиях только после обеда или, наоборот, в первые.

В остальное время вы можете самостоятельно позаботиться об обучении ребенка. Частичная программа также является хорошей возможностью для родителей. Совсем не обязательно становиться специалистом в этой области, но необходимо иметь представление о том, какие занятия проходят в детском саду, чтобы не терять успеваемость дома.

строительство в старшей группе

также он полезен для детей постарше. Например, строительство в старшей группе может привлечь не только детей, но и родителей. Что может быть лучше, чем играть вместе?

Но даже если из-за работы нет времени ухаживать за малышом днем, можно выделить для этого пару часов вечером.

С какими проблемами может встретиться семья?

Помимо сложных семейных ситуаций, таких как отсутствие родителей или отказ от родителей, существует множество других факторов, которые могут помешать воспитанию детей.

Прежде всего, важно помнить, что маленькие дети очень впечатлительны. И даже когда они живут в абсолютно адекватной и благополучной семье, у них могут быть проблемы. Например, между сверстниками. Воспитатели детских садов иногда сами становятся жертвами, казалось бы, злых шуток. Этого не жалеют и дети. Иногда они способны на аморальные поступки.

Если родители замечают, что их ребенок ушел на пенсию, они не хотят рассказывать о том, что произошло в детском саду или на прогулке, это может быть признаком того, что кто-то обидел их.

частичные дошкольные программы

Слова и действия других детей могут привести к созданию комплексов, которые буквально мешают жить в старости.

Злые воспитатели: миф или реальность?

Кроме того, ребенок может стесняться или даже бояться того или иного учителя. Персонал детского сада подбирается с особой тщательностью. Но все ситуации разные.

Детское дошкольное учреждение не должно оставлять у ребенка плохое впечатление.

Разговоры и споры с руководством приведут только к ненужной нервозности и стрессу. Как бы хороши ни были частичные программы в дошкольном образовательном учреждении, они доставят ребенку неприятные ощущения только в том случае, если он увидит в воспитателе врага или злую ведьму.

Похожие записи:

  1. Как называются очки на палочке? Виды, механизм и применение
  2. Как понять, жена брата — кто она мне?
  3. Беременность в 42 года: особенности, риски, мнения врачей
  4. Из чего делают чернила: состав. Как сделать настоящие чернила: пошаговая инструкция и рекомендации

Источник: reallydream.ru

Парциальная программа это в педагогике

«РОСИНКА» представляет собой модульную педагогическую систему воспитания и развития дошкольников от трех до семи лет. Это комплекс отдельных модульных программ, каждая из которых посвящена какому-либо аспекту дошкольного образования и воспитания — физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию детей. Каждый из этих модулей может быть использован как самостоятельно, так и в комплексе с другими. Практика показывает, что именно такой подход к программному обеспечению наиболее востребован дошкольными учреждениями. С одной стороны, он позволяет детскому учреждению самостоятельно выстраивать систему воспитательной и образовательной работы с дошкольниками (выбирать и объединять разные парциальные программы), а с другой, дает содержательные ориентиры и опору на Государственный стандарт.

Название данной системы связано с представлениями авторов о чистоте и непосредственности детства. Образ искрящейся на солнце росинки ассоциируется с неугомонностью и непосредственностью ребенка, его способностью впитывать и отражать окружающий мир. В то же время мимолетность существования росинки, с точки зрения авторов, символизирует кратковременность дошкольного детства. Кроме того, название системы «РОСИНКА» представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв названий качеств ребенка, появившихся в результате воспитания:

При этом в каждом модуле название «РОСИНКА» раскрывается по-разному. Например, в интеллектуальном модуле — это рассудительный, общительный, самостоятельный, инициативный, наблюдательный, культурный, аккуратный; в физкультурно-оздоровительном — развитый, организованный, самостоятельный, инициативный, неболеющий, коммуникативный, активный ребенок.

Источник: pedlib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru