Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: ««ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Исполнитель: Тимакова Е. А. Презентация по предмету Управление системой дошкольного образования Консультации.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 «ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Исполнитель: Тимакова Е. А. Презентация по предмету Управление системой дошкольного образования Консультации для воспитателей детских садов ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет педагогики и методики дошкольного образования Кафедра педагогики дошкольного образования Москва 2009
2 ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Парциальные программы – программы по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности ДОУ. Набор парциальных программ определяется приоритетным направлением образовательной деятельности дошкольного учреждения. В разных дошкольных образовательных учреждениях используется от одной до нескольких специализированных программ в зависимости от вида ДОУ.
Презентационная площадка «Парциальная модульная образовательная программа дошкольного образования»
4 ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования.
Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально- эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. Рекомендована Министерством образования РФ.
6 ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ» (Д. И. Воробьева) Основная идея программы — целостное развитие личности ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала.
Ведущий принцип — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть, создать) и реализация его в условиях самостоятельной деятельности детей. Программа содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы «Гармония» является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.
Рабочий документооборот педагога детского сада
8 ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова) Настоящая программа призвана решить задачу культурно- экологического образования детей дошкольного возраста — начального этапа становления духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия.
Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты — главная особенность данной программы. Большое внимание в программе уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании. Рекомендована Министерством образования РФ.
9 ПРОГРАММА «КРАСОТА — РАДОСТЬ — ТВОРЧЕСТВО» (Т. С. Комарова и др.) Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию детей в дошкольном детстве.
Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства — досуги и развлечения.
10 ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ» (Л. В. Куцакова) Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель — развить конструктивные умения и художественно- творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования.
Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст — от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных.
Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей. Рекомендована Министерством образования РФ.
11 ПРОГРАММА «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК» (Т. А. Копцева) Программа нацелена на формирование у детей четырех — шести лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры. Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» содержат систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, приумножению опыта творческой деятельности, становлению умений и навыков изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностей с учетом возрастных особенностей детей. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
15 ПРОГРАММА «ПАУТИНКА» (Ж. Л. Васякина-Новикова) Цель программы формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля.
Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения. Рекомендована Министерством образования РФ.
16 ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ» (К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / Под ред. К. Л. Тарасовой) В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы — общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей.
Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах. Рекомендована Министерством образования РФ.
18 ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ» (М. А. Трубникова) Цель программы — обучение детей трех — шеста лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху.
Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы. Рекомендована Министерством образования РФ.
19 ПРОГРАММА «МАЛЫШ» (В. А. Петрова) Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Рекомендована Министерством образования РФ.
20 ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» (О. П. Радынова) Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех — семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой дет кого сада.
Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Рекомендована Министерством образования РФ.
21 ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева) Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре.
Основная цель — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех — семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников. Рекомендована Министерством образования РФ.
23 ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ» (Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова) Разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. Содержание программы на доступном детям уровне знакомит их с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.
24 ПРОГРАММА «ТЕАТР — ТВОРЧЕСТВО — ДЕТИ» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович) Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы — вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
25 ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ЭМО» (В. Г. Ражников) Цель программы — эмоционально-эстетическое развитие дошкольников пяти — шести лет, приобщение ребенка к полноценной эмоционально- эстетической культуре: ребенок сможет взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научиться сочинять и исполнять простейшие художественные произведения.
В основе программы — освоение детьми художественных настроений, общих для всех эстетических явлений. Эмоционально-эстетическая культура не принужденно осваивается в простейших формах художественной деятельности, доступной практически каждому ребенку.
Это ритмо-звуковые импровизации, цветовые импровизации и слоговые поэтические ритмы; в художественных играх ребенок осваивает творческие позиции автора, исполнителя и зрителя (слушателя). В программе предусмотрено параллельное обучение, как ребенка, так и педагога. Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов художественного воспитания, а также родителей. Рекомендована Министерством образования РФ.
26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми.
27 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник: www.myshared.ru
Образовательные и рабочие программы в ДОУ
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) регламентируется целым рядом документов. При этом основополагающим, устанавливающим основные векторы учебно-воспитательного взаимодействия в конкретном детском саду, будет образовательная программа. Существует несколько программ, по которым сегодня строят свою работу ДОУ. Все они имеют свои особенности, плюсы и минусы, а также тонкости внедрения в практику.
Важные теоретические нюансы
Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.
Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.
Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.
Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.
Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.
Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе
Разновидности образовательных программ
Предназначение образовательной программы состоит в структурировании целостного педагогического процесса, способствующего многогранному развитию ребёнка — физическому, социально-коммуникативному, интеллектуальному, речевому и художественно-эстетическому. Пути реализации этой цели могут быть разными, поэтому существует несколько видов образовательных программ. Причём одна группа этих видов подходит к решению задач педагогического взаимодействия с дошкольниками комплексно, то есть сразу по всем векторам развития, а другая — с акцентом на одном или нескольких направлениях формирования личности ребёнка, такие программы называются парциальными. Как правило, детские сады работают по одной из комплексных программ и выбирают в дополнение парциальную, максимально вписывающуюся в образовательный контекст конкретного ДОУ, для введения в учебно-воспитательный процесс вариативной части, то есть дополнительных учебных курсов, кружков.
Некоторые комплексные программы, кроме основного образовательного курса, предлагают также и вариативные. Например, в программе Васильевой одним из таких курсов является английский язык.
Таблица: суть комплексных образовательных программ
- использование здоровьесберегающих технологий для гармоничного развития ребёнка;
- одобрение инициативы в освоении разных видов деятельности, в том числе творческих;
- воспитание духовной культуры.
- детально прописанная методика организации работы педагога со всей группой, с мини-группой и отдельным ребёнком;
- дети учатся учиться, находить нужную информацию.
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- приобщение детей к нормам морали и поведения через соответствующие их возрасту виды деятельности;
- побуждение к творчеству.
- детальное описание организации периода адаптации;
- наличие модели инклюзивного образования;
- методическое сопровождение занятий.
- творческое освоение культуры через игру;
- развитие креативности как ведущего личностного качества;
- приобщение взрослых в совместную деятельность;
- развитие умения учиться.
- внедрение здоровьесберегающих методик в работу ДОУ;
- приобщение семьи в процесс образования;
- применение современных технологий при разработке занятий;
- формирование условий для познавательного, физического, творческого и эмоционального развития дошколят.
- формирование предпосылок будущей учебной деятельности;
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
- осуществление индивидуального подхода.
- развитие художественных и интеллектуальных способностей детей как основного вектора процесса образования;
- формирование видения мира через игру;
- поощрение инициативы в работе.
- гармоничный подход к решению задач математического обучения — дети начинают не со счёта, а с математических отношений — больше/меньше/поровну;
- детально прописанные рекомендации по организации предметно-окружающей среды.
- интеграция видов активности для усиления результативности учебного процесса;
- творческий подход к выбору приёмов и средств взаимодействия с детьми;
- использование технологий здоровьесбережения;
- координация воздействия детского сада и влияния семьи;
индивидуальный подход; - обеспечение преемственности ДОУ и начальной школы.
- эффективность организации процесса взаимодействия с детьми, проверенная годами;
- всестороннее методическое сопровождение.
- обеспечение условий для получения ребёнком опыта в разных видах активности;
- формирование представлений о мире посредством решения посильных возрасту задач и проблем;
- подготовка к непрерывному обучению и самообразованию.
- укрепление здоровья малышей;
- развитие ключевых качеств личности;
- создание условий для сбалансированного развития в соответствии с гендерными и личностными особенностями;
- развитие речи и способностей в творческой деятельности;
- воспитание патриотизма;
- тесное сотрудничество детского сада с семьёй.
- создание в группах моделей социума, где ребёнок учится анализировать ситуации, находить выход;
- поощрение самостоятельности дошкольников.
- расхождения тем занятий с темами недели;
- недостаточно проработанные разделы, касающиеся организации индивидуального подхода.
- формирование положительной мотивации к разным видам активности;
- развитие творческого потенциала, в том числе и через индивидуальный подход;
- воспитание основных личностных качеств на основе духовно-нравственного опыта семьи и значимых взрослых.
- организация процесса обучения через игру;
- создание отношений в коллективе по типу семейных;
- развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка.
- недостаточное внимание к индивидуальному подходу;
- отсутствие детально прописанного предметно-развивающего окружения.
- укрепление физического здоровья детей;
- обеспечение равных условий для развития;
- реализация целостного учебно-воспитательного процесса начиная с детского сада и заканчивая школой;
- обогащение общего культурного уровня ребёнка;
- обеспечение вариативности способов организации учебного процесса (занятия разных видов, проекты и пр.);
- просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
- ребёнок получает максимальный для его уровня развития объём информации, но от него требуется усвоить минимальный объём для данного возраста;
- логопедическая направленность занятий;
- успешная подготовка к школе.
Таблица: цели, задачи, достоинства и недостатки парциальных образовательных программ
- воспитание бережного отношения к миру вокруг;
- организация процесса познания через совместную с педагогами и родителями деятельность;
- развитие социальной активности дошкольников для облегчения процесса социализации.
- наличие методической литературы не только для педагогов, но и для родителей;
- практика работы детей в мини-группах и в парах.
- развитие природных возможностей и способностей детей;
- формирование дошкольника как субъекта определённых видов активности.
- развитие познавательной сферы через предметную деятельность;
- стимуляция развития речи;
- формирование ведущей деятельности дошкольников — игровой.
- детальное методическое сопровождение (игры, виды работы);
- опора на преемственность со средним дошкольным возрастом.
- интеграция личности ребёнка в культурное наследие;
- формирование деятельностной и коммуникативной личности;
- воспитание объективного восприятия окружающего мира.
- развитие музыкального слуха, чувства ритма;
- обогащение представлений о русской народной музыке в контексте мирового музыкального наследия;
- подготовка к освоению навыков игры на музыкальных инструментах.
- познание мира через игру;
- организация работы детей в разновозрастных группах;
- формирование интеллектуальной, социально активной личности через творческую деятельность;
- воспитание трепетного отношения к правилам и устоям вальдорфского детского сада.
- организация просветительской работы с родителями относительно возрастных особенностей детей;
- привлечение семьи в работу группы;
- создание максимально комфортных условий для малышей.
- индивидуальный подход является первостепенной целью;
- успешная адаптация детей к детскому саду.
- формирование условий для развития понимания речи через подражание;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- пополнение словарного запаса;
- развитие навыков построения грамматически правильных высказываний.
- эффективность условий для развития понимания речи;
- методическое сопровождение программы.
- адаптация всех рабочих программ под цели коррекционно-развивающей деятельности;
- тесная связь педагогов и медиков.
- укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование владением мячом и улучшение координации;
- формирование технико-тактических умений в играх с мячом;
- воспитание умения работать в команде.
- формирование умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;
создание условий для всестороннего изучения правил ПДД; - воспитание ответственных участников движения на дороге.
- развитие критического мышления;
- поощрение инициативы;
- формирование умения ставить и решать задачи;
- развитие креативности;
- воспитание уважительного отношения к людям и природе.
- повышение защитных функций организма;
- тренировка дыхательной системы;
- профилактика плоскостопия;
- реализация потребности детей в движении;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Виды занятий по образовательным программам
- «Физическая культура»;
- «Развитие речи»;
- «Формирование элементарных математических представлений» (ФЭМП), вводится со второй младшей группы;
- «Ознакомление с окружающим миром» (в старшей и подготовительной группах – «Формирование целостной картины мира»);
- «Музыкальное занятие»;
- «Изобразительное искусство», куда входят отдельные уроки по рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- «Чтение художественной литературы» (со средней группы);
- «Обучение грамоте» (в старшей и подготовительной группах).
Как отмечалось выше, парциальные программы обычно призваны заполнить нишу вариативной части, то есть обосновать введение того или иного учебного курса или кружка. Так, например, программой «Ладушки» предполагается организация кружка по вокалу, а «Игралочкой» — дополнительные часы по математике, информатике и/или кружок по робототехнике. Что касается последнего, то это может быть и занятие вариативной части, начиная со второй младшей группы, в основу которого положено конструирование из LEGO.
В программах «Золотой ключик», «Добрый мир», «Социокультурные истоки» и др. предусмотрены дополнительные часы, посвящённые семьеведению, краеведению, а в «Крепыше» заложен курс аэробики. Наиболее востребованным курсом в программах по логопедии является риторика.
Курс риторики предполагает, кроме разных форм говорения, постоянное обращение к книгам
Что касается изучения иностранных языков, то английский язык является номером один в проектах вариативной части учебного процесса согласно комплексным и некоторым парциальным («Содружество», «Сообщество» и др.).
Изучение немецкого языка в детском саду носит форму экспериментальной кружковой работы, причём его организация инициируется родителями.
Программы, направленные на расширение видов художественно-творческой деятельности, например, Вальдорфский детский сад, «Тропинки», «Развитие» и др. предлагает дополнительные часы на освоение тестопластики, бисероплетения (со старшей группы), квиллинга и пр.
Методические приёмы
Поскольку образовательные программы имеют свои особенности в плане выбора содержания учебно-воспитательного процесса, акценты на традиционные приёмы работы с детьми, а также комбинации способов взаимодействия на занятиях будут немного отличаться. Так, к примеру, в работе по «Мозаике» и по «Тропинке» акцентными будут игровые приёмы, но в первом случае это подвижные игры, а во втором — дидактические и театрализованные. По программе «Развитие» предполагается освоение образовательного материала через продуктивные приёмы: опыты (в старших группах), рисование, лепку, аппликацию (начиная с младших групп). Программа «Диалог» предусматривает активное внедрение проектов в рабочий процесс, что позволяет реализовывать основные задачи создания положительной мотивации к деятельности, а также раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка.
Кроме того, обязательными приёмами, используемыми на занятиях вне зависимости от программы, будут:
- наглядность (картинки, показ видео, демонстрация порядка выполнения того или иного задания, движения и пр. по теме);
- слово — развитие речи воспитанников по любой программе является одним из приоритетных направлений, а без слушания и говорения в диалогах, монологах реализовать это невозможно.
Объяснение является ведущим словесным приёмом
Как написать рабочую программу
Составление рабочей программы вне зависимости от образовательного направления подчинено определённой структуре, установленной ФГОС:
Две последние позиции, в свою очередь, также имеют определённый план оформления. С подробным описанием схемы составления рабочей программы можно ознакомиться здесь.
Источник: melkie.net
Мой детский сад
Более 15 лет работы сайта «Мой детсад». Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.
“Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО”
Содержание воспитательно-образовательного процесса реализуется на основе: комплексной программы для групп общеразвивающей направленности : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.
– парциальной программы:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Р.Б.Стеркина., «Детство – Пресс», 2002 г.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Формирование основ экологической культуры» С.Н.Николаевой М, «Просвещение», 2016 г.
– региональной программы:
- «Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста» авторский коллектив кафедры дошкольного образования ГОУ СКИПКРО: Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н., Ставрополь, 2010 г.
2. «Здоровье» под редакцией П.П.Болдурчиди, Ставрополь, 1991 г.
Образовательная программа МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко» представляет собой модель образовательного процесса детского сада и является нормативно-управленческим документом, важное место в которой занимает региональный компонент формируемый участниками образовательного процесса. Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
- определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
- выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,
- использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учитывая самобытность многонационального народа, его традиции, культуру, в вариативную часть образовательной программы включена авторская программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.
Программа предусматривает следующие разделы:
- Уголок России – отчий дом…
- Литературное и художественное наследие
- Люблю тебя, мой край родной.
- Казаки на Ставрополье.
- Я и мой город.
Данная программа, состоящая из пяти разделов, является хорошим дополнением к вариативной части образовательной программы МБДОУ.
Основные направления деятельности ДОУ:
- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка;
- изучение истории Ставропольского края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов.
Целью реализации программы является процесс, который предполагает:
Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.
В связи с этим основными задачами являются:
В области образования:
– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;
– развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;
– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.
В области воспитания:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего
народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Работа по представленному содержанию проводится в комплексе, интегрируя задачи и представления, используя различные вида деятельности:
– наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе;
– экскурсии в лес, парк, на речку, озеро, на рабочие места родителей; в учебные заведения; по историческим и достопримечательным местам;
– рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края);
– чтение познавательной и художественной литературы;
– рассматривание открыток, фотоальбомов, иллюстраций в книгах о Ставропольском крае; карты Ставропольского края;
– беседы с детьми;
– создание коллекций, экспериментов;
– встречи с интересными людьми (писателями, художниками, композиторами, старожилами и т.п.), проживающими в родном городе;
– игры-путешествия, дидактические игры;
– изобразительная, художественно-продуктивная деятельность;
– участие в озеленении территории детского сада;
– участие в праздниках города.
Задачи реализуются через следующие формы образовательной деятельности:
– совместная деятельность с детьми, семьей;
– самостоятельная деятельность детей.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
-“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
«Социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент):
– Знакомство с хозяйственно-бытовыми традициями русского народа, обустройство дома.
– Знакомство с символами России, традициями и обычаями, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях России
– Рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве, промыслах (охота, рыболовство), знакомство с предметами обихода.
Развивать у дошкольников:
представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о
- символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;
- представления о традициях и обычаях народов Ставрополья (русские, туркмены, армяне, грузины, ногайцы, греки и др.)
- представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города , в Ставропольском крае, на Северном Кавказе и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;
- представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов на Ставропольском крае, Северном Кавказе и месте проживания.
« Познавательное развитие» (региональный компонент):
- представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;
- представления о традициях и обычаях народов Ставрополья (русские, туркмены, армяне, грузины, ногайцы, греки и др.)
- представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города , в Ставропольском крае, на Северном Кавказе и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;
- представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов на Ставропольском крае, Северном Кавказе и месте проживания.
- представления о театрах города Ставрополя- драматический театр имени М.Ю. Лермонтова Ставрополя, краевой театр кукол Ставрополя, краевой театр музыкальной комедии Пятигорска и др.
«Речевое развитие» (Региональный компонент ):
- Формировать речевое общение у дошкольников посредством знакомства с легендами Ставрополья и произведениями детских писателей.
- Познакомить с языком и региональным литературным наследием: сказки и легенды о ставропольском крае, поэзия казачьей народной мудрости, стихи и рассказы: Т.Н. Гонтарь- «Сундучок», А.Е. Екимцева- «Десять добрых тропок», «Ехал дождик на коне», «Дедушка туман», «Светло от берез в России», Г.Н. Пухальская- «Бабушкины сказки», «Серебряная дудочка»; В.Н. Милославская- «Радуга. Стихи для детей «Золотая осень», Л.М. Климович- «Хочу все знать», М.Ю. Лермонтов – «У подножья Машука»; Бондарев С.В. – «Парк», «Грот Дианы», «Золотая осень», «Фонтан Деды»; П.М. Гречишкин – «Гроза в степи», «Домбай»; Соколенко А.Е. – «Ставропольская ярмарка», «Перед дождем»; Смирнов В.И. – «Утро», «Зимний закат», «Летний парк», «Груша»; Чевардов В. – «Гора Бештау», «Золотая осень».
- Продолжать знакомить с фольклором народов Ставропольского края
- Развивать умение узнавать героев легенд о Ставропольском крае, произведений ставропольских писателей – Т.Гонтарь, С.П. Бойко, А.Екимцева, Г.Н. Пухальской, В.Н.Милославской, Л.Ф.Шубной и др.
- Воспитывать у детей интерес к истории создания легенд, сказок, фольклора Ставропольского края.
«Художественно-эстетическое развитие»
(Региональный компонент)
– Знакомство с русскими узорами, орнаментами, цветосимволикой, вышивкой, керамикой, резьбой, знакомство с творчеством художников России.
– Знакомство с российскими праздниками, беседы о русских композиторах, слушание русской народной музыки, песен, колыбельных, русские музыкальные инструменты, танцы русского народа.
– Продолжать знакомить с архитектурным пространством Ставропольского края через постройки: Эолова арфа, Орел, Место дуэли М.Ю.Лермонтова, Провал, Грот Дианы, Грот Лермонтова , Пятигорский провал.
- Продолжать знакомить дошкольников с народными песнями Ставропольского края, старинными казачьими песнями: «Казачка» (песня записана в станице Старопавловской), «То не тучи», «Любить мне Россию» (слова В. Сляднёвой, музыка В. Чернявского), «Ставропольская лирическая» (слова В. Сляднёвой, музыка К. Губина), «Город на холмах» (слова и музыка В. Бутенко), «Тополя» (слова Г. Колесникова, музыка Г. Пономаренко), В. Ходарева: «Пчелка», «Казачьи песни», «Возвращаясь с охоты», «Казачество», «Казачьи шали для любимых», «Солдатская песня», «Орлик».
- Продолжать знакомить дошкольников с песнями Ставропольского композитора И. Пятко: «Колыбельная», «Едем на лошадке», «Жаворонок», «Сонный слон», «Купите лук», «Новогодний праздник», «Считалка», «Пчёлка», «Осень», «Шалтай- Балтай», «Робин Бобин», «Хоровод», «Ветерок», Бордун-Шубная «Есть такие люди – дети» (Региональная культура, сб. №1, стр. 293)
«Физическое развитие» (Региональный компонент):
Развивать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта спортсменов г. Пятигорска. Ставропольского края.
Продолжать знакомить с традиционными для Ставрополья видами спорта, спортивными играми (подвижные казачьи игры: «Чижик», «Вкруг», «Дрибушечка», «Ящерица», «Коршун и наседка»(казачьи). Креативные игры; игры с элементами театрализации, инсценирования: «Казачье подворье», «Казачья свадьба», «Ой, где ж ты была», «Казачьему роду – нет переводу»).
Воспитывать интерес к народным играм России, мира, традиционным для Ставропольского края, Северного Кавказа спортивным играм, видам спорта и современным подвижным играм.
Итоговые результаты освоения регионального компонента.
Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Ставропольский край, г.Пятигорск на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.
Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Пятигорска. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Ставропольского края, г. Пятигорска. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы. Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.
Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.
– Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Отражает знания о городе Пятигорске, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций. Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.
Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.
– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.
– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.
Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Источник: www.moi-detsad.ru