К вопросу о создании парциальных программ дошкольного образования для воспитанников группы «Особый ребенок» с расстройствами аутистического спектра и сходными нарушениями
Негодина О. Н., Цику З. И. К вопросу о создании парциальных программ дошкольного образования для воспитанников группы «Особый ребенок» с расстройствами аутистического спектра и сходными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56852.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания парциальных программ по всем направлениям работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, предусмотренными учебным планом групп «Особый ребёнок».
Полный текст статьи
С сентября 2016 года вступает в силу ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) начального общего образования (далее Стандарт) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ), в том числе и для детей с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС). Для обучающихся с РАС предусмотрена возможность разработки на основе Стандарта четырёх вариантов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Парциальная адаптированная программа «Планета Здоровья»
Образовательные организации осуществляющие реализацию программ дошкольного образования должны обеспечить преемственность в подходах к обучению и воспитанию детей с РАС.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 214″ уже 15 лет занимается вопросами обучения, воспитания, комплексного сопровождения детей с РАС.
Специалистами учреждения накоплен опыт коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми с РАС, их социализации и интеграции в среду сверстников с другими типами развития, в том числе и в группы общеразвивающей направленности.
На сегодняшний день в учреждении функционирует 15 групп общеразвивающей направленности, 4 группы для детей с общим недоразвитием речи, 4 группы для детей с задержкой психического развития, 10 групп кратковременного пребывания для детей инвалидов «Особый ребёнок». В 2015-2016 учебном году 72 воспитанникам учреждения психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано организовать обучение и воспитание по индивидуальным программам развития (далее ИПР), что предполагает учет индивидуальных возможностей и особенностей развития ребенка с РАС.
Вопросы, связанные с выбором программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с РАС, всегда были актуальны для нашего учреждения. Отрабатывая технологию разработки ИПР для воспитанников групп «Особый ребёнок» специалисты учреждения использовали существующие рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по работе с детьми с РАС. Однако эти рекомендации и программы не соответствуют требованиям, предъявляемым к примерным образовательным программам.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования, при этом обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ должно осуществляться с использованием специальных образовательных программ и методов.
Основная образовательная программа дошкольного образования для групп «Особый ребёнок» разрабатывалась учреждением самостоятельно с учётом программы Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Однако общие подходы, методы и приемы коррекционной работы, оценки её результатов, динамики развития воспитанников выстроены с учетом наиболее продуктивных отечественных и зарубежных методик работы с детьми дошкольного возраста с РАС и методик, ориентированных на детей раннего возраста. Опыт работы, анализ и обобщение содержания индивидуальных планов работы специалистов с воспитанниками групп «Особый ребёнок» за последние 10 лет позволил нам приступить к созданию парциальных программ по всем направлениям работы, предусмотренным учебным планом групп «Особый ребёнок».
Технология разработки парциальных программ отрабатывалась на направлении, связанном с формированием представлений об окружающем мире.
В соответствие с учебным планом в рамках непосредственной образовательной деятельности предусмотрено проведение интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи один раз в две недели. В связи с наличием специфических особенностей развития детей с РАС, в отдельное направление работы выделено ознакомление с явлениями социальной жизни.
Отработанные на этом материале задачи по социально-коммуникативному и познавательному развитию были использованы при создании макетов других парциальных программ, так как без решения задач социально-коммуникативного развития невозможно продвижение ребенка с РАС по другим линиям развития.
Структура парциальной программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи соответствует требованиям Стандарта дошкольного образования:
1. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи.
1.3. Значимые для разработки и реализации парциальной программы характеристики особенностей развития детей с РАС.
2. Планируемые результаты.
3. Описание содержания и организации образовательной деятельности, её специфики.
4. Тематическое планирование занятий.
5. Описание материально-технического обеспечения.
6. Список используемой литературы.
7.1. Конспекты занятий.
7.2. Картотека ситуаций общения.
7.3. Картотеки игр.
7.4. Картотека опытно-экспериментальной деятельности.
7.5. Рекомендации для родителей.
7.6. Рекомендации для воспитателей.
При всей уникальности развития каждого ребенка с РАС в своем развитии он последовательно проходит определённые этапы по каждой линии развития. Показателями, существенные для проведения качественного анализа результатов диагностики, проводимой с целью определения содержания работы по ОЗОМ и РР были:
— степень тяжести аффективной патологии;
— уровень коммуникативного развития;
— уровень сформированности произвольность деятельности и поведения;
— состояние предметной и игровой деятельности;
— уровень понимание обращенной речи;
— состояние экспрессивной речи;
— способ усвоения общественного опыта.
На основе анализа результатов обследования, с учетом уровня и особенностей актуального развития, а также эффективности педагогического воздействия в ходе коррекционно-развивающей работы. воспитанников группы «Особый ребёнок» разделили на пять подгрупп.
Так, например, в первой подгруппе оказались дети в возрасте от трех до семи лет, анализ результатов диагностики которых свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их речевом, эмоционально-волевом, интеллектуальном развитии, и как следствие, наличии крайне ограниченных и фрагментарных представлениях об окружающем. С точки зрения нозологии эта группа детей неоднородна.
Однако общей характерной особенностью их развития крайне низкий уровень понимания обращенной речи: дети не прислушиваются к голосу взрослого, часто не реагируют на интонацию, в ситуации обследования не узнают знакомые голоса, не в состоянии адекватно реагировать на попытки взрослого установить контакт на невербальном уровне. В своих действиях эти дети не в состоянии руководствоваться инструкцией, они не понимают цель заданий, а поэтому не стремятся его выполнить.
Дети оказываются не готовы сотрудничать со взрослым, помощь взрослого не принимают. Даже в условиях подражания эти дети не готовы действовать адекватно. Собственная речь ребёнка представлена вокализациями и интонированием. Психологическое обследование детей позволяет отнести их к первой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.
В пятой подгруппе оказались дети пятого – восьмого года жизни, уровень развития речи которых оказывается достаточным для организации взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В своих действиях дети руководствуются вербальной инструкцией, понимают цель заданий, продуктивно используют помощь. Копируют поведение.
Понимают и используют невербальные и вербальные средства общения. Дети охотно сотрудничают со взрослым и другими детьми, инициируют общение. Однако им требуется поддержка как в организации собственной деятельности, так и в организации взаимодействия с другими детьми. В собственной речи дети используют простые распространенные фразы.
Речь остается аграмматичной, звукопроизношение, как правило, нарушено. Объем знаний и представлений об окружающем остается фрагментарным за счет ограниченности объёма знаний о предметах или о свойствах предметом, а также знаний о связях между предметами, явлениями, событиями. Психологическое обследование детей позволяет отнести их к четвёртой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.
Оценка результатов педагогической деятельности по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» производится специалистом в рамках педагогической диагностики по следующим параметрам:
— объем, устойчивость и точность знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
— уровень понимания речи и объем пассивного словаря;
— возможности речевого подражания;
— объем активного словаря;
— состояние фразовой речи;
— состояние коммуникативных способностей.
Критерии оценки по каждому из параметров достаточно информативны, так как отражают поступательное развитие того или иного навыка, увеличение объёма знаний или уровня сформированности способности. Например, в разделе «Состояние коммуникативных способностей» для оценки сформированности указательного жеста определены следующие критерии:
— Не понимает, не направляет взгляд в указанном направлении, не использует в качестве помощи в бытовых и обучающих ситуациях
— Понимает, направляет взгляд в указанном направлении, но продуктивно использовать указательный жест взрослого в качестве помощи не может (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)
— Использует указательный жест взрослого в качестве помощи в привычных бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)
— Использует сам указательный жест в бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)
Только такой подход обеспечивает возможность отслеживания динамики развития детей с выраженными нарушениями в эмоционально-аффективной и познавательной сфере, коммуникативном и речевом развитии.
Таким образом, программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» является частью методического обеспечения образовательного процесса групп кратковременного пребывания «Особый ребёнок», в которых воспитываются дети с РАС. При этом системное ознакомление с окружающим рассматривается как важнейшее условие познавательного и речевого развития детей. Ознакомление детей с окружающим предметным и социальным миром осуществляется в тесной взаимосвязи с развитием восприятия, мышления, предметной и игровой деятельности. Пять уровней программы обеспечивают переход ребенка от формирования практических чувственных представлений об окружающем на основе ситуативного восприятия к сознательному получению информации на основе речевого взаимодействия со взрослым.
Список литературы
1. Бессмертная, Ю. В. Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе коррекционной работы [Текст] / Ю. В. Бессмертная, О. В. Алмазова // Вестник ЧГПУ – Челябинск, 2008. — №11, — С. 7 — 21– 0,9 п.л.
2. Бессмертная, Ю. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Ю. В. Бессмертная // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – СПб., 2008. — №37, — С. 392 — 398. – 0,8 п.л.
3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с.
4. Громова О.Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. М.: Просвещение, 2007.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
6. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю., День за днём говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста7 –М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с.
7. Катаева А. А., Стребелева Е. А., Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
8. Павлова Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез; М.; ТЦ Сфера, 2003 – 168 с.
9. Питерси М. и Трилор Р., Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001— М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 80 стр.
10. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 2:Индивидуальная программа ребёнка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 128 стр.
11. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 6: Восприятие речи. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 80 стр.
12. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.
Кутеповой. М.: РУДН, 2007. – 35с.
13. Сара Ньюмен.Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для роди¬телей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой,—М. Теревинф, 2004.— 240 с.
14. Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
16. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери «, 1997.
17. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. — 136 с.
Источник: e-koncept.ru
Парциальная программа что это значит
Сегодня развитие познавательной, исследовательской, игровой деятельности детей с помощью компьютерных средств является повседневным привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Парциальная образовательная программа «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда» предусматривает перевод образования на качественно новый уровень за счёт организации цифровой интерактивной развивающей среды и реального обеспечения индивидуализации образовательного процесса. Эта программа для познавательного развития и инженерно-технического творчества дошкольников и младших школьников является инновационным методическим продуктом , разработанным «Научными развлечениями» в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 11552;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 3733;
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 16424;
- СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 265;
- Комплексной программой «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в Российской Федерации», утверждённой распоряжением Автономной некоммерческой организации «Агентство инновационного развития» от 1 октября 2014 г. № 172-Р.
Парциальная образовательная программа «НАУСТИМ» направлена на развитие интеллектуальных способностей и исследовательской активности детей 5—11 лет , на их познавательное развитие, приобщение к инженерно-техническому творчеству, создание педагогических условий, способствующих полноценному разностороннему развитию средствами цифрового интерактивного и игрового оборудования Академии Наураши и технологий STEAM-образования.
Для чего нужна парциальная программа «Наустим» современному педагогу?
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО и может быть использована в любой образовательной организации в сочетании с любой основной образовательной программой, в том числе как дополнительная общеразвивающая программа.
Инструментарий и методические комплекты могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций и начальной школы, педагогами системы дополнительного образования детей, родителями (законными представителями) воспитанников в семье полностью или частично в зависимости от условий.
Программа рекомендована решением ученого совета ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного, начального и дополнительного образования детей (протокол 4 от 17.09.2020).
«Дети с удовольствием занимаются конструированием, начальным моделированием, элементарным программированием, мультипликацией, изучают естественные науки в мультимедийной лаборатории, комбинируют различное оборудование для создания интересных образовательных проектов. Во время игр-занятий происходит интеграция всех образовательных областей, предметных областей. Так, знакомясь с электричеством в лаборатории, дети узнают, что ток хранится в батарейках. А занимаясь робототехникой, они уже понимают, что мотор приходит в движение, благодаря батарейкам в блоке», — рассказывает старший воспитатель детского сада номер 30, г. о. Подольск, Барыкина Наталья Владимировна.
«Новое время привносит свежие тенденции. Опираясь на стратегические проекты государства в области образования (ФГОС ДО, «Десятилетие детства», Национальный проект «Образование»), в детских садах России постепенно создается современная интерактивная образовательная среда, наполненная учебным и игровым оборудованием. Среда, которая подготовит наших детей к жизни в новых технологических, индустриальных, социально-коммуникативных условиях, условиях цифровой трансформации общества», — Поваляев Олег Александрович, к. т. н., основатель, генеральный директор ООО «Научные развлечения».
Авторы и создатели парциальной программы «Наустим» надеются, что внедрение данной программы в образовательные учреждения для создания интерактивной развивающей среды и экспериментально-инженерной деятельности будет способствовать всестороннему развитию детей и формированию в них компетенций будущего.
П олная версия парциальной программы «НАУСТИМ» размещена на сайте ФИРО . (Перейти на сайт ФИРО)
Авторы парциальной программы:
Поваляев Олег Александрович, кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Научные развлечения», лауреат премии Правительства РФ 2015 г. в области образования.
Сарафанова Елена Витальевна, руководитель направления Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики УНТИ 2035, к. э. н., доцент.
Мусиенко Светлана Игоревна, директор Научно-практического центра «Традиции и инновации в образовании», автор парциальной Программы «НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда».
Глушкова Галина Владимировна, к. пед. н., старший воспитатель ГБОУ СОШ № 1598, автор парциальной программы «НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда», эксперт МЦКО.
Иванова Нина Александровна, ЧУОО Школа «Морозко», заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности.
Пример организации работы в детском саду по парциальной программе «НАУСТИМ» (презентация озвучена педагогом):
Источник: nau-ra.ru
Нужно ли лицензировать парциальную программу?
У меня вопрос. У ДОУ есть бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования. Подскажите, пожалуйста, нужно ли провести лицензирование парциальной программы детского сада по патриотическому воспитанию (разработанную коллективом д/с), если она разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, так же как и основная образовательная программа д/с?
04 декабря 2015, 12:25 , Лариса, г. Шарыпово
Ответы юристов
Владимир Александрович Борисов
Юрист, г. Тула
Общаться в чате
Подскажите, пожалуйста, нужно ли провести лицензирование парциальной программы детского сада по патриотическому воспитанию (разработанную коллективом д/с)
Лариса
Лариса, у Вас же есть лицензия на реализацию программы дошкольного образования. Данная программа не выходит за рамки программы дошкольного образования и является ее частью.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12)
п. 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
п. 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и
утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных
программ дошкольного образования.
Таким образом, получать отдельную лицензию (приложение к лицензии) не нужно.
05 декабря 2015, 08:37
Клиент, г. Шарыпово
Здравствуйте, Владимир Александрович! Большое спасибо за Ваш компетентный ответ! Он имеет огромное значение для нас — педагогов, работающих в сельской местности. Мы в настоящий момент занимаемся корректировкой своих ООП в соответствии с ФГОС ДО. И нас очень волнует вопрос по проектированию Части Программы, формируемой участниками образовательного процесса.
Так как реализовывать в полной мере имеющиеся (готовые) Парциальные программы не представляется возможным из-за низкой МТБ и из-за недостаточного методического обеспечения педагогического процесса в сельских д/с(Например, в нашем д/с 1 разновозрастная группа детей в возрасте от 3 до 7 лет, колич. состав 20 человек. Физкультурный, музыкальный зал и спорт площадка отсутствуют.) Потому,дополнительно, хотелось бы уточнить. Как я понимаю из Вашего ответа, детский сад ( у которого есть лицензия на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования) может самостоятельно разработать свою Парциальную программу (по выбранному направлению, под свои условия и социальный заказ) на основе любых примерных программ дошкольного образования, используя (по выбору) дополнительно методическую литературу и пособия по нужному направлению (например, патриотическому воспитанию). Заранее благодарю за ответ!
06 декабря 2015, 04:54
Владимир Александрович Борисов
Юрист, г. Тула
Общаться в чате
Как я понимаю из Вашего ответа, детский сад ( у которого есть лицензия на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования) может самостоятельно разработать свою Парциальную программу (по выбранному направлению, под свои условия и социальный заказ) на основе любых примерных программ дошкольного образования, используя (по выбору) дополнительно методическую литературу и пособия по нужному направлению (например, патриотическому воспитанию).
Лариса
Лариса, Вы все правильно понимаете!
В соответствии с п. 2.9. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Так что, Вы на правильном пути. Обязательная часть и парциальная (ые) образовательная (ые) программа (ы) и составляют вместе образовательную программу дошкольного образования, на которую у Вас есть лицензия.
Источник: pravoved.ru
Важна ли программа в детском саду? По каким стандартам учат дошкольников и соблюдаются ли они на практике
Главный критерий при выборе детского сада для детей — чтобы было близко. Потом мы оцениваем его оснащение, воспитателей, а вот программа, по которой работает сад, остаётся за кадром. Решили разобраться: правда ли она так важна и стоит ли гнаться за какой-то определенной системой дошкольного образования?
Как устроен детский сад
Государственный детский сад сейчас не отдельная структура, а лишь дошкольная ступень школьного образования. Детские сады давно уже являются отделениями того или иного ГБОУ, и в каждом из них утверждена определённая образовательная программа.
Всего в России, согласно навигатору на сайте Федерального института развития образования, существует 21 комплексная программа дошкольного образования. Кроме них, есть ряд парциальных программ — это своего рода фрагменты образовательного пазла, которыми дополняют основную картину или из которых собирают комбинацию по своему усмотрению. Одни парциальные программы призваны развивать у детей разные навыки (счёт, чтение, письмо), другие направлены на эстетическое, художественное, музыкальное развитие.
Несмотря на такое видимое разнообразие, сегодня в детских садах встречается всего лишь 3–5 разновидностей образовательных программ — в зависимости от региона.
В 85% детских садов России принята одна универсальная программа «От рождения до школы»
Кроме вездесущего «От рождения…», распространены также «Золотой ключик», «Миры детства: конструирование возможностей», «Истоки», «Вдохновение». Особняком стоит «ПРОдетей», разработанная в том числе для детей с ОВЗ и направленная на самореализацию и развитие самостоятельности, а также принципиально новая программа «Превращение», которую вот-вот должны одобрить. Профессиональное сообщество её очень ждет, так как в её основе лежит эмпирический метод познания мира — опыты и эксперименты как основа обучения.
Узнать, какой программой руководствуется конкретный сад, можно на официальном сайте учреждения. Однако и здесь есть нюанс.
Какая бы программа ни была заявлена, не факт, что сад следует ей от начала и до конца
Дело в том, что каждый детский сад должен брать одобренную программу и делать на её основе собственную в пропорции 60 на 40. То есть 60% берётся из «основы», а всё остальное сад волен дополнять сам. Что это значит для родителей? Положим, в базовой программе предполагается наличие в группах центров активности — это когда пространство игровой (как в развивающей среде Монтессори) разделено на отдельные зоны: математика, водные игры, игры с песком и т. д. Но если у детского сада нет соответствующего оснащения, то он попросту может выкинуть какой-то пункт из программы.
Если говорить совсем обобщённо, то в двух садах с одинаковой программой жизнь может быть устроена совсем по-разному, так как каждый сад взял из «основы» разные положения и дополнил их совершенно разными деталями. И в итоге получились два мало похожих комбо.
Не менее важно: даже если вас устраивает программа, с которой вас ознакомили в детском саду, это не означает, что она будет полностью реализована. Почему? Потому что всё зависит от воспитателя. А проверить, чем занимаются дети в садике, до момента, пока они смогут сами вам в красках рассказать, нет никакой возможности.

Чем программы отличаются друг от друга
Все два десятка программ дошкольного образования разработаны на основе принятого в России ФГОС и довольно строго регламентированы. Их цель — добиться того, чтобы дошкольник рос мотивированным и всесторонне развитым. Разница между программами кажется несущественной: одни рассчитаны на возраст от младенчества до школы («Радуга» или «Теремок»), другие предполагают работу с детьми начиная с трех лет («Первые шаги»), — в остальном они, на первый взгляд, похожи. Но это лишь на первый взгляд.
«От рождения до школы»
Одна из старейших программ дошкольной педагогики — и именно её регулярно обновляют и дополняют. Почему? Прежде всего потому, что она самая распространённая в России.
Программа «От рождения до школы» преемственна по отношению к программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, по которой многие годы работали почти все детские сады нашей страны. Авторский коллектив под руководством доктора психологических наук Н. Е. Вераксы разработал универсальную комплексную программу, которая идеально подходит для массовых дошкольных групп. В ней прекрасно сочетаются идеи классического дошкольного образования и современные образовательные технологии.
Реализуя подходы, заложенные в программе «От рождения до школы», педагоги обеспечивают преемственность с программой начального общего образования, что очень важно. В процессе целенаправленной образовательной деятельности ребенка, осуществляемой в партнерстве со взрослым, у старшего дошкольника формируются предпосылки универсальных учебных действий. Причём основным во взаимодействии детей и взрослых становится умение «слышать» ребёнка, поддерживать и развивать его инициативу.
Татьяна Доценко, заместитель директора московской школы № 1347
Говорится в программе и о переходе на новый, прогрессивный вид взаимодействия «взрослый — ребёнок», в котором воспитателю важно уметь слышать ребёнка, откликаться и развивать детскую инициативу. Воспитатели больше не руководят процессом игры, а встраивают образовательные моменты в спонтанные игры, старая модель фронтальных и групповых занятий сменяется проектами, образовательными событиями, утренними и вечерними кругами.
Но опять-таки не факт, что сад, который взял за основу программу «От рождения…», оставит в ней утренние круги и нефронтальную модель, ведь не каждый воспитатель готов расти и менять что-то в методике своей работы.
«Золотой ключик»
В основе программы — педагогическая концепция Льва Выготского, а её главная особенность в том, что рядом играют дети, которым только исполнилось три года, и пяти-шестилетки. Родителей такие группы нередко смущают: им кажется, что старшие будут обижать младших, а младшие в свою очередь будут перетягивать на себя всё внимание воспитателей.
Однако программа ориентирована на то, что больше всего нравится дошкольникам, — на игру, она не предполагает занятий за столами и традиционных календарно-тематических заданий. В неё заложена идея спонтанности обучения, и воспитателей у детей сразу двое, причём один из них всегда играет роль не привычного руководителя, а непосредственного участника детских игр.
«„Золотой ключик“ предполагает выстраивание отношений, похожих на идеальные семейные. Воспитатели в таких садах постоянно устраивают мозговые штурмы, чтобы придумывать события, которые по-настоящему увлекут детей. И здесь обычно знают всё и про „Звёздные войны“, и про Финдуса с Петсоном, и про троллей с маленькими пони».
Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребёнка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Главный минус «Ключика» (если считать его минусом, конечно) — то, что у программы нет преемственности в школе и к учёбе как таковой она не готовит. У программы нет цели научить ребёнка читать, писать и считать. Задача — чтобы он проводил детство в детском саду в атмосфере, максимально приближенной к атмосфере семьи.

«Миры детства: конструирование возможностей»
Эта программа точно не понравится родителям, у которых слова «поделка» и «рисунок в садик» вызывают нервный тик. Возможно, по этой же причине «Миры детства» вообще не сильно распространены в крупных мегаполисах, где ритм жизни не позволяет родителям максимально включаться в жизнь ребёнка.
Изюминка «Миров» — дидактический календарь, предлагающий разнообразные домашние занятия с ребёнком (не надо ничего гуглить и придумывать, все уже сделали за вас). По словам авторов программы, развивающие и обучающие материалы «запускают механизм культурной трансляции» и позволяют родителям понять ценность детской деятельности и значимость её результатов.
«Конечно, не все родители настроены заниматься с детьми дома. Первое время ребёнок приходит в сад неподготовленный, не участвует в общих мероприятиях, расстраивается, и родителям приходится включаться. Но проходит какое-то время, и они начинают получать удовольствие от совместного процесса и лучше понимать своего ребёнка».
Елена Дидух, педагог московской школы № 2120
«ПРОдетей»
В основе программы, которая разрабатывалась и для детей с ОВЗ в том числе, лежит международная дошкольная система Tools Of the Mind. Создавалась она в России на экспорт — для работы в Европе и Америке. Её суть — игровой подход и развитие навыков планирования.
Пространство в садах, работающих по этой программе, организовано по принципу центров активностей, которые отделены друг от друга невысокими шкафчиками. Таким образом, дети не мешают друг другу, а воспитатели могут спокойно наблюдать сразу за всеми. Есть как шумные, так и тихие зоны, где дети могут уединиться с книжкой и любимой игрушкой и отдохнуть. А потом переместиться в центр строительства или центр письма и грамотности.
Каждый день у ребят начинается с утреннего круга, этакого мини-тимбилдинга. С помощью «Колеса выбора» дети составляют своё расписание занятий на день, которое фиксируют на личном листочке. Уметь читать и писать при этом не обязательно: рисунки, символы — каждый справляется как умеет. Этот ритуал учит ребёнка режиссировать свой день.
«ПРОдетей» предполагает максимальный простор для творчества и самореализации: дети в какой-то степени предоставлены сами себе, то есть они сами организовывают свой день, ищут компаньонов для игр, а воспитатель лишь направляет и помогает им.
Преемственности в школе у «ПРОдетей» нет. Эта программа, как и «Золотой ключик», про игру и про детство, а детские сады, которые взяли её за основу, ставят своей задачей не подготовку к школе, а именно проживание сензитивных периодов детства. Так что родителям, для которых сад — это залог успешного поступления в школу, такая программа вряд ли подходит.
«Превращение»
Самая свежая и инновационная программа, которая должна быть принята в ближайшем будущем, — педагоги дошкольного образования её очень ждут.
Её автор — ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка МГПУ и одновременно соавтор другой известной программы «От рождения до школы» Ольга Шиян. За основу «Превращения» она взяла инструменты ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач), и, по её задумке, дети должны познавать мир путём решения самых разных вопросов на своём пути.
«В основе программы — эмпирический метод: дети учатся решать реальные задачи и в процессе их решения получают новые знания. А после закрепляют их посредством творческой деятельности. Это методика творческих поисков и дебатов с воспитателем, когда изучается каждый предмет вокруг. Например, говоря о мебели, дети с воспитателями обсуждают, какая мебель какие проблемы может решать.
Именно во время таких дебатов дети придумали двухъярусные кровати в детском саду и создали их макет из спичечных коробков. Еще одно изобретение — стул для воспитателя, сидя на котором удобно помогать детям зашнуровывать шнурки».
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка МГПУ
Подобная программа действительно любопытное новшество, но реализовать её в массовой группе, где 25–30 детей, будет крайне сложно. Обсуждения с дошкольниками эффективны лишь в случае, когда их 5–10 человек максимум. Но даже в упрощённом варианте, как дополнение к другой программе, принципы «Превращения» могут быть полезны.

И что же выбрать
Несмотря на наличие двух десятков комплексных программ дошкольного образования, в России широко представлена лишь одна — «От рождения до школы».
А если хочется выбрать детский сад, в котором представлен другой подход к работе с дошкольниками, то его придётся поискать, да и ребёнка, скорее всего, надо будет туда возить. При этом даже «другая программа» не гарантирует, что вы в итоге не получите стандартный набор активностей без использования новых технологий и современных инструментов педагогики: очень многое зависит от того, кто работает на местах и насколько воспитатели заинтересованы в своей работе и в том, чтобы она была полезной для детей и родителей.
В идеале каждую весну детские сады должны запускать опрос эффективности образования, где есть закрытые и открытые вопросы, и на основании результатов дополнять или переписывать образовательную программу, подстраиваясь под интересы и запросы родителей. При этом для большинства родителей детский сад остаётся всего лишь возможностью (чаще всего единственной) выйти на работу — и вопрос о том, по какой программе он работает, не стоит в принципе.
Источник: mel.fm