Парциальная программа что это такое в доу по фгос
СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+
Сценарий проведения педагогического совета «Система работы педагогов по развитию связной речи дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ»
- Новое Древо
- Публикации для педагогов и воспитателей
- Автор работы: Ольхова Лариса Евгеньевна
12.2022
Должность:старший воспитатель
Учебное заведение:
Населенный пункт:Алтайский край, г. Барнаул
Стоимость выпуска подтверждающих документов (свидетельство + справка о публикации) в электронном виде — 200 руб.
Вы сможете скачать их на этой странице в формате PDF сразу после оплаты счета
Всероссийский методический центр «Новое Древо»
Возрастная категория 0+
Навигация по сайту:
- Главная
- Учителям
- Воспитателям
- Школьникам
- Опубликовать материал
- Каталог публикаций
- Архив публикаций (до июня 2019 г.)
- Правила
- Положение
- Таблица итогов
- Контакты
Источник: novoedrevo.ru
Программа ДОУ по ФГОС, 2020
Программа ‘Детство’ по ФГОС
Новый вариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Программа «Детство» 2014 года — это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), разработанная по ФГОС ДО (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).
ОПДО «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать ее при разработке основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО).
Цели программы «Детство»
Цель программы— создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на.
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Авторский коллектив
Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы.Кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС
Авторы.О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
Особенности содержания программы
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры, с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.
В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма. происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей.
В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы
- Основы проектирования образовательной программы
- Основы проектирования основной образовательной программы
Планируемые результаты освоения программы
- Раннее детство
- Дошкольное детство
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет
Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Образовательная область «Речевое развитие»
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Образовательная область «Физическоеразвитие»
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет
Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Образовательная область «Речевое развитие»
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Образовательная область «Физическоеразвитие»
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
- Особенности образовательной деятельности разных видов
- Культурные практики
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга
- Педагогическая диагностика в детском саду
- Мониторинг образовательного процесса в детском саду
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания
- Методическое обеспечение программы «Детство», разработанное авторами программы и преподавателями кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена
- Методическое обеспечение подготовки педагогов к реализации программы «Детство», разработанное авторами программы и преподавателями кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена
- Методические пособия, разработанные в Санкт-Петербурге и других регионах России
- Рабочие тетради для детей дошкольного возраста. Учебно-наглядные пособия издательства «Детство-Пресс», Санкт-Петербург
- Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры издательства «Корвет», Санкт-Петербург
- Наглядно-дидактические пособия и игры издательства «Оксва», Санкт-Петербург
- Наглядно-дидактические пособия и игры издательства «Саркисов Р.В.», Санкт-Петербург
Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет
Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада
- Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада
Распорядок и режим дня
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет
Распорядок и режим дня
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Методический комплект к «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Приложение 1. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений
- Приложение 2. Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений
Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников
- Приложение 3. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с английским языком» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений
Принципы соответствия программы «Детство»
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
- Принцип сотрудничества с семьей.
- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Научные основы и базовые идеи
Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».
Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.
Базовые идеи программы
- Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
- Идея о феноменологии современного дошкольного детства.
- Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.
- Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений — инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
Методическая поддержка
За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий.
- программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
- методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
- методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».
- мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
Источник: doshkolniki.org
Разработка парциальной программы «Калейдоскоп Открытий: изменения вокруг» в аспекте требований ФГОС дошкольного образованияТекст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА / / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / PRE-SCHOOL EDUCATION / THE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / COGNITIVE-RESEARCH ACTIVITY / PROGRAM / CONTENT / EDUCATIONAL MODULES
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Наталия Дмитриевна
В статье представлено описание программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста, разработанной в аспекте современных тенденций познавательного развития дошкольников и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Наталия Дмитриевна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
К вопросу математического развития детей дошкольного возраста
Профессиональная мобильность педагогов в контексте инновационного развития региональной системы дошкольного и начального общего образования
Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС до
Современные подходы к реализации задач художественноэстетического образования детей дошкольного возраста в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Внедрение интегративных процессов в практику дошкольного образования
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Developing a partial program “Кaleidoscope of discoveries: changes around” in accordance with requirements of federal standard of pre-school education
The article describes the program of pre-school education which has been designed following the modern trends in cognitive development of elder preschoolers according to requirements of Federal Standard of pre-school education
Текст научной работы на тему «Разработка парциальной программы «Калейдоскоп Открытий: изменения вокруг» в аспекте требований ФГОС дошкольного образования»
5. Shchurkova N.E. Education as a pedagogical phenomenon. General regularities and principles of education. Pedagogika. Ed. By P.I.
Pidkasisty. M.: Rossiiskoie pedagogicheskopie agentstvo, 19996. P. 344390. [in Russian].
Сведения об авторе: Циулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии,
Information about author: Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
УДК 372 ББК 74.102
РАЗРАБОТКА ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАЛЕЙДОСКОП ОТКРЫТИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ ВОКРУГ»
В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлено описание программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста, разработанной в аспекте современных тенденций познавательного развития дошкольников и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
DEVELOPING A PARTIAL PROGRAM «КALEIDOSCOPE OF DISCOVERIES: CHANGES AROUND» IN ACCORDANCE WITH REQUIREMENTS OF FEDERAL STANDARD OF PRE-SCHOOL EDUCATION
The article describes the program of pre-school education which has been designed following the modern trends in cognitive development of elder preschoolers according to requirements of Federal Standard of pre-school education
Key words: pre-school education, the standard of preschool education, cognitive-research activity, program, content, educational modules
Актуальность разработки програм- реального взаимодействия с ним явля-мы. Готовность и способность исследо- ется самостоятельной ценностью. Это вать новое в окружающем мире путем чрезвычайно важное качество человека,
отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития.
Ребенок идет по миру (жизни) как исследователь, в нем генетически заложена «исследовательская сущность», которая блокируется репродуктивной направленностью дошкольного образования (образовательного процесса). «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» — С.Л. Рубинштейн [12, с. 185].
Поэтому важным становится вопрос об организации в образовательном процессе детского сада познавательно-исследовательской деятельности, адекватной исследовательским проявлениям старших дошкольников. Необходимость поиска содержания и способов эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО [11]) и недостаточной разработкой содержательно-методических основ данной деятельности в образовательном процессе старших дошкольников.
Н.Е. Веракса, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн [4; 9;
10; 13] рассматривают изменяющуюся картину мира как основной источник познания детьми окружающей действительности, от восприятия и осознания которой зависит становление и развитие их мышления. Познание детьми свойств и отношений постоянно изменяющегося окружающего мира в развивающем взаимодействии с воспитывающим взрослым дает им возможность адекватно ориентироваться в явлениях природного, рукотворного и социального мира, осваивать способы и средства познавательно-исследовательской деятельности, проявлять активность, любознательность, интерес, инициативу, самостоятельность и творчество (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования).
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС ДО [11] к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, условиям и результатам ее освоения детьми, и недостаточной теоретической и практической разработанностью организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Актуальным становится вопрос отбора соответствующего содержания и эффективных способов его организации с детьми, способствующих развитию их исследовательской активности. При решении этой проблемы важно использовать те образовательные ресурсы, которые заложены в дошкольном детстве, с тем, чтобы обеспечить качество современного образования.
Разработка парциальной программы «Калейдоскоп Открытий — ИЗМЕНЕНИЯ вокруг» (далее — программа) для детей старшего дошкольного возраста позволяет решить обозначенную выше проблему. В программе отражены следующие аспекты образовательной среды:
• развивающая вариативная образовательная среда, которая представлена тремя взаимосвязанными образовательными модулями «Изменения в Природе», «Изменяюсь Я и Другие» и «Изменение-преобразование», включающими в себя комплекс образовательных ситуаций совместной деятельности, направленных
» I — ГО _й со S О 5Ю » Й £ ь
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
на изучение детьми процессов изменения и преобразования окружающего мира;
• предметно-пространственная развивающая среда, стимулирующая активное познание и преобразование детьми объектов окружающего мира;
• детско-взрослое (и детское) сообщества, внутри которых детям предоставляется возможность проявлять любознательность, интерес и инициативу в познавательно-исследовательской и преобразовательной деятельности.
Парциальная программа «Калейдоскоп Открытий: ИЗМЕНЕНИЯ Вокруг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и современными тенденциями познавательного развития дошкольников, и включает следующие этапы: вводный этап — актуализация опыта познавательно-исследовательской деятельности детей об изменяющихся объектах окружающего мира; основной этап — организация познавательно-исследовательской деятельности детей, направленной на поиск и изучение ими характеристик, условий, причин и закономерностей изменяющихся объектов (образовательные модули «Изменения в Природе», «Изменяюсь Я и Другие»); на преобразование (изменение) детьми свойств, признаков, функций объектов окружающего мира (образовательный модуль «Изменение-преобразование»); заключительный этап — обобщение и систематизация опыта познавательно-исследовательской деятельности детей об изменяющихся объектах окружающего мира; изучение умений детей самостоятельно решать познавательные задачи.
Характеристика содержания деятельности педагога с детьми. В процессе вводного этапа педагог проводит с детьми игру «Изменяется — не изменяется» и организует дискуссию о выбранных детьми изменяющихся объектах. В ходе дискуссии обсуждаются мнения об изменениях окружающего мира, которые для наглядности фиксируются на листе мнений «Изменяется — не изменяется», и организуется поиск доказательств высказанных детьми мнений. Дискуссионный момент может проя-
виться в том, что дети, аргументируя мнение, и ссылаясь на свой опыт, могут одни и те же объекты окружающего мира выбирать и включать, одновременно, как в группу «изменяющиеся объекты», так и в группу «неизменяющиеся объекты». В подобной ситуации педагогу следует поставить перед детьми познавательную задачу — доказать и объяснить, что эти объекты изменяются. Введение старших дошкольников в тему «ИЗМЕНЕНИЯ вокруг» позволяет: выявить имеющиеся представления детей старшего дошкольного возраста об изменениях окружающего мира; актуализировать их опыт выделения изменяющихся объектов в разных сферах окружающего мира; выявить области наибольших познавательных интересов детей; развить у детей познавательную мотивацию.
Модули «Изменения в Природе» и «Изменяюсь Я и Другие». Познавательно-исследовательская деятельность с детьми организуется по следующим исследовательским направлениям: активный поиск изменяющихся объектов и характеристик их изменения («Как много вокруг изменяется»), установление причин и условий изменения объектов («Почему происходят изменения?»), систематизация и обобщение опыта детей об изменяющихся объектах
окружающего мира («Такие разные процессы изменения»).
Модуль «Изменение-преобразование». Познавательно-исследовательская деятельность с детьми организуется как творческая деятельность познания и преобразования (изменения) свойств, признаков, функций объектов окружающего мира. Преобразование осуществляется в структуре и логике основных компонентов деятельности: выбора целей, содержания, средств и способов планирования и осуществления деятельности, анализа полученных результатов.
Педагог организует познавательно-исследовательскую деятельность детей таким образом, чтобы они могли объединяться вокруг решения познавательных и практических задач, договариваться о совместных действиях друг с другом, совместно осуществлять решение задач, обсуждать и представлять полученные результаты. В процессе решения детьми задач педагог подводит детей к обозначению способов познания, с помощью которых можно узнать, что именно изменяется в объектах, к необходимости -научиться обследовать и наблюдать объекты, экспериментировать с ними, сравнивать их, делать выводы и умозаключения.
Важным компонентом деятельности является рефлексия, которую проводит педагог с помощью вопросов — Чего нам не хватает, чтобы узнать, как изменяются эти объекты? Чего мы не знаем, чтобы доказать, что эти объекты изменяются? — это необходимо для успешного решения детьми познавательной задачи — объяснить и доказать, как именно изменяются объекты.
Еженедельная (отсроченная) рефлексия организуется в виде индивидуального опроса детей «Итоги недели»: Оглянись вокруг!» — Что показалось тебе, самым интересным? Что тебя удивило на этой неделе? Что «открыл» для себя? Какому открытию ты радовался? Как ты это узнал?
Чему научился?
В ходе заключительного этапа для обобщения опыта познавательно-исследовательской деятельности детей об изменяющихся объектах окружающего мира и для изучения умений детей са-
мостоятельно решать познавательные задачи с помощью освоенных ими средств и способов проводится обобщающая итоговая беседа «Это изменяется», организуются словесные творческие игры «Если бы. », организуется выставка «Это изменяется» с оформлением каталога. Прохождение этого этапа позволит выявить умения детей применять накопленный детьми опыт познания об изменениях окружающего мира в новых условиях; выявить рефлексивные способности детей к осмыслению, фиксации и схематизации приобретенного опыта деятельности; выявить умения детей действовать в сообществе.
Для эффективной реализации данной программы нами был проведен мониторинг готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. По результатам мониторинга были выявлены проблемы:
а) в организации педагогом познавательно-исследовательской деятельности детей (преобладание фронтальных форм, построенных по типу обучающих «познавательных занятий», отсутствие у 52% педагогов умения четкого структурного построения деятельности «от цели к результату», а у 48% — жестко заданный для детей алгоритм последовательности действий, нарушающий сущность данной деятельности);
б) в использовании развивающих методов и приемов (не более 30% педагогов используют вопросы, задания, методы проблемно-поискового характера);
Лишь 15% педагогов дошкольных образовательных организаций используют спонтанно возникающие объединения увлеченных воспитывающих взрослых
Источник: cyberleninka.ru
Программа ‘Радуга’ по ФГОС
Примерная основная образовательная программа «Радуга» создана как психологически ориентированная программа.
Программа соответствует ФГОС ДО и направленна на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.
Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Реализация программы «Радуга» в различных условиях
Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад находится в любом регионе РФ, расположен как в городском, так и в сельском поселении, имеет любое количество групп и т.д.
Вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.
Примерная основная образовательная программа «Радуга»/ Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьёва. 2014
Цели
Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
- обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.
Представленные в содержательном разделе программы цели и задачи по возрастным группам образуют обязательную часть, которая используется при написании дошкольной организацией основной образовательной программы.
Программа «Радуга» предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанные на основе региональных исследований методики:
- укрепления здоровья и физического развития детей с учётом особенностей климата и экологии региона;
- приобщения детей к национальным культурам; воспитания любви и уважения к малой родине.
Также в рамках методического комплекта предлагаются модульные (парциальные) программы по нескольким образовательным направлениям, которые могут быть использованы образовательной организацией для наполнения этой части основной образовательной программы.
Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической основой Программы «Радуга» являются:
- общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
- культурно-исторический подход Л. С. Выготского.
Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.
Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.
- Общая характеристика Программы «Радуга»
- Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»
- Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»
Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Поддержка детской инициативы
Взаимодействие с семьёй
- Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
- Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
- Творческое сотрудничество с семьёй
- Подходы к педагогической диагностике
- Организация коррекционной/инклюзивной работы
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»
- Основные режимные моменты
Организация жизни группы
- Формы реализации Программы «Радуга»
- Нормы жизни группы
- Традиции жизни группы и праздники
- Традиции-ритуалы
- Стиль жизни группы
- Интерьер группы
Формы реализации дошкольного образования
- Группы кратковременного пребывания
- Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы
Дополнительные платные образовательные услуги
Методическое обеспечение Программы «Радуга»
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга»
- Коммуникативная компетенция
- Представление о свободе
- Представление о творчестве
- Представление об ответственности и взрослой позиции
- Учебно-вспомогательный и технический персонал
- Сотрудничество и коллегиальность
- Критерии отбора кадров
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда
- Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста
- Стиль «радужной» группы
Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»
Источник: doshkolniki.org