Парциальная образовательная программа что это
Сегодня развитие познавательной, исследовательской, игровой деятельности детей с помощью компьютерных средств является повседневным привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Парциальная образовательная программа «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда» предусматривает перевод образования на качественно новый уровень за счёт организации цифровой интерактивной развивающей среды и реального обеспечения индивидуализации образовательного процесса. Эта программа для познавательного развития и инженерно-технического творчества дошкольников и младших школьников является инновационным методическим продуктом , разработанным «Научными развлечениями» в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 11552;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 3733;
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 16424;
- СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 265;
- Комплексной программой «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в Российской Федерации», утверждённой распоряжением Автономной некоммерческой организации «Агентство инновационного развития» от 1 октября 2014 г. № 172-Р.
Парциальная образовательная программа «НАУСТИМ» направлена на развитие интеллектуальных способностей и исследовательской активности детей 5—11 лет , на их познавательное развитие, приобщение к инженерно-техническому творчеству, создание педагогических условий, способствующих полноценному разностороннему развитию средствами цифрового интерактивного и игрового оборудования Академии Наураши и технологий STEAM-образования.
Парциальная образовательная программа “Английский для дошкольников”
Для чего нужна парциальная программа «Наустим» современному педагогу?
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО и может быть использована в любой образовательной организации в сочетании с любой основной образовательной программой, в том числе как дополнительная общеразвивающая программа.
Инструментарий и методические комплекты могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций и начальной школы, педагогами системы дополнительного образования детей, родителями (законными представителями) воспитанников в семье полностью или частично в зависимости от условий.
Программа рекомендована решением ученого совета ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного, начального и дополнительного образования детей (протокол 4 от 17.09.2020).
«Дети с удовольствием занимаются конструированием, начальным моделированием, элементарным программированием, мультипликацией, изучают естественные науки в мультимедийной лаборатории, комбинируют различное оборудование для создания интересных образовательных проектов. Во время игр-занятий происходит интеграция всех образовательных областей, предметных областей. Так, знакомясь с электричеством в лаборатории, дети узнают, что ток хранится в батарейках. А занимаясь робототехникой, они уже понимают, что мотор приходит в движение, благодаря батарейкам в блоке», — рассказывает старший воспитатель детского сада номер 30, г. о. Подольск, Барыкина Наталья Владимировна.
«Новое время привносит свежие тенденции. Опираясь на стратегические проекты государства в области образования (ФГОС ДО, «Десятилетие детства», Национальный проект «Образование»), в детских садах России постепенно создается современная интерактивная образовательная среда, наполненная учебным и игровым оборудованием. Среда, которая подготовит наших детей к жизни в новых технологических, индустриальных, социально-коммуникативных условиях, условиях цифровой трансформации общества», — Поваляев Олег Александрович, к. т. н., основатель, генеральный директор ООО «Научные развлечения».
Авторы и создатели парциальной программы «Наустим» надеются, что внедрение данной программы в образовательные учреждения для создания интерактивной развивающей среды и экспериментально-инженерной деятельности будет способствовать всестороннему развитию детей и формированию в них компетенций будущего.
П олная версия парциальной программы «НАУСТИМ» размещена на сайте ФИРО . (Перейти на сайт ФИРО)
Авторы парциальной программы:
Поваляев Олег Александрович, кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Научные развлечения», лауреат премии Правительства РФ 2015 г. в области образования.
Сарафанова Елена Витальевна, руководитель направления Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики УНТИ 2035, к. э. н., доцент.
Мусиенко Светлана Игоревна, директор Научно-практического центра «Традиции и инновации в образовании», автор парциальной Программы «НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда».
Глушкова Галина Владимировна, к. пед. н., старший воспитатель ГБОУ СОШ № 1598, автор парциальной программы «НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда», эксперт МЦКО.
Иванова Нина Александровна, ЧУОО Школа «Морозко», заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности.
Пример организации работы в детском саду по парциальной программе «НАУСТИМ» (презентация озвучена педагогом):
Источник: nau-ra.ru
Выбор парциальных авторских образовательных программ дошкольного образования для разработки содержания регионального компонента Программы.
Согласно Закону часть Программы формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена, выбрана и/или разработана самостоятельно участниками образовательных отношений, программами, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методиках, формах организации образовательной деятельности. Именно эта часть Программы должна показать специфику работы в конкретной Организации.
Для разработки содержания регионального компонента рекомендуется выбирать парциальные программы не только по направленности соответствующий приоритетным направлениям образовательной деятельности Организации, но и по критериям актуальности, инновационного потенциала, потенциальной полезности, надежности и перспективности, а также соответствия выбранных программ друг другу.
Под актуальностью парциальных программ понимается их направленность на устранение несоответствий образовательной системы конкретной Организации требованиям Стандарта. Так, например, если Организация установит, что ей нужно совершенствовать исследовательскую деятельность дошкольников, в том числе в части наполнения содержания регионального компонента, то для нее будет актуальна программа, содержащая решение данного вопроса; если в Организации выявлены недостатки в духовно-нравственном или правовом образовании, то необходимо будет искать программу, ориентированную на данные проблемы.
Инновационный потенциал, надежность и перспективность парциальных программ в совокупности позволяют оценить потенциальную полезность программы для Организации. В равной степени актуальные для Организации программы могут обладать различным инновационным потенциалом для выполнения Стандарта в части реализации регионального компонента Программы.
Под критерием инновационного потенциала парциальных программ понимается степень потенциально возможного решения с их помощью задач Организации в плане реализации Программы, при этом основным показателем инновационного потенциала парциальных программ может стать сокращение несоответствия между тем, что есть в образовательной системе Организации, и тем, что должно быть согласно требованиям Стандарта .
Важным для выбора программ является критерий их надежности. Под надежностью понимается вероятность получения ожидаемого эффекта от реализации парциальной программы.
Отбор парциальных программ рекомендуется также производить с точки зрения оценки их перспективности. Под перспективностью понимается такая характеристика программы, как ее способность долгое время не устаревать. Чем дольше сохраняются актуальность, научная обоснованность и новизна идей и подходов, содержащихся в программе, тем длительнее период ее существования и меньше вероятность того, что она в ближайшее время устареет.
С этой точки зрения, наиболее перспективны программы разработанные на основе передовых научных идей и образовательных практик, служащие основой для решения наиболее актуальных проблем дошкольного образования.
Для разработки содержания регионального компонента Программы Организации могут выбрать как одну авторскую программу, так и совокупность нескольких парциальных программ, а также авторских методических разработок педагогов конкретной Организации.
Под совокупностью программ понимается не простое их множество, а некая целостность, которая включает программы одной направленности, не противоречащие друг другу с методологической точки зрения и взаимодополняющие друг друга с методической стороны для достижения целевых ориентиров Стандарта.
Источник: studopedia.ru
Парциальные программы
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования » От рождения до школы».
Текстом Картинками
Доклад на тему «Парциальные программы».
Парциальные программы, используемые в образовательном процессе
Детский сад обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от двух до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с, примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г – 368 с. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования.
Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: художественно-эстетическое развитие.
Парциальные программы, реализуемые в детском саду:
Программа «Юный Эколог»
А втор: С. Н. Николаева
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух – шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение.
Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
«Математика в детском саду» — В.П. Новикова
В парциальной программе В.П. Новиковой «Математика в детском саду» предлагается методика формирования у детей 4–5 лет элементарных математических представлений. В ходе занятий дети познакомятся с разными областями математической действительности.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
Программа определяет новые ориентиры в нравственна патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Разработка программы велась с учетом следующих приоритетов:
· Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
· Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
«Цветные ладошки» И.А.Лыковой
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (соответствует ФГОС ДО) (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп дошкольного учреждения.
Парциальная программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Куцакова Л.В.
Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
— постепенное формирование у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений;
— развития фантазии и воображения, творческого мышления;
— воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова
Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.
Основная цель программы
— развитие творческого слушания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.
Ведущий вид деятельности в программе — музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)
Источник: znanio.ru
Парциальная программа. Гармоничное развитие личности ребенка в детском саду
- В чём отличие парциональной программы от обычной?
- В чём смысл парциальной программы?
- Какими бывают парциальные программы?
- Парциальные программы по ФГОС
- На что именно направлены парциальные программы?
- Как подобная активность влияет на детей?
Проконсультируйтесь со специалистом
Парциальная программа — это непонятные слова для любой матери, которая задумывается о том, чем занимается её ребёнок в детском саду. Тем не менее в них нет ничего страшного.
Парциальная программа — это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности.
Помимо основной воспитательной работы, педагогическая деятельность включает в себя и дополнительные, парциальные программы. Что же это такое и какую цель преследует?
Парциальные программы в ДОУ — это занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления.
В чём отличие парциональной программы от обычной?
Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всего воспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов. В книжном магазине в отделе методической литературы можно найти книги с подробными описаниями.
Детское дошкольное образовательное учреждение может и не использовать парциальные программы дошкольников. Но тогда жизнь ребёнка станет скучной и не наполненной развивающими играми и занятиями, и он не захочет посещать их.
Парциальные программы хороши тем, что описывают уже проведенные другими воспитателями методики и отражают их результаты. В некотором роде подобным программам можно доверять. В любом случае выбор делают руководство и воспитатели детского сада.
В чём смысл парциальной программы?
Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и интересные задачи. Приветствуется творческая активность и отдача. В этот уникальный период, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему в окружающем мире, творческие игры помогут им, как ничто другое.
Задача детского сада — создать атмосферу равенства между детьми, каждому ребёнку дать возможность развиваться без ущерба для психики и здоровья.
Именно поэтому педагогической деятельности уделяют такое большое внимание. Чем больше знаний о мире ребёнок получит в детском саду, тем больше у него шансов адекватно воспринимать окружающий мир, справляться с нагрузками в школе и в дальнейшей жизни. Но позитивное отношение начинает складываться только с трёх-четырёх лет. Поэтому парциальная программа — это шанс для любого ребёнка.
Какими бывают парциальные программы?
Парциальные программы в ДОУ делятся на несколько направлений. Некоторые из них предполагают изучение фольклора, сказок, басен, стихов и былинных героев. Это не только даёт детям представление об истории, но и развивает память: отрывки из басен, считалок и простых стихов учатся легко и являются примером для самостоятельной активности.
Математические программы знакомят с простейшими арифметическими операциями и задачами на смекалку, развивая таким образом рациональное мышление.
В этот список также можно добавить и театрализованную деятельность, направленную на изучение театрального мастерства. Даже среди дошкольников простенький кружок может иметь необыкновенную популярность, если правильно подойти к организации занятий и процесса создания спектаклей.
Помимо этого, активность в детском саду направлена и на приобрещение к духовному миру, обучение правилам этикета и вежливости.
Парциальные программы по ФГОС
Безусловно, деятельность детских садов регулируется федеральными стандартами. Парциальные программы по ФГОС предполагают, что дошкольное образование будет направлено на индивидуализацию занятий, поддержку инициативы и активности детей во всех сферах, сотрудничество с семьёй и помощь родителей, активную работу воспитателей и других сотрудников детского сада для обспечения комфортного нахождения в детском саду.
Для каждого ребёнка важна индивидуально подобранная парциальная программа. ФГОС же позволяет организовать её по всем правилам.
Детское дошкольное образовательное учреждение самостоятельно выбирает образовательные программы, но они должны соответствовать федеральным стандартам.
На что именно направлены парциальные программы?
Принципы парциальных программ просты. Существует несколько направлений воспитания. Их используют либо по отдельности, либо комбинируют, добиваясь лучшего эффекта.
Ребёнку прививаются, например, представления об обыденной жизни, культуре человеческого жилья, о предметах быта и материалах, из которых они были изготовлены, о цели и назначении каждого предмета. Постепенно возникает не только понимание о его месте в мире, но и желание внести свою лепту и принять самостоятельное активное участие в его изучении.
В дальнейшем можно прививать представление о мерах величины, математических сущностях, числах, цифрах, мерах и объёмах. Это помогает систематизировать знания об окружающем мире в единой с другими людьми системе.
Конструирование в старшей группе учит различать цвета и геометрические формы, создавать что-то самостоятельно и экспериментировать. Чем старше дети, тем тяжелее становятся задачи. Но и увлекательнее.
Как подобная активность влияет на детей?
Режим детского сада, как правило, подобран рационально: ребёнок не устаёт, получает время на отдых и игры, не имеющие какой-то определённой цели. Но важно следить за тем, чтобы активные игры и занятия не являлись причиной стресса.
Нельзя располагать занятии так, чтобы за одним сразу следовало другое так, что даже не остаётся времени на отдых. Многие родители, занятые воспитанием, порой проявляют излишнюю усердность. Они считают, что детского сада ребёнку недостаточно, а потому водят его на дополнительные занятия.
В таком возрасте не нужно насильно навязывать какие-то занятия. Хроническая усталость для ребёнка, который ещё не начал ходить в школу, — это нонсенс, но и это возможно, если перебарщивать с воспитательным процессом.
Могут ли родители помочь?
Ближайшие родственники, мама и папа, принимают различные решения относительно того, сколько времени их ребёнок проводит в детском саду. Если у них достаточно возможностей, чтобы заниматься самостоятельно, то необязательно посещать детский сад. Если согласовать этот вопрос с руководством, можно появляться на занятиях только во второй половине дня или, наоборот, в первой.
В остальное же время можно заниматься воспитанием ребёнка самостоятельно. Парциальная программа — это хорошая возможность и для родителей. Вовсе необязательно становится экспертом в данной области, но необходимо иметь представление о том, какие занятия проводятся в детском саду, чтобы дома не терять прогресс.
Это полезно и для детей постарше. Например, конструирование в старшей группе может завлечь не только детей, но и родителей. А что может быть лучше, чем совместная игра?
Но даже если в связи с работой нет времени заниматься ребёнком в течение дня, можно посвятить этому пару часов вечером.
С какими проблемами может встретиться семья
Помимо сложных семейных ситуаций, например отсутствия одного родителя или халатного отношения, воспитанию может помешать и несколько других факторов.
Прежде всего, важно помнить о том, что маленькие дети очень впечатлительны. И даже когда они живут в абсолютно адекватной, благополучной семье, у них могут возникнуть проблемы. Например, среди сверстников. Воспитатели детских садов порой сами становятся жертвами на первый взгляд злобных шуток. Это не обходит стороной и детей. Порой они способны на аморальные поступки.
Если родители замечают, что их ребёнок стал замкнут, не хочет говорить о том, что произошло в детском саду или на прогулке, это может быть признаком того, что с ним кто-то грубо обошёлся.
Слова и поступки других детей могут привести к созданию комплексов, которые в буквальном смысле будут мешать жить в старшем возрасте.
Злые воспитатели: миф или реальность
Помимо этого, ребёнок может испытывать стеснительность или даже боязнь того или иного воспитателя. Персонал детских садов подбирается с присущей тщательностью. Но каждая ситуация индивидуальна.
Детское дошкольное образовательное учереждение не должно оставить плохих впечатлений у ребёнка.
Разговоры и разбирательства с руководством приведут только к лишним нервам и стрессу. Какими бы хорошими ни были парциальные программы в ДОУ, ребёнку они будут доставлять только неприятные ощущения, если он видит в воспитателе врага или злую ведьму.
Лейомиома тела матки является патологическим мышечным разрастанием стенок органа, которое приводит к онкологии. Сама опухоль обладает доброкачественной структурой, но на фоне запущенного лечения может приобрести и злокачественный характер. В .
Для многих семей, мечтающих о детях, настоящим ударом оказывается приговор врачей: «Вы бесплодны». Причем в современном мире этот диагноз встречается все чаще. Здоровые и молодые люди не могут обзавестись потомством и вынуждены обращаться к .
Планирование беременности – процесс очень ответственный, требующий от людей, желающих стать родителями, огромного терпения и много сил. Стоит отметить, что в последние годы нередкими стали случаи, когда молодая семья пытается зачать ребенка в .
Благодаря тому что вещество, входящее в состав препарата, способно тонизировать организм и повышать его выносливость, «Экдистерон» стал популярен у спортсменов, занимающихся с отягощениями. Востребованность БАДа у потребителей также обусловлена его способностью усиливать биосинтез белка в организме человека.
Аллергия – это сильная реакция организма на какое-либо вещество. Характеризуется появлением ряда разнообразной симптоматики: зуд, чихание, насморк, высыпания и отечность. В ряде ситуаций не исключен и смертельный исход. Избавиться от аллергии можно только после избавления от аллергена, но до этого, его нужно обнаружить. Выявление аллергена осуществляется за счет сдачи анализа крови на аллергены.
Свадебная суета, подготовка костюмов, разработка концепции вечера — у молодых тысяча забот перед самым важным днем в их жизни. Придумать, чем накормить гостей и сколько подготовить угощений, также становится не самой простой задачей. Для того чтобы не ломать голову, можно прочитать эту статью.
Нейросонография новорожденных — это метод ультразвукового исследования нервной системы ребенка на первом году жизни. С его помощью можно диагностировать патологию головного мозга при наличии подозрительных признаков и симптомов. В этой статье мы выясним, в каких случаях проводят нейросонографию головного мозга малышу, как подготовиться к обследованию, а также как правильно расшифровать полученные результаты.
Среди разнообразных снотворных и обезболивающих средств наркотического характера особое место занимает “Тиопентал натрия”. Инструкция по применению этого серьезного сильнодействующего препарата интересует многих пациентов.
Источник: autogear.ru
И Г Р А Л О Ч К А
Программа «Игралочка» разрабатывалась с уважением к классической педагогике и психологии и одновременно – с опорой на новейшие достижения мировой науки о дошкольном детстве и общие законы организации и развития любой деятельности, разработанные ведущими российскими методологами в последние десятилетия.
Среди основных принципов к построению парциальной программы «Игралочка» авторы выделяют принципы гуманизации и гуманитаризации образования, приоритета развивающей функции в обучении математике.
Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике предполагает не столько собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько образование и развитие с помощью математики.
Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих уровней – начального и основного общего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется не в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности. Именно поэтому программа «Игралочка» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.
Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность пронизывают все разделы данной парциальной программы, отсюда и ее название: «Игралочка».
Программа «Игралочка» может быть использована как в рамках дошкольного образования, так и в рамках предшкольной подготовки детей (например, на курсах подготовки к школе на базе школ и гимназий).
В связи с этим, программа «Игралочка» включает в себя основной и вариативный (предшкольный) компоненты, отличающиеся решаемыми образовательными задачами и методическим обеспечением:
Возраст детей
Основной компонент
Вариативный компонент
курс «Игралочка», часть 1
курс «Игралочка», часть 2
курс «Игралочка – ступенька к школе», часть 3
курс «Раз – ступенька, два – ступенька. », часть 1
курс «Игралочка – ступенька к школе», часть 4
курс «Раз – ступенька, два – ступенька. », часть 2
Структура программы «Игралочка», дидактические средства освоения ее содержания (образовательная технология, организационные формы, методическая обеспеченность и пр.), наличие вариативного (предшкольного) компонента создают возможность для ее реализации в детских садах, Центрах развития ребенка, прогимназиях, школах и других образовательных организациях, имеющих дошкольные образовательные группы (с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток). Кроме того, программа «Игралочка» может быть эффективно использована для индивидуальной работы с детьми, в том числе и в условиях семейного образования.
Непосредственным продолжением парциальной программы «Игралочка» является программа по математике «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Л.Г. Петерсон, Д.Л. Абрарова, Н.Х. Агаханова, Г.В. Дорофеева и др.
Содержание программы «Игралочка» позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики, обеспечивая тем самым преемственность целей, задач и содержания между дошкольным, начальным и основным уровнями общего образования.
Структура программы «Игралочка» позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного образования в следующих вариантах:
— для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»;
— для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе» либо с вариативного курса «Раз – ступенька, два – ступенька. ».
Программа «Игралочка» может использоваться не только как самостоятельная парциальная образовательная программа математического развития дошкольников (в соответствии с п. 2.11.2. ФГОС дошкольного образования), но и в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий».
Цели и задачи реализации программы
В соответствии с принятым в программе «Игралочка» методологическим подходом ее основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.
Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уровнях.
При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.
В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса, что нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
Таким образом, с точки зрения приоритета развивающей функции образования конкретные математические знания рассматриваются авторами не как самоцель, а как средства развития личностных качеств ребенка, формирования у него первичного опыта выполнения таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и др.
Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка.
Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются развитие:
— логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
— мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
— сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
— любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
— находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
— вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
— мелкой моторики;
ознакомление:
— с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
— с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);
формирование опыта:
— аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
— работы по правилу и образцу;
— фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
— выбора способов преодоления затруднения;
— постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих
— проверки результатов своих действий, исправления ошибок;
— нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
— положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.
Организация образовательного процесса
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
Большое внимание в Программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками по данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
При всем многообразии форм работы с детьми дошкольного возраста ряд задач математического развития наиболее успешно может быть решен в процессе такой формы работы, как занятия, по своей сути представляющие собой специально моделируемые в соответствии с программными задачами образовательные ситуации.
В ходе занятий дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, общаются, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO. Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.
В программе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:
— образовательные ситуации «открытия» нового знания;
— образовательные ситуации тренировочного типа;
— образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).
Подчеркнем, что слово «занятие» применительно к дошкольникам понимается авторами как условное обозначение заинтересованной и увлекательной совместной деятельности детей и взрослых.
Дидактической основой организации работы с детьми по программе «Игралочка» является система дидактических принципов .
Одной из ключевых особенностей программы «Игралочка» является то, что в основу организации образовательного процесса положен современный педагогический инструмент – технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсон).
Данная технология представляет собой адаптированный вариант технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон, разработанной в середине 1990-х гг., т.е. более 20 лет назад. За это время она прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность.
Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).
Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовывать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.
На дошкольном уровне речь идет о приобретении детьми первичного опыта выполнения универсальных действий. В качестве предпосылок универсальных учебных действий в образовательной системе Петерсон Л.Г. рассматривается опыт выполнения детьми таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и др. Технология «Ситуация» дает педагогу ключ к управлению данным процессом.
Источник: www.sch2000.ru