Партийная программа какая подсистема

Политика — термин, имеющий очень широкое толкование. Под ним часто понимают деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны; вопросы и события общественной, государственной жизни; определённым образом направленную деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т.д. Политика оформляется в политической системе. Политическая система общества — это совокупность политических и общественных организаций, связей между ними, политических норм, культуры, идеологий. Это очень сложная социальная (общественная) система, поскольку призвана управлять ещё более сложной системой — самим обществом.

Политическая система имеет сложное строение. Обычно в ней выделяются несколько подсистем (компонентов):

— организационная (институциональная) подсистема — включает совокупность политических институтов, среди которых важнейшими являются государство, политические партии, общественно-политические движения;

Подсистемы политической системы #егэ #обществознание #обществознаниеегэ #общество #егэ2023


— коммуникативная подсистема — включает политическую коммуникацию, т.е. отношения между политическими институтами в разных формах (сотрудничество, конфликт и т.п.), а также взаимодействие политической системы с другими системами;
— нормативная подсистема — включает политические нормы, принципы, выраженные в законах, нормативных актах, уставах партий, моральных установках и т,д.;
— культурно-идеологическая подсистема — включает политические идеи, взгляды, идеологию, политическую культуру.

К примеру, соглашения между партиями «Единая Россия» и «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» о сотрудничестве в вопросах контроля над прозрачностью выборов можно отнести к коммуникативной подсистеме, сами партии — к организационной. Закон «О политических партиях в РФ» — нормативная подсистема. Политическая программа партии «Справедливая Россия» относится к культурно-идеологической подсистеме политической системы общества.

Некоторые учёные выделяют ещё одну подсистему политической системы — функциональную. К ней обычно относят формы и направления политической деятельности, методы осуществления политической власти.

Во всей совокупности подсистем (компонентов) политическая система является сложным механизмом формирования и осуществления власти в государстве. Эта система реализует множество функций, среди которых можно выделить главные:
— определение целей и задач развития общества, их реализация;
— согласование различных интересов индивидов, социальных общностей, государства;
— выражение интересов всех групп и слоев общества;
— объединение различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка;
— управление и руководство общественными процессами, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;
— политическая социализация личности.

Читайте также:
Как пользоваться программой vipnet

Политическая система и её подсистемы.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Источник: social-studies.ru

§ 3. Подсистемы политической системы

функциональному признаку можно выделить следующие подсистемы: институциональная, регулятивная, идеологическая, коммуникативная.

Институциональная подсистема, состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений, включает государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства

массовой информации. Центральным, или осевым, элементом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство.

Среди других политических институтов особое место занимают партии. В отличие от других организаций (профсоюзов, предпринимательских союзов, крестьянских объединений и т. п.), которые ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий

является борьба за руководство государством, за удовлетворение интересов, которые они представляют.

К опосредующей субсистеме относятся средства массовой информации — печать, радио и телевидение, которые традиционно обозначают термином «четвертая власть». При этом имеются в виду независимость средств массовой информации и их роль в формировании общественного мнения.

Регулятивная подсистема выступает как совокупность политико-правовых норм и нравственных принципов, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества (конституция,

законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.). Ряд социально-политических норм непосредственно создается органами государства (правовые нормы), другие — общественными организациями (корпоративные нормы), третьи складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием и политических, и экономических, и социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи и традиции, устойчивость которых значительна и варьируется в зависимости от

Идеологическая подсистема образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения).

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между социально-этническими общностями, классами, социальными

группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти.

Политическая система структурна, т. е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных — высшего или верхнего (мегоуровень), среднего, или

Читайте также:
Межсетевой устройство программа которые осуществляют фильтрацию данных на основе

промежуточного (мезоуровень) и неинституционального — нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (т. е. приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей

временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными

обществами. Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции. На этом же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные учреждения.

Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. В политическом пространстве они располагаются между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.

Читайте также:
Программа которая видит дпс

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции — инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса

мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок и т. д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных политических регионов.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая

культура общества — важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним массовым уровнем. В нем располагаются, в принципе, все общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разделяют их по разным уровням.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом

построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы — к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т. п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними.

Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru