Вопросы по данной теме встречаются в первой части в заданиях 13 ― 15, реже в заданиях 1–3. В последнее время вопросы по этой теме начали включать в задания 21―24, где обычно требуется расписать структуру политической системы общества, проиллюстрировав примерами. Разбираемся с тем, что такое политическая система общества, что она включает в себя и для чего нужна.
При упоминании слова «политика» прежде всего на ум приходят первые лица страны, встречи глав государств, оппозиция, выборы, дебаты, Конституция и тому подобное. Все перечисленное можно описать одним словом ― политическая система.
Политическая система ― это совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти и организованных на единой нормативно-ценностной основе.
Если сказать немного проще, то политическая система это:
― люди, которые занимаются политикой
― их взаимодействие с другими людьми, социальными институтами
― нормы, которые регулируют поведение этих политических субъектов (людей, которые осуществляют политическую власть, например, нормы Конституции)
Подсистемы политики | институциональная коммуникативная | Подготовка ЕГЭ 2023 Обществознание |
― ценностей, на основе которых строится взаимодействие политических субъектов― методы и способы влияния (например, силовые, информационные)
Содержание политической системы общества раскрывается в ее подсистемах.
Так в политике различают 5 подсистем:
Запомнить эти подсистемы легче «НИКАК» 🙂
По первым буквам каждой подсистемы: н ― нормативная, и ― институциональная, к ― коммуниватиная, а ― а про функциональную не забыли?, к ― культурно-идеологическая).
Рассмотрим характеристики подсистем политической системы.
Институциональная подсистема политической системы общества
Эта подсистема включает в себя политические институты и организации, которые представляют властные интересы. Самым главным политическим институтом является государство, которое выполняет очень важную функцию ― поддержание общественного порядка и обеспечение общественного согласия. Все, что функционирует в рамках государственного аппарата, считается его институтами (институт правоохранительных органов).
Полиция на прошлой неделе раскрыла серию краж ювелирных изделий в городе Н.
Особым политическим институтом выступают средства массовой информации (СМИ). Это журналы, телепередачи, шоу, подкасты ― все регулярные издания, которые имеют влияние на аудиторию. СМИ ― индикаторы того, что происходит мире, они выступают особым каналом контроля и дают возможность представителям разных социальных групп выражать свою позицию, формулировать и представлять собственные интересы.
Например, в деревне Г. молодой фермер рассказал корреспонденту федерального издательства, что дорогу, которую местные власти обещали отремонтировать еще 2 года назад, никто так и не сделал. За день материал набрал миллионные охваты, и уже на следующий день в деревню приехала первая рабочая бригада.
Благодаря СМИ люди получают новые знания, зарождается процесс формирования политической картины мира и новых ценностей ― формируется мировоззрение, иначе говоря, происходит политическая социализация граждан.
Подсистемы политики | нормативная культурно-идеологическая | Подготовка ЕГЭ 2023 обществознание |
Функциональная подсистема политической системы общества
Чтобы сформулировать определение функциональной подсистемы, нужно ответить всего на несколько вопросов: каков стиль управления государством ( жесткий или мягкий ), каковы средства и методы осуществления власти (силовые, информационные и тд).
Функциональная подсистема связана с политическим режимом государства.
Если в государстве сложилась демократия, значит государство управляет мягко , даруя права и свободы гражданам, а те в свою очередь делают власть государства легитимной, то есть признаваемой и правомерной. Это своего рода бартер (безденежный обмен): государство дает права и защищает, а население исполняет наделяет государство властью. В демократии источник власти ― народ.
Если в государстве сложился НЕдемократический режим , значит государство использует жесткие способы управления. Для осуществления власти здесь не нужна поддержка народа. Власть основана на устрашении и угнетении народных масс и осуществляет полный(тотальный) контроль над людьми.
Существуют 2 разновидности антидемократических режимов: авторитарный, тоталитарный.
Авторитарный: разрешено все, кроме политики. В законах авторитарного государства прописаны политические права и свободы граждан, но на практике они не соблюдаются.
Тоталитарный: запрещено все, что не разрешено законом. Если законом не разрешено дышать, то дыхание ― это правонарушение, вот такая трактовка действия законов в тоталитарном государстве.
Нормативная подсистема
Чтобы в обществе был порядок, в нем существуют социальные нормы ― это правила, образцы должного поведения. В политике тоже нужны правила, которые бы регулировали действия институтов власти и влияния.
Вся совокупность норм, которая регулирует политические отношения, включается в нормативную подсистему политической системы общества: нормы морали, традиции и обычаи и тд.
Особое место занимают нормы права, которые выражены во всевозможных законах (нормативно-правовых актах), таких как Конституция, Гражданский Кодекс, Уголовный Кодекс и тд. Они служат главными регуляторами общественных отношений.
Коммуникативная подсистема
Невозможно представить политику без общения и взаимодествия: разных групп населения и представителей власти, разных групп населения между собой, диалога между представителями власти. Все взаимодействия субъектов политики, социальных групп, социальных институтов по поводу государственного устройства и управления обществом включаются в коммуникативную подсистему и называются политическими отношениями .
Пример политических отношений ― деловая встреча представителей Беларуси и России в Сочи.
Культурно-идеологическая подсистема
Взаимодействие как правило основывается на принятых в данном обществе ценностях и убеждениях. Например, каждый дееспособный совершеннолетний гражданин знает о необходимости посещать выборы главы государства: от выбора зависит судьба страны. Каждый самостоятельно формирует представление о политической жизни страны.
Совокупность субкультур, конфессиональная система (система верований), личные убеждения и идеи включаются в культурно-идеологическую подсистему.
Пример: у любой легальной политической партии есть партийная программа, которая отражает идеи и стратегию развития партии. Например, Единая Россия считает своей основной задачей развитие национальных проектов в сфере социального обеспечения граждан ― это строительство школ, медицинских учреждений, увеличение пособий и выплат и тд. Все то, что призвано создавать комфортные условия жизни граждан России. В стратегии четко сформулированы идеи, ценности, цели, на основе которых работает партия. Все это включается в культурно-идеологическую подсистему.
При этом программа, как документ, включается в нормативную подсистему общества, так как содержит нормы, регулирующие поведение людей.
Каждая подсистема политической системы общества не существует сама по себе. Все подсистемы взаимозависимы.
#егэ #обществознание #егэпообществознанию
Источник: dzen.ru
Вопрос № 26 «Нормативная подсистема политической жизни общества: структура и функции».
Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.
Целям регулирования характера, содержания и взаимодействия составных частей политической системы служит нормативная подсистема. Основу ее составляют нормы-законы и принципы, которые определяют процесс законотворчества, устанавливают определенные права и обязанности политических организаций и движений, а также нормы-привычки: нравственные нормы, политические традиции, этикет политического поведения, этикет политического общения, деловые политические этикеты.
Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное для сохранения политической системы и успешной деятельности ее участников. В каждом обществе могут быть и такие социальные силы, которые придерживаются иных принципов и норм. Они встречают противодействие со стороны властвующих субъектов. Если успех сопутствует оппозиции, политическая система дестабилизируется или меняется ее характер функционирования, субъектный состав властвования.
Через политические принципы и нормы получают признание в обществе и стране социальные интересы тех или иных субъектов, основы самой политической системы. Политико-властные структуры стремятся довести принципы и нормы до сведения граждан, соотносят их со своими целями, определяют желаемую модель поведения участников политической жизни, закрепляя в нормах и правилах необходимые ограничения, осуществляют согласование интересов и поощрение инициативы. Властвующие субъекты политической системы оказывают регулирующее воздействие на политические отношения, а с их помощью — на другие виды общественных отношений. Происходит целенаправленное формирование политического сознания, поведения и общения субъектов политической жизни, выработка у них общих установок, соответствующих целям и принципам политической системы.
Вопрос № 27 «Институциональная подсистема политической системы общества: понятие, структура, функции».
Институциональная подсистема представляет совокупность организаций и институтов политики. По отношению к политической организации общества в целом, а также по отношению к её отдельным частям институциональная система (подсистема) выступает в качестве основополагающей системы.
Это обусловлено тем, что конкретно она является источником всех более принципиальных связей, возникающих в рамках политической организации общества. Она предопределяет характер норм, регулирующих данные дела. Конкретно по отношению к ней политические идеи, взоры, теории и представления выполняют служебные функции, формируя свои собственные частные системы (подсистемы). При рассмотрении политической системы общества с институциональной и остальных сторон ключевое значение имеют вопросы, касающиеся в первую очередь специфичных черт и особенностей составляющих её частей.
Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.
Важнейшее место среди политических институтов занимает государство. Именно государство является максимальным сосредоточением политической власти. Оно выступает, с одной стороны, выразителем интересов различных субъектов общества по обоснованию и соотнесению этих интересов, правовому обеспечению их реализации, а с другой — официальным представителем гражданского общества, населения страны, средством обеспечения интересов граждан.
Особая роль отводится общественным организациям и движениям. Эта особенность объясняется двумя факторами.
С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.
С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.
Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда «четвертой властью».
Их политическая роль обусловлена тем, что:
- в демократических системах они действуют достаточно автономно;
- они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;
- создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;
- они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.
Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата
Источник: studfile.net
Нормативная политическая система
Политическая система общества, опираясь на собственные экономические и политические, социальные и идеологические, а также нормативные основы, создает свой собственный базис, при помощи которого происходит ее развитие. Остановимся более подробно на нормативной основе политической системе, ответив на следующие вопросы:
- что представляет собой нормативная основа?
- каковы ее составляющие и назначение?
В первую очередь отметим, что она служит формой регулирования политических отношений, обеспечивая необходимый уровень организации, стабильности и устойчивости всей системы.
Замечание 1
Стоит также обратить внимание на тот факт, что в виду многообразия социальных норм, разные авторы выделяют разные составляющие нормативной основы.
С точки зрения одних, ее слагаемыми следует считать право, нормы общественных организаций, нормы «государственной и общественно-политической жизни». Другие также относят нормы морали, права, общественных организаций, партийные решения, традиции политики, определенные обычаи. Однако приведенные примеры также свидетельствуют о том, что неотъемлемым атрибутом нормативной основы всегда выступают социальные нормы, под влиянием которых и происходит название рассматриваемой основы.
Замечание 2
При этом важно сделать замечание, что далеко не все нормы будут образовывать основу нормативной системы. К числу необходимых норм следует относить только те из них, которые оказывают непосредственное регулирующее воздействие на отношения по осуществлению власти.
Таким образом нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:
«Нормативная политическая система»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Рисунок 1. Нормативная подсистема политической системы общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Акты нормативной основы политической системы общества
Не стоит забывать, что довольно важную роль в данном случае имеет два аспекта: политико-идеологический и юридический. В связи с этим конституции можно разделить на две группы:
- старые или традиционные, принимавшиеся в периоды правотворчества на Западе;
- новые, появившиеся после Второй мировой войны.
Отдельно рассмотрим каждую из групп. Для большей наглядности приведем для начала ряд примеров. К первой группе относятся конституции: США, Бельгии, Норвегии, Люксембурга, Швейцарии и многие другие. Ко второй: Италии, ФРГ, Японии и Греции и другие.
Первая группа конституций была призвана отражать и защищать послефеодальную эволюцию на следующих этапах. Однако на отдельной «ступени» располагаются конституции Англии и Австрии, Ирландии и некоторых других государств.
Вторая группа была призвана отражать и закреплять лишь отношения, такие как общественные, институты или учреждения, которые, как было отмечено выше, складывались в период после Второй мировой войны.
Нормы права, составляющие конституции хоть и являются важной составляющей, но не исчерпывающей частью нормативной политической системы общества. В связи с этим отдельно остановимся на других составных частях нормативной политической системы.
Составные части нормативной основы политической системы
Как отмечалось выше, нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:
Важно отметить, что большое значение играют политические нормы, отражающиеся в уставах, нормативных актах. Они образуются целостность и единство организаций, фиксируя единство власти – «превращение авторитета идей в авторитет власти». Говоря о политических традициях и обычаях, следует понимать, что характерными для них чертами являются повторяемость, относительная устойчивость, преемственность, эмоциональность.
Примечателен также тот факт, что в современных политических отношениях применяется немалое количество обычаев и традиций, в качестве примера которых можно назвать:
- функционирование политической оппозиции;
- многопартийность;
- существование принципа разделения властей и многое другое.
Особенностью таких традиций и обычаев является тот факт, что они очень тесным образом связаны с государством и его политической жизнью. В ряде случаев такая связь и сочетание приобретает санкционированный характер, в ряде случаев с законодательным закреплением. Таким примером может служить Акт о министрах короны 1937 г, в котором законодательно закрепляется оппозиция. Из данного Акта следует, кого можно рассматривать лидером оппозиции, каким образом решается вопрос оппозиционной партии. Вместе с тем, влияние политических обычаев и традиций не ограничивается какой-либо одной сферой жизни, а функционируют во всех возможных направлениях, конкретизируя определенные нормы поведения.
Однако такую же важную роль как традиции и обычаи играет и моральная основа политической системы, устанавливая к участникам отношений требования и обязанности шире, нежели возлагают другие нормы. Нормы морали служат не только отражением общественных обязанностей, но и показывают процесс осознания личностью своего значения на уровне общества. Одной из отличительных черт норм морали можно отметить тот факт, что благодаря своей гибкости принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно, не пересекаясь с другими принципами и нормами.
Отметим, что особенно важным для нормативной основы является тот факт, чтобы политические нормы опирались на нормы и принципы морали человечества, давай ей возможность пронизывать их и определять черты.
Источник: spravochnick.ru