Чему учат в «Папа-школе»
«Папа-школа» – форма поддержки отцов, проект межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям». Программа реализуется в Санкт-Петербурге с 2015 года и распространяется в других регионах России.
В рамках 8 групповых занятий мужчины могут получить необходимую информацию, обсудить актуальные вопросы, проанализировать и скорректировать свои стратегии воспитания и общения с детьми.
Занятия ведут педагоги, врачи, психологи. Чтобы избежать узко мужского подхода и наиболее полно рассмотреть разные точки зрения, как правило, ведущих двое – мужчина и женщина.
Изначально ведущие готовили к каждому занятию раздаточные материалы. Затем, чтобы эти материалы не терялись, возникла идея создать рабочую тетрадь, которая остается у участников проекта и после окончания курса. В тетради отцы могут зафиксировать заинтересовавшую их информацию, личные переживания и размышления, чтобы позже вернуться к ним.
What Is That Что это Воробей русская озвучка]
Программа создана так, чтобы участники могли освободиться от стереотипов и не только укрепить, но и более широко посмотреть на роль отца.
«Для меня дети – огромная составляющая жизни, — говорит координатор проекта Константин Захаров. – Я стараюсь не навязывать свое восприятие отцовства, но информировать других пап, чтобы у них вырабатывалась своя позиция, именно направленная на ребенка».
«Батя» поговорил с Константином Захаровым – врачом, координатором проектов МОО «Врачи детям», отцом троих детей – о необычной методике, ее результатах и его собственных родительских принципах.
— Кто эти люди, готовые, как школьники, опять брать тетрадки и начинать учиться? Кто приходит в «Папа-школы»?
— «Папа-школа» – программа не для будущих, а для уже состоявшихся пап, у которых, естественно, возникают вопросы о развитии ребенка, об общении с ним.
Дети могут быть любого возраста – от года-двух-трех и старше. Мы стараемся формировать группы отцов так, чтобы у них была общность интересов, то есть по возрасту детей. Папы самые разные – самых разных профессий, самых разных слоев. Мы их никак не делим. Это просто папы, которым интересно.
— Выходит, что это те мужчины, которые и сами по себе настроены на ответственное отцовство?
— В целом, да, но не только. Мы специально проводили мероприятия по привлечению в «Папа-школу» в том числе и тех пап, которые пока не очень активно участвуют в жизни детей. Именно для того, чтобы увлечь их идеей отцовства и помочь им осознать, что отец – очень важная фигура в жизни ребенка. В программе участвуют специалисты центров помощи семье и детям семи районов города, основным направлением работы которых как раз и является профилактика семейного неблагополучия и формирование ответственного отношения родителей к воспитанию и заботе о детях.
Где-то из 30-50 пап, которым предлагается принять участие в программе, приходит 10-15. До конца занятий из всех этих пап доходит процентов 70-80. И это очень хороший результат! Он говорит о том, что программа нужна, что ее надо продолжать.
— Как реагируют папы, когда на занятиях им выдают рабочую тетрадь?
— Очень хорошо реагируют. Как и положено «школьникам», пишут в тетрадях, рисуют, делают заметки на полях. Чтобы эту тетрадь разработать, мы привлекали художников, дизайнеров и самих пап. Задача была – сделать тетрадь максимально полезной и интересной. В итоге получился некоторый символ детства, который сближает пап со своими детьми.
— И что же папы пишут в тетради? Хорошо ли они выполняют задания?
— Папы задания выполняют с удовольствием. Каждому разделу тетради соответствует определённая тема занятия, к которой художники создали иллюстрации. Также в тетради есть место для выполнения заданий. Всё, что обсуждается во время занятий, папы записывают или зарисовывают, делают для себя необходимые и важные заметки.
Многие папы, приходя на занятия, признаются: «Я поразмышлял дома над записями и на многое стал смотреть по-другому».
— Чему посвящены занятия в «Папа-школе»?
— Каждое новое занятие – это новая тема, новые знания, новые открытия, обогащающие отцовский опыт. Обсуждаются самые актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные отцы. Это и вопросы о психологическом и физическом развитии ребенка, о поддержании здоровья ребенка и здоровом образе жизни, о семейных ценностях и традициях, о том, как сделать взаимоотношения между папами и детьми гармоничными и наполненными интересными делами. Также на занятиях папы анализируют причины возникающих трудностей во взаимоотношениях с детьми и выбирают наиболее эффективные пути для их преодоления.
Страница из рабочей тетради «Папа-школы»
Один из важных результатов, к которому мы пришли, – папы говорят о том, что они стали уделять больше времени своим детям, что в сложной, повседневной суете они чаще находят время выслушать, вникнуть в проблемы ребенка, помочь, посоветовать, пожалеть.
«Я, – рассказывает один папа, – вообще считал: ну что там, ему же всего 6 лет… А тут я сына слушал и вдруг понял, что он здравые вещи говорит. Действительно, вы на своих занятиях говорите, что это личность, что надо прислушиваться. Мы с женой недавно совещались и впервые за столом спросили: «слушай, а какое твое мнение по этому вопросу?» Ребенок удивился, а потом сказал: «Я считаю так-то и так-то». И когда он увидел, что его мнение было выслушано, когда в ответ ему было сказано (мы, конечно, немного подыграли): «Да, здорово, что ты вот так считаешь, мы учтем», — ребенок был очень горд. Он стал более эмоционально открытый, стал чаще подходить ко мне: «Пап, а давай вот так. »
Вот это доверие детей и родителей друг к другу – это, конечно, еще один из результатов, которого мы хотим добиться, проводя «Папа-школу».
Задание из рабочей тетради «Папа-школы»
— Расскажите о своем отцовстве.
— У меня трое детей. Два сорванца школьника занимают всё моё время. Мы очень много времени проводим вместе: все любим спорт, рыбалку, путешествия.
Для меня важно, чтобы за чередою событий всегда оставалось время для обсуждения и размышлений. Я всегда стараюсь остановиться и поговорить: «Расскажи, что тебе понравилось? Не готов рассказать? Ладно, можно и потом, когда захочешь. А пока я расскажу…» И сам делюсь впечатлениями, мыслями.
Всем, что вызвало у меня отклик в душе. И смотришь – они тоже уже высказываются, что понравилось, что не очень, что было важно. Я поддерживаю, отвечаю: «Я понял. Классно! Давай тогда в следующий раз…» – и тут же мы вместе строим дальнейшие планы.
Быть отцом – означает быть ответственным человеком. Важно уметь учитывать не только свои интересы, но и интересы ребёнка. Все трудности можно преодолеть. Дети учатся на наших словах, на наших поступках. Время, проведённое с ребёнком – бесценно.
И чем оно будет наполнено – зависит от нас. И очень важно, что есть на свете человек, который называет вас «папа».
Авторы готовы предоставлять методические материалы желающим на своей базе реализовывать проект «Папа-школа».
Еще один проект МОО «Врачи детям» в рамках программы поддержки ответственного отцовства – «Папакнига». «Папакнига» — это яркие красочные книги-малышки, которые может прочесть отец, пришедший с ребенком в поликлинику, в ожидании своей очереди к врачу. В книгах даются информация о росте и развитии ребенка, полезные советы по организации совместной деятельности, а также задания для ребенка.
Подробнее о «Папакниге» можно узнать, нажав на картинку:
Источник: rusbatya.ru
Папа-школа
В настоящее время существуют различные программы, направленные на работу с отцами. Одним из самых распространенных типов программ являются программы по работе с отцами, ожидающими ребенка и теми, кто совсем недавно стал папой. В то же время, гораздо реже встречаются программы работы с мужчинами, которые уже являются отцами и сталкиваются с рядом вопросов и трудностей. Программа «Папа-школа» организации «Врачи детям» – это программа работы с мужчинами, уже имеющими детей.
Программа «Папа-школа» – это цикл из восьми очных занятий для отцов, посвященных вопросам отцовства, развития и воспитания детей, общения с ребенком. Программа направлена на повышение мотивации мужчин к участию в жизни своих детей и осознание важности этого участия, развитие родительской компетентности отцов, укрепление семейных ценностей, популяризацию культуры ответственного отцовства, а также вносит вклад в профилактику родительского стресса и конфликтов в семье.
Занятия «Папа-школы» проходят в форме психологического тренинга. Программа «Папа-школа» предназначена для мужчин, воспитывающих детей. Количество детей и их возраст не имеют значение, поскольку программа составлена так, что она не имеет специального акцента на определенный возраст детей. Занятия, посвященные этапам развития ребенка, охватывают весь детский период – от 0 до 18 лет.
Цель программы: профилактика семейного неблагополучия через вовлечение отцов в заботу о детях и их воспитание.
Интернет-ресурс для отцов
Сайт для отцов папашкола.рф направлен на информирование отцов о программе «Папа-школа». На сайте папы могут ознакомиться с программой и расписанием очных занятий «Папа-школы», найти ответы на волнующие темы, задать вопрос и получить совет специалистов. На сайте представлены информационные материалы для пап, посвященные вопросам развития и воспитания детей.
Онлайн-школа «Как понять подростков?»
Онлайн-школа «Как понять подростков?» — это информационный ресурс для отцов, посвященный самому таинственному и одновременно трудному периоду в жизни ребёнка — подростковому возрасту. Здесь каждый отец найдёт ответы на волнующие его вопросы о здоровье, развитии и воспитании подростка, узнает, как сохранить теплоту и доверие в отношениях с тинейджером и уберечь его от опасностей, научится строить конструктивный диалог и разрешать конфликты. Онлайн-школа «Как понять подростков?» создана при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Подготовка специалистов
Презентация программы «Папа-школа»
Результаты работы
- Более 250 специалистов прошли подготовку по ведению программы «Папа-школа»
- Разработана серия «Папа книг» о развитии и воспитании детей
- Разработан методический комплект для проведения «Папа-школы»: руководство для ведущих, рабочая тетрадь участника
- Работает онлайн-школа для отцов «Как понять подростков?»
- Более 4000 человек ознакомились с материалами онлайн-школы «Как понять подростков?»
Источник: vd-spb.ru
Скоро у отцов будет свой капитал. Когда начнет действовать программа «отцовского капитала» и как она будет работать
Компенсации и пособия
Автор Екатерина Новицкая На чтение 6 мин Просмотров 5.4к. Опубликовано 25.06.2021
В 2021 году может заработать «отцовский капитал» — одна из наиболее ожидаемых россиянами программ. Законодатели посчитали несправедливым, что в России материально поддерживают только матерей и решили, что многодетные папы также заслужили собственный капитал.
Разбираемся в нюансах программы «отцовского капитала»: сколько получат многодетные отцы, когда заработает и на что можно будет потратить средства.
Что такое отцовский капитал
Отцовский капитал – это мера господдержки многодетных семей, направленная на стимулирование рождаемости.
При появлении первого и второго ребенка семьи получают материнский капитал, тогда как за третьего ребенка аналогичной меры поддержки не предусмотрено. Чтобы устранить указанный пробел, в России предложили новую программу материальной поддержки многодетных отцов – аналог материнского капитала.
Инициатива о внедрении отцовского капитала исходит от Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Кому положен отцовский капитал
Отцовский капитал планируют выдавать отцу после появления третьего ребенка в семье. Для получения права на отцовский капитал должно соблюдаться несколько условий:
- Все дети появились в одной семье (есть альтернативное предложение: учитывать всех рожденных и усыновленных детей в одной семье).
- Брак семьи официально зарегистрирован.
Получить отцовский капитал можно будет только один раз.
Размер отцовского капитала
Предполагается, что отцовский капитал будет дополнять материнский, а не заменять его. Конкретная сумма отцовского капитала пока не утверждена, так как еще необходимо определиться с направлениями его использования. Есть два предложения по сумме отцовского капитала:
- Установить его равным материнскому капиталу.
Справка. С 2020 года материнский капитал выдают семьям после появления первого ребенка. С 1 января 2021 года он вырос на 3,7% и составил 483,8 тыс. р. — на первого ребёнка и 639,4 тыс. рублей — на второго.
2. Сделать его выше материнского капитала. Согласно опросу ОНФ, проведенному среди многодетных семей, ожидаемая сумма отцовского капитала – 750 тыс.р.
Если программа будет реализована, семьи получат материнский капитал после появления первого или второго ребенка и отцовский капитал в размере 640 тыс.р. – за третьего. Суммарная выплата превысит 1,2 млн.р.
Куда потратить отцовский капитал
Ожидается, что направления использования отцовского капитала будут шире, чем — у материнского. Наиболее ожидаемыми способами потратить сертификат являются:
- покупка автомобиля (включая использование автокредитования);
- приобретение жилья (на собственные деньги или с помощью ипотеки).
Сохранятся и традиционные способы израсходовать отцовский капитал – направить его на увеличение пенсии или образование детей.
Но также предлагается внедрить новые направления расходования отцовского капитала, которые должны улучшить материальное положение многодетных семей и снизить их зависимость от пособий. Это:
- развитие сельского хозяйства, открытие КФХ и покупка сельхозтехники (комбайнов, тракторов и пр.);
- открытие своего бизнеса в форме ИП или ООО.
В каких регионах будет работать
Первоначально программа отцовского капитала начнет работать в пилотных регионах. Реализацию планируется начать с Дальнего Востока, Калининградской области, Севастополя и Крыма.
Далее программу планируется распространить другие регионы со сложной демографической ситуацией и в завершении — сделать отцовский капитал всероссийским проектом.
Кода начнет работать
Программа отцовского капитала пока находится в стадии инициативы и не рассматривалась Госдумой. Поэтому сложно назвать ориентировочные сроки, когда она начнет реализовываться в России.
Стоит отметить, что программу отцовского капитала предлагали уже несколько раз, но поддержку у законодателей она так и не нашла. Сдерживающим фактором является то, что проект потребует дополнительных инвестиций в размере до 2% от ВВП.
По отзывам разработчиков проекта, если в очередной раз программа отцовского капитала не получит одобрение федеральных властей, ее предложат регионам.
Нужен ли в России отцовский капитал?
Опросы общественного мнения положительно относятся к возможной реализации программы отцовского капитала. По опросам общественного мнения данную инициативу поддерживают более 74% россиян.
Стимулами к внедрению программы отцовского капитала могут стать:
- Сложная демографическая ситуация в стране – численность россиян продолжает сокращаться. Для естественного прироста рождаемости коэффициент рождаемости должен составлять 1,95-2 ребенка на женщину. Тогда как сейчас он находится на уровне 1,59.
- Исследования показывают, что обычно инициатива завести третьего ребенка исходит от отца. При этом отцы не получают никакой материальной поддержки.
- Возможность перераспределения финансовых потоков в пользу многодетных. Сейчас более 90% от общего объема финансирования идет на поддержку рождения первого и второго ребенка. Тогда как в странах с благоприятными демографическими показателями больше поддерживают именно многодетных – они получают свыше 40% от общего объема средств.
- Внедрение отцовского капитала будет стимулировать укрепление традиционной семьи, где дети проживают совместно с родителями.
При этом скептики отмечают на следующие недостатки отцовского капитала:
- Эффективность материального стимулирования рождаемости находится под вопросом.
- Отцы принимают мало участия в воспитании детей. Так, по опросам Superjob менее трети опрошенных отцов готовы взять отпуск по уходу за ребенком. По данным ФСС ежегодно мужчины оформляют 13 тыс. отпусков, а женщины – 700 тыс.
- Если программа будет реализована в предложенном виде, то из нее исключат семьи, где дети рождены не в одном браке, но живут одной семьей. А также те, где супруги долгое время проживали в гражданском браке, а потом заключили -официальный.
- Не понятно, будут ли выдавать отцовский капитал в случае развода. С учетом того, что дети в основном остаются жить с матерью, это было бы не совсем справедливо.
Альтернативный проект отцовского капитала
Еще один законопроект об отцовском капитале подготовил Минтруд. Он предполагает внесение изменений в закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Он предлагает расширить круг лиц, которые имеют право на дополнительные меры господдержки.
В случае одобрения законопроекта материнский капитал будет доступен мужчинам, которые сами воспитывают второго, третьего и последующих детей, рожденных с 2007 года. Сертификат они получат в случае:
- смерти матери;
- отсутствия у нее российского гражданства;
- лишения матери родительских прав.
Раньше отцам-одиночкам приходилось судиться за право на отцовский капитал. После принятия законопроекта оформить сертификат им будет проще.
- Проект отцовского капитала находится на стадии законодательной инициативы. Потенциальные сроки его принятия неизвестны.
- Ожидается, что сертификат будет выдаваться за третьего ребенка в семье отцу при условии официальной регистрации брака многодетной семьи.
- Если программа начнет действовать, сумма отцовского капитала будет соответствовать материнскому и составит 640 тыс.р. или больше.
- Направления использования отцовского капитала будут шире и семья сможет использовать его для покупки автомобиля, организации КФХ или собственного бизнеса.
Источник: ivprave.ru
Принцип прикладного анализа поведения
Прикладной анализ поведения (ПАП) — это тип терапии, который фокусируется на обучении определенному поведению с помощью вознаграждений. Данный вид терапии является одним из самых популярных методов лечения детей с аутизмом. ПАП-терапия помогает улучшить коммуникативные, социальные и обучающие навыки.
Определение
ПАП-терапия направлена на изменение и поощрение определенных форм поведения, особенно у детей с аутизмом. Это не “лекарство от аутизма”, но она может помочь людям улучшить и развить целый ряд навыков.
Данная форма терапии коренится в бихевиористских теориях. Они предполагают, что вознаграждение может увеличить или уменьшить вероятность того, что поведение изменится, когда подобное стечение обстоятельств повторится в будущем.
ПАП использует положительные вознаграждения, когда ребенок получает предмет или привилегию, если демонстрирует желаемое поведение. В предыдущие десятилетия, если ребенок не вел себя как полагается, ему грозило физическое наказание. Однако сейчас это встречается реже. Вместо этого ребенок может не получить вознаграждения, если не проявит желаемого поведения или навыка. Данная теория предполагает, что ребенок предпочтет демонстрировать желаемое поведение, чтобы получить вознаграждение.
Оценка
Первым шагом в терапии ПАП является обследование. Ребенок и его родители встретятся со специалистом — поведенческим аналитиком, который оценит потребности и цели ребенка с помощью серии вопросов и взаимодействий. После этой встречи аналитику придется адаптировать план лечения.
Построение взаимодействия
Первые несколько сеансов терапии ПАП будут сосредоточены на создании взаимодействий между поведенческим аналитиком и ребенком. Специалист проводит непосредственное время с ребенком или будет наблюдать за человеком, который работает с ребенком. За это время он познакомится с ребенком с точки зрения его симпатий и антипатий.
Работа над достижением целей
В зависимости от потребностей и целей ребенка, сеансы ПАП могут длиться от 1 часа до нескольких часов. Содержание каждого сеанса также будет зависеть от плана лечения ребенка, но поведенческий аналитик, скорее всего, будет сочетать следующие две техники:
Дискретное пробное обучение
Дискретное пробное обучение развивает навык и фокусируется на обучении его в пошаговом процессе. Это включает в себя три этапа: антецедент, поведение и заключение.
- Антецедент — это сигнал, который приводит к поведению.
- Поведение в данном случае — это реакция ребенка на сигнал.
- Заключение состоит в том, что происходит после реакции ребенка.
Если ребенок производит желаемый ответ, аналитик вознаградит его. Однако, если ребенок не дает соответствующего ответа, аналитик исправит его и не даст вознаграждения.
Обучение в естественной среде
Как только ребенок овладевает навыком с помощью дискретного пробного обучения, следующим этапом является обучение тому же навыку в естественной среде.
Например, если во время пробного обучения ребенок научился распознавать продукты по картинкам, обучение в естественной среде будет включать в себя поход на кухню, аналитик или родители попросят ребенка взять эти продукты. Этот процесс также использует подход антецедента, поведения и заключения.
Участие родителей
Специалист также предоставляет обучение и поддержку родителям ребенка. Это делается для того, чтобы у них был набор навыков для поддержания нового позитивного поведения ребенка и управления любыми сложными поведенческими проблемами.
Цель ПАП
Исследования, связанные с ПАП, первоначально были сосредоточены на детях-аутистах. Однако с тех пор терапия стала полезной формой терапии для других состояний, таких как:
- расстройство пищевого поведения
- синдром дефицита внимания и гиперактивности
- посттравматическое стрессовое расстройство
- паническое расстройство
- проблемы с гневом
- обсессивно-компульсивное расстройство
Исследования показывают , что дети-аутисты, которые занимаются высокоинтенсивной терапией ПАП в течение длительного периода времени, с большей вероятностью достигают личных целей лечения.
Несмотря на то, что исследование является многообещающим, важно отметить, что, как и в случае других видов терапии, ПАП-терапия может помочь одним, но другим нет.
Польза ПАП
Некоторые исследования были положительными относительно преимуществ терапии ПАП. Например , ученые считают, что терапия улучшает у детей с аутизмом:
- интеллектуальное функционирование
- развитие речи
- приобретение навыков повседневной жизни
Однако исследователи не знают, будет ли польза от ПАП-терапии в детском возрасте сохраняться на протяжении всей жизни. Тем не менее, краткосрочные результаты обнадеживают.
Риски
В научной статье от 2019 года ученые заявляют, что дети с аутизмом, которые невербальны или нуждаются в существенной поддержке, могут не получить пользы от терапии ПАП, и это может причинить им больше вреда, чем пользы.
Другое исследование , изучающее, почему родители прекратили терапию своих детей, утверждает, что многие бросили ее из-за того, что заметили симптомы психологической травмы после вмешательства.
Заключение
ПАП — это широко используемая терапия, помогающая детям с аутизмом развивать навыки и улучшать определенное поведение. Хотя ряд исследований показывают, что это может работать, другие исследования утверждают, что терапия может принести больше вреда, чем пользы.
В конечном счете, это зависит от родителей ребенка, чтобы решить, хотят ли они, чтобы их ребенок попробовал этот тип терапии. Однако эта форма терапии может принести пользу не каждому аутичному ребенку, поэтому важно прислушиваться к потребностям и эмоциям ребенка.
Врач невролог АО «СЗЦДМ», г. Санкт-Петербург
Редактор и автор статей.
Источник: medicalinsider.ru