Задача – это обоснованный набор последовательных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Задача учителя ил педагогическая задача, включает в себя:
- Цель (требования)
- Условия выполнения задач (то, что известно)
- Искомое (то, что неизвестно), сформированное в задании или вопросе
Поиск решения поставленной задачи представление собой определение неизвестных элементов, через те, которые известны.
Определение 2
Решение задачи – это достижение конкретного, искомого результата.
Решение профессиональных педагогических задач требует от человека обладания навыками общей логики по решению любых задач, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Логика решения задач учителем состоит в следующем:
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
- Понимание сути поставленной задачи – учитель должен ясно понимать задачу, известные и неизвестные компоненты, условия решения и т.д.
- Составление плана решения задачи – нахождение взаимосвязи между известными и неизвестными данными. В том случае, если учителем сразу установлена данная взаимосвязь, то для облегчения решения задачи могут быть выделены дополнительные (вспомогательные) задачи. В случае же, если взаимосвязь не удается установить, то необходимо вернуться к теории, тщательнее рассмотреть известные данные и ту область, к которой относится задача.
- Составление и постепенное осуществление плана решения поставленной педагогической задачи. Необходимо чтобы план был подробный, понятный, а каждый его шаг был ясен учителю.
- «Взгляд назад» — анализ полученного в ходе решения результата. Результат необходимо изучить, понять, все ли верно было сделано и насколько достоверны полученные данные.
Особенности педагогических задач учителя
Особенность педагогических задач, стоящих перед каждым учителем заключается в их объекте и субъекте.
ОБУЧЕНИЕ С УЧИТЕЛЕМ, ОБУЧЕНИЕ БЕЗ УЧИТЕЛЯ, ОБУЧЕНИЕ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ | ЗАДАЧИ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ
«Задача учителя »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
К объективным критериям педагогических задач относят:
- Масштабность задачи
- Количество условий (недостаточное или избыточное)
- Контекстность (возможность переноса решения в иные условия)
- Неоднозначность и вариативность решения
Замечание 1
К субъективным критериям педагогических задач относят: количество ресурсов, которые учитель затрачивает на решение задач (временные, психологические, информационные, методические, физические и т.д.).
Еще одной отличительной особенностью педагогической задачи является наличие следующих характеристик:
- Содержательная характеристика задачи учителя – это то, на чем построена задача, то есть используемый материал (факты, идеи, суждения, позиции и т.д.).
- Процессуальная характеристика педагогической задачи – определяет характер и последовательность действий, которые необходимо выполнить учителю для решения задачи.
- Контекстуальная характеристика педагогической задачи – указывает на то, с какой педагогической областью связана поставленная задача.
Немаловажной особенностью педагогической задачи учителя является наличие «продукта».
РОССИЙСКАЯ ШКОЛА: СМОГ БЫ ТЫ РАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ?
Определение 3
«Продукт» педагогической задачи – это определенные действия, суждения, отношения, информация, операция, оценка и форма поведения.
«Продукт» задачи может быть представлен в письменном, устном или графическом виде.
Замечание 2
Таким образом, задачи, стоящие перед учителем имеют свои характерные особенности, которые в первую очередь связаны с профессиональной педагогической деятельностью.
Основные задачи учителя
К основным задачам учителя относятся:
- Видеть учащегося в реализуемом образовательном процессе:
- Подбор показателей усвоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся
- Подбирать методический и диагностический инструментарий в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся
- Создавать и поддерживать у каждого учащегося мотивацию на обучение
- Систематически отслеживать образовательные результаты учащихся, своевременно выявлять и устранять пробелы.
- Организация эффективного образовательного процесса, направленного на достижение учащимися высоких образовательных результатов:
- Адекватный подбор технологий обучения в соответствии с поставленными образовательными целями, а также возможностями учащихся
- Своевременно оказывать необходимую педагогическую поддержку учащимся, имеющим проблемы с обучением
- Разработка и апробирование инновационных методов обучения, воспитания и педагогической поддержки учащихся
- Разработка и апробирование результативных оценочных процедур
- Установление эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса:
- Организация плодотворного сотрудничества между учащимися
- Использование разнообразных методов и средств коммуникации
- Обучение учащихся работать в команде
- Установление эффективного профессионального взаимодействия с коллегами, для решения профессиональных задач
- Разработка, проектирование и внедрение разнообразных технологий и форм взаимодействия с родителями (опекунами) учащихся, администрацией школы и иными общественными организациями
- Создание оптимальной образовательной среды в школе и ее использование ее возможностей:
- Использование в образовательном процессе инновационных технологий, информационных ресурсов
- Усиление педагогического воздействия на учащихся посредством использования возможностей дополнительного образования
- Формирование эффективной образовательной и развивающей среды в рамках образовательного учреждения
- Осуществление постоянного профессионального самообразования и самосовершенствования:
- Анализ реализуемой педагогической деятельности
- Выбор адекватных технологий самообразования
- Определение сферы профессиональных интересов
- Выявление и оперативное устранение профессиональных проблем
- Работа с информацией – умение ориентироваться в профессиональной методической и учебной литературе, грамотно подбирать учебники, по которым в дальнейшем будут выстраиваться образовательный процесс.
- Управление образовательным процессом и профессиональной деятельностью:
- Эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов (время, пространство и т.д.)
- Организация ежедневной педагогической практики и ее развитие
- Обеспечение необходимой дисциплины учащихся
- Адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.
Источник: spravochnick.ru
Задание № 3. Беседа с учителем по предмету Вашей специальности.
А) Вам необходимо побеседовать с учителем по Вашему предмету преподавания и получить нужную для себя информацию о программах, учебниках, по которым работает учитель, о применяемых им технологиях, методах. В беседе с учителем выясните:
1. По каким программам и учебным планам работает учитель данного класса, какие учебные комплексы он использует? ________________________________________________________________________________________________
2. Ознакомьтесь с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. Сколько часов в неделю в различных классах выделяется на изучение Вашего предмета? ___________________________________________________
3. Ознакомьтесь с программой по Вашему предмету. Выявите решаемые учителем задачи при изучении предмета. ___
4. На какие особенности содержания предмета учитель опирается при выборе методов обучения? __________________
5. На какие особенности класса и отдельных учеников учитель опирается при выборе форм и методов обучения? ____
6. Как учитель готовится к урокам? Составьте алгоритм действий учителя в процессе его подготовки к уроку. _______
7. Ознакомьтесь с планами уроков учителя. Какие цели ставит учитель? _______________________________________
8. Ознакомьтесь с системой контроля знаний и умений. Какие формы и методы контроля предпочитает учитель? Как осуществляется их оптимальный выбор? ________________________________________________________________
9. Ознакомьтесь с дидактическими материалами, используемыми учителем в процессе контроля (тестовые задания, тексты контрольных работ и т.п.). Приведите примеры. _________________________________________________
10. Проанализируйте полученные сведения. Что Вам необходимо учесть в своей работе в качестве практиканта? _____
Б) Вы ознакомились с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. На основе календарно-тематического плана работы и по согласованию с учителем, определите какие уроки (не менее 6 уроков) будете проводить Вы в период педагогической практики.
Заполняйте таблицу по мере проведения уроков.
Дата | Тема урока | Число часов | Оценка и подпись учителя |
Замечания учителя по проведенным урокам.
1-ый урок: ____________________________________________________________________________________________
2-ой урок: _______________________________________________________________________________________и т.д.
Баллы за задание № 3
Оценивается полнота описания по приведенной схеме (часть А) и оценки, выставленные учителем, за проведенные уроки (часть Б).
Максимальное количество баллов – 20.
Методист по предмету ________________________________________________________________________________
количество баллов подпись
Задание № 4. Анализ проведенного урока
Проанализируйте один из проведенных Вами уроков письменно по нижеследующей схеме (конспект этого урока и его анализ оформить на отдельных листах и вложить в Дневник).
Схема самоанализа и анализа урока
I. Тема урока.
II. Обоснование целей урока.
1) Краткая характеристика класса (обученность и обучаемость; мотивация и познавательные интересы; сформированность познавательных умений; дифференцированность класса).
2) Характеристика учебного материала (научность изучаемого материала, степень его сложности, направленность на формирование ценностных ориентаций).
3) Материально-техническая база кабинета.
4) Индивидуальные особенности учителя.
III. Обоснование отбора содержания и выбора методов и форм работы и структуры урока (аргументируйте):
– соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
– соответствие выбранных методов и приемов целям урока, содержанию учебного материала;
– учет особенностей класса и индивидуальных особенностей учащихся;
– соответствие структуры урока целям; тип урока.
IV. Анализ организации учебно-воспитательной работы на уроке.
1) Организация начала урока:
– умение овладеть вниманием класса;
– предъявление требований классу;
– сообщение темы урока и постановка учебных задач.
2) Организация учебной работы учащихся: эффективность применения методов и приемов; доступность.
3) Реализация индивидуального и дифференцированного подхода.
V. Формирование познавательной деятельности учащихся.
1) Формирование познавательных умений:
– обучение анализу и планированию своей деятельности;
– обучение работе с учебным текстом;
– активизация познавательных процессов учащихся (стимулирование произвольного внимания, актуализация процессов памяти, работа над развитием мышления).
2) Деятельность учащихся на уроке:
– активность класса и отдельных учащихся;
– заинтересованность учащихся материалом урока;
– дисциплинированность и организованность учащихся;
– отношение учащихся к уроку (позитивное, нейтральное, негативное).
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 516 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Общее количество баллов по педагогике
Вам необходимо побеседовать с методистом по предмету, учителем по Вашему предмету преподавания и получить нужную для себя информацию о программах, учебниках, по которым работает учитель, о применяемых им технологиях, методах. В беседе с учителем выясните:
1. По каким программам и учебным планам работает учитель данного класса, какие учебные комплексы он использует? __________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Ознакомьтесь с программой по Вашему предмету. Выявите решаемые учителем задачи при изучении предмета.
___________________________________________________________________________________________________
2. Ознакомьтесь с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. Сколько часов в неделю в различных классах выделяется на изучение Вашего предмета?
Вставить план на четверть (или триместр) для прикрепленных классов.
4. Ознакомьтесь с материальной базой образовательного учреждения для занятий физической культурой. Какие спортивные сооружения есть в школе и чем они оборудованы?
4.1. Опишите имеющийся в школе спортивный инвентарь.
4.2. Какие спортивные сооружения есть на участке школы и её спортивной зоны, и чем они оборудованы?
1. Размещение земельного участка школы и ее спортивной
зоны:
а) по отношению к окружающим зданиям (расстояние) __________
б) по отношению к промышленным объектам (расстояние, роза
в) по отношению к транспорту (расстояние) ____________________
2. Площадь участка _________________________________________
3. Наличие спортивной зоны и ее составные части (в м)
— длина и ширина футбольного поля, покрытие, ориентация по
сторонам света, безопасная зона ______________________________
— беговая дорожка, расположение, длина, ширина, безопасная
зона на старте, финише и с боков от дорожки, покрытие _________________________________________________
— сектор для прыжков в длину (длина, ширина ямы, безопасная
зона, наполнение, санитарное состояние) _______________________________________________________________
— сектор для метаний (размеры, покрытие, безопасная зона, заграждение) _____________________________________
— волейбольная площадка (размеры, покрытие, безопасная зона, оборудование, ориентация) _____________________
— баскетбольная площадка (размеры, оборудование, покрытие, безопасная зона) _______________________________
— площадка дня настольного тенниса (наличие, размеры) ___________________________________________________
— гимнастическая площадка (размеры, исправность оборудования, соответствие возрасту, безопасные зоны) __________________________________________________________________________________________________
a) турник _____________________________________________
b) брусья _______________________________________________
c) бревно _____________________________________________
d) лестница _____________________________________________
e) шведская стенка ______________________________________
4. Расстояние спортивной зоны от здания школы _________________
5. Наличие зелёных насаждений ______, ширина _____, длина _____, вид насаждений __________________________________________
Заключение о состоянии спортивной базы ________________________________________________________________
Рекомендации по оптимизации спортивной базы __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Познакомьтесь с медицинской характеристикой учащихся прикреплённых классов.
Список учащихся специальной медицинской группы учащихся прикреплённых классов
№ | Фамилия, имя | Нарушенная функциональная система | Противопоказания |
Примечание: Противопоказания см. в Приложении 4.
Учитывайте полученную информацию при разработке конспектов.
Задание №II.2. Планирование учебной работы и проведение уроков по предмету
1. Посетите уроки учителей физической культуры в прикрепленных классах.
Расписание уроков физической культуры в прикрепленных классах
Урок
День недели
2. Запишите в таблицу посещённые уроки.
Дата | Класс | Тема урока | Ф.И.О. проводившего урок | Подпись учителя |
Проанализируйте письменно по ниже следующей схеме два посещённых Вами урока физической культуры (один – в начальной школе, второй – в старших классах), проводимых учителем.
Схема анализа урока
1. Степень готовности учителя
— внешний вид учителя,
— состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).
2. Начало урока — его своевременность.
3. Проведение урока:
а) подготовительная часть (мин):
— организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);
— четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;
— правильность названия, объяснение упражнений с учетом возраста учащихся;
— умение четко и красиво показывать упражнения;
— выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;
— своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;
— работа по формированию осанки;
— соответствие нагрузки уровню подготовленности школьников;
— регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;
б) основная часть (мин):
— владение методом показа на уроке;
— использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;
— соответствие объяснения возрасту учащихся;
— взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, их соответствие целям и задачам урока;
— характеристика метода обучения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;
— использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы — учащихся на уроке физической культуры;
— образовательная ценность урока;
— современность и ценность указаний;
— привлечение учащихся к анализу своих движений;
— активизация познавательной деятельности класса;
— контроль за работой отделений (групп);
— соответствие нагрузки месту проведения, условиям уроки и особенностям занимающихся;
— учет внешних признаков утомления;
— оздоровительная ценность урока;
— умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;
— воспитательное значение игры;
— проверка и оценка знаний учащихся;
— организация текущего учета успеваемости;
— применение домашних заданий и их проверка;
в) заключительная часть (мин):
— соответствие заключительных упражнений содержаний урока;
— завершение урока, уход учащихся;
— своевременность окончания урока (причины задержки учащихся на перемену);
— воспитательная ценность урока.
4. Оценка и анализ деятельности обучающихся:
— степень интереса к уроку в целом и к упражнениям;
— исполнение учебной дисциплины (с указанием причин ее нарушения);
— отношение к учителю и уроку;
— выполнение указаний и распоряжений учителя;
— проявление познавательной активности, сознательности, инициативности;
— выполнение обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников учителя, спортивных судей.
5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:
— руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность; манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений);
— внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);
— речь (командный голос, правильность команд);
— взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодействием с коллективом класса, педагогический такт);
— индивидуальный подход к учащимся (активным, пассивным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим);
— проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);
— умение использовать на уроке методы нравственного воспитания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;
— работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время урока;
— установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).
6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю вы-
полнить задачи и достичь цели урока).
Анализ урока № 1
Физической культуры
Дата проведения ______________________ класс __________
Урок провел: ______________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Место проведения: ____________________________
Количество учащихся по списку: _________
Присутствовало на уроке: м. _____ д. _______
Номер урока по расписанию ________
3. Посетите уроки учителей физической культуры в прикрепленных классах и проведите хронометраж. Запишите в таблицу посещённое занятие.
Дата | Класс | Тема урока | Ф.И.О. проводившего урок | Подпись учителя |
Проведите по предлагаемому образцу хронометраж двух уроков физической культуры (один – в начальной школе, второй – в старших классах), проводимых учителями. Подсчитайте общую и моторную плотность уроков, сделайте выводы об их соответствии нормам.
Протокол № 1
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы
lektsia.com 2007 — 2023 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь
Источник: lektsia.com