Отзывы учителей о программе занкова

“Мало кто из людей среднего поколения добрым словом вспоминает школу. Все в ней было неинтересно, формально, скучно. Даже к гениальным произведениям русской литературы в школе умудрялись привить если не ненависть, то отвращение точно. Современным школьникам, которые учатся по системе Л.В. Занкова, такое не грозит.

Система, развивающая все творческие способности ребенка, превращающая учебу в увлекательное занятие, а посещение школы в постоянный праздник, просто “обречена” на успех. Сейчас занковцы готовятся к переходу на четырехлетнее начальное обучение. Каждая школьная реформа влечет за собой множество проблем – как учить по-новому? По каким учебникам? Чему. Федеральный научно-методический центр Занкова все эти проблемы уже решил…”

Спасибо товарищу Занкову.
Читая эти вдохновенные строки на сайте одного из крупных российских издательств, невольно вспоминаешь один из романов Сергея Довлатова. Его герой – журналист, в далекие 70-е годы получивший задание написать праздничную передовицу о рождении 400-тысячного жителя Таллина, помнится, назвал свою статью “Человек, обреченный на счастье”. С тех пор в Советском Союзе изменилось многое, включая название и размеры самого государства, но наши дети, похоже, до сих пор “обречены” рождаться счастливыми. Еще бы, ведь вокруг по-прежнему находится столько желающих их осчастливить.

Теория и практика реализации дидактической системы Л.В. Занкова


В сфере образования самые известные из них гордо называют себя “занковцами”. Эта весьма деятельная группа педагогов и психологов, ученых и чиновников, журналистов и издателей за последние десять-двенадцать лет сумела отвоевать в российской начальной школе довольно значительное место для своей методики.

Собственно, речь идет даже не о методике, а о целой “системе развивающего обучения”. По такой системе, как можно узнать из статей, размещенных на том же сайте, уже в 1998-1999 году обучалось около трети младших школьников. С тех пор “занковцы” значительно укрепили свои позиции.

Их система не только признана Министерством образования “в качестве государственной наряду с традиционной” (такая формулировка, кстати, выглядит весьма странной), но и обросла рекомендованными тем же министерством учебниками и учебными пособиями. По некоторым данным, “развивающие книжки” занимают сегодня до 30% рынка учебной литературы (заметим, не самой дешевой). Что же касается “низового” местного уровня внедрения “развивающей системы”, то практика показывает, что сегодня даже в самой нищей школе самой глухой провинции, как правило, работают один, а то и два “занковских класса”.
Автор этих строк лично присутствовал на методической конференции в районном отделе образования одной из областей Центральной России, где начальство обращалось к учителям буквально с такими словами:
– Ну что же это за инертность такая! Вся страна давно применяет новые, прогрессивные методы развивающего обучения, а мы не чешемся. В соседнем районе некоторые школы уже сплошняком на занковскую систему переходят, а мы… Только пять занковских классов открыли в прошлом учебном году. Это же стыд!

Обзор учебников по русскому языку за 1 класс (система Занкова)


Существует, правда, и другая точка зрения. Так, доцент Алтайского государственного университета Любовь Парубченко в одной из публикаций характеризует теорию развивающего обучения как “бестолковую и несостоятельную” и даже прямо называет ее “элементарным обманом” (см. “УГ” N 19, 2000). “Лишите эту систему привилегий, создающих вокруг нее ложный ореол престижности, и все встанет на свои места”, – пишет она.
Что же представляет собой “занковская система” на самом деле? Как, кем и для чего она создавалась?

От проблемы к системе
Начнем с биографии ее создателя, Леонида Владимировича Занкова, столетие со дня рождения которого российская педагогическая общественность отмечает в этом году. За свою долгую жизнь этот выдающийся психолог и педагог прошел путь от заведующего подмосковной детской колонией “Островня” до действительного члена Академии педагогических наук СССР.

Сын русского офицера и ученик опального психолога Выготского, Занков сумел не только уцелеть в страшные сталинские годы, но и достиг довольно серьезных научных успехов в исследовании психики и особенностей обучения аномальных детей. Его по праву называют одним из основателей советской и мировой дефектологии (с 1944 по 1951 год он был и директором Института дефектологии). Между прочим, советские методики обучения инвалидов, а также детей с задержками в развитии, разработанные в 30-40-х годах при его непосредственном участии, до сих пор не утратили своей эффективности. Многие сегодняшние выпускники специнтернатов пишут грамотнее и считают легче, чем их измученные реформами сверстники.
Однако главным делом жизни Леонида Владимировича стало исследование проблем соотношения обучения и развития, вылившееся в разработку теории развивающего обучения. Долгое время находясь на посту заместителя директора НИИ теории и истории педагогики, он заведовал лабораторией экспериментальной дидактики, впоследствии переименованной в лабораторию проблем обучения и развития.

Начиная с 1957 года сотрудники лаборатории под его руководством поставили ряд серьезных экспериментов (в основном они проводились на базе 172-й московской школы), в ходе которых развитие учащихся ежедневно отслеживалось с помощью новейшей техники. Государство практически не финансировало занковский проект. Работали, как это было принято в те времена, “на голом энтузиазме”. Часто на закупку оборудования или обработку результатов эксперимента ученые и педагоги тратили свои личные деньги.
Анализ огромного фактического материала, проведенный коллективом Занкова, показал, что изменение обучения действительно меняет ход развития детей. Сегодня такой вывод покажется многим ничего не стоящей банальностью. Но надо понимать, что в то время любое, даже самое банальное положение в педагогической науке приходилось долгие годы доказывать, не только исходя из непосредственных наблюдений за учебным процессом, но и строго обобщая эти наблюдения в рамках той или иной научной концепции.
Занковская концепция “развивающего обучения”, потребовавшая от работы учителя начальных классов быстрого темпа и высокого уровня трудности, а также утвердившая ведущую роль теоретических знаний в 70-е годы, по существу явилась запоздалым триумфом тех самых “выготскианских педологических извращений в системе Наркомпроса”, разгромленных в начале 30-х. Триумфом тем более заслуженным, что теперь он основывался не только на гениальных догадках и ярких экспериментах, но и получил фундаментальное теоретическое обоснование.
Слабым местом “выготскианства” тем не менее оставался его элитарный характер. Добиваясь хороших, а иногда поразительных результатов в отдельных случаях, занковская методика буксовала в массовой школе. Дело было вовсе не в отборе “экспериментальных детей” (при советской власти об этом нельзя было даже заикнуться).

Читайте также:
Игровая программа на 1 мая название

Просто работа учителей-энтузиастов и ее результаты коренным образом отличались от результатов рядового выпускника педучилища, даже прошедшего специальную переподготовку. Массовое открытие факультетов начальных классов в педвузах, начавшееся в конце 70-х, тоже не смогло ничего изменить. Культурный уровень учителей начальной школы рос слишком медленно, массовое внедрение “инноваций”, само по себе требовавшее подготовки, в начале 90-х обернулось катастрофой образования.
Леонид Владимирович скончался в 1977 году. Незадолго до смерти он продиктовал ученикам научное завещание. Отмечая выдающиеся педагогические заслуги своих учителей Павлова и Выготского, он тем не менее опасался, смогут ли последователи верно понять их идеи и правильно продолжить работу. Время показало, что опасения были отнюдь не беспочвенны.

Источник: ug.ru

Заключение

При проведении эксперимента Л.В. Занков широко использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений.

На основе проведенных под руководством Л.В. Занкова исследований были получены следующие результаты:

— доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;

— выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а, преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;

— введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения;

— раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников;

— показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.

Важнейшим результатом этой работы явилось описание дидактических особенностей системы обучения, эффективной для общего развития школьников, и создание практических руководств для школы: программ, учебников, методических пособий.

Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность, до настоящего времени она остается недостаточно востребованной в школьной практике. В 60-70-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х — начале 90-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л.В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.

Заменить Л.В. Занкова нельзя, в опоре на его теоретико-практические исследования можно совершенствовать обучение в школе.

Система Л.В. Занкова интересна учителю и ученикам. Однако работать по ней учителю надо начинать лишь после основательного ее изучения, когда ему становится видны все ее преимущества. Затем необходимо поставить цель: обучая, не навреди.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслиться как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставиться цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему в школе нет «главных» и «неглавных» предметов.

Источник: studbooks.net

Развивающее пространство Занкова

Н.В. Нечаева

Н.В.Нечаева

Не так давно издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» получило исключительные права на издание и распространение всех учебников и учебных пособий, созданных в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ранее издававшихся Издательским домом «Федоров» и ООО «Развивающее обучение». После некоторого перерыва весь комплекс учебников по системе Л.В.

Занкова вошел в Федеральный перечень учебников. Мы поздравляем с этим важным событием всех авторов и учителей, которые работали по этой системе и беседуем с Наталией Васильевной Нечаевой, ветераном системы развивающего обучения Л.В. Занкова, автором курсов «Обучение грамоте» и «Русский язык».

– Системе Занкова более 60 лет. Как она отвечает вызовам нового времени?

– Новое время сформулировало новую образовательную цель – развитие личности.

Но еще в 1957 году Л.В. Занков начал психолого-педагогическое исследование «Соотношение обучения и развития», в ходе которого было доказано, что не всякое обучение развивает.

Тогда и был развернут беспрецедентный эксперимент (1200 классов во всех регионах СССР) по созданию такой образовательной системы, которая бы способствовала оптимальному общему развитию каждого ребенка, добавлю, с соблюдением обязательного условия: сохранением его здоровья.

Вы правильно посчитали: нам 62 года. Чуть меньше системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Этот возраст – наш плюс.

Потому что мы не только экспериментально доказали эффективность наших образовательных систем, но и подтвердили это длительной практикой в разных условиях жизни нашего государства и, соответственно, школы. Правильно говорят: меняются условия, но не меняются закономерности. В ходе эксперимента были выявлены закономерности, которые характеризуют развивающее обучение. Поэтому сейчас российское образование имеет, как минимум, две системы развивающего обучения, которые соответствуют вызовам нового времени.

Читайте также:
Как удалить имя программы из свойств файла

– Вы с такой гордостью это произнесли! А в соцсетях родители и учителя пишут и хотят вернуться назад в лучшую в мире советскую школу, т.е. в школу с традиционной системой обучения.

– Это было действительно хорошее образование для своего времени – для подготовки граждан к жизни в индустриальном обществе.

Гениальный Я.А. Коменский создал стройную педагогическую систему, соответствующую той культурно-исторической эпохе, которая ожидала от выпускников послушания, повторения, подражания. Напомню, это случилось более 450 лет назад.

Сейчас мы вступили в новую, информационную эпоху. Одной из ее характеристик называют постоянно меняющиеся условия. Очевидны бытовые примеры: телефоны, стиральные машины и т.п. И вряд ли уже нашим с Вами современникам удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Знакомая бухгалтер жаловалась, что каждый год что-то меняется в форме отчетности, нельзя сделать так, как делала в прошлом году.

Прибавьте к 2020 году поступления ребенка в школу одиннадцать лет и еще 5 лет обучения профессии, получится 2036 год! Мы не знаем, каких знаний и умений потребует новое время. Но мы уверены, что и тогда успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в неожиданной ситуации. Люди, которые со школьной скамьи впитали мысль о том, что образование – это путь длиною в жизнь.

Очень емко новые требования к выпускникам выражены в формуле «4К»: Креативность, Критическое мышление, Кооперация, Коммуникация. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту.

Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Понимает ли это общественность, я имею в виду родителей?

Зачастую – нет. Иначе не звучали бы пожелания: запишите моего ребенка в тот класс, где полегче. Нельзя облегченно развивать. Еще К.Д. Ушинский писал, что развитие – это преодоление трудностей.

Добавлю, не боясь тавтологии: преодолимых трудностей. Такие родители не думают о том, что именно школа закладывает те качества личности, которые помогут ребенку достойно жить в туманном будущем.

Разработчики системы Занкова все эти годы ищут наиболее продуктивные пути общего развития ребенка. И будут продолжать искать все педагоги, пока государству, миру необходимы будут именно такие выпускники, о качествах которых мы уже говорили.

– Вы назвали базовые понятия, которые характеризуют новое время: школа неопределенности, как ее называет А.Г. Асмолов, обучение всю жизнь и вошедшие в наш обиход «4К». Раскройте более подробно, какая система обучения, по вашему мнению, соответствует этим вызовам?

– Именно система обучения, я подчеркиваю слово «система», которая сответствует новой цели обучения, может служить ее достижению. Важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т.е. целесообразность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы.

Л.В. Занков выстроил психолого-педагогическую систему, используя терминологию Я.А. Коменского: цель – задача – дидактические принципы – методика и т.д. Однако по своему содержанию они подчинены другой цели обучения: достижению оптимального общего развития каждого ребенка. Оптимального – для каждого конкретного ребенка.

Понимание общего развития коррелирует с универсальными учебными действиями, названными во ФГОС: развитие интеллекта (познавательные УУД), воли (регулятивные УУД), чувств, нравственных представлений (личностные и коммуникативные УУД). Задача обучения: представить широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства. В ходе эксперимента были сформулированы дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперед быстрым темпом, осознание процесса учения, целенаправленная, систематическая работа над общим развитием всех учащихся. Названы типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), которые обеспечивают целостность методике обучения, построенной на деятельностной основе. Разработка УМК на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы создает единую педагогическую среду, в которой живет и развивается ребенок.

Идеи развития прослеживаются у великих мыслителей и педагогов от Конфуция до наших дней. Так что развивающее обучение взращивалось не на пустом месте.

К сожалению, понятие «дидактика» постепенно уходит из педагогической лексики. Чаще употребляется просто слово «принципы». Какие? Например, называют принцип развития и рядом принцип доступности. Как их можно совместить?

Доступность будет тормозить развитие. Как при доступности мы сможем забегать вперед развития, осуществлять обучение не на актуальном уровне, а в зоне ближайшего развития ребенка? А ведь именно на этих психологических позициях Л.С. Выготского выстроены ФГОСы и система Л.В. Занкова.

Если с методологического уровня разработки УМК начинается такая неразбериха, то о какой системности можно говорить?

– Покажите на конкретных примерах, как в системе Занкова создаются условия для поисковой деятельности учеников.

– Поисковая самостоятельная деятельность, связанная с эмоциями и переживаниями, умением действовать в новой ситуации – это суть системы развивающего обучения. Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях. Приведу пример задания, требующего выбора нескольких правильных ответов.

В учебнике по математике (1-й класс) даны четыре рисунка: на первом – джинсы одного цвета, на втором – разная одежда разных цветов, на третьем – разные инструменты разных цветов, на четвертом – уже другая одежда, и тоже разных цветов. На четвертом рисунке четыре предмета, на других по три. Вопрос: какой рисунок лишний?

Чтобы выполнить задание, ученики должны осуществить многоаспектный анализ рисунков по разным, самостоятельно найденным основаниям: по смыслу и по количеству, и найти четыре разных варианта решения задания.

Читайте также:
Я не могу зайти в программу Steam

В то же время у нас есть и традиционное, всем надоевшее задание в русском языке «Вставь пропущенные буквы», например: Мы ед_м и ед_м.

– Понятна разница. Здесь, по-моему, тоже четыре варианта.

– Да. И здесь дети ищут варианты решения задания. Приведу еще часть задания с недостающими данными из азбуки. В азбуке оно сопровождается рисунками: «Составь слова из букв РЛМН». Следующие вопросы задаются только в том случае, если первоклассники не понимают, почему не составляются слова. «У тебя не получилось? Почему? А теперь составь слова из букв УЛНА.

Какой вывод ты сделаешь? Позови: мама, Ира, Ирина. На сколько частей распалось каждое слово?» О потенциале наших учеников говорит тот факт, что они составляли не только слово «луна», но слово «улан». В данном случае ученики осуществляют учебное исследование, в результате которого они начинают понимать, что такое слог и что его существенным признаком является наличие гласного. К правильным выводам его подводит проблемное задание, столкновение с незнанием, анализ содержания задания, привлечение изученного.

Кроме того, в учебниках представлены задания с избыточными данными, задания, в которых ребенок сталкивается с незнанием или новым способом использования известного и др. Это система проблемных заданий, которая практикуется во всех учебниках. При их выполнении ребенок сам находит варианты ответа, переключаясь с одного аспекта анализа на другой, каждое следующее умственное действие как бы вступает в противоречие с предыдущим. Образуется система научных понятий, которую формирует сам ребенок в совместной деятельности с одноклассниками под руководством учителя и учебника.

В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению.

В случае необходимости учитель оказывает разные меры помощи: от намекающей до прямой. В этом и есть реализация дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

В то же время поиск способа решения учебной проблемы требует адекватной коммуникации, рождает эмоциональное переживание, которое наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний – типическое методическое свойство многозначности.

Вернемся к примеру про слог.

Обычно слогоделение авторы других программ дают в самом начале азбуки или букваря. Различать слоги они рекомендуют при помощи, например, хлопков, а сведения о существенном признаке слога – гласном – дают позже. При таком структурировании материала отпадает какая-либо возможность для поисковой деятельности детей.

Знание дается в прямом виде на бытовом уровне.

– Это действительно так?

– Именно так. Я и хотела показать этим примером, что значит руководствоваться или не руководствоваться педагогической системой при разработке учебников. В нашей системе дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний заставляет автора вначале ввести различение «гласные – согласные», используя сравнение их произнесения, и только после того как дети привыкнут их слышать, он может создавать вполне реальную ситуацию по открытию ими нового знания – слог.

– Но это же очевидно.

В осмыслении учениками взаимосвязей между программным материалом мы видим страховку от их перегрузки. Этому же способствует и переосмысление ими ранее добытых фактов и установленных закономерностей на новом материале.

– В чем Вы видите перспективы развития системы? Как Вы готовите учителей к работе над развитием школьников?

– Система, способствующая развитию каждого ребенка, должна быть развивающейся, это очевидно. Считая, что дидактическая система Занкова доказала и продолжает доказывать свою жизнеспособность, мы сосредоточились на поиске путей индивидуализации обучения посредством методической системы: чему учим, как учим. Но решать эту проблему можно только во взаимодействии с разработчиками смежных наук: психологами, физиологами, дефектологами. В содружестве с такими специалистами вызрела и будет совершенствоваться наша система обучения. Мы еще очень плохо знаем ребенка, которого учим, а это знание во многом зависит, повторю, от смежников.

В нашем разговоре я акцентировала внимание на психолого-педагогической системе развивающего обучения и лишь вскользь сказала о главном его условии, которое Леонид Владимирович выразил так: «Самое главное в методике обучения – состояние души на уроке учителя и ученика». Еще в 60-е годы прошлого века Занков говорил о «созидающей силе эмоций», о чем так громко говорят сейчас. Первая глава его книги «Беседы с учителями», которая была издана в 27 странах, называется «Жизнь на уроке». А одна из теоретических книг названа «Дидактика и жизнь».

Именно с этих позиций – самочувствия ребенка в школе, атмосферы в классе, характера отношений: учитель-ученик-ученик-родители – мы начинаем учебные курсы с учителями. У нас вновь появились широкие возможности проводить курсы по переподготовке учителей в Москве, в регионах и с помощью вебинаров.

Как ни странно, за время нашего отсутствия в перечне учебников мы не потеряли не только наших учителей, но и наших зарубежных партнеров. Так, в Норвегии продолжают работать по нашему учебнику математики И.И. Аргинской и другие. Сейчас мы готовим семинар для норвежских учителей. Осенью в Бразилии была защищена диссертация на тему реализации типических свойств методической системы, открытых Л. В. Занковым.

Думаю, что мы встали на верный путь: через изучение ребенка и осмысление вызовов исторического времени – к совершенствованию системы, способствующей его общему развитию на базе знаний, умений и навыков.

Источник: tovievich.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru